История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Анна Белошистая

НЕ ОТПУСКАЯ РУКИ...

СТАТЬИ О ФАНТАСТИКЕ

© Анна Белошистая, 1990

Уральский следопыт.- 1990.- 11.- С. 53 - 56.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001

На вопрос дочерей: "Ваше любимое занятие?" - Маркс отвечал: "Рыться в книгах".

Хочу спросить вас, читатель, когда вам в последний раз посчастливилось порыться в книгах, среди которых была надежда найти что-то по душе? Боюсь, вспомните вы совсем другое; как давились в озверелой очереди; как таскались с неподъемной макулатурой, карауля момент, когда появится талон на то, что вам хотелось бы приобрести; как заплатили 35 рублей за молдавское издание Крапивина в "договорных ценах"... или 25 за сказки братьев Гримм... и теперь вам страшно дать эту книгу в руки своему ребенку или (не дай бог!) его приятелю...

Два года прошло с тех пор, как я писала о катастрофическом состоянии вопроса о детском чтении вообще и о доступности (вернее, недоступности) для детей их любимого жанра - фантастики. Две толстые папки с письмами вручил мне редактор отдела фантастики "Уральского следопыта" - и я поняла, читая эти письма, что раз сказано "А", уже нельзя замолчать, надо говорить и делать "Б"!

Прежде всего, я хочу поблагодарить всех, кто нам написал, кто поддержал и, думаю, будет поддерживать нас и дальше. Спасибо всем! Теперь я убеждена: выбранный в мае, на "Аэлите", новый ВС КЛФ должен работать свой срок под девизом: "ДФС - быть!"

Если наша 25-томная "БСФ" стала образцом подобных сериалов для всего мира, пусть новая "Детская фантастическая серия" тоже станет таким образцом. А насколько эта затея реальна, зависит и от всех нас... Прежде чем привести список, получившийся в результате, мне хотелось бы объяснить, каких принципов мы придерживались при отборе.

Читая этот список, каждый из вас заметит, что в него вошли не всегда лучшие вещи того или иного писателя. Это произошло потому, что верхний возрастной предел читателя этой серии мы решили ограничить примерно 14-16 годами: к этому возрасту "сознательный читатель" уже, как правило, сформирован и дальше, как говорится, "пробьется" сам. Главная наша цель - помочь такому читателю сформироваться, а для этого нужно, чтобы более-менее соответствующие возрасту книги попадали в руки вовремя. (Все, конечно, относительно: один читает "Таинственный остров" в 7 лет, другой - в 12, а я, например, до сих пор с наслаждением перечитываю "Вини-Пуха"). Второе - это, конечно, проблема объема. Я тоже, как и многие из вас, не представляю себе книжной полки своих сыновей без "Одиссеи капитана Блада", без Оцеолы и Кожаного Чулка... Но ведь мы создаем ДФС! - и потому, хотя сердце и обливалось кровью, убрали и "Робинзона Крузо", и "Дочь Монтесумы", и всех перечисленных и неперечисленных выше... Хотя прекрасно понимаем, что ни книга из "Библиотеки приключений", ни "золотая рамка" практически никогда не попадут в руки нашему с вами ребенку.

Объем и без того получился внушительный. 70 томиков - это почти две книжные полки. При этом мы приняли сторону большинства читателей и теперь тоже считаем, что эти томики должны войти в каждый дом, где есть дети, и там остаться - детям детей, внукам... А это значит - тираж 5-6 миллионов. Да, цифры из области фантастики. Но "скупой платит дважды", а при сегодняшнем уровне духовности, интеллигентности, культуры советского человека экономия на детской книге приведет нас очень скоро к необходимости платить вдесятеро. Наука говорит, что генофонд нации можно загубить в течение трех-четырех поколений. Сколько надо поколений, чтобы полностью утратить культуру? Тем, кто родился в 70-м, сегодня двадцать: "поезд ушел". Тем, кто родился в 80-м, сегодня десять, это критическая точка, еще 3-5 лет, и этот "поезд" уйдет тоже... Два поколения. Сколько надо? Три? Поколение, родившееся в 90-х, будет третьим. Мы должны успеть. Это наши с вами дети и внуки!

