История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Александр Осипов

3. ИЗДАТЕЛИ, ЧИТАТЕЛИ, ВРЕМЯ...

СТАТЬИ О ФАНТАСТИКЕ

© А. Осипов, 1988

Осипов А. Миры на ладонях. Фантастика в творчестве писателей-сибиряков: Лит.-крит. очерк // Красноярск: Кн. изд-во, 1988.- С. 41-48.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2002

Первое издание повести Вивиана Итина "Страна Гонгури", увидевшее свет более шести десятилетий назад, появилось в виде тоненькой книжечки, отпечатанной бледным шрифтом в областной типографии на тугой оберточной бумаге, в обложке из синеватого картона. Ни о каких "художественных излишествах" (оформлении обложки, иллюстрациях в тексте и т. п.) не могло быть и речи...

Многое изменилось с тех пор и в литературе, и в издательских возможностях. Уже в послевоенные годы сибирские издательства выпустили в свет немало фантастических книг. Это были переиздания популярных в те годы произведений известных советских писателей-фантастов, переиздания классики научно-фантастической литературы.

Постепенно складывались традиции и в издании фантастических книг местных писателей-фантастов. Росли тиражи изданий, улучшалось художественное оформление и полиграфическое исполнение этих книг.

Ведущая роль в издании фантастики в Сибири была отведена в основном трем издательствам - Красноярскому, Новосибирскому и Иркутскому. Именно здесь и формировались традиции в издании научно-фантастических книг. И нельзя не отметить, что эти издательства подходили к делу не формально, а творчески.

По примеру центральных издательств, выпускавших в свет фантастику, Восточно-Сибирское издательство (Иркутск) осуществляло, например, в 1963 - 1968 гг. выпуск специальной серии "В мире приключений и фантастики". В этой серии выходили книжечки карманного формата объемом от 6 до 10 листов и тиражом до 75000 экз. Это были фантастические произведения местных писателей - Л. Могилева, А. Коновой, Д. Сергеева, Ю. Самсонова, Б. Лапина. Книги неплохо оформлялись, имели в целом свое "издательское лицо", пользовались популярностью у любителей фантастики и коллекционеров. Они явились прототипом оригинальной серии, которая могла бы существовать и в настоящее время. Но издание этой серии было прекращено в конце 60-х годов по неизвестным причинам и мало чем оправдано, ибо как раньше, так и сейчас в Восточной Сибири имеются литературные силы, произведения которых с успехом пополнили это перспективное, но не оцененное по достоинству издательством начинание.

Впрочем, исчезновение серии не означало отказа Восточно-Сибирского издательства от публикации фантастических произведений. Здесь продолжали выходить в свет фантастические книги. В последние годы внешний вид таких изданий заметно изменился к лучшему - появились красочно оформленные переплеты с припрессованным целлофаном, увеличились объемы книг, оригинально оформленные... И все-таки эти книги в чем-то проигрывают по сравнению с выпусками серии "В мире приключений и фантастики" 60-х годов. Может быть, отчасти утеряно то своеобразие и трудно передаваемая притягательность во внешнем оформлении книг, где отдельные элементы обложек или иллюстраций в тексте (не говоря уже о самом грифе серии!) создавали, в общем-то, важный колорит в издании фантастики в Сибири...

Активно издавалась с середины 60-х годов фантастика и в Новосибирске. По мере того как росли местные кадры фантастов, занимали более прочное место в ежегодных издательских планах и книги фантастики. Ныне не проходит и года, чтобы в Западно-Сибирском издательстве не вышла хотя бы одна фантастическая книга. Любопытно обратить внимание на такой факт. Западносибирское (Новосибирское) издательство при выпуске фантастических произведений в последние десять-тринадцать лет практикует довольно своеобразную форму. Речь идет о выпуске с 1975 года фантастических книг в едином оформлении. Конечно, это не совсем серия. Во всяком случае никакого грифа или упоминания о серии здесь нет. Однако оригинал - макет обложки, выполненный художником И. Д. Шуриц, да и внутреннее расположение иллюстраций в книгах, а они как на обложке, так и внутри каждой книги всякий раз разнообразны по содержанию, подчинены единым условиям, создающим в совокупности все исходные элементы самобытной серии. В этой серии вышли в свет уже семь книг местных фантастов - В. Колупаева, Г. Прашкевича и других. Издаются фантастические книги и вне отмеченной своеобразной серии. Кроме того, фантастика получила "прописку" и в других изданиях Западной Сибири. Например, в молодежном многоплановом сборнике "Собеседник", выходящем с 1975 года, стал постоянным раздел фантастики и приключений. И если в первых выпусках этого сборника, к сожалению, творчеству местных писателей отводилось крайне скромное место (публиковались произведения москвичей, ленинградцев и др.), то ныне сборник помогает творческому росту молодых фантастов Новосибирска, публикуя их рассказы на своих страницах.

