История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Б. Ляпунов

В МИРЕ МЕЧТЫ

ФАНТАСТЫ И КНИГИ

© Б. Ляпунов, 1957

Юный техник.- 1957.- 11.- С. 62-65.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2002

СУЩЕСТВУЕТ необычный, сказочный, волшебный мир. Того, кто попадет туда, ждут удивительные приключения. Он совершит подводное путешествие, опустится на самое дно океана и увидит то, что не видел еще ни один человеческий глаз. Он поднимется за атмосферу, побывает па Лупе или па Марсе, или встретится с жителями других миров, прилетевших к нам в гости. Ему доведется переживать всевозможнейшие события, преодолевать трудности, переносить опасности, выходить победителем из многочисленных схваток. К услугам путешественника будут всевозможные аппараты для передвижения по воде, суше и воздуху.

В его распоряжении будут достижения науки, которых нет у современных ученых.

Трудно перечислить все, что можно узнать и сделать в необыкновенном мире, о котором я говорю. И самое замечательное - в нем может побывать каждый когда только захочет. Стоит подойти к полке, взять книгу, раскрыть ее - и мы перенесемся в иной мир, мир фантастики, мир, которого нет. Впрочем, часть того, о чем мечтали фантасты, уже воплотилась в жизнь. Между техникой и фантазией тесная связь.

Многие ученые вспоминают, что первый толчок их исследованиям и трудом дали научно-фантастические произведения.

"Невозможное сегодня станет возможным завтра" - эти слова Циолковского ярко выражают уверенность в безграничном могуществе творческого гения человека.

Что же из невозможного стало возможным? Каковы сегодня отношения между техникой и фантазией? Что перестало быть фантастикой, а что еще остается ею? Чтобы ответить на эти вопросы, надо совершить экскурсию в увлекательный мир мечты.

Первое наше путешествие состоится... в 1955-й год! Да, не удивляйтесь, это не опечатка, именно 1955-й. Действие фантастического романа А. Робида, изданного во Франции около пятидесяти лет назад, происходит именно в эти годы. Писатель попытался нарисовать нашу жизнь. Посмотрим же, как оправдались его прогнозы.

"Электрическая жизнь" - даже название романа Робида говорит само за себя. Он писал о великой силе, которая в его времена лишь начинала себя проявлять. Но в романе эта сила стала основой всего существования человека.

Электричество давало людям тепло, свет, механическую силу, двигало гигантские машины и заставляло работать тончайшие приборы. Совершенно изменился облик мира. В небе проносились всевозможные воздушные корабли - от грузовых и пассажирских гигантов до миниатюрных одноместных "стрелочек". Крыши домов были превращены в посадочные площадки для самолетов с электродвигателями. Электролетами поддерживалось сообщение и внутри города и между городами. Впрочем, связь осуществлялась не только по воздуху: по подземным трубам электропневматической почты, по всемирной сети электрических проводов, позволяющих в телефоноскопе и фонотелескопе слышать и видеть на расстоянии, вести с собеседником разговор.

Но этим, по мнению Робида, не исчерпывалась роль всемогущего электричества в жизни людей XX века. Едва ли не главнейшим его завоеванием была успешная борьба со стихиями, управление погодой. Метеорологи могли вмешиваться в игру воздушных течений. Поэтому пустыни Африки, Азии, Австралии перестали быть пустынями - они получили воду, превратились в сплошные оазисы, которые дают обильный урожай. Когда в Европе становится чересчур жарко, туда приглашают освежающий ветерок с Ледовитого океана. Коротко говоря, благодаря электричеству каждый уголок земли имеет климат по заказу, и ему отпускается ровно столько тепла, холода и влаги, сколько нужно.

Преобразилось искусство. Никто не ходит в театр - любую оперу или спектакль можно смотреть дома на экране телефоноскопа, заказав зрелище себе по вкусу из фонобиблиотеки. Фотография вытеснила живопись, причем на снимках выходят объемные картины, совсем как в природе. Электропневматическая почта быстро приносит "клише" - запись любой книги.

Наконец электроэнергию, свет, тепло, звуки, изображения передают по подземным трубам на далекие расстояния, подобно почтовым посылками.

"Можно наслаждаться музыкой лежа въ постели.
Иллюстрация из книги А. Робида.

Так фантазирует Робида об электрической жизни. Он касается и других ее сторон - упоминает, например, о "новых" строительных материалах, применяемых вместо стали и камня - прессованном картоне и стекле. Дело не обходится и без новейшей военной техники: речь идет главным образом о химическом и бактериологическом оружии... Во времена, когда Робида писал свой роман, все это было, конечно, безудержной фантазией.

Главный герой романа - молодой "поручик химической артиллерии" Филоксен Лоррис. Он был сыном знаменитого изобретателя и не в пример отцу страшным шалопаем, совершенно неспособным к наукам. Особенного, впрочем, с ним ничего не происходит, никаких опасных приключений. Он лишь совершает прогулку в своеобразное "прошлое" электрического мира, устав от жизни, "насыщенной" электричеством.

