| ФЭНДОМ > Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью |
САКРАЛЬНАЯ ФАНТАСТИКА
Вопреки расхожему мнению, литературные ярлыки придумывают отнюдь не критики, а как раз наоборот - писатели сами подыскивают себе удобную полочку (это уж потом они все сваливают на критиков). Это они придумали киберпанк, турбореализм, инфоромантизм... А теперь вот - "сакральную фантастику". Оно, конечно, понятно: любому литератору льстит мысль, будто он новатор в словесности: придумал новую манеру повествования, открыл совершенно новый взгляд на мир ("Вся наша жизнь - лишь чей-то сон") и т.п. Что происходит дальше? Для начала литератор придумывает своим новациям определение - какое-нибудь словечко позаковыристей и объявляет, что "свято место" занято. Затем начинается процесс вербовки соратников - часто методом притягивания за уши коллег по перу (разрез глаз, форма ушей и носа, размер обуви). Все, готово! Можно смело заявлять о рождении нового литературного явления: "Мы не такие, как вы. Мы другие". А еще лучше: "Мы - не фантасты. И даже не реалисты. Мы - постреалисты". Авторы сборника "Сакральная фантастика" тоже декларируют жанровый индивидуализм: "Это общее название ["Сакральная фантастика". - Д.И.] объединяет произведения НФ и фэнтези, описывающие вмешательство потусторонних сил в нашу реальность. И это вмешательство воспринимается авторами как естественное и неизбежное <...> Авторы... спокойно признают существование мира сверхчеловеческого. Для них он - реальность, данность и неизбежность" ( С. 516-517). По правде говоря, ознакомившись с текстами, составившими содержание сборника, рецензент растерялся: а в чем, собственно, принципиальная новизна? Сакральная фантастика существует с незапамятных времен. Оставим в покое мифологию, вспомним, хотя бы, русских и европейских романтиков XIX века, а из века ХХ-го... "Мастер и Маргарита" М. Булгакова, болгарские диаболисты во главе с Ч. Мутафовым и С. Минковым, "Альтист Данилов" В. Орлова... В соответствии с декларируемыми авторами сборника эстетическими принципами написаны ранние повести Г. Л. Олди. Что касается собственно содержания книги. В нее вошли четыре повести московских литераторов. Добротная проза, литературно грамотная, местами даже изысканная. Чистая фантастика представлена двумя произведениями - "твердая" НФ о параллельных мирах с несколько смазанным финалом "Совсем другая сторона" Марии Галиной и лихая героико-милитаристическая фэнтези Ольги Елисеевой "Пожиратели крови". Что касается повестей Дмитрия Володихина ("Омерзение") и Натальи Иртениной ("Скрипичный ключ"), то отнести их к фантастике весьма затруднительно. Фантастическое здесь присутствует где-то даже не на втором, а на третьем плане как интуитивное ощущение ирреальности, экзистенциальной искаженности объективного мира. Собственно, тексты Володихина и Иртениной укладываются в формат современной прозы, легко представить их появление на страницах какого-нибудь "толстячка". По большому счету, единственное, что объединяет все эти произведения - все они о проблеме экзистенциального Выбора, о Противостоянии. Герои обречены делать бесконечный выбор между сакральными сущностями Мироздания. Кстати, из четырех авторов сборника всего лишь один мужчина. Воздержусь от комментариев "по половому признаку".
ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ
Талалаев В., Новосёлов А. Цвета магии
|
|
|
||