Не осталось в стороне и Красноярское издательство. Ведь здесь только за последние 25 лет увидело свет более 20 фантастических книг Н. Шагурина, И. Калиновского, С. Павлова, В. Назарова, О. Корабельникова, А. Бушкова и других писателей. Книги эти изданы с оригинальным и запоминающимся в ряде случаев оформлением. Перелистывая издания разных лет, убеждаешься в том, как удачно подходили в издательстве к иллюстрированию фантастических книг. Основной дух фантастики того или иного автора и впрямь удивительно органично переосмыслен отдельными художниками-иллюстраторами. Например, сатирическая условность фантастики И. Калиновского тонко подмечена в иллюстрациях В. П. Морозова к книге "Когда усмехнулся Плутарх". Романтический ореол, таинственность и конкретность фантастической детали передают иллюстрации В. А. Скворцова, выполненные им в стиле гравюры к фантастической повести С. Павлова "Акванавты" (1968). Вообще, надо сказать, что иллюстрирование фантастики в последние годы претерпевает в целом заметные сдвиги к лучшему. Это касается не только книг Красноярского издательства.

Непритязательная стереотипность и безвкусица, бытовавшая в этой области ранее, сменяется постепенно приходом в книжную иллюстрацию одаренных и талантливых художников, тонко чувствующих дух и букву фантастического жанра и на этой почве создающих в высшей степени самобытные иллюстрации, составляющие в ряде случаев одно целое с текстом книги. Посмотрите, к примеру, как органичны в этом смысле иллюстрации новосибирского художника Э. Гороховского, выполненные им к книгам М. Михеева "Которая ждет" (1966), "Далекая от Солнца" (1969), А. Якубовского "Аргус-12" (1972) - в них очень много не только от содержания перечисленных книг, но и от их стилистики, камерной, вселяющей ощущение реальности фантастического мира. Эволюция тем в фантастике влечет за собой и эволюцию иллюстраций к фантастическим книгам. Сравните иллюстрации красноярского художника В. Бахтина к книге В. Назарова "Вечные паруса" (1972) и к книге О. Корабельникова "Башня птиц" (1981), и вы легко заметите тот вполне закономерный переход от технической детали к фантастике на темы науки, научного знания, к преобладанию раскованных, гуманистических образов в фантастике о человеке и его внутреннем мире... Иллюстрации к последней книге смело характеризуются как подлинное явление в практике иллюстрирования книги последних лет!

Активизации издания фантастики в Сибири в немалой степени способствовал интерес к фантастике писателей-сибиряков со стороны издательства ЦК ВЛКСМ "Молодая гвардия", в котором, начиная с 1976 года, в рамках существующей здесь серии "Библиотека советской фантастики" выходили в свет отдельные книги С. Павлова, Б. Лапина, А. Якубовского... Наконец, впервые был подготовлен и первый коллективный сборник сибирских фантастов "Зеленый поезд" (1976), получивший широкий общественный резонанс и по сути дела заново открывший для всесоюзного читателя сибирскую фантастику!

Без этого начинания, вероятно, не было бы и антологии фантастики сибиряков "Страна Гонгури" (Красноярск, 1985), и коллективных сборников молодых фантастов "Снежный август" (Новосибирск, 1985), и многих других книг, увидевших свет в последние 10 лет.