Завязкой романа служит такая история. 12 декабря вдруг разразилась грандиозная электрическая буря. Запрятанная в особых хранилищах сила частично вырвалась наружу, и воцарился хаос. Абоненты телефоноскопов соединялись с кем попало, только не с теми, кто был им нужен. Так Филоксену Лоррису удалось случайно познакомиться с очаровательной девушкой, которой суждено было в конце концов стать его женой. Вместе с невестой он совершает поездку в своеобразный "музей" - единственное местечко во Франции, да и во всем мире, куда электричеству вход был воспрещен. В этом уголке старины люди не носились очертя голову по воздуху, не говорили друг с другом по проволоке за сотни километров и не слушали новости, доносимые опять-таки откуда-то издалека. Они отдыхали в этом укромном уголке, сохранившем, словно в музее, "первобытный уклад жизни"...

Такой представлял себе нашу действительность французский писатель.

Перебранка между фонографами
Так представлял себе нашу действительность художник, иллюстрировавший книгу А. Робида.

Давайте посмотрим, стала ли наша сегодняшняя жизнь электрической? Бесспорно, да. Недаром наше время называют веком электричества. Сейчас даже трудно перечислить все то, что делает эта поистине чудодейственная сила. Действительность оставила далеко позади фантастику Робида. С помощью электричества мы не только слышим и видим за сотни и тысячи километров. Мы заглядываем в невидимый мир атомов и молекул и узнаем о звездах, отстоящих за миллионы световых лет от Земли. Мы "ощупываем" небесные тела нашей солнечной системы, исследуем их, даже не совершая межпланетных путешествий. Измерять тысячные доли секунды, изучать то, что происходит в течение ничтожных промежутков времени, неподвластных нашим чувствам, - об этом раньше не могли даже мечтать. Теперь же это будни нашего века. А машины, которые вычисляют невообразимо лучше человека, лучше него запоминают, переводят, управляют производством; машины, дающие возможность ответить практически сразу же на тысячи разнообразнейших вопросов, интересующих ученого и инженера, - новейшие успехи электроники, сказочные завоевания человеческого ума? И в них участвует покоренный электрон!

Электропневматической почтой должны были бы пользоваться, по мнению Робида, люди нашего века. А у нас есть дальняя телефонная, телеграфная и радиосвязь, мы можем передать письмо по фототелеграфу, - незримыми нитями электромагнитные волны связывают самые отдаленные уголки планеты. Фотография не вытеснила и не заменила искусство - этого не может и не должно быть, но кино, ставшее цветным, говорящим и объемным, приобретает необычайную выразительность в передаче красок, предметов, звуков. И все это благодаря электричеству!

И тем не менее приходится признать, что, обогнав в одном, мы отстали в другом. Еще не носятся стаями воздушные корабли внутри наших городов, и "аэромотоциклетки" пока лишь украшают страницы книг и журналов, посвященных будущему. Правда, путь к такому миниатюрному летательному аппарату уже начался. Созданы одноместное вертолеты, и авиационная печать сообщала о "летающей сковородке" - крошечном винтокрыле, об аэроцикле - тоже маленькой и очень простой а управлении машине, снабженной поплавками для посадки на воду. Появились первые образцы небольших реактивных вертолетов... Наконец в самые последние годы техника обогатилась разнообразными, хотя и пробными, необычными аппаратами - вертикально взлетающими, которые сочетают в себе свойства самолета и вертолета и впоследствии, вероятно, займут свое место в арсенале воздушных сообщений. О гигантах ТУ-104, ТУ-110, "Украине", "Москве" не приходится, конечно, подробно говорить - о них знает весь мир. Надо ожидать еще более широкого "вторжения" авиации в быт современного человека, и тогда написанное Робида по-настоящему отойдет в прошлое.

Рисунок из книги А. Робида.

Приближается невиданный расцвет энергетики. Если сверхмощные и легкие аккумуляторы энергии - а их имел в виду не один Робида. но и многие другие фантасты - перестанут быть мечтой, то станут былью и электрические воздушные корабли, которыми "населил" французский писатель воздушный океан средины нашего века. Их пока что надо отнести в список неисполненных мечтаний.

В успехах же связи на дальние расстояния мы, пожалуй, обогнали или, во всяком случае, начинаем обгонять "год 1955-й" по Робида...

С управлением погодой дело обстоит пока хуже: так по-хозяйски обращаться со стихией, как герои Робида, мы еще не научились. Однако об опытах с искусственным дождем или, наоборот, предотвращением осадков мы уже знаем, и покорение капризной, неподвластной нам погоды - на повестке дня науки если не сегодняшнего, то завтрашнего дня. Пожалуй, единственная несбыточная фантазия, которой так и суждено остаться на страничках старого романа, - это влияние "электрической жизни" на людей, вынужденных будто бы иногда спасаться от нее бегством. Нет, электричество оказалось помощником врача, исцелителем, распознавателем болезней. Беспокойство писателя было напрасным: век электричества, век расцвета энергетики станет веком здоровья и долголетия!



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001