История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Т. Харламов

В БИТВЕ ЗА БУДУЩЕЕ

Заметки архивариуса

ФАНТАСТЫ И КНИГИ

© И. Халымбаджа, 1985

Наука Урала (Свердловск).- 1985.- 13 июня.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2004

"Нет ничего страшнее, чем оставаться в стороне! Если бы я остался дома, то никогда себе потом этого не простил бы", - писал другу Ефим Зозуля 4 июля 1941 года, вступая добровольцем в ряды московского ополчения. Немолодой человек, никогда не отличавшийся здоровьем, он мужественно, не ропща, переносил тяготы походной жизни. Вместе с 31-й армией он прошел нелегкий боевой путь от Ельни до Калинина, участвуя в боях, рассказывая в своих корреспонденциях с передовой о самоотверженности советских бойцов. В дни, когда враг особенно яростно рвался к Москве, 3 ноября 1941 года Ефим Давыдович Зозуля погиб под Ржевом, не дожив всего чуть больше месяца до своего пятидесятилетия.

Это был разносторонне одаренный человек, полный всевозможных задумок и замыслов. В юности он работал маляром, участвовал в революции 1905 года. С 1910-го стал сотрудничать в провинциальных и столичных газетах и журналах, помещая в них фельетоны, очерки, рассказы. Вскоре короткие рассказы Е. Зозули принесли ему известность. В 1918 году выходит его первая книга - сборник рассказов "Гибель главного города". Уже в ней проявился острый интерес К. Зозули к социальной фантастике: в гротесковой, образной форме он нарисовал картину гибели Старого мира...

С 1919 года Е. Зозуля редактор, один из организаторов журнала "Огонек", инициатор издания популярной ныне "Библиотечки "Огонька". В 1930 году было опубликовано наиболее значительное произведение Е. Зозули - фантастическая повесть "Мастерская человека", в которой он высмеял механистические попытки искусственно "вывести" "идеального человека".

Среди многочисленных новелл Е. Зозули, составивших несколько авторских сборников, немало фантастических, отличающихся, как правило, оригинальностью сюжета и мастерством его разработки. Очень удачен, например, "Граммофон веков", в котором писатель рисует ситуации, возникшие поел, создания аппарата, позволяющего "слышать прошлое". А такие рассказы, как "Живая мебель", в которых гиперболизована мысль о безжалостной эксплуатации трудящихся капиталом, отнюдь не пустая игра фантазии, а художественное обобщение большого социального звучания.

Е. Зозуля постоянно находился в самой гуще жизни, он много путешествовал по стране, побывал на всех крупнейших ее стройках, увлеченно работал с творческой молодежью. Неистово отдававшийся работе, он немало мог бы еще создать, но в трудные для Родины дни не остался в стороне, а отдал свою жизнь за светлое будущее Родины, о котором мечтал и писал.

    Т. ХАРЛАМОВ.



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001