История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

ЗАМКНУВШИЙ «ВЕЛИКОЕ КОЛЬЦО»

В апреле этого года исполнилось 80 лет со дня рождения И. А. Ефремова

ФАНТАСТЫ И КНИГИ

© 1987

Молодой дальневосточник (Хабаровск).- 1987.- ?.- С. 9.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2002

В "Энциклопедическом словаре" все более чем кратко: "Ефремов Иван Антонович (1907-1972), русский советский писатель, палеонтолог. Основатель тафономии. Лауреат Государственной премии СССР 1952 г. Научно-фантастические, приключенческие, социально-философские романы "Туманность Андромеды", (1957), "Лезвие бритвы" (1963)".

Об этом человеке можно написать роман. Рано остался без родителей, был воспитанником красноармейского полка, учился в петроградской мореходке, плавал по Каспию и Тихому океану... Европейский Север, где он раскапывал "кладбища" ископаемых земноводных, Центральная Монголия, Сибирь, Якутия, Приамурье - далеко не полная география его путешествий.

Он и сам хотел написать автобиографический роман. Не хватило времени. Наброски остались в письмах к читателям.

Стремление идти в жизни своим путем и доказывать свое - это осталось на всю жизнь. Не каждому дано создать новую науку, науку о том, где искать останки доисторических животных. Казалось, что уж проще: не там, где нам удобнее, а там, где происходили в древности мощные геологические процессы и природные катаклизмы, хотя эти места и находятся в просторах жаркой Монголии и вечно мерзлой Сибири. Но как трудно доходят иногда простые истины! Равно как и, например, истины совсем иного порядка: производить надо то, что требуется людям, а не то, что удобнее и легче производить... Государственная премия далась доктору наук Ефремову не без труда. Может, труднее, чем диссертация, которую он защитил накануне войны, в возрасте тридцати трех лет.

Первые рассказы он "защитил" перед читателями чуть позже, в 1944 году. Они были о том, что он видел и хорошо знал, и назывались: "Рассказы о необыкновенном". Судьба его произведений тоже не совсем обычна: "Геологи найдут в Якутии месторождение алмазов именно там, где происходит, действие "Алмазной трубы". Точно так же на Алтае откроют ртутное месторождение ("Озеро Горных Духов")". А создателя практической голографии Ю. Денисюка подтолкнет к этой мысли рассказ "Тени минувшего"... Многие ли фантасты могут похвастаться, что их прогнозы исполняются? Впрочем, основа у фантастических прогнозов Ефремове была куда как реальная: всеобъемлющая эрудиция, колоссальная работоспособность, желание во всем дойти до сути.

Что же касается литературы как таковой... В 1945 году были завершены маленькая повесть (ее иногда называют рассказом) "Звездные корабли" и роман "Великая дуга". Первая из них, по мнению литературоведа, положила "начало современной космической фантастике в ее современном виде": уже не по догадкам, не на основе туманных фантазий - на основе научных взглядов "вычислен" и нарисован портрет человека другой звездной системы. А о "Великой дуге" позже напишут: "Первое художественное произведение по древней истории Африки в отечественной литературе". И - точно так же первое научно-фантастическое на тему истории...

Потом - опять возвращение в безграничною Вселенную. Он снова был впереди всех. Ни один спутник не одолел силу земного притяжения, и о полетах человека в космос только спорили, а на страницах "Техника - молодежи" начинала печататься "Туманность Андромеды". Та самая, которую возьмет с собой в космос Юрий Гагарин. Фантастике была открыта новая дорога, дотоле исхоженная. "Но когда другие писатели, ...вдохновленные успехами советской космонавтики, устремились мысленно в звездную бесконечность, Ефремов уже начинал создавать новый роман "Лезвие бритвы" - о нераскрытых возможностях человека... Это направление (психологическое) советская Фантастика приобрела в 70-е годы". И как раз в 1972 году начинает печататься новый - совершенно новый - роман Ефремова "Таис Афинская". Не возвращение на пути "Великой дуги", а если и возвращение - то на неизмеримо более высоком уровне. "В противовес множеству исторических работ, утопавших в датах, сменах царств, войнах, советский писатель разворачивает грандиозную панораму одного из переходных моментов в духовном развитии человечества". То было время, когда люди начинали понимать: все они люди, соединит их не злобя, не расчет, а только любовь- самое человеческое из чувств.

Работая над "Таис", Иван Антонович обдумывал и писал еще несколько произведений. Научно-популярное - "Ключ к будущему". Социальная фантастика - "Час быка". Историческое повествование о событиях 1240 года, когда пал перед Батыем Киев. Продолжение "Туманности Андромеды" - "Чаша отравы". Но еще больше предстояло обдумать и написать.

...Нам остались его книги. И его "космические заветы". Вот один из них: "Не грустите, что милая старая романтика непознанной Земли ушла от нас. Вместо нее родилась романтика, требующая гораздо большего напряжения сил... романтика проникновения в значительно более глубокие тайны познания.

Будьте готовы к испытаниям. Пусть вам удастся войти в Великое Кольцо будущего!"



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2021
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001