История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

К. Милов

«ПУСТЫНИ» И «ОАЗИСЫ» В ПОСЛЕДНИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ФАНТАСТИКИ

СТАТЬИ О ФАНТАСТИКЕ

© К. Милов, 1981

Молодость Сибири (Новосибирск). - 1981. - 13 окт. - С. 3.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2007

ЧИТАТЕЛИ, конечно, помнят «мальчика со шпагой» Сережу Каховского, неутомимого борца со злом, помнят и многих других героев уральца Владислава Крапивина. Новая повесть «Дети Синего Фламинго» («Уральский следопыт», № 1–3, 1981) тоже посвящена детям, но проблемы в ней стоят далеко не детские, как и обычно у Крапивина.

Прямо с родного пустыря, с берега реки, где мальчишки постоянно играют в войну, мы попадаем в неведомую страну – «параллельный мир». Детей это не удивляет, чудеса кажутся им естественными. Да и задачи им приходится решать самые что ни на есть реальные. В фантастической стране, придуманной Крапивиным, внешность и слова не соответствуют сути человека, взрослые там обманывают и убивают детей. Для ребят – героев повести – реальны и фантастические события, и попадающие им в руки фантастические предметы, и неизбежная победа добра над злом дается совсем нелегко, потому что битва идет всерьез. Настоящим оружием становится в руках бесстрашного мальчишки деревянный кинжал, вырезанный и подаренный другом: защитить дружбу, добро, жизнь больше нечем, а бежать с поля боя нельзя.

Сегодня трудно сочинять «безоблачные» концы даже для детей. Крапивин не упрощает произведений, вместе с автором и героям, и читателям приходится думать по-взрослому. По-настоящему гибнут и побеждают подростки. И хотя герои повести благополучно возвращаются домой, мы уверены в том, что они не забудут пережитого: чужая страна – вот она, рядом, и чужая боль становится близкой. Так естественно фантастика Крапивина выводит нас в современность.

«НФ 24» (изд. «Знание»), как всегда, знакомит нас со многими интересными произведениями. Повесть Кира Булычева «Похищение чародея», правда, уже печаталась в 1979 («Химия и жизнь»), а вот повесть Геннадия Прашкевича «Соавтор» публикуется впервые.

«Соавтор» непохож на предыдущие произведения Прашкевича (наша страница писала о них в 1980 г.). Ни буйных страстей, ни эффектных погонь по временам и пространствам, как, например, в повести «Фальшивый подвиг» («НФ 23»). Тем интереснее следить за ходом мысли героя, за новой манерой автора, сумевшего сделать захватывающее повествование на внешне неброском материале.

Новый «Мир приключений» (М., «Детская литература», 1981) почти целиком посвящен фантастике для подростков и юношей.

От лица маленькой девочки написана повесть Феликса Дымова «Аленкин астероид». Высказанная в ней идея создания спасательных «заимок» в космосе, конечно, придется по сердцу читателю. В повести идею высказывают дети, в от нее так и веет теплом, детским человеколюбием. Но поздравить автора с удачен мы бы не решились: часто кажется, что рассказ ведет не ребенок, а взрослый, иногда и просто появляется налет сусальности. Кажется, все продумано, все детали будущего – например, за детьми постоянно наблюдают электронные няни, все жители планеты носят радиобраслеты, обеспечивающие мгновенную связь с любым человеком или местом... Однако образ главной героини не вызывает доверия, и потому вся повесть оставляет чувство неудовлетворенности.

Очередной выпуск «Фантастика–80» («Молодая гвардия», 1981) открывает очень гуманная, продуманная повесть о встрече прошлого с настоящим «Рассвет на Непрядве». Ее автор Олег Алексеев знаком читателю. Сама идея повести (герой смотрит в «магический кристалл», видит знаменитую битву на Непрядве и сам как бы становится ее участником) не нова, но автору удается добиться гармоничного сочетания разных планов действия.

К сожалению, дальше все сводится к рассказу о том, как не надо писать. Не будем останавливаться на всех произведениях, часть их уже знакома читателю. Возьмем наиболее характерные примеры.

М. Пухов, «Терминатор». Космонавта отправляют в полет вдвоем с компьютером, который еще не прошел всех испытаний. По пути выясняется, что это не компьютер, а киборг (машина с мозгом человека). Разговаривая с космонавтом, киборг узнает, что того любит его бывшая жена, и швыряет ракету на подвернувшуюся планету. Последняя фраза: «Внизу скалились камни». Тут оскалишься!..

Ю. Медведев. «Куда спешишь, муравей?» Речь тоже идет о ревности. Не будем пересказывать сюжет, отметим лишь «новаторство» автора в области языка, раскрытия переживаний персонажей и даже философии. Индейцы из Латинской Америки называют себя российским словом «ратники», жрица имеет «голубые ободья вокруг глаз». Бедный восьмиклассник влез на яблоню вслед за соклассницей, «обнял ее свободной рукой за спину и вдруг почувствовал ее всю».

Да, от пошлости спасения нет. Не помогают ни пришельцы, ни изобретенные автором «смерченыши», ни псевдоромантический слог. А вынесенные в заглавие «муравьи» – это, увы, мы с вами. На фоне могучих «смерченышей».

Невзыскательность составителей и редактора сборника В. Фалеева особенно заметны при читании рассказа Иона Мынэскуртэ «Завтра, когда мы встретимся». Там вокруг героя, потерпевшего аварию после многих «лет шатания в космических пустынях», одна только «звездная пустыня» и «роение солнц, методично описывающих круги и движимых дьявольской небесной механикой».

Ну, если уж небесная механика стала «дьявольской», то стоит ли удивляться, что ни герой, ни автор не знают, суждена ли какая-то жизнь после смерти?

А ведь в рассказе есть по-настоящему трогающая душу мысль о том, что после смерти человек распадается на атомы, возвращаясь к Земле, и многократно оживает в цветах, растениях, животных, людях. Жаль, что эта мысль потерялась в лавине штампов – среди «звездных пустынь» в «звездных пустынностей водянистого цвета».

О художественных достоинствах этих произведений сказать нечего.

К. МИЛОВ.



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001