История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Б. Ляпунов

ФАНТАСТИКА И ВРЕМЯ

ФАНТАСТЫ И КНИГИ

© Б. Ляпунов, 1966

В мире книг.- 1966.- 7.- С. 26-27.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2002

"ОБЛИК ГРЯДУЩЕГО"

Перу Уэллса принадлежит множество фантастических романов и рассказов, некоторые из них экранизировались - широко известен фильм "Человек-невидимка" (в американском и английском варианте), фильмы, созданные по романам "Машина времени" и "Война миров".

Одна-единственная вещь была написана Уэллсом специально для кино, но она весьма примечательна как литературное произведение. Это киноповесть "Облик Грядущего", сравнительно малоизвестная нашим читателям (русский перевод - 1937 год; 13-й том нового Собрания сочинений Уэллса, 1964). Она рассказывает, каким могло бы быть будущее человечества, если... Впрочем, стоит остановиться на ней несколько подробнее.

...Вспыхивает всемирная война (кстати писатель почти точно предугадал дату начала второй мировой войны). Взаимоистребление продолжается годы, десятки лет. В конце концов, солдатам армии Эвритауна (маленький город, каких много на свете) уже нечем воевать. Кончился даже бензин, и боевые самолеты стоят на приколе. Босс (диктатор - он смахивает на Гитлера) неистовствует, но ничего не поделаешь. Приходится драться чем только возможно, чтобы захватить у противника уголь и добыть из него бензин. И схватка разгорается снова... пока в небе не появляются невиданные воздушные корабли, построенные инженерами нового человечества. Пока шла война в этом уголке земного шара, возникла цивилизация, использующая могущественные достижения техники. Боссу и бойне приходит конец. А далее действие переносится в то время, когда люди все свои силы посвящают созиданию. Уэллс рисует облик Грядущего, каким он представляется его умственному взору: царство техники, подвластной человеку (господство технократии - идея, которая занимала Уэллса).

Примечательна концовка. Инженеры Эвритауна строят гигантское оружие, чтобы послать снаряд с людьми на Луну. Не все понимают, зачем это нужно - риск, волнения, может быть - жертвы. Два главных героя - Кэбэл и Пасуорти, дети которых отправились в смелый полет, говорят между собой. Они - в обсерватории, у телескопа, и в поле их зрения - звездный узор с блестящей, несущейся по небу точкой, - снаряд, приближающийся к Луне.

- А если они не вернутся - мой сын и ваша дочь? Что тогда? - спрашивает Кэбэл.

Пасуорти отвечает дрогнувшим голосом, но решительно:

- Тогда полетят другие.

- Боже мой! Неужели никогда не будет отдыха?

- Достаточно отдыха для отдельного человека. Его слишком много, и наступает он слишком рано, и мы называем его смертью. Но для человека нет отдыха и нет конца. Он должен идти вперед - от победы к победе... Вся Вселенная - или ничто... Выбирайте, Пасуорти...

Выбор сделан... Человек - уже сегодня - вышел в Космос. Уже сегодня мы шагаем в Космосе - от победы к победе. И дух познания, который двигал героями Уэллса, близок нам, живущим а начавшейся космической эре. Для нас становится все более зримым и облик Грядущего. Разумеется, не о господстве технократии в том Грядущем следует говорить. Но размах мощи творящего Человека, хорошо переданный Уэллсом, тоже созвучен нашим устремлениям в будущее. Поэтому с интересом читается его киноповесть и смотрится одноименный фильм, поставленный в Англии в 1936 году.

"ГОСПОДИН УЭЛЛС ВО МГЛЕ..."

В 1934 году известный советский фантаст Александр Беляев встретился с приехавшим в Ленинград Гербертом Уэллсом. На этой встрече присутствовали также Я. И. Перельман, профессоры Н. А. Рынин и Б. П. Вейнберг (все они интересовались фантастикой и писали научно-фантастические очерки; воспоминания о встрече опубликованы ленинградским литератором Г. Мишкевичем в 1962 г.)

Между Беляевым и Уэллсом произошел такой диалог.

Беляев: Читают ли у вас, в Англии, произведения советских писателей?

Уэллс: Я по нездоровью не могу следить за всем, что печатается в мире. Но я с удовольствием, господин Беляев, прочитал ваши чудесные романы "Голова профессора Доуэля" и "Человек-амфибия". О! Они весьма выгодно отличаются от западных книг. Я даже немного завидую их успеху.

Профессор Вейнберг спросил, чем же именно отличаются, по мнению Уэллса, эти романы Беляева от фантастики Запада. Он попросил хотя бы кратко охарактеризовать общее состояние западной научно-фантастическом литературы.

Уэллс: Мой ответ на Ваш вопрос, господин профессор, будет весьма краток. В современной научно-фантастической литературе на Западе невероятно много фантастики и столь же невероятно мало науки... Я продолжаю работать над книгой, в которой мне хочется отобразить некоторые черты нынешней смутной поры, чреватой военными потрясениями.

Беляев: Нас радует, что Вы не останетесь в стороне от общей борьбы против военной угрозы. Правильно ли я Вас понял?

Уэллс: Более или менее правильно.

Надо заметить, что у Беляева был уже случай вести диалог с Уэллсом, правда, заочно. В 1933 году он опубликовал в журнале "Вокруг света" очерк "Огни социализма, или господин Уэллс во мгле". Этот очерк представляет собой превосходный образец публицистики на политическую тему.

Как известно, после первого визита в нашу страну в 1920 году Уэллс выпустил книгу под многозначительным названием "Россия во мгле". И Беляев прежде всего передает в очерке впечатления Уэллса от контраста между действительностью и словами "кремлевского мечтателя", подчеркивая твердую уверенность Ленина в будущем. А затем Беляев переносит читателя уже в 1933 год, показывает глазами приехавшего в СССР французского политического деятеля и писателя "днепровскую симфонию", жемчужину первой пятилетки - Днепрогэс.

"Когда смотришь на все это, то кажется, что находишься в фантастическом уэллсовском городе Будущего!.." - замечает француз.

И Беляев обращается к Уэллсу: "Вы слышите, знаменитый писатель, непревзойдённей фантаст, пророк и провидец будущего, специалист по социальным утопиям?

Фантастический город построен... Сравните его с Вашими городами во мгле! Но напрасно знаменитый французский путешественник приписывает Вам честь. Это не Ваш уэллсовский город! Ваши утопические города останутся на страницах Ваших утопических романов... Это город "кремлевского мечтателя"... Вы проиграли игру!"

    Б. ЛЯПУНОВ

БИБЛИОГРАФИЯ

КНИГИ УЭЛЛСА

Собрание сочинений. В 15-ти т. М., "Правда", 1964.

Самовластье мистера Парэма. М., Гослитиздат, 1963.

Мистер Блетеуорси на острове Рэмполь. М., Гослитиздат, 1960.

Избранные научно-фантастические произведения. Л., Лениздат, 1959.

Россия во мгле. М., Госполитиздат. 1959.

Избранное. Тт. 1-2. М., Гослитиздат, 1958.

Необходима осторожность. М., Изд-во Иностр. лит., 1957.

Избранные научно-фантастические произведения. В 3-х т. М., "Мол. гвардия", 1956.

ОБ УЭЛЛСЕ

Кагарлицкий Ю. П. Герберт Уэллс. Очерк жизни и творчества. М., Гослитиздат, 1963.

Ромм А. С. Герберт Уэллс. Л., 1959.



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001