История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

В. Ревич

ЧЕРЕЗ БУДУЩЕЕ К НАСТОЯЩЕМУ

СТАТЬИ О ФАНТАСТИКЕ

© В. Ревич, 1971

В мире книг (М.). - 1971. - 8. - С.16-17

Пер. в эл. вид А. Кузнецова, 2004

Общепризнанный интерес к фантастике объясняется чаще всего не тем, что это легкое чтение. Однако увлекательность этого жанра не мешает ему быть очень серьезным: современная фантастика рассматривает поведение человека в условиях быстро развивающегося мира, последствия научно-технической революции, социальные изменения и потрясения. Может быть больше, чем многим другим жанрам, фантастике присуще героическое начало - она воспевает человеческий разум и человеческое мужество. Она способна в образной, т. е. наиболее доступной и впечатляющей форме нарисовать картины коммунистического завтра, воссоздать идеал общественных и человеческих отношении, к которому мы стремимся. После взлета, пережитого нашей фантастикой в начале 60-х годов, когда годовая "продукция" составляла около 100 названии, минувший год в этом плане можно считать сравнительно спокойным. Тем не менее, даже если мы возьмем только книги центральных издательств, то без труда наберем десяток-полтора произведений заслуживающих внимания.

Сделать более или менее исчерпывающий их обзор трудно, они весьма разнообразны и найти в них объединяющие линии не всегда удается. За невозможностью объять необъятное пытаемся выделить группу книг, действие которых происходит в сравнительно отдаленном будущем. Будущее, разумеется, можно представить себе по-разному, и именно на различия в книгах хочется обратить внимание. Но вместе с тем во всех произведениях советских писателей о будущем находим немало сходных черт, рожденных общностью нашего мировоззрения.

Таковы "Вечный ветер" С. Жемайтиса и "Плеск звездных морей" Е. Войскунского и И. Лукодьянова. В них примерно одинаковое время действия - будущее лет через сто, и в той и в другой основные герои - молодежь, сходен и общий романтический пафос. При всем этом книги непохожи друг на друга.

Жемайтис был не первым из фантастов, кто превратив желаемое в действительное, нашел общий язык с дельфинами. Тут нет фантастического открытия, но дело в том, что "Вечный ветер" вовсе не повествование о говорящих водоплавающих, хотя "интеллигенты моря" в нем активно общаются с людьми и даже рассказывают космологические легенды. Если сравнить "Вечный ветер" с известным романом Р. Мерля "Разумное животное", то увидим, каким разным, чуть ли не противоположным целям может служить один и тот же фантастический ход. Яростный антимилитаристический памфлет французского писателя и светлое лирическое повествование о счастливом завтрашнем дне, где разговоры с дельфинами становятся символом единения человека со всем живым, символом наконец-то восстановленной общности между людьми и природой.

Писатель почти не затрагивает глобальных проблем, он ограничивается описанием студенческой практики нескольких молодых людей на одном из островков Тихого океана. Через столь небольшое окошко ему удалось показать, какая жизнь царит на всем земном шаре, какие хорошие, добрые люди населяют этот мир.

В отличие от "Вечного ветра" "Плеск звездных морей" охватывает планетарные и космические начинания человечества. Е. Войскунский и И. Лукодьянов изображают общество хотя и счастливое, но не безмятежное. Остались на Земле очень серьезные проблемы и главная из них - перенаселенность. На планете резко ограничилась рождаемость, главный герой меланхолически замечает, что давно уже не встречал людей, у которых были бы братья и сестры.

Герои ищут выход из кризиса не на путях отчаянья, а с помощью новейших достижений науки, с учетом всевозможных интересов, с демократическим, общепланетным обсуждением всех, иной раз весьма неожиданных, проектов. Напрашивающийся, казалось бы, путь - расселение людей на других планетах не так прост, как кажется. Не о технических сложностях, разумеется, идет речь. Их человечество уже преодолело. Но останутся ли людьми те поселенцы, которые в конце концов адаптируются в местных условиях, научатся дышать без масок в ядовитых для земного человека атмосферах? Не перестроится ли их психика коренным образом? Есть ли у человечества право подвергать себе подобных, пусть добровольцев, столь рискованным, неизвестно куда могущим привести экспериментам? Это пример одной из тем, обсуждением которых заняты люди в романе. "Плеск звездных морей" заставляет задуматься над тем, что каждое научное открытие, каждый шаг по пути прогресса имеет этическую сторону, и это бесспорное достоинство книги. Жаль, правда, что в описании будущего зачастую используется набор типовых фантастических деталей.

Но главный недостаток произведения не в этом. И он, к несчастью, характерен и для других произведений фантастики. Авторам не хватило мастерства, чтобы создать психологически убедительные портреты людей будущего, они, за редкими исключениями, проходят по страницам силуэтами, очерченными лишь с внешней стороны, их трудно полюбить, с ними невозможно совместно переживать.

А вот еще два романа, действие которых тоже отнесено в будущее. Они совсем другие по характеру. Речь идет о "Часе Быка" И. Ефремова и "Обитаемом острове" братьев Стругацких. Эти произведения очень похожи по замыслу.

