История Фэндома
Русская Фантастика WINKOI LAT История Фэндома

Вл. Гаков

ХЬЮГО ГЕРНСБЕК И ЕГО «ЭЙМЕЙЗИНГ»

СТАТЬИ О ФАНТАСТИКЕ

© Вл. Гаков, 1980

Уральский следопыт.- 1980.- 1.- С. 55-56.

Публикуется с любезного разрешения автора - Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001

"Расскажите, пожалуйста, о том, как возникли НФ журналы, - просит нас Николай Попов из Тюмени.- Читал, что за границей их развелись десятки. Верно ли? Расскажите также о премиях, которые присуждаются за фантастику. И еще - о Гернсбеке. Почему именно его американцы называют "отцом фантастики"?

В читательских письмах много подобных вопросов. На некоторые из них мы со временем постараемся ответить. А для начала публикуем статью критика Вл. Гакова о Хьюго Гернсбеке.

В последние дни августа 1960 года конференц-зал питтсбургского отеля "Пенн-Шератон" гудел, как встревоженный улей. Подходила к концу очередная ежегодная встреча американских любителей фантастики - такие встречи, начиная с самой первой, не без амбиции именуются "Всемирными Конвенциями". Оставалось по традиции отметить лучших авторов минувшего года; по очереди поднимались они под шум аплодисментов на сцену, чтобы получить заветную премию "Хьюго" - серебристую фигурку космической ракеты, водруженной на массивном постаменте.

Но когда было объявлено, что жюри решило присудить еще одну, специальную премию и на сцене появился 76-летний поджарый старик с зачесанной набок седой прядью волос, все в зале встали, как один. И, пока гремели аплодисменты, старик на сцене смущенно вертел в руках серебристую ракету. Приз, названный его именем...

Имя Хьюго Гернсбека среди американских "фэнов" (так с давних пор называют себя любители фантастики в США) действительно легендарно. Самые запальчивые утверждают, что он по праву может быть назван отцом-основателем научной фантастики - по крайней мере в - Америке.

Чем он знаменит, этот Хьюго Гернсбек?

...В феврале 1904 года на американскую землю ступил двадцатилетний юноша с аккуратно зализанными волосами, умным и цепким взглядом и недюжинной даже по американским меркам практической хваткой. Багаж молодого инженера из Люксембурга был невелик: личные вещи да изобретенная им самим электробатарейка нового типа, которую он надеялся запатентовать. Все сбережения он привез с собой в бумажнике - что-то около двухсот долларов...

Юноша был полон радужных надежд. Главным своим капиталом он почитал собственную голову, битком набитую всякого рода идеями и проектами. Два демона искушали Хьюго Гернсбеха: электричество и издательское дело. Он так и не выбрал в итоге между ними, а предпочел соединить то и другое: в 1908 году основал первый в мире журнал для радиолюбителей "Современное электричество", который и возглавлял бессменно в течение многих лет. Через два года вышла его книга о радиотрансляции - тоже первая в своем роде. Не забывал Гернсбек и "просто" изобретать: по его чертежам, например, были изготовлены первый домашний радиоприемник и первый же мегафон...

А в голове Гернсбека бурлили новые идеи. Случилось так, что в апрельском выпуске журнала за 1911 год осталось несколько свободных полос, и тут-то редактору пришло в голову поразмышлять немного о будущем, о том, какой станет столь милая его сердцу техника лет, скажем, через... семьсот пятьдесят! И Гернсбек в спешке - номер уходил в набор - пишет первую главу "Романа о жизни в 2660 году" под названием столь же неудачным, сколь и трудным для запоминания: "Ральф 124 С 41+".