В равной мере велика заслуга в деле развития научно-фантастической литературы в Сибири и работа целого ряда периодических изданий, шедших навстречу и общественному интересу к жанру, и поискам молодых сибирских писателей-фантастов. Литературно-художественные журналы "Сибирские огни", "Байкал", альманахи "Енисей", "Сибирь", комсомольско-молодежные газеты Сибири - все они являлись в последние 25 лет солидной трибуной для выступления писателей-фантастов, для публикации рецензий и критических заметок. Вообще, для привлечения общественного внимания к жанру.

Все это (издательская деятельность, деятельность журналов) создавало благотворную атмосферу творческих поисков, дискуссий, выхода к широким массам действительно одаренных писателей и актуальных произведений. Во многом как следствие отмеченного выше было и появление в 70-х годах клубов любителей фантастики, получивших широкое распространение в нашей стране. Клубы любителей фантастики, объединившие в своих рядах в основном читателей и книголюбов, проявлявших стойкий интерес к научно-фантастической литературе, осуществляли разнообразные мероприятия по пропаганде жанра. На заседаниях и встречах участников КЛФ устраивались конференции по творчеству отдельных писателей-фантастов (с приглашением авторов книг), театрализованные вечера, читались лекции по истории и современному состоянию фантастики в литературе и искусстве, проводились читательские конкурсы, викторины и т. д. Все эти мероприятия так или иначе не могли не влиять на проявление творческих интересов любителей. Установив контакты с местной периодической печатью, отдельные клубы любителей фантастики готовили самостоятельно специальные страницы (в основном в молодежных газетах), на которых помимо разнообразной познавательной информации в области НФ публиковались и самодеятельные произведения, написанные любителями, членами того или иного КЛФ. К сожалению, не всегда и не во всем подобная деятельность имела в основе своей положительный характер. Отсутствие квалифицированного руководства, не всегда верная ценностная ориентация в жанре, скороспелость, известный уровень подражания и примитивизма, наконец, откровенная двусмысленность и абстрактность самодеятельного творчества - все эти признаки, безусловно, не дают возможности однозначно оценить подобное начинание как положительное... Лишь в тех случаях, когда при Клубах любителей фантастики были организованы специальные литературные студии, работой которых руководили профессиональные писатели, направлявшие и контролировавшие деятельность начинающих фантастов, имели место положительные примеры творческих поисков.

Появились клубы любителей фантастики и в Сибири. Так, например, в Абакане действовали сразу два КЛФ - "Гонгури" (в честь названия повести В. Итина) и "Центавр" (детский клуб при библиотеке), в Красноярске - КЛФ "Сенсолинг", в Новосибирске - "Амальтея"; имелись КЛФ и в Иркутске (при Иркутском университете и при местной писательской организации), Кемерово, Хабаровске, Владивостоке...

Из всех перечисленных клубов в плане литературных начинаний показателен новосибирский КЛФ "Амальтея", организованный при местном отделении Союза писателей РСФСР. Здесь самодеятельным творчеством любителей руководил писатель-фантаст Михаил Михеев. Именно "Амальтея" и помогла сразу нескольким начинающим писателям за сравнительно небольшой срок не только сделать первые робкие шаги в области НФ, но и привлечь внимание к своему творчеству широкой читательской аудитории. Анатолий Шалин, Алан Кубатиев, Александр Бачило, Александр Шведов - вот далеко не полный список имен писателей, произведения которых неоднократно появлялись в местных газетах, в журнале "Сибирские огни", публиковавшем, кстати сказать, специальные подборки произведений молодых фантастов, в сборнике "Собеседник". Отдельные авторы (как, например, А. Кубатиев), публиковались в московских специализированных изданиях НФ.

