История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Иван Папанов

ШАГИ В НЕВЕДОМОЕ

ФАНТАСТИКА В ЖИВОПИСИ

© И. Папанов, 1977

Техника-молодежи.- 1977.- 9.- С. 46-49.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2002

Великие провидцы прошлого задолго до того, как мечта о космических полетах стала явью, говорили о дальних звездных дорогах человечества. "Переселение жизни от солнца к солнцу, даже от Млечного Пути к другой группе звезд, - писал К. Циолковский, - вполне возможно". Конечно, такая возможность оборачивается реальными проектами лишь тогда, когда научно-технический прогресс дает в руки людей нечто принципиально новое: еще и сегодня неясны принципы, которые будут использованы при создании межзвездных кораблей. Но когда-нибудь, полагал ученый, разум с помощью постоянно развивающейся техники "всякий уголок вселенной сможет сделать доступным для жизни".

Полотно Г. Тищенко "Посадка на Меркурий" отражает маленький эпизод освоения солнечной системы, один из шагов человека в космический простор. Впрочем, значение этого шага, по современным меркам, весьма велико: проект Г. Тищенко с полным основанием можно отнести пока к области "фантастики ближнего прицела".

По К. Циолковскому, космическое расширение общества диктуется отнюдь не только ростом населения. Его причины в объективной логике борьбы с природными стихиями, в неизбежных законах развития. Одна из интереснейших работ К. Циолковского - "Фантазия и действительность о небе". Рукопись начата в 1894 году, но только в 1916 году поставлена заключительная точка, за это время претерпели изменение не только многие идеи и мысли автора, но и общая направленность обширного труда - сначала он назывался "Изменение относительной тяжести на Земле". Даже названия глав этой книги говорят сами за себя: "Гипотетические путешествия в небесное пространство", "Млечный Путь", "Межзвездный дом в Млечном Пути", "Механические явления - субъективные и объективные" (некоторые мысли в этой главе и последующих статьях перекликаются с основным содержанием теории относительности).

Еще в 1895 году замечательный ученый и фантаст высказывает свое знаменитое положение о необходимости использовать "весь солнечный свет и все солнечное тепло". К. Циолковский считал, что процесс овладения энергией светила начнется с преобразования пояса астероидов. Масса этих относительно небольших небесных тел, по выражению Циолковского, "разбирается до дна". Из полученного материала "лепятся" искусственные космические тела с наиболее выгодной формой поверхности. Но масса астероидов не так уж велика. Вот почему необходима перестройка Луны: на это ученый "кладет" несколько сот лет.

Когда-нибудь, полагал великий мечтатель, наступит черед Земли и других планет.

Прошло несколько десятилетий, и американский физик Дайсон с позиций последних достижений теоретической физики вновь рассмотрел вопрос о перестройке солнечной системы. При этом Дайсон, по существу, повторил основные идеи работ Циолковского.

"Сфера Дайсона" - это сравнительно тонкая скорлупа, опоясывающая наше светило. На ее внутренней поверхности располагаются машины, приборы, люди - то ест" все, что составляет нашу цивилизацию. А весь солнечный свет оказывается использованным, ни один луч не минует этой гигантской оболочки. В сущности, это будет как бы огромная комната с одним-единственным светильником - Солнцем. И только двойные звезды позволят "украсить" исполинское жилище светильником иной конструкции.

Для создания такой сферы Дайсон предложил "распылить" массу Юпитера. Для этого, правда, нужна энергия в 1044 эрг, которую, например, может дать Солнце за 800 лет (если использовать ее всю, без потерь в мировом пространстве!). Но ведь и Циолковский полагал, что подобная работа потребует тысяч лет для ее завершения.

Сфера Дайсона очень тонка. Поэтому необходимо подумать и об искусственной гравитации на ее внутренней поверхности, иначе все, что там расположено, будет падать на Солнце. Площадь нового "жилища" будет примерно в миллиард раз больше площади старого. Выигрыш, как видим, астрономический. Дайсон подметил любопытную закономерность, которая связывает между собой независимые, казалось бы, величины: массы больших планет толщину искусственной биосферы, энергию солнечного излучения, время "технологического" развития общества и время, нужное для распыления масс больших планет. Эти величины, оказывается, хорошо согласованы между собой. "Поэтому, - заключает Дайсон, - если исключить возможность случайной катастрофы, вполне закономерно ожидать, что разумные существа в конце концов будут вынуждены прибегнуть к подобной форме эксплуатации доступных им ресурсов. Следует ожидать, что в пределах нескольких тысяч лет после вступления в стадию технического развития любой мыслящий вид займет искусственную биосферу, полностью окружающую его материнскую звезду".

Интересно, что сфера Дайсона будет излучать в мировое пространство лишь инфракрасные лучи: в этом месте вспыхнет очень сильный источник теплового излучения, и мощность его будет равна мощности материнской звезды.

Картина ученого и художника-фантаста Г. Покровского как раз и дает представление об одном из первых этапов осуществления подобного проекта. "Орбитальные кольца вокруг звезды" называется полотно.

Вероятно, строительство гигантских колец должно предварять создание сферы Циолковского-Дайсона. Позже на их основе можно завершить необыкновенный проект.

Но уже и воплощение в жизнь первого его этапа, как мыслит его профессор Г. Покровский, дает возможность во много крат расширить обитаемую поверхность. От планеты - к кольцам, от колец - к сфере - так, пожалуй, можно сформулировать главную идею проекта. Именно такой путь подсказывают логика научного поиска и фантазия художника.

    ИВАН ПАПАНОВ



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2021
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001