Многие, вероятно, читали эту книгу, - она переведена и на русский. Сейчас о литературных достоинствах романа трудно говорить без улыбки, но вот что касается прогностических откровений Гернсбека, - то тут ирония неуместна. В самом начале века автор с удивительной легкостью писал о контроле над погодой, о широком применении пластмасс, о гидропонике, магнитофонах, телевидении, микрофильмах, приборах для обучения во сне, грезил об использовании солнечной энергии и космических полетах. Многие из этих предсказаний оказались поистине пионерскими.

Что и говорить, чутье у этого люксембуржца было отменным. И хотя от литературных опытов он в дальнейшем благоразумно воздерживался, идея специальной литературы "о будущем" не выходила у него из головы.

В 1923 году целый номер другого его детища, журнала "Наука и изобретения", полностью был отдан научной фантастике. Правда, так ее тогда еще никто в Америке не называл - до изобретения термина "SF" (считающегося равнозначным нашему "НФ") пройдет еще несколько лет, однако в номере было шесть "SF" рассказов плюс космонавт в скафандре на обложке - чего ж больше?.. А Гернсбек уже обращается к читателям с заманчивым предложением: учредить еще один журнал, который будет посвящен исключительно литературе такого сорта! Проходит еще неполных три года, прежде чем идея выкристаллизовалась и обросла плотью, и вот 5 апреля 1926 года в газетных киосках среди прочих копеечных журнальчиков запестрела обложка нового.

Сразу же бросалось в глаза название: "Эмейзинг Сториз", что можно было перевести и как "Удивительные истории", и как "Поразительные", и даже как "Невиданные". Яркие буквы заголовка шли, уменьшаясь, слева направо и снизу вверх - как шлейф улетающей вдаль ракеты. А ниже, под шлейфом... творилось Удивительное, Поразительное, Невиданное! Окольцованный Сатурн нависал над диковинным ландшафтом (спутник? "заблудившийся" астероид? комета наподобие той, что была описана Жюлем Верном в "Гекторе Сервадаке"?), и такие привычные - но совсем по другим историям! - парусники почему-то ютились на одиноких утесах (какая сила их туда забросила?}. Куда-то разбегались испуганные люди в странных одеждах, и, обещая читателю нечто еще более захватывающее, красовались вынесенные на обложку имена Жюля Верна и Герберта Уэллса!

Популярность нового издания "превзошла все ожидания, и через год-два у него появилось приложение: сначала ежегодник "Удивительных историй", а затем и "Ежеквартальник"... Спустя короткое время тираж журнала достиг ста тысяч - слава нашла-таки Гернсбека, Впрочем, и сам Гернсбек от славы не бегал: время и место для нового начинания он угадал с точностью поразительной!

Во втором десятилетии нашего века слова "Америка" и "просперити" (процветание) звучали как синонимы. Пока Европа залечивала раны, нанесенные войной, Америка покрывалась жирком довольства Никто не мог предвидеть потрясений, которых оставалось ждать совсем недолго, никого не заботил еще Великий Кризис 29-го года... Вся Америка жила Великой Американской Мечтой, смотрела в грядущее с надеждой, и все, снабженное этикеткой "будущее", шло нарасхват. Самое время было выводить фантастику на широкий издательский простор.

И еще одно. В 1926 году мальчишкам Рэю Брэдбери и Айзеку Азимову стукнуло по шесть лет, а маленькому англичанину Артуру Кларку - девять. В том же году американский инженер Роберт Годдард впервые осуществил запуск ракеты на жидком топливе, - событие, в которое сначала не поверили, а потом подвергли осмеянию... Гернсбек словно бы догадывался об их существовании - мальчишек с необычайно развитым воображением и чудаков-изобретателей, грезящих космическими полетами! Ведь именно они и составили основу читательской аудитории "Удивительных историй".

