История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Е.В. Харитонов (Н.А. Рисованный)

LITTLE NEMO IN SLUMBERLAND

Маленький Немо в Стране Снов

КОМИКСЫ

© Е.В. Харитонов (Н.А. Рисованный), 2003

Е.В. Харитонов (Н.А. Рисованный). Графическая проза. Путеводитель по миру комикса: (Фантастика и «экзотические приключения»).- Версия от 14.11.03.

Любезно предоставлено автором, 2003

Автор: Уинзор Мак-Кей (Winsor McCay).

Страна: США.

Публикатор: "New York Herald".

Год публикации: 1905-1926.

Жанр: фантастическая сказка.

Читатель вправе уличить меня в непоследовательности. Ведь во втором разделе, посвященном европейскому комиксу, я отдал приоритет в сфере фантастических историй итальянскому комиксу "Квадратино". А как же, скажете вы, "Малыш Немо" пионера комиксной Америки и мультипликатора Уинзора Мак-Кея (1867-1934)? Ведь он появился на пять лет раньше "Квадратино". Ну, если мы пустимся в дискуссии и объяснения относительно того, что понимать под "явной" и "неявной" фантастикой, мы уйдем так далеко, что вряд ли отыщем обратную дорогу. И все-таки, если упрощенно: в "Квадратино" абсурдисткий мир фантастики существует "наяву", он данность во вселенной комикса Антонио Рубино, мирообразующий фактор. Уинзор Мак-Кей же описывает фантастические путешествия (сказочно-волшебные, а иногда с налетом абсурда) мальчика Нэмо (к герою Жюля Верна даже косвенного отношения не имеет), которые тот совершает во сне. Хотя, должен сказать, граница между сном и явью у Мак-Кея постепенно стирается, и возникают вопросы: "Может быть, и не привиделись вовсе мальчику все эти странные люди, Принцесса и Морфис, может, и не сон это был?"...

Итак, поздравьте меня, я сам себя загнал в угол. А зачем, спросите вы? А чтобы другим не повадно было: голая теория и "соцсоревнование" за право быть Самым-Самым-Первым в искусстве до добра не дводят. Да и не только в искусстве. Самолет Жуковского ведь первым полетел, а воспевают почему-то братьев Райт...

Ну, а если серьезно: история о путешествиях мальчика в мир волшебных сновидений (аллюзии с кэрролловской Алисой очевидны) - прекрасный и новаторский комикс, изменивший судьбу жанра. Уинзор Мак-Кей вывел комикс на качественно новый уровень. Под его рукой графическая литература приобрела свой современный вид: Cartoons уступили место тонкой, декоративной, почти модернистской графике. "Малыш Нэмо" продемонстрировал, что комикс может быть не только серией смешных картинок, карикатур, но и серьезным искусством - как в плане изобразительной техники (именно Мак-Кей открыл главную особенность комикса - композицию листа), так и в содержательном отношении.



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001