История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

А. Ромин

ДЕНЬ ГНЕВА

Фантастика

ФАНТАСТЫ И КНИГИ

© Р. Арбитман, 1986

Новости киноэкрана (Саратов). - 1986. - 2. - С. ?

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2006

НАУЧНУЮ ФАНТАСТИКУ ЛЮБЯТ МНОГИЕ: одни – за острый сюжет, другие – за серьезность проблематики, третьи – за яркие предвидения и убедительные предостережения...

Тем не менее научно-фантастических кинофильмов выпускается сейчас так мало, и удачи в этом жанре столь редки, что каждую новую ленту любители фантастики заранее воспринимают скептически. Особенно это касается экранизаций. Не спасает и авторитет мастеров жанра НФ, к произведениям которых обращаются режиссеры. Непонятно, по какой причине хорошо известные нам книги на экране неузнаваемо преображаются – как правило, не в лучшую сторону. Может быть, иными режиссерами руководит желание «модернизировать» первоисточник? Досадно, если это так. Книги, «по мотивам» которых снимаются эти фильмы, достойны лучшей участи...

Все сказанное выше не относится к новому научно-фантастическому фильму «День гнева», снятому на киностудии им. Горького молодым режиссером Суламбеком Мамиловым. Картина поставлена по мотивам одного из самых известных рассказов писателя-фантаста Севера Гансовского «День гнева», и, хотя авторы в некоторых местах все же отступили от его канвы (о правомерности этих отступлений можно поспорить), им удалось донести основные идеи произведения. И, в первую очередь, главную из них: о необходимости соотношения разума и доброты.

Фильм снят красиво. Мы увидим живописные долины, буйную зелень леса, сверкающие брызги водопадов. Но журналист Бетли (Ю. Будрайтис) будет поражен странным несоответствием между красотой природы и гнетущим напряжением и страхом, которыми буквально пропитана вся атмосфера этого местечка. Провожатый журналиста лесничий Меллер (его играет А. Петренко) хмур и неразговорчив, его поведение загадочно. Фермеры в округе чем-то насмерть запуганы, отсиживаются в своих домиках, как в крепостях, смотрят затравленно и обреченно, их дети... Впрочем, дети ли? Недетский взгляд, огромная сила, холодная и какая-то даже ленивая жестокость – вот что их отличает.

Что же здесь происходит?

Ночью – лес, наполненный тревогой и воем, от которого леденит сердце, днем – жуткие происшествия, неподдающиеся доводам рассудка, искаженные лица местных жителей и слово «отарки», которое журналист слышит впервые (первый, кто попытается журналисту что-то объяснить, поплатится за это жизнью).

Разгадка оказывается страшнее, чем мы предполагаем. Отарки – «эверолюди», появившиеся в этой зоне благодаря опытам ученого Фидлера, – воплощение голого разума. Они обладают высокоразвитым интеллектом, прекрасные математики, а во всем остальном – хищные и опасные животные. Они охотятся на людей, убивают, похищают детей. Любые человеческие чувства им ни к чему, сострадание или гуманность начисто отсутствуют: они не запрограммированы. «Фантастика», – скажете вы. К сожалению, не совсем. В финальном эпизоде фильма мы оказываемся в зале суда. Профессора Фидлера, «создателя» отарков, спрашивают, ради чего был поставлен этот дикий эксперимент? Зачем огаркам производить ужасные опыты над детьми фермеров? В ответ – холодная тирада о грядущем «новом виде» людей, для которых единственной моралью будет целесообразность. Ненужное – уничтожить.

Не правда ли, нечто подобное в истории уже было? Бесноватый фюрер произносил бредовые речи о «новой расе», не отягощенной такими «химерами», как доброта и совесть. Хорошо отлаженная военная машина, на которую работали тысячи отнюдь не бесталанных ученых, несла смерть миллионам людей. Квалифицированные инженеры сооружали лагеря смерти. Дымились печи крематориев. И не отарки, а вполне обычные на вид люди – врачи в форме СС производили над живыми людьми в концлагерях свои бесчеловечные опыты... Созвучие имен ученого – преступника в фильме и нацистского фюрера – не простое совпадение, это осознанная параллель авторов картины.

Варварство изменило свое обличье, но не суть. И сегодня в западной печати нередко мелькают сообщения о тщательно засекреченных опытах спецслужб над людьми, их психикой, о попытках превратить людей в бездушных роботов. Звериный облик отарков в фильме – емкая метафора: потеря человечности человеком угрожает катастрофой, и нам, людям XX века, никогда не следует забывать об этом.

Знаменитая пьеса Бертольда Брехта «Карьера Артуро Уи», где речь идет об истоках фашизма, заканчивается словами: «Еще плодоносить способно чрево, которое вынашивало гада». Предостережение писателя имеет под собой все основания.

Фильм «День гнева», созданный в жанре социальной фантастики, призывает нас к бдительности.

А. РОМИН



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001