В программной редакционной статье, открывавшей первый номер журнала, Гернсбек изложил свои взгляды на научную фантастику, "литературу, подобную той, что писали Верн, По и Уэллс, то есть особый чарующий тип романа, в который вкраплены научные факты и картины смелых предвидений". Науку Гернсбек ценил превыше всего, верил, что ей все по плечу, и выдвинутому на самой заре журнала лозунгу - "Экстравагантная фантастика сегодня - холодный научный факт завтра!" - остался верен всю жизнь. Через 35 лет, в юбилейном выпуске "Эмейзинг", убеленный сединами "отец" продолжал настаивать на том, что лучшей фантастикой была та, которая описывала реалистичное, возможное, принципиально доступное науке и технологии. И лучшей иллюстрацией этим словам был сам месяц, апрель 1961 года, - первый месяц эры человека в космосе...

Надо сказать, что преобладание научной стороны а ущерб художественной сослужило журналу дурную службу. За первый год существования "Эмейзинг" в нем, правда, были перепечатаны "Путешествие к центру Земли" и "Драма в воздухе", "Остров доктора Моро" и "Первые люди на Луне". Но затем запас классики как-то поиссяк, а новое поколение фантастов довольно быстро свело фантастику в журнале до уровня третьеразрядного чтива для подростков.

И все-таки Хьюго Гернсбек сделал свое дело, оказавшееся главным в его жизни. Не он создал научную фантастику, но зато он нашел для нее новую удачную форму - дешевый {ценою в четверть доллара), доступный каждому ежемесячный журнал. Кроме произведений начинающих авторов, из номера в номер печаталась здесь обширная переписка с читателем; это-то и стало главным "изобретением". Гернсбека. Миллионная армия потенциальных любителей фантастики обрела собственный форум, свое средство общения друг с другом.

Уже не раз было подмечено, что не может эта литература - существовать без своих преданных читателей-энтузиастов, того особого "питательного бульона", на котором со временем обязательно произрастут таланты. Гернсбек дал начало. Пройдет десять лет, и среди постоянных читателей-"фэнов" замелькают имена Айзека Азимова, Клиффорда Саймака, Роберта Хайнлайн а, Альфреда Бестера, Теодора Старджона, Фредерика Пола. И еще десяток-другой знакомых и нам имен, а среди них - имя одного из самых ярых и последовательных "фэнов" той поры: Рэя Брэдбери...

Ракета с обложки "Эмейзинг" улетела далеко-далеко, материализовавшись в конце концов в виде серебристой статуэтки, являющей собою в Америке предел мечтаний каждого пишущего фантастику. Ну, а сам Гернсбек, что с ним?

В 1929 году, через три года после блестящего старта, журнал "Эмейзинг" постигла судьба многих: разразившийся в США кризис, как цунами, прошелся и по издательскому миру. Гернсбек был объявлен банкротом, и журнал ушел из-под его контроля, Провда, Гернсбек еще не раз затевал все новые и новые НФ журналы. Но уже наступали другие времена, новые звезды сверкали на горизонте американской журнальной фантастики, и слава "Эмейзинг" постепенно тускнела. Самого Гернсбека, впрочем, не забыли и даже пригласили в 1952 голу на одну из Конвенций почетным гостем...

Он жил долго. Родился в 1884 году, через год после того, как Константин Циолковский, чудак-мечтатель из далекого русского городка Калуги, высказал первые свои соображения об использовании ракет для исследования космического пространства. А умер Гернсбек в 1967-м, всего года не дожив до первых полетов "Аполлонов". Действительно, долгая жизнь - и сколько же всего случилось за эти годы!

Позабудутся со временем многочисленные изобретения Хьюго Гернсбека, запылится на полках библиофилов скучный роман о Ральфе, и даже легендарная слава американских журналов фантастики когда-то неизбежно канет в Лету. А вот имя "Хьюго" останется: ведь каждый год, в последние дни августа, вручая своим лауреатам серебристую ракету на постаменте, "фэны" - любители фантастики - поминают благодарственным словом человека, который более полувека назад вызвал все это к жизни: научно-фантастические журналы, Конвенции, да и самих "фэнов".



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2016
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001