| ФЭНДОМ > Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью |
С середины XIX века и в начале ХХ века НФ литература развивалась на основе паровых и электрических технологий, дирижаблей, дредноутов, гигантских пушек и многозарядных револьверов, а также научных открытий ученых-одиночек.
Яркими представителями этой фантастики были: Ж. Верн («20000 лье под водой» 1869, «Из пушки на Луну» 1865 г., «Паровой дом» 1880), Г. Уэллс («Машина времени» 1895, «Человек-невидимка» 1897), А. Робида («ХХ век» 1883, «Электрическая жизнь» 1890), А. Лори («Радомехский карлик» 1903, «Пятьсот миллионов Бегумы» 1879), М. Шелли «Франкенштейн» (1831), Н. Шелонский «В мире будущего» (1892), К. Случевский «Капитан Немо в России» (1898), А. Куприн «Жидкое солнце» (1913), Марк Твен «Янки при дворе короля Артура» (1889). В книгах действовали Викторианские дамы и джентльмены, маньяки и террористы, а также безумные ученые и механики. Обычным было оживление мертвецов и замена конечностей механическими протезами. В ХIХ веке было тематическое ответвление под названием Клокпанк, где создавали андроидов на основе часовых механизмов. В нем отметились такие писатели, как Э. Т. А. Гофман «Песочный человек» (1817, андроид Олимпия) и А. Бирс «Хозяин Моксона» (1892, шахматный автомат). В эту пору были сконструированы и собраны так же реальные шахматные автоматы. После Первой мировой войны подобная фантастика в основном сошла со сцены. Началась эпоха Дизельпанка: двигатели внутреннего сгорания, гигантские самолеты, лучи смерти, радиотехника, серийные и гигантские роботы, внутриатомная энергия. На арену вышли промышленные корпорации (Карел Чапек «R. U. R.», Алексей Толстой «Союз пяти») и коллективы ученых. Яркими представителями отечественного дизельпанка являются следующие романы и повести: А Толстой «Гиперболоид инженера Гарина» (1925–1927) и «Бунт машин» (1936), М. Первухин «Изобретатели» (1924), А. Беляев «Борьба в эфире» (1927) и «Продавец воздуха» (1929), С. Беляев «Радиомозг» (1926) и «Истребитель 2-Z» (1939), Г. Адамов «Тайна двух океанов» (1939), А. Казанцев «Пылающий остров» (1940).
Выходили также отечественные произведения с отголосками Стимпанка: 1) искусственные андроиды А. Грин «Золотая цепь» (Ксаверий, 1928), Ю. Олеша «Три толстяка» (Кукла наследника Тутти, 1924) и А. Абрамов «Гибель шахмат» (Шахматный автомат 1925); 2) использование паровой машины в эпоху географических открытий – М. Зуев-Ордынец «Изобретение кабальеро Де Гарай» (1929) и в качестве мотора на самолете – Ник. Шпанов «Первый удар» (1939). Александр Беляев выводил в своих повестях безумных ученых оживлявших мертвецов и использовавших части трупов для своих экспериментов: «Голова профессора Доуэля» (1925), «Чертова мельница» и «Амба» – «Хойти-Тойти» (1929–1930).
После Великой Отечественной войны, также выходили отечественные произведения с элементами паровых и дизельных технологий. В частности, вышел интересный реалистический роман А. Бека «Талант» (Жизнь Бережкова, 1956) о жизни и творчестве выдающегося конструктора авиадвигателей, который принимал участие в создании в 1915 году сюрреалистической боевой машины «Нетопырь».
Были напечатаны интересные научно-фантастические повести и рассказы: В. Журавлевой «Тост за Архимеда» (1966), В. Сытина «Покорители вечных бурь» (1953) и Г. Шаха «Огненная колесница Гелиобала» (1974) с элементами Стинпанка и Дизельпанка.
В 90-х годах ХХ века также появилось несколько произведений этой тематики. Например, Б. Акунин «Турецкий гамбит» (1998) и В. Щепетнёв «Марс 1939 год» (1997). Кроме этого, в СССР и РФ в ХХ веке можно было посмотреть, как отечественные, так и зарубежные фильмы НФ фильмы Таймпанковского направления. СССР: «Таинственный остров» (1941); «Тайна двух океанов» (1955–1956); «Гиперболоид инженера Гарина» (1965); «Продавец воздуха» (1967); «Крах инженера Гарина» (1973); «Капитан Немо» (1975); «Раз, два-горе не беда» (1986). «ХХ век начинается» (Ш. Х. и Доктор Ватсон, 1986); Чехословакия: «Тайна острова Бэк-Кап» (1958); «Барон Мюнхгаузен» (1964); «Похищенный дирижабль» (1967); Франция: «Таинственный остров капитана Немо» (1973). Великобритания: «Бразилия» (1985). Австралия: «Безумный Макс» (1979). США: «Назад в будущее–3» (1990); «Ракетчик» (1991); «Тень» (1994); «Темный город» (1998); «Дикий, дикий Вест» (1999). В двадцать первом веке в РФ вышло всего четыре фильма Таймпанковской направленности: «Турецкий гамбит» (2005); «Первые на Луне» (2005); «Обитаемый остров» (2008–2009); «Шпион» (2012). Зато отечественные авторы вовсю осваивают данное направление фантастики и уже вовсю развита его субкультура в виде одежды и различных гаджетов.
Кропанин В. М. г. Челябинск 10.01 2016 года
ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ
Зубакин Ю. Перевёрнутый космос Хильдегарды Бингенской Харитонов Е. Через тернии к фантастике
|
|
|
||