История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Е. В. Харитонов, А. В. Щербак-Жуков

ОТ АВТОРОВ-СОСТАВИТЕЛЕЙ

СТАТЬИ О ФАНТАСТИКЕ

© Е. В. Харитонов, А. В. Щербак-Жуков, 2003

Харитонов Е. В., Щербак-Жуков А. В. На экране Чудо: Отечественная кинофантастика и киносказка (1909-2002): Материалы к популярной энциклопедии / НИИ Киноискусства; журнал «Если». - М.: В. Секачев, 2003. - 320 с.

Любезно предоставлено авторами, 2003

Эта книга является первым опытом комплексного отражения информации о кинофантастике и киносказке России, СССР и СНГ в самых широких жанровых аспектах.

Фантастическое - одна из древнейших форм искусства. Поэтому нет ничего удивительного в том, что первые шаги киноискусства также были неразрывно связаны с фантастической образностью: это и лента 1895 г. "Колбасная машина" братьев Люмьер, и картины одного из основоположников художественного кинематографа Жоржа Мельеса - "Путешествие на Луну" (1902), "20000 лье под водой" (1907), одна из первых художественных картин в отечественном кинематографе также была связана с фантастическим сюжетом - экранизация "страшной" повести Н. В. Гоголя "Вий" (1909; реж. В. Гончаров).

Однако в отличие от фантастической литературы, фантастический кинематограф значительно меньше исследован, хотя некоторые специалисты полагают, что именно кино принесло фантастике как жанру феноменальную популярность. Недостаточная изученность этой области связана в первую очередь с тем, что в кино наблюдается гораздо большая размытость, "неустойчивость" жанровой дефиниции. В самом деле, где пролегает граница между фильмами в жанре фэнтези и фильмами сказочного характера? Как отделить фантастику от фантасмагории, в особенности в кино последнего десятилетия ХХ века - эпохи тотального постмодернизма? В принципе, уже собственно фантастику ни в коем случае нельзя рассматривать как жанровое образование. Система жанров - да. Вид - да. Прием - да. Но не жанр. Однако нам ближе несколько другая позиция: фантастика - есть мироощущение, мировоззрение. Фантастика, как и другие виды искусства, подчинена тем же задачам: исследовать окружающую нас реальность и человека как составляющей этой реальности. Другое дело, что фантаст для этого использует иные приемы и образы, чем, например, сторонник реалистического искусства. При этом необходимо иметь в виду, что в отличие от сказки, где чудесное, волшебное является естественной составляющей мира, нормой, для фантастического метода свойственно - СОМНЕНИЕ, стремление найти рациональное объяснение чудесному, нереальному, абсурдному. Герой фантастики - человек в экстремальной ситуации, пытающийся разобраться в мире и в себе, в "неправильном" положении вещей. И все-таки, жанровая неустойчивость, расплывчатость, взаимозависимость в кино налицо, поэтому авторы-составители решили объединить фантастические и сказочные фильмы в один раздел. Спектр отобранных фильмов весьма широкий: чистая научная фантастика и фантасмагория, антиутопия и оборонная фантастика, фантастические детективы и комедии, сказочная и аллегорическая фантастика, фантастическая притча и мистика, фильмы ужасов и фэнтези.

Авторами-составителями описано около 900 игровых и анимационных картин за 1909-2002 гг.

В первом разделе "ФИЛЬМОГРАФИИ" представлены кино- и телефильмы. Это: все полнометражные художественные фильмы, информацию о которых смогли собрать авторы и которые эти авторы решили отнести к изучаемой категории; большая часть телевизионных фильмов и телевизионых спектаклях, опять же, информация о которых была обнаружена; короткометражные фильмы, учебные работы студентов и выпускников ВГИКа и Высших курсов режиссеров и сценаристов, которые выходили в прокат в составе киноальманахов, были замечены и отмечены на фестивалях молодого кино или просто, по той или иной причине, были отмечены авторами.

Во втором разделе отражены образцы научно-фантастической и фантастической мультипликации. Здесь пришлось поступать максимально строго, поскольку любой мультипликационный фильм представляет собой сказочную или по крайней мере условную историю. В этот раздел попали только те анимационные картины, в которых был обнаружен явный элемент научной фантастики, либо те, которые представляют собой экранизации известных АВТОРСКИХ сказок с уклоном в фантастику.

В третьем разделе собраны короткометражные кино-, теле- и мультфильмы, о которых авторам не удалось собрать достаточно полной информации. Мы будем рады, если кто-нибудь из читателей поможет нам ее дополнить и, таким образом, перенести эти фильм в другой раздел фильмографии.

В завершение приведен Хронологический список игровых и мультипликационных фильмов.

Внутри разделов записи расположены в алфавитном порядке по названиям картин, описанные фильмы в большинстве случаев снабжены аннотациями и дополнительной информацией историко-киноведческого характера.

Собственно ФИЛЬМОГРАФИЮ предваряет историко-критико-теортетический раздел, в котором представлена подборка избранных работ авторов книги по истории отечественной кинофантастики и киносказки, а так же отдельные интервью с наиболее интересными представителями этого вида искусства. Все эти статьи ранее публиковались в журнале "Если" и других периодических изданиях, но в книге они помещены в авторской редакции. Надеемся, что данная подборка, довольно широко охватывающая наиболее интересные явления отечественного фантастического кинематографа, в известной степени компенсирует отсутствие в книге исторического очерка развития отечественной кинофантастики.

Следует иметь в виду, что настоящая работа является именно МАТЕРИАЛАМИ к энциклопедии и не дает исчерпывающей информации об отечественной кинофантастике и киносказке. Поэтому авторы-составители будут признательны за дополнения и исправления.

Авторы-составители выражают глубокую признательность журналу "Если", НИИ Киноискусства (в частности, справочно-библиографическому отделу) и лично Д. Н. Байкалову, Д. Л. Караваеву и А. М. Шалганову за помощь в издании книги; а так же авторы благодарят сотрудников справочно-библиографического отдела НИИ Киноискусств, Т. А. Симачеву и В. И. Борисова за бескорыстную помощь в работе над книгой.

Замечания и дополнения по фильмографии можно присылать по адресам: josh-kritik@mtu-net.ru. Евгению Харитонову; или: zhuckoff@mail.ru. Андрею Щербаку-Жукову.

Условные сокращения: ВКФ - Всесоюзный кинофестиваль; МКФ - Международный кинофестиваль; ГТР - Гостелерадио; ш/ф - широко-форматный; ш/э - широко-экранный; ч/б - черно-белый; каш. - кашетированый; к/м - короткометражный; ТВ - телевизионный; к/ст. - киностудия; НФ - научно -фантастический.

Для краткости по всему тексту в указании людей, работавший над фильмом, опущено слово "постановщик", поэтому следует читать вместо "режиссер" - "режиссер-постановщик"; вместо "оператор" - "оператор-постановщик"; вместо "художник" - "художник-постановщик".



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001