История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Т. Приданникова

ПО КОМ ЗВУЧИТ РЕКВИЕМ?

СТАТЬИ О ФАНТАСТИКЕ

© Т. Приданникова, 1992

Голос магнитогорской молодежи (Магнитогорск).- 1992.- 19-25 марта.- ( 12 (77)).- С. 5.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001

НА ОСЕННИЙ брянский лес обрушивается беда – нашествие пауков, жизнь леса погибла. Флуктуация? Но следом идет беда страшнее – куда-то «утекает» электроэнергия линии электропередач: жизни людей в опасности...

Так начинается фантастический роман Василия Головачева «Реквием машине времени» в одноименном сборнике, выпущенном в 1991 году издательством «Молодая гвардия». Роман этот о бездумном отношении ученых как нашего, так и последующих поколений к опытам со временем и пространством. Наши далекие потомки, проводя опыт с «бурением» времени, что-то упустили в эксперименте, и «временной бур» пошел вразнос, «провалился» в самое начало времени, к моменту рождения Вселенной, и, возможно, именно в этом причина Большого Взрыва, взрыва космического «яйца», породившего нашу Вселенную!» (с. 277). В работу по спасению Вселенной включены не только люди их XX столетия, но и из последующих, а также какие-то неведомые, так до конца и не определяемые автором, силы, или, как говорят сами эти существа: «В лексиконе человечества нет слов, чтобы выразить такое понятие. Оно появится примерно через четыре миллиарда лет после вас. – Значит, вы все-таки из будущего? Наши потомки? – В какой-то мере...» (с. 295). Но спасать Вселенную будет все-таки человек не каких-то слишком далеких эпох, а их XXII века. Повесть В. Головачева увлекательна, держит в постоянном напряжении читателя. Фантастика и реально существующие идеи физики переплетены очень туго, и часто трудно понять, где кончается вымысел и начинаются основы теории времени-пространства.

Второй роман сборника – «Анастасия» Александра Бушкова. Это – героическая антиутопия: пять веков назад «...взбесился весь мир, само пространство и время, законы природы вдруг перестали действовать, сменились новыми, о которых мы до того не подозревали. В разных концах земного шара помаленьку происходило то, что хотелось назвать чудесами, это нарастало, как лавина и целые города проваливались в ничто, звезды плясали на небе, над Эйфелевой башней носились птеродактили, а в Марсельскую гавань вошел фрегат египетской эскадры Наполеона, у людей вырастали хвосты, дождь изливался с земли в небеса или струился над землей, как река, железо становилось мягким, животные разговаривали... Быть может, у Природы есть какой-то свой стоп-кран, предохранитель, «средство; которым она при крайней нужде спасает себя – в том числе и от людей...» (с. 343). Человечество отброшено назад в своем развитии. XX век остался в памяти в образах богов новых религий.

«– Мы верные слуги Великого Бре, Пяти Путеводных Звезд, Сияющего Лика... Никогда не давали приюта еретику, не оскверняли свой взгляд видом диссидента, а уст – мерзким вкусом кукурузы. Я – княжна Анастасия с отрогов Улу-Хем, из рода Вторых Секретарей...» (с. 302). «К храму, Собору Пяти Звезд, они подошли молча... Огромный зал, где стены сверху донизу ук-ашены яркой искусной мозаикой, изображавшей свершения и победы Великого Бре. Десятки лампад пылали под ними, а впереди, напротив входа, сверкал золотой диск со множеством лучей – Лик Великого Бре. И под ним уже стояли ликами к пастве двенадцать почетных жрецов – Почетный Президиум – в ниспадающих белых одеждах. Седые волосы перехвачены золотыми обручами с маленькой копией Лика Великого Бре, на груди каждого – Пять Золотых звезд. А вот двенадцатый, вернее, третий, если считать слева, выглядел совсем иначе, чем остальные одиннадцать. На нем мешком висел серый балахон с опущенным на лицо капюшоном... Как повелось с незапамятных времен, так и должен был выглядеть Серый Кардинал – один из двенадцати старейших жрецов, отвечающий за душевную чистоту и незамутненность паствы».

В другом месте люди поклоняются Тро и роют канал, длиной в век, в третьем – патриархальная деревня со своими богами, в четвертом живут вообще не люди, а под влиянием излучений превратившиеся в монстров и научившиеся разговаривать медведи. И так по всей территории до Закатного моря, куда спешит героиня романа, княжна Анастасия, за Знанием. Спутниками ей становятся ее оруженосец Ольга и Капитан, которого Анастасия «выдернула» из афганской войны нашего века через чудо-аппаратуру волшебника – бывшего младшего научного сотрудника, получившего бессмертие.

Роман А. Бушкова, на мой взгляд лучшее произведение сборника. Он больше тяготеет к фэнтэзи, тогда как роман «Реквием машине времени» В. Головачева и повесть «У камня на распутье» Василия Карпова – это чистая научная фантастика.

Последняя вещь в сборнике особым фейерверком фантастических моментов не блещет. Это скорее раздумья автора о некоторых аспектах нашего бытия. Видно, что фантастика, а вернее, некоторые отдельные удивительные факты в нашей жизни (например, «снежный человек») наводят Василия Карпова на размышления о месте человека на Земле, его предназначении. Лучше всего у автора получились сцены, в которых он описывает реальную жизнь героя.

Татьяна ПРИДАННИКОВА.



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001