История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

В. Кропанин

РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ ОТЕЧЕСТВЕННОМ ТАЙМ-ПАНКЕ XX ВЕКА

ФАНТАСТЫ И КНИГИ

© В. Кропанин, 2016

Любезно предоставлено автором

С середины XIX века и в начале ХХ века НФ литература развивалась на основе паровых и электрических технологий, дирижаблей, дредноутов, гигантских пушек и многозарядных револьверов, а также научных открытий ученых-одиночек.

Яркими представителями этой фантастики были: Ж. Верн («20000 лье под водой» 1869, «Из пушки на Луну» 1865 г., «Паровой дом» 1880), Г. Уэллс («Машина времени» 1895, «Человек-невидимка» 1897), А. Робида («ХХ век» 1883, «Электрическая жизнь» 1890), А. Лори («Радомехский карлик» 1903, «Пятьсот миллионов Бегумы» 1879), М. Шелли «Франкенштейн» (1831), Н. Шелонский «В мире будущего» (1892), К. Случевский «Капитан Немо в России» (1898), А. Куприн «Жидкое солнце» (1913), Марк Твен «Янки при дворе короля Артура» (1889).

В книгах действовали Викторианские дамы и джентльмены, маньяки и террористы, а также безумные ученые и механики. Обычным было оживление мертвецов и замена конечностей механическими протезами. В ХIХ веке было тематическое ответвление под названием Клокпанк, где создавали андроидов на основе часовых механизмов. В нем отметились такие писатели, как Э. Т. А. Гофман «Песочный человек» (1817, андроид Олимпия) и А. Бирс «Хозяин Моксона» (1892, шахматный автомат). В эту пору были сконструированы и собраны так же реальные шахматные автоматы.

После Первой мировой войны подобная фантастика в основном сошла со сцены. Началась эпоха Дизельпанка: двигатели внутреннего сгорания, гигантские самолеты, лучи смерти, радиотехника, серийные и гигантские роботы, внутриатомная энергия. На арену вышли промышленные корпорации (Карел Чапек «R. U. R.», Алексей Толстой «Союз пяти») и коллективы ученых. Яркими представителями отечественного дизельпанка являются следующие романы и повести: А Толстой «Гиперболоид инженера Гарина» (1925–1927) и «Бунт машин» (1936), М. Первухин «Изобретатели» (1924), А. Беляев «Борьба в эфире» (1927) и «Продавец воздуха» (1929), С. Беляев «Радиомозг» (1926) и «Истребитель 2-Z» (1939), Г. Адамов «Тайна двух океанов» (1939), А. Казанцев «Пылающий остров» (1940).

В. Журавлева «Тост за Архимеда»

Выходили также отечественные произведения с отголосками Стимпанка:

1) искусственные андроиды А. Грин «Золотая цепь» (Ксаверий, 1928), Ю. Олеша «Три толстяка» (Кукла наследника Тутти, 1924) и А. Абрамов «Гибель шахмат» (Шахматный автомат 1925);

2) использование паровой машины в эпоху географических открытий – М. Зуев-Ордынец «Изобретение кабальеро Де Гарай» (1929) и в качестве мотора на самолете – Ник. Шпанов «Первый удар» (1939).

Александр Беляев выводил в своих повестях безумных ученых оживлявших мертвецов и использовавших части трупов для своих экспериментов: «Голова профессора Доуэля» (1925), «Чертова мельница» и «Амба» – «Хойти-Тойти» (1929–1930).

А. Бек «Талант» (Жизнь Бережкова)

После Великой Отечественной войны, также выходили отечественные произведения с элементами паровых и дизельных технологий. В частности, вышел интересный реалистический роман А. Бека «Талант» (Жизнь Бережкова, 1956) о жизни и творчестве выдающегося конструктора авиадвигателей, который принимал участие в создании в 1915 году сюрреалистической боевой машины «Нетопырь».

В. Сытин «Покорители вечных бурь»

Были напечатаны интересные научно-фантастические повести и рассказы: В. Журавлевой «Тост за Архимеда» (1966), В. Сытина «Покорители вечных бурь» (1953) и Г. Шаха «Огненная колесница Гелиобала» (1974) с элементами Стинпанка и Дизельпанка.

Г. Шах «Огненная колесница Гелиобала»

В 90-х годах ХХ века также появилось несколько произведений этой тематики. Например, Б. Акунин «Турецкий гамбит» (1998) и В. Щепетнёв «Марс 1939 год» (1997).

Кроме этого, в СССР и РФ в ХХ веке можно было посмотреть, как отечественные, так и зарубежные фильмы НФ фильмы Таймпанковского направления.

СССР:

«Таинственный остров» (1941);

«Тайна двух океанов» (1955–1956);

«Гиперболоид инженера Гарина» (1965);

«Продавец воздуха» (1967);

«Крах инженера Гарина» (1973);

«Капитан Немо» (1975);

«Раз, два-горе не беда» (1986).

«ХХ век начинается» (Ш. Х. и Доктор Ватсон, 1986);

Чехословакия:

«Тайна острова Бэк-Кап» (1958);

«Барон Мюнхгаузен» (1964);

«Похищенный дирижабль» (1967);

Франция: «Таинственный остров капитана Немо» (1973).

Великобритания:

«Бразилия» (1985).

Австралия:

«Безумный Макс» (1979).

США:

«Назад в будущее–3» (1990);

«Ракетчик» (1991);

«Тень» (1994);

«Темный город» (1998);

«Дикий, дикий Вест» (1999).

В двадцать первом веке в РФ вышло всего четыре фильма Таймпанковской направленности:

«Турецкий гамбит» (2005);

«Первые на Луне» (2005);

«Обитаемый остров» (2008–2009);

«Шпион» (2012).

Зато отечественные авторы вовсю осваивают данное направление фантастики и уже вовсю развита его субкультура в виде одежды и различных гаджетов.

Кропанин В. М.

г. Челябинск

10.01 2016 года



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001