Кратко характеризуя первые произведения фантастов, следует отметить, что они неравноценны даже в рамках критериев самодеятельного творчества. В одних случаях чувствуется несомненное дарование, в других - преобладает некая несамостоятельность творчества, вторичность и подражательность как следствие распространенного в последние годы мнения, что фантастику писать может каждый, даже школьник. Последнее плохо уже тем, что, ориентируясь на общие признаки модных течений в мировой научной фантастике, эти авторы не смогут скорее всего найти себя в этом жанре, поскольку тут уже изначально самобытность отсутствует и подавляется копиистикой. Жонглирование модными словечками, псевдофилософским хохмачеством, упрощенность письма близки скорее к проявлениям массовой культуры, которая, как ни странно, также требует определенных художественных норм. Но отрыв от реального мира, от круга сегодняшних проблем вообще и духа сегодняшней Сибири, в частности, не сулит молодым ничего хорошего в творческом росте, взрослении литературном.

В одном из выпусков сборника "Собеседник" (1980) был опубликован рассказ томича Дмитрия Федотова "И все-таки он пошел...", который (при многих несовершенствах и элементах вторичности) подкупает все же замыслом, построенном на использовании в жанре НФ славного историко-революционного прошлого Сибири. Одна только эта особенность рассказа (работающая в целом на воспитание и образование молодого поколения - а рассказ адресован школьникам!) оправдывает и отдельные шероховатости текста, и использование старых приемов сюжета...

Из тех молодых фантастов, кто мог бы считать себя воспитанником Клубов любителей фантастики, хотелось бы отметить в данном случае Александра Бушкова, жившего сначала в Абакане и уже там выступившего не только по линии организации клубного движения, но и в творческом качестве, а ныне живущего в Красноярске и довольно плотно вписавшегося в современную сибирскую фантастику. Александр Бушков как раз в студиях молодых фантастов не участвовал. Не было таких студий в Абакане. Но писать фантастику начал под непосредственным влиянием чтения научно-фантастической литературы. И хотя многие первые произведения (в основном рассказы) писателя были в известной степени подражательными, в них тем не менее уже присутствовала та одаренность литературная, та раскованность фантазии, та художественная закваска, которую узнаешь обычно при чтении рукописей незнакомых начинающих авторов с первых же страниц или фраз. Этому не научишься ни в каких литературных кружках - это природный дар! Сначала рассказы А. Бушкова печатались как раз на газетных полосах, отведенных под материалы КЛФ. Но постепенно его произведения стали появляться и в республиканских, и в центральных журналах. А первая опубликованная в Москве повесть "Варяги без приглашения" (1981) стала большим событием не только для молодого автора, но и для всей советской фантастики последних лет. Вполне закономерен для постоянно работающего над собой автора (каким и является А. Бушков), написавшего за очень небольшой временной отрезок (с 1980 по 1985 гг.) впечатляюще много произведений (разумеется, не всегда для опубликования, а для совершенствования творчества, оттачивания мастерства, экспериментаторства), и дальнейший творческий путь - 1986 год стал для писателя поистине годом становления литератора: опубликованы новые объемные повести, вышла в свет и первая книга "Стоять в огне", собравшая наиболее примечательные и характерные для молодого писателя произведения.

В текущем литературном процессе в жанре фантастики в сибирском варианте четко просматривается благородная традиция даже в последнюю четверть века - это своеобразное наставничество в творчестве, помогающее росту художников, сближающего людей разных поколений на почве единства убеждений и идейно-художественных поисков. В свое время И. Шагурин помог освоить новый жанр и войти в литературу С. Павлову. В свою очередь Сергей Павлов и Вячеслав Назаров помогли определиться в творчестве Олегу Корабельникову. Ныне еще молодой, но сложившийся прозаик О. Корабельников принял так или иначе участие в творческой судьбе Александра Бушкова...

Так неразрывно и емко осуществляется закономерная связь поколений писателей, разных по самовыражению, идейно-тематическим пристрастиям, но родственных по преданности родной земле, лучшим и живым национальным традициям литературным, светлой и увлекающей порывом к прекрасному будущему мечте.

И течет в этой неразрывной связи поколений литературный процесс, как воды могучих сибирских рек (Енисей ли то будет, или Ангара...), минуя крутые извилистые берега, подводные пороги, все вперед и вперед от истоков и далее до океана большой литературы... Так и в сибирской фантастике, вливающейся в общий поток современной советской литературы.



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001