История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

С. Белый

ПОМЕЧТАЕМ О ПРОШЛОМ

ФАНТАСТЫ И КНИГИ

© С. Белый, 1999

Книжный клуб (Екатеринбург). - 1999. - 16-22 нояб. - ( 46 (163)).

Текст любезно предоставлен Е. Пермяковым, 2001

Звягинцев В. Андреевское братство. - М.: Изд-во "ЭКСМО-Пресс", 1999. - 640 с. (Абсолютное оружие).

Странная вещь - фантастика. Вроде и существует с давних времен, а по сию пору находится где-то вне общественного восприятия. Скажем, ту же поэзию в массе своей люди не понимают, однако считается, что сие - высокое искусство и для внутреннего употребления вполне годно. С фантастикой же начинается форменная путаница. Подобно демаркационной линии, она разделяет людей на романтиков и прагматиков, на людей, умеющих воображать несуществующее, и тех, кто живет, согласуясь с известными физическими законами, не пытаясь шагать ни вправо, ни влево. И речь здесь не о глупых или умных, отнюдь! Это скорее сфера умозрительных возможностей человека. Дураков же, смею думать, рассыпано в одинаковой степени всюду - как среди сугубо земных сограждан, так и среди существ, склонных к мысленным полетам.

Все мудрое является фантастикой, но не всякая фантастика является мудрой. Подобного рода силлогизмы еще более запутывают ситуацию, а иных любителей черно-белой определенности приводят прямо-таки в бешенство. Непонятное злит, хотя злиться-то надо прежде всего на себя. Мы ведь и о земном мало что знаем. Как происходит деление клетки, почему заболевший организм поднимает температуру - подобных вопросов можно перечислить тысячи, но вот с ответами наверняка выйдет заминка. А ведь это никакая не фантастика - наше с вами исконное! Скажу больше: самое грустное на свете - это вечная человеческая готовность к остановке. Учимся в школе, потому что заставляют учителя и родители, в институтах и университетах - примерно по тем же причинам. Позднее кое-как осваиваем профессию, и... Начинает экспотенциальный спад, скорость постижения мира сползает до нуля, мы ПРЕВРАЩАЕМСЯ в обывателей. Поэтому что бы ни говорили про реалистическую литературу, все-таки хочется сказать доброе слово в пользу тех, кто способен воображением устремляться в неведомые дали.

Да здравствует ее величество Фантазия! Полезно вспомнить и то, что лучшие из писателей нет-нет, да и обращались к жанру фантастики - и Чехов, и Циолковский, и Искандер. Я не говорю уже о Свифте, Маркесе или Фурье. А о чем писал Кампанелла в своем "Городе солнца"? С утопий, вероятно, и начиналась фантастическая проза. Хотя я бы расширил понятие утопии. В будущее или в прошлое помещает автор своих героев - не в этом дело, дело в самих персонажах, так или иначе реагирующих на окружающее. В этом смысле добротная фантастика проще простого смыкается с серьезной литературой. Поэтому, будь у меня такие возможности, я бы упразднил жанровые разграничения, объявив их несерьезными и несущественными. Талант и труд - вот основные моменты, по которым следует оценивать произведение. И те же "Роковые яйца" Булгакова мало чего стоят, являясь для великого автора своеобразным литературным шлаком. Что поделать, и у великих не все золотое и бриллиантовое. При этом между его романами "Мастер и Маргарита" и "Белая гвардия" для меня принципиальных отличий нет, и вопрос, отчего поклонники второго произведения зачастую терпеть не могут первое, боюсь, останется для меня неразрешимой загадкой. Поэтому, не рискуя больше углубляться в классификационные дебри, повторю чужое высказывание: книжки всякие нужны, книжки всякие важны. Главное - попытаться обойтись без инквизиторских костров.

Ну, а под занавес - пару слов о книге Звягинцева "Андреевское братство". Вряд ли ее можно назвать шедевром, тем не менее она вполне уютна и читабельна. Придя с работы, в нее можно погрузиться, как в ванну с теплой водой, и спокойно себе бразгаться, в меру волнуясь и в меру переживая. Неторопливо и подробно автор живописует мир будущего, в котором за героем и его подругой устраивают охоту зомбированные создания. Все, что положено, здесь есть: и плазменные разрядники, и информатории, и кристаллофоны. Впрочем, поплескавшись в будущем, вы имеете возможность возвратиться в прошлое, где с той же размеренностью возобновятся приключения героев. Честно признаюсь, я "возвращаться" не стал - уснул на полпути, но после рассудил, что и это в какой-то степени благо. Нет димедрола, зато есть подобного рода книги, и докажите мне, что это плохо.

    Саша Белый



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001