Отбирая книги для ДФС, мы придерживались мнения, что книга для ребенка не должна обязательно быть источником информации. Главное - она должна нести максимально возможный эмоциональный заряд. Давая все новую и новую информацию, мы крадем у ребенка время, отведенное ему природой для игры и естественного процесса познания жизни. Малыш познает жизнь через игру, и этой игре ("ролевой игре", как называют ее психологи) учит ребенка не только окружающая его действительность, но в большой мере книга. Вспомните детство, читатель, - мы с вами играли не только в доктора, продавца или летчика, но в Ивана Царевича и Кащея Бессмертного, в Робин Гуда и Чингачгука...

Эти игры давали нам возможность придумывать самим массу невероятных, пусть и воображаемых приключений. Но помните?! - всем хочется быть благородными разбойниками, спасать, защищать, а если казнить, то по справедливости... А заметили вы, что сегодня дети не играют в литературных героев? Вообще не играют! Даже малыши 5-7 лет! Наши дети даже в игре, в воображении не тренируются в совершении нравственных поступков, благородных, милосердных, щедрых поступков. А часто ли в жизни встречается им ситуация, где можно проявить эти качества?

Между тем, навык вырабатывается путем многократного повторения. Но как может выработаться "навык" нравственности без тренировки оной даже в воображении?! Именно поэтому мы настаиваем на большом тираже и качественном исполнении ДФС - эти книги должны выдерживать многократное прочтение не самыми бережливыми читателями. Это совершенно необходимо, иначе возникает проблема типа "Учебник".

Те, у кого есть дети-школьники, знакомы с этой проблемой более чем близко: когда дома нет учебника - нет и возможности что-то повторить, вернуться к пройденному, осмыслить с точки зрения новых знаний. Но ведь художественная книга - это тоже учебник, учебник нравственности.

У каждого есть любимые книги, которые он может перечитывать и пять, и десять раз. По-настоящему глубокая книга от этого только выигрывает, как и читающий ее: каждое такое прочтение высвечивает какую-то новую, ранее не замеченную грань. Да и просто чтение любимой книги доставляет вам удовольствие, радость, не так ли? Почему лишены этой радости наши дети? Если у вас, читатель, есть ребятишки, вы наверное заметили, что малыш готов слушать одну и ту же сказку чуть не каждый день неделю и две подряд, а через месяц, другой - снова: хоть из ваших уст, хоть с пластинки. Это характерная особенность не только маленького ребенка, но и подростка.

Лишая малыша возможности перечитывать любимые книги, мы рубим сук, на который нам так хочется сесть, мы отбиваем у него желание сознательного чтения.

Человек, которого кормят чем попало, а не тем, что он любит, вряд ли будет испытывать удовольствие от этого процесса. Вынудив ребенка читать то, что случайно попадает в руки, лишив его возможности выбора (а в условиях вопиющей нищеты наших библиотек слова "свободный выбор" звучат почти издевательски), мы не имеем права рассчитывать на то, что из него вырастет ЧИТАТЕЛЬ!

Сегодня даже авторы программ и школьных учебников вынуждены признать, что школа с задачей воспитания ЧИТАТЕЛЯ не справилась и не справляется. Школьный курс литературы способен напрочь отбить желание читать даже у первоклассника (загляните в "Книгу для чтения" или учебник по русскому языку для первого класса).

