История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Р. Олюнин

ЛЕГЕНДА О ГОМУНКУЛЮСЕ

ФАНТАСТЫ И КНИГИ

© Р. Олюнин, 1966

В мире книг.- 1966.- 6.- С. 35.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2002

Шелли М. ФРАНКЕНШТЕЙН, ИЛИ СОВРЕМЕННЫЙ ПРОМЕТЕЙ. Роман. Пер. с англ. М., "Худож. лит.", 1965. 245 с. 100000 экз. 37 к.

"Однажды ненастной ноябрьской ночью я узрел завершение моих трудов. С мучительным волнением я собрал все необходимое, чтобы зажечь жизнь в бесчувственном создании, лежащем у моих ног. Был час пополуночи; дождь уныло стучал в оконное стекло; свеча почти догорела; и вот при ее неверном свете я увидел, как открылись тусклые желтые глаза; существо начало дышать и судорожно подергиваться", - так молодому ученому Франкенштейну удалось завершить поиски сотен своих предшественников:

создать искусственного человека. О дальнейшей судьбе этого создания и повествует роман "Франкенштейн, или современный Прометей".

Имя его автора в свое время пользовалось популярностью. Это была Мэри Шелли, жена и верный друг великого английского поэта Перси Биши Шелли. С ней он делил все тяготы жизни, ей посвящал лучшие свои произведения. Влияние на творческую судьбу писательницы оказало также и ее знакомство с Байроном. Свободолюбивые мотивы байроновских стихотворений и поэм, их широкая социальная и философская проблематика заставили будущую романистку глубже, критически взглянуть на окружающую жизнь, задуматься о судьбах человечества. Итогом плодотворного общения с обоими поэтами, классиками английского романтизма, явился написанный в 1817 году "Франкенштейн".

В основу его сюжета положена известная легенда о Гомункулюсе, искусственном человеке, о создании которого мечтали многие средневековые алхимики и схоласты. Расширив рамки легенды, писательница затронула в своем произведении моральные и социальные проблемы, волновавшие ее современников. Обретя жизнь, искусственный человек с самого начала вынужден вступить в конфликт с реальным миром. Внешне уродливый, он обладает нежным и отзывчивым сердцем, способным любить, и руками, готовыми творить добро. Ему неведомы человеческие недостатки, с открытой душой и чистой совестью хочет войти он в мир людей. Но люди, отравленные ядом недоверия, отталкивают его. Им далеки его благородные побуждения, для них он прежде всего "чудовище", "демон". Непонятый и отвергнутый, он постепенно превращается в озлобленного садиста, убийцу, мстящего людям за свои страдания.

Человек рожден для добра, он имеет право на счастье, но благородству и справедливости трудно на земле, - показывает в своем романе Мэри Шелли. Эта мысль заложена и в образе Франкенштейна, талантливого ученого, но человека недалекого, глухого к страданиям существа, созданного его собственными руками. Он не в силах понять, что жестокость "демона" - не "врожденная", что она возникла в ответ на жестокость людей. И Франкенштейн расплачивается за то, что сделал свой эксперимент самоцелью, вызвал к жизни силу, которой нет достойного применения.

Раздумья о неустроенности человеческого общества обусловили мрачный колорит романа. На всем его протяжении звучит мотив одиночества, уныния. Это было откликом на крушение идеалов Французской революции 1789 года. И все же как ни отчетливо слышатся в "Франкенштейне" нотки пессимизма, роман проникнут верой в могущество человеческого разума, в торжество науки. И еще над одной проблемой заставляет задуматься это произведение. В предисловии к настоящему изданию А. Елистратова так пишет об этом: "...Не уподобится ли человечество, открывшее новый, небывало мощный источник энергии, Франкенштейну, павшему жертвой своей победы над силами природы? Или атомный гигант - в отличие от "демона" Франкенштейна - сможет стать "добрым волшебником", другом и помощником людей?"

Актуальностью своей проблематики, равно как и обличительным характером, роман "Франкенштейн, или современный Прометей", стоит в ряду с лучшими произведениями мировой литературы.

    Р. ОЛЮНИН



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001