Писатели создают на гипотетических планетах модели возможного развития общества. Развития, которое пошло по неверному пути. Уродливого развития. Тупикового пути.

Наше время дает достаточно поводов для беспокойства за его отдельные тенденции. В будущее пытаются заглянуть философы, публицисты, футурологи и экономисты, да и кто не задумывался над тем что ожидает человечество через 100-150 лет. Фантастика оказалась подходящим видом не научной, а следовательно, всем доступной литературы, которая оперативно выхватывает различные тенденции современности (разумеется, не только отрицательные) и переносит их вперед. От фантастических книг едва ли следует требовать законченных решений - это дело научной философии, но они заставляют задуматься над судьбами мира, острее ощутить собственную ответственность за них.

Это то общее, что объединяет и прогрессивных западных и наших фантастов. Но есть разница, хотя она и не всегда выражена непосредственно. Впрочем, в данном случае она как раз выражена непосредственно. Произведения западных фантастов безысходны, тот угол, в который, по их описаниям, загнало себя человечество, не имеет никакого выхода.

В "Часе Быка" и в "Обитаемом острове" ни на секунду не забываешь что рядом (пусть даже это "рядом" за много-много световых лет) есть коммунистическая Земля, где люди сумели построить то самое счастливое и справедливое общество, за создание которого отдано столько сил и столько жизней. И это одно уже лишает произведения какого бы то ни было исторического пессимизма. О романе И. Ефремова уже писали, поэтому ограничимся этими общими соображениями. Несколько слов об "Обитаемом острове". В стране, куда попал вследствие космической катастрофы земной парень Максим, правит военная директория. Претенциозно именующая себя Огненосными Творцами, она захватила власть после долгих лет войны, голода и разрухи. Почти так, как и на ефремовском Тормансе. Власть поддерживается жестоким насилием и подавлением личности. Та же испытанная методика фашизма.

Это основной прием, с помощью которого Огненосным Творцам удается удержать своих подведомственных в послушании - это не одурманивающие военные марши и даже не орды штурмовиков-легионеров. Они используют дьявольские волновые передатчики, которые способны воздействовать на психику человека в нужном хозяевам направлении.

Фантастика? Такая ли уж фантастика? Сравнительно недавно в "Литературной газете" американский профессор Д. Креч, как о насущной, уже стучащейся в дверь опасности, говорил о тех несчастьях, которые могут обрушиться на человечество при дальнейшем усовершенствовании средств, воздействующих на мозг. Он, правда, говорил о химических препаратах но эта разница непринципиальная. Там радиоизлучатели, тут снадобья, подмешанные в питьевую воду. Опять - методика фашизма.

Многие наши фантасты испытали на себе влияние ефремовской "Туманности Андромеды". Большинство книг о будущем, в том числе и самого Ефремова, продолжают вращаться в ее мощном гравитационном поле. К ним относится еще один роман - "Последняя война" К. Булычева. Конечно, немного обидно, что писатель, заявивший о себе оригинальными рассказами, в своем первом крупном произведении с излишней прямотой повторяет уже использованные ситуации, и это тем обиднее что книга живо написана, в ней умело выстроен увлекательный сюжет. Первым в нашей фантастике о планете, погибшей в результате неразумного применения ядерной энергии, заговорил Ефремов. "Туманность Андромеды" начинается с рейса земного звездолета "Тантра" к планете Зирда, на которой исследователи находят только необозримые поля траурно-черных маков. На подобную планету, уничтожившую себя в атомном пожаре, летит русский звездолет "Сегежа". На его борту два представителя еще одной высокоразвитой цивилизации - короны, которые изобрели аппарат, способный воскрешать живые организмы. Галактическая спасательная команда надеется отыскать сохранившиеся трупы, чтобы возродить жизнь на планете-самоубийце. Но оказалось, что на Муне сохранились не только покойники. Нашим героям пришлось пустить в ход оружие, чтобы отстоять возможность. возрождения Мертвой планеты. В своем отношении к борьбе члены экипажа "Сегежи" очень напоминают Максима из "Обитаемого острова". Они никогда не держали в руках автомата, но раз этого потребовало дело справедливости, они без колебаний взяли его.

Обилие актуальных раздумий, которые вложены в лучшие фантастические книги года, лишний раз доказывает, что никому не нужны приключения ради приключений, фантастика ради фантастики; нет, и фантастические выдумки, и приключения стоит создавать только ради большой и ясной цели.

БИБЛИОГРАФИЯ

Булычев К. Последняя война. Фантастический роман. М., "Дет. лит.", 1970. 287 с. 75000 экз. 65 к.

Войскунский Е., Лукодьянов И. Плеск звездных морей. Научно-фантастический роман. М. "Дет. лит.", 1970. 319 с. 100 000 экз. 68 к.

Жемайтис С Вечный ветер. Фантастическая повесть. М., "Дет. лит.", 1971. 286 с. 100000 экз. 62 к.

Стругацкий А., Стругацкий Б. Обитаемый остров. Фантастическая повесть. М., "Дет. лит.", 1971. 319 с. 100000 экз. 67 к.



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2021
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001