Сегодня наши дети смотрят телевизор и ходят в кино с большей охотой, чем в библиотеку. Это закономерно. Кино, телевизор, видео с лихвой покрывают недостаток качества широкой информативностью, звуком, цветом, движением. И даже тут, обратите внимание, понравившийся фильм подросток может смотреть и десять раз, а один и тот же мультик малыш смотрит столько раз, сколько покажут. Почему? Да потому, что ребенок не только и не столько смотрит знакомый фильм, сколько переживает его: мысленно отождествляя себя с героем, живет там, в той жизни, совершает те поступки - сам. Именно поэтому любимый сюжет подростка - авантюрный. Он более всего соответствует состоянию психики в этом возрасте: резкие колебания настроения, жажда самостоятельности, жажда деятельности и полная невозможность реального воплощения всего этого...

Этими вопросами занимался советский литературовед М. М. Бахтин. Он писал, что в авантюрном сюжете взаимосвязи действующих лиц и событий, участниками которых они являются, не предопределены и не ограничены социальным миром с его жесткими закономерностями.

Про авантюрного героя нельзя однозначно сказать: кто он? У него нет твердых социально-типических и индивидуально-характерологических качеств, из которых слагался бы устойчивый абрис его характера. С ним все может статься, и он всяким может стать. Он - прямая противоположность героя реалистического, семейного или биографического романа, ибо полностью исключает из своей жизни социальное благообразие. Человечность авантюрного героя не конкретизирована ни социально, ни классово, ни сословно...

С помощью таких жанровых ограничений, влекущих за собою известные потери, достигается захватывающий интерес повествования, завлекательность коллизий, вводится исключительность в гущу повседневности, выражается демократическая симпатия ко всем униженным и оскорбленным, всем слабым мира сего.

Такой сюжет и такой герой - бальзам на душу ребенка, мечущуюся и израненную столкновениями с острыми гранями реальности. Авантюрный роман позволяет сохранять в себе и лелеять дух человечности, минуя хитросплетения социальных и культурных учреждений, "правил поведения" классовых и семейных отношений. Самая острая потребность в подобной нише у подростка, поскольку он жестче, определеннее привязан к социальной реальности, сразу освоить которую в должном объеме и с взрослой рассудительностью ему просто не под силу.

Однако авантюрный герой, как правило, лишен и четких нравственных рамок, что только усиливает его привлекательность для подростка. Мы учитывали и это: составляя списки книг для 8-12 и 12-14 лет, мы постарались отобрать максимальное количество "авантюристов" с благородным уклоном. При этом, на наш взгляд, довольно удачно мы "вписали" в сериал и лучшие - доступные подростку - образцы лирической (О. Ларионова, Р. Янг...), психологической (А. и Б. Стругацкие, А. Громова, М. Анчаров...) и философской (Г. Гор, С. Вольф...) фантастики, не забыв и юмор (Г. Каттнер, Д. Пристли...), и пронзительно-чистую романтическую сказку самой высокой пробы (А. Грин, А. Сент-Экзюпери...). Заканчивая серию книгой И. Ефремова "Час Быка", мы сознательно "отрубаем" и "взрослых" Стругацких, и "Мастера и Маргариту", и "Игру в бисер", и многое-многое другое, то, что стояло в наших списках под рубрикой "от 16 и дальше"...

Дальше - сами!.. Мы берем за руку 2-3-летних и вводим их в мир дивный, необыкновенный и прекрасный. Десять лет мы будем идти рядом с ними, возвращаясь, когда понадобится, назад, останавливаясь в полюбившихся местах - вместе, не отпуская руки... И наконец, расстанемся, вручив им "Час Быка" - книгу-Кассандру, опередившую время на 20 лет, книгу, которая твердой рукой незабвенного Ивана Антоновича вводит человека в такое благополучное с виду "сегодня", на самом же деле - это страшное "позавчера", грозящее превратиться в еще более страшное "послезавтра". В этой книге ты должен разобраться сам. Иначе зачем мы десять лет неотступно были рядом с тобой, мы - книги с твоей полки, твои друзья, учителя, неизменные и не изменяющие никогда спутники и советчики?!

