История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Е. Годунов

ПУТЕШЕСТВИЕ, КОТОРОЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО БУДЕТ

ФАНТАСТЫ И КНИГИ

© Е. Годунов, 1999

Книжный клуб (Екатеринбург). - 1999. - 6 окт.-1 нояб. - ( 43 (160)).

Текст любезно предоставлен Е. Пермяковым, 2001

Войнович В. Москва 2042. М.: Вагриус, 1999 - 432 с.

Роскошно изданный "Вагриусом" сборник Владимира Войновича не обманет ожидания тех, кто в книге ищет прежде всего не оформления, а содержания. Хотя "сборником", пожалуй, книгу можно назвать условно: главенствующее место в ней занимает известный роман "Москва 2042", а "Сказки для взрослых" играют роль приятного, но необязательного дополнения.

Зато роман... это роман! Наконец-то довелось почитать нечто умное, изящное и увлекательное одновременно. А то ведь в нынешней литературе обязательно что-нибудь одно: или умно, но не изящно и не увлекательно, или увлекательно, но не умно и не изящно и т.д. А тут пожалуйте: фантастический сюжет, выпукло выписанные характеры, умный ироничный голос повествователя...

Не много ли сразу? Так и хочется найти какой-нибудь недостаток, но почему-то не находится.

Хотя, конечно, при желании можно предъявить автору претензии по части предсказания будущего: Москва 2042 года вряд ли предстанет перед путешественником из других стран и других времен такой, какой ее описал Войнович. То есть теперь, когда мы уже пережили все (или почти все) прелести становления демократии, как-то слабо верится в реставрацию режима, наподобие того, что был описан еще у Оруэлла в его бессмертном "1984". Ну, во всяком случае, не хочется в это верить. Хотя как знать, как знать...

Даже не читая никакой критики на антиутопию Войновича, можно легко представить, сколько ему досталось упреков за непочтительное обращение с живым классиком, нобелевским лауреатом и прочая, прочая. Да, разумеется, Солженицын слишком узнаваем, чтобы можно было делать вид, будто имелась в виду некая вымышленная фигура. Других таких фигур на литературном небосклоне просто нет. И очень хорошо, что Войнович не побоялся изобразить живого классика без всякого пиетета: в конце концов, хотя бы в литературе не должно быть неприкасаемых, всякого рода литературных генералов, а то, пожалуй, пропадет последняя охота заниматься этим неблагодарным делом. Доставалось же в свое время на орехи и Достоевскому, и Чернышевскому и прочим великим и малым - и ничего, ничей ореол в результате не померк, ни от кого читатель не отвернулся... Хватит под солнцем места всем - и нобелевским лауреатам, и соискателям Букера и просто писателям.

Но вообще-то Войнович пишет не только о великом Сим Симыче (так зовут в романе живого классика) и не только о том, во что может превратиться "общество развитого социализма" в своем логическом развитии. Ведь если уж выпала писателю фантастическая возможность прокатиться на машине времени в будущее, то просто невозможно не поинтересоваться судьбой своих уже написанных книг и, что еще интереснее, книг еще не написанных. Вот и герой-рассказчик волею автора становится читателем собственного романа, который он, оказывается, написал уже после путешествия во времени - и понимает, что теперь обратной дороги у него нет: как бы ни сложились обстоятельства, но эту книгу он все равно обречен написать! Что ж, учитывая, что эта книга будет называться "Москва 2042", писать ее автору будет совсем не скучно - так же, как нам с вами читать.

    Егор Годунов



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001