| ФЭНДОМ > Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью |
Звягинцев В. Бои местного значения: Роман. - М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. - 528 с., тираж 20 тыс. экз. (Абсолютное оружие). Ультовый роман Василия Звягинцева "Одиссей покидает Итаку", уже обложенный обильным гарниром продолжений, - продолжен вновь. На этот раз противостояние сверхцивилизаций аггров и форзейлей, ведущих между собой бесконечную Галактическую войну, как-то отодвинулось на задний план. На передний план вышли чисто земные дела: 1938 год, ежовский террор, отлов "врагов народа" - и немного "альтернативной истории". Как помнят читатели, главные герои эпопеи Звягинцева - группа интеллигентов в составе журналиста Новикова, художника Берестина, физика Левашова, супер-ниндзи Шульгина и сопровождающих дам - пыталась вести в Галактической войне свою игру. Ни за аггров, ни за форзейлей, а только за землян. Иногда им это удавалось, иногда нет. Герои путешествовали во времени и в пространстве, "вселялись" в разных исторических деятелей - вплоть до Сталина, который накануне войны под влиянием матрицы Новикова вдруг начал вести себя как нормальный разумный человек. Там же, в недрах эпопеи, имелся эпизод, когда Шульгин попал, как в случайную комнату, в тело наркома, за которым ночью приехал "воронок". Поразившись абсурдности поведения этого вроде бы нормального мужика, который, вместо того чтобы спасать себя и семью, готов покорно следовать за палачами, Шульгин "распорядился" за него. Спокойно, голыми руками поубивал "ежовских гвардейцев", собрал вещи, документы, оружие, посадил жену и детей в чекистскую "эмку" и двинулся прочь из Москвы. На этом Шульгин и оставил наркома Шестакова, полагая, что дальше нарком должен выкручиваться сам. В романе "Бои местного значения" выясняется, что матрица Шульгина все-таки не исчезла из мозга Шестакова окончательно. Остался некий "след", который и повел наркома к рискованным приключениям. В этом подавленном страхами и бессонницей сорокалетнем человеке вдруг проснулся молодой Шестаков - юнкер, почти дослужившийся до мичмана, успевший впитать дух и традиции офицеров российского флота. Давно, в трагические дни подавления Кронштадтского мятежа, Шестаков спас жизнь своему командиру, старшему лейтенату Власьеву. Долгие годы Власьев прожил с чужими документами, в глухомани, лесничим на дальнем кордоне. Изредка нарком Шестаков, обманув личную охрану, в одиночку добирался до кордона и отводил душу со старым другом, - впрочем, души становилось все меньше, место ее занимала "преданность партии". Теперь же опальный, преступный перед партией нарком словно стряхнул наваждение и явился Власьеву прежним - но и новым, незнакомо пружинистым, дерзким, решительным, почти ясновидящим. Заново заключив союз, друзья решили начать личную войну против Советской власти - тем более что освободившийся от идеологии мозг Шестакова находил все больше возможностей нанести врагу существенный урон... Роман "Бои местного значения" читать необычайно приятно. Так же, как приятно было читать у того же Звягинцева о ином, блистательном ходе войны с фашистской Германией, когда немцы не только не дошли до Москвы, но вообще почти не продвинулись в глубь нашей территории - причем победа нашим давалась не горой кровавых тел, а исключительно военным искусством. Произведения Звягинцева дают читателю, переживающему позор нашей нелепой истории, психологическую компенсацию. В самом деле, почему "враги народа" - люди неглупые, волевые, вообще не последние в своем государстве - даже не пытались сопротивляться тупой и примитивной машине НКВД? Как могло случиться, что диктатор Сталин, поломавший столько судеб, развязавший против своего народа настоящий геноцид, не погиб от пули смелого человека, а спокойно дожил до глубокой старости? Не есть ли его долгожительство оскорбление всем нам, позволившим совершить с собой такое, чего другим народам не снилось и в страшном сне? Так пусть хоть в романе фантаста будет один нарком, который наведет хорошего шороха в сталинском крысятнике! Тем, что руководит наркомом все-таки Шульгин, современный нам интеллигент, Звягинцев как бы говорит читателю: нет, теперь мы не такие, мы, нынешние, не спустили бы Кобе его замечательных дел... И в это хочется верить. За это хочется сказать автору спасибо. А что касается аггров и форзейлей, всяких параллельных вселенных и темпоральных парадоксов - все это на самом деле не очень интересно. И автор правильно сделал, что оставил все эти вещи на периферии романа.
ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ
Ашмарина Я. «Художник моего уровня стоит денег» Кленов В. Гагаринский смотр искусства Попов А., Кривцов В. Редакционное заключение на рукопись бр. Стругацких «Обитаемый остров»
|
|
|
||