ДЕТСКАЯ ФАНТАСТИЧЕСКАЯ СЕРИЯ
Проект состава

    Раздел 1: от 2 до 10 лет

1. А. Пушкин. Сказка о золотом петушке; Сказка о мертвой царевне и семи богатырях; Сказка о царе Салтане.- К. Чуковский. Доктор Айболит (проза); Бибигон; Федорино горе; Тараканище; Телефон.

2. А. Волков. Волшебник Изумрудного города; Урфин Джюс и его деревянные солдаты; Семь подземных королей.

3. Д. Родари. Путешествие Голубой Стрелы; Торт в небе; Джельсомино в стране лжецов; Приключения Чиполлино.

4. Н. Носов. Приключения Незнайки и его друзей; Незнайка в Солнечном городе.

5. А. Толстой. Золотой ключик.- А. Линдгрен. Мио, мой Мио!

6. Э. Хогарт. Мафин и его веселые друзья.- Э. Успенский. Крокодил Гена и его друзья; Дядя Федор, пес и кот; Гарантийные человечки.- С. Прокофьева. Лоскутик и Облако.- О. Пройслер. Маленькая баба-яга.- Г. Остер. Зарядка для хвоста.- В. Аксенов. Сучдучок, в котором что-то стучит.- Е. Борисова. Спеши, пока горит свеча.- X. Андерсен. Дикие лебеди; Огниво; Русалочка; Гадкий утенок.

7. С. Лагерлеф. Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями.- Т. Габбе. Город мастеров.- М. Дрюон. Тисту - мальчик с зелеными пальцами.

8. Д. Крюс. Тим Талер, или Проданный смех.- Ю. Олеша. Три Толстяка.

9. Ю. Дружков. Приключения Карандаша и Самоделкина.- Я. Бжехва. Академия пана Кляксы.- В. Медведев. Баранкин, будь человеком! - С. Сахарнов. Гак и Буртик в стране бездельников.

10. Р.Киплинг. Маугли.- Ф. Зальтен. Бемби.- Т. Трункатов. Приключения Гука.

11. Я. Ларри. Приключения Карика и Вали.- Д. Свифт. Путешествия Гулливера (адаптированный вариант).

12. М. Метерлинк. Синяя птица.- Л. Кэрролл. Алиса в Стране чудес.- П. Трэверс. Мэри Поппинс.

13. Т. Янсон. Муми-тролль и комета.- Л. Керн. Фердинанд Великолепный.- Э. Распэ. Приключения барона Мюнхгаузена.- Д. Барри. Питер Пэн и Венди.

14. В. Каверин. Сказки.- Ю. Томин. Шел по городу волшебник.- Л. Лагин. Старик Хоттабыч.

15. Русские народные сказки.

16. Герои Эллады (адаптированный вариант).- Восточные, скандинавские, балтийские, западноевропейские сказки и легенды.

17. Американские, африканские, арабские сказки.

18. Ж. Монтейру Лобату. Орден Желтого Дятла.- Я. Корчак. Король Матиуш Первый.

    Раздел 2: от 10 до 12 лет

19. Ж. Рони. Борьба за огонь; Пещерный лев.- С. Каратов. Быстроногий Джар.- С. Писарев. Повесть о Манко Смелом.- Э. Шторх. Охотники на мамонтов.

20. М. Твен. Янки при дворе короля Артура.- Г. Гуревич. Мы из Солнечной системы.

21. Мифы Эллады, Египта, шумеров, Индии, библейские сказания.

22. А. Конан Дойл. Затерянный мир; Когда Земля вскрикнула; Маракотова бездна; Отравленный пояс.

23. В. Губарев. Королевство Кривых Зеркал; Путешествие на Утреннюю звезду.- В. Обручев. Плутония.

24. А. Ломм. Ночной Орел.- Е. Велтистов. Электроник - мальчик из чемодана; Глоток Солнца.

25. А. Беляев. Человек-амфибия; Голова профессора Доуэля; Ариэль.

26. Г. Мартынов. Звездоплаватели (трилогия).

27. Г. Адамов. Тайна двух океанов.

28. А. Казанцев. Пылающий остров.

29. К. Булычев. Последняя война; Перевал.

30. В. Брагин. В стране дремучих трав.- И. Давыдов. Я вернусь через 1000 лет.

31. Э. Берроуз. Романы о Тарзане; Дочь тысячи джеддаков.

32. Е. Войскунский, И. Лукодьянов. Плеск звездных морей.- Э. Нортон. Саргассы в космосе.- С. Ярославцев. Экспедиция в преисподнюю.

33. А. Грин. Алые паруса; Бегущая по волнам; Блистающий мир.

34. Ж. Верн. 20000 лье под водой; Таинственный остров.

35. А. Мирер. Дом скитальцев.- В. Мелентьев. Голубые люди Розовой земли.

36. Г. Мартынов. Каллисто; Кал-лиетяне.

37. Г. Уэллс. Война миров; Машина времени; Остров доктора Моро.

38. С. Снегов. Люди как боги (трилогия).

39. А. Шепиловский. На острие луча.- Г. Мартынов. Гианэя.

40. А. Абрамов, С. Абрамов. Всадники ниоткуда; Рай без памяти; Все дозволено.

41. О. Уайльд. Мальчик-звезда; Портрет Дориана Грэя; Кентервилльское привидение.- О. Бальзак. Шагреневая кожа.- Э. Гофман. Золотой горшок; Крошка Цахес.- А. Сент-Экзюпери. Маленький принц.

42. Д. Толкиен. Хранители (трилогия).

    Раздел 3: от 12 до 16 лет

43. Ф. Пол, С. Корнблат. Операция "Венера".- К. Саймак. Все живое; Необъятный двор.- Э. Рассел. Ниточка к сердцу; Небо, небо...- А. Азимов. Сердобольные стервятники.- Т. Старджон. Особая способность.- Р. Брэдбери. Будет ласковый дождь; Здесь могут водиться тигры.- И др. рассказы о ценности всего живого.

44. М. Анчаров. Сода-солнце; Голубая жилка Афродиты.- Л. Обухова. Лилит.- О. Ларионова. Планета, которая ничего не может дать; У моря, где край земли.

45. А. Толстой. Аэлита.- А. Громова. Мы одной крови - ты и я!

46. А. Шалимов. Цена бессмертия; Когда молчат экраны.- В. Невинский. Под одним солнцем.

47. К. Саймак. Заповедник гоблинов.- С. Другаль. Василиск; Рассказы.

48. А. Кларк. Лунная пыль; Остров дельфинов; Космическая Одиссея 2001 года.

49. В. Крапивин. В ночь большого прилива; Дети синего фламинго; Голубятня на желтой поляне.

50. А. Стругацкий, Б. Стругацкий. Путь на Амальтею; Страна багровых туч; Стажеры.

51. А. Стругацкий, Б. Стругацкий. Трудно быть богом; Обитаемый остров.

52. О. Ларионова. Леопард с вершины Килиманджаро; Чакра Кентавра; Где королевская охота; Соната ужа.

53. С. Лем. Магелланово облако; Непобедимый.

54. И. Ефремов. Туманность Андромеды; Сердце Змеи.

55. Р. Брэдбери. 451° по Фаренгейту; Марсианские хроники; Вино из одуванчиков.

56. В. Савченко. Открытие себя.- Г. Гор. Мальчик.- С. Вольф. Завтра утром, за чаем.

57. Сказочная фантастика: Р. Янг. Срубить дерево.- Г. Альтов. Легенды о звездных капитанах.- Р. Брэдбери. Смерть и дева; Апрельское колдовство.- У. Ле Гуин. Апрель в Париже; Ожерелье.- С. Комацу. Смерть Бикуни.- К. Саймак. Театр теней.- И др. рассказы.

58. Юмористическая фантастика: Д. Пристли. 31 июня.- К. Саймак. Прелесть.- Г. Каттнер. Рассказы о Хогбенах.

59. С. Павлов. "Лунная радуга" (дилогия).

60. А. Азимов. Я, робот; Конец Вечности; Стальные пещеры.

61. 3. Юрьев. Финансист на четвереньках; Белое снадобье.

62. Д. Уиндэм. День триффидов.- Д. Биленкин. Космический бог.

63. Р. Хайнлайн. Пасынки Вселенной; Зеленые холмы Земли.- Д. Уайт. Космический госпиталь.- Л. Альдани. Луна двадцати рук.- В. Михайлов. Исток; Ручей на Япете.

64. Е. Гуляковский. Сезон туманов.- С. Гансовский. Побег; Убить декабра и др. рассказы.

65. У. Ле Гуин. Планета изгнания.- С. Комацу. Гибель дракона.

66. Антология (герои - дети): А. Азимов. Уродливый мальчуган.- А. Бестер. Звездочка светлая, звездочка ранняя.- Р. Брэдбери. Все лето в один день; Улыбка.- И др. рассказы.

67. Э. Гамильтон. Звездные короли.- Г. Гаррисон. Неукротимая планета.

68. Ф. Карсак. Робинзоны космомоса; Львы Эльдорадо; Горы судьбы.

69. Произведения молодых советских фантастов.

70. И. Ефремов. Час Быка.

Итак, вы ознакомились с нашим списком, читатель. Не торопитесь браться за карандаш и вычеркивать. Кто-то не найдет в списке то, что предлагал лично он, кто-то сочтет лишним то, что внесли мы от себя... Дело в том, что мы тоже считаем себя профессиональными читателями: среди нас оказались и профессиональные литературоведы, и специалисты по детской психологии, и профессиональные педагоги. Кроме того, еще раз повторяем: мы исходили из определенных принципов и считаем, что сериал должен быть цельным по замыслу и назначению. Даже компоновка и порядок следования томов обдуман нами весьма тщательно, лишь из-за недостатка места мы не приводим здесь своих комментариев по этому поводу.

Предлагаем всем высказать свои соображения - по серии в целом, по отдельным томам. Адрес прежний: редакция "Уральского следопыта" (с обязательной пометкой на конверте: "ДФС").

С благодарностью примем все советы по поводу возможных художников к каждому тому, ведь детская книга для 2-7-летних невозможна без иллюстраций вообще. А кто представляет себе, например, "Обитаемый остров" без рисунков Макарова или барабанщиков Крапивина - без рисунков Стерлиговой?

И главное: ищем тех, кто чувствует, что может оказать конкретную помощь - советом, делом, установлением нужных контактов. Адрес для прямой связи: 183025, Мурманск-25, а/я 2371, "ДФС".

ОТ РЕДАКЦИИ

...Да, так что же все-таки произросло из нашего "семечка" - той прекрасной идеи, которая розно два года назад прозвучала со страниц "Уральского следопыта" в выступлении учителя из Мурманска А. Белошистой - активного фэна, члена ВС КЛФ (его детской секции)?

Семечко это, взлелеянное в парниковой - теплой, благожелательной - атмосфере фэндома, проросло, как видите, в юное стройное деревце под кодовым названием "ДФС" - с наметившимися уже семьюдесятью веточками и предполагаемыми на них плодами (томами будущего издания). И дело теперь вроде бы "всего лишь" за тем, чтобы пересадить это деревце в открытый грунт (т. е. найти столь же доброжелательное издательство или заинтересованную мощную организацию - скажем, Детский фонд), заручиться поддержкой опытных "садовников" от полиграфии, запастись впрок всеми требующимися "удобрениями" (в виде денежных инвестиций, объемов бумаги и т. п.)...

Утопия, скажете вы?

По нашим временам - отнюдь нет! Возможен же стал куда менее необходимый (если быть совершенно честными) нашему обществу 30-томник (!) советского детектива. А детектив переводный? Посмотрите, сколь победно он шествует по ненасытному нашему рынку: десятки (!!!) одновременных массовых изданий (среди них - пятитомник, трехтомник, много однотомников) лишь одной-единственной его представительницы, Агаты Кристи! А наконец, не слишком мудро (на наш взгляд) затеянные грандиозные безлимитные подписки на классиков, чьи книги вообще-то, вопреки иным утверждениям, можно найти едва ли не в любом букинистическом магазине?!

Не-ет, есть, конечно же, есть в стране и запасы бумаги, и мощные типографии, и спонсоры, способные поднять самое-самое капиталоемкое начинание - гарантирующее к тому же скорую и немалую прибыль!

Так что же, поверим в удачливость и пробивную силу нашего фэндома? Тем более, что ВС КЛФ и ВО КЛФ уже обратились с просьбой о помощи в издании ДФС к Детскому фонду...

Теперь важно не дать похоронить идею ДФС - и мы, в унисон с А. Белошистой, призываем: давайте же поддержим сообща эту идею! Все, кто кровно заинтересован в ее реализации,- не откладывайте наш журнал со скептической улыбкой, наберитесь мужества от отчаяния, напишите об этой своей заинтересованности в самые влиятельные организация (в Детский фонд прежде всего, да и в Общество книголюбов, и в вершащий все подобные дела Комитет по печати), в самые популярные органы информации (в "Книжное обозрение" в первую очередь ,- газету советских книголюбов)!

Поддержка нужна мощная - и по всем "фронтам"!..

А сейчас - чуть-чуть о другом.

Безусловно одобряя идею ДФС и уже во второй раз высвобождая для ее пропаганды дефицитную журнальную площадь, редакция "Уральского следопыта" - подчеркнем это - к формированию проекта серии никакого отношения до сих пор не имела: занималась этим делом исключительно детская секция ВС КЛФ. И хотя, по словам А. Белошистой, наличествовали при этом и профессиональные психологи, педагоги, литературоведы, - самое время всем нам серьезно присмотреться к тому, какие же плоды программируем мы в лелеемом нами деревце? Чтобы - как, скажем, в случае с выходящим сейчас 24-томником фантастики, - не обнаружить вдруг, что растет-то у нас - гм, не то или не совсем то, что задумывалось! Коррективы на ходу, конечно, возможны, да слишком ли они действенны - на полном-то ходу?

При подготовке материала А. Белошистой уже и у нас возник целый ряд вопросов.

Объединимы ли в принципе столь разнохарактерные вещи, как, скажем, в 20-м томе - "Янки..." М. Твена и "Мы из Солнечной системы" Г. Гуревича?

Не слишком ли хрестоматийны - и уже есть в каждой семье - одни произведения (сказки Пушкина и Чуковского, к примеру) и заслуживают ли 5-6-милпионного тиража абсолютно все другие?

Вообще - насколько уместно все же в данной серии столь большое количество сказок?

Не чересчур ли много антологий и всегда ли самоочевидны их тема и состав?

Не слишком ли мало книг последних десятилетий?

Не слишком ли тонки одни тома и неподъемно толсты другие?

Так ли уж целесообразно "разбрасывать" автора по разным томам, не лучше ли все-таки сосредоточить его творчество в одном томе, а ежели не вмещается - дать этот том в двух или даже трех полутомах (как это и практикуется в нашем книгоиздании)?

И, наконец, не остались ли за бортом абсолютно необходимые в данной серии книги?

Не пытаясь покамест вмешиваться и даже вникать в дела организационного характера, вот по этим вопросам - о содержательной стороне серии - просим вас, читатели, писать на адрес редакции.



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001