История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Д. Скирюк

«СЛЕПОЙ ВАСИЛИСК», СБОРНИК ФАНТАСТИКИ

СТАТЬИ О ФАНТАСТИКЕ

© Д. Скирюк

Любезно предоставлено творческой мастерской «Второй блин»

"Слепой василиск", сборник фантастики (Харьков, "Перекрёсток", 2000).

Господа, у меня замечательная новость - "Перекрёсток" жив! Харьковская творческая мастерская «Второй блин», подарившая нам в своё время таких мастеров жанра, как Г. Л. Олди, А. Дашков, Ф. Чешко и других не только не исчезла, но и выпустила очередной сборник в мягкой обложке страниц на 300. Два десятка авторов нового поколения российской фантастики, в основном - молодых, но уже успевших наработать себе имя и известность. Среди них, как водится, есть пара мэтров и пара дебютантов. Всё в целом представляет собой довольно цельный сбалансированный сборник и с трудом поддаётся разбиванию на главы и разделы.

Фантастику нового поколения отличает одна характерная черта: она несёт на себе некую печать обречённости. Её нельзя обвинить в пропаганде безысходности и "некрореализма", просто для неё важней переживания героя, попавшего в странную, неправдоподобную ситуацию, чем сама ситуация. Герой может покориться ей, сопротивляться, игнорировать её, или отнестись к случившемуся с мрачным юмором, но в любом случае он до конца останется собой. Таковы, к примеру, рассказы "Сияние каменного цветка" В. Аренева, "Казнь" Яны Дубинянской, "Игры на песке" А. Корепанова и "Один к одному" Бориса Иванова, где в обыденных событиях читателя вдруг настигает неожиданная фантастическая развязка. И если рассказ Дубинянской откровенно беспомощен, то три другие вещи выглядят очень и очень достойно. Некоторым образом к ним примыкают "Бегство" С. Герасимова и "Чёрный "Ровер", я не твой" А. Дашкова - ужасно мрачные рассказы с дикими концовками, не оставляющими героям ни малейшего шанса хоть чуть-чуть вписаться в окружающий мир. И сюда же относится "Бэла" Ольги Лебедевой - грустный рассказик с привкусом абсурдной горечи и нерастраченной любви.

Давший название всему сборнику рассказ Марины и Сергея Дяченко "Слепой василиск" - довольно необычное отступление известных авторов от городской фэнтези в сторону, скажем так, "деревенской" или "загородной". Вопрос взаимопонимания людей и не-людей по-прежнему ставится авторами во главу угла, и кто из героев прав и почему, решать читателю. Помимо "Василиска" жанр фэнтези представлен в сборнике ещё тремя произведениями. "Привкус древности" Константина Бояндина - красивая пасторальная фреска на стыке Востока и Запада. "Добрый рыцарь" К. Ситникова - вещь откровенно слабая, из тех, какие пишут на уроках скучающие старшеклассники. В некотором роде к этому жанру можно также отнести рассказ Евгении Блинчик "И боги ошибаются", забавно обыгрывающий случай из жизни Гомера в окружении греческих богов, чем-то по-хорошему напоминающий роман "Герой должен быть один" Г. Л. Олди. У автора получилось идеально выдержать баланс между грустным и весёлым; исторические реалии и придуманные "фишки" ненавязчивы и очень уместны.

Рассказы "К саду дальнему" Владислава Былинского и "Транс" творческого тандема из Таганрога - В. Елитенко и А. Печенежского отмечены печатью экспериментаторства. Они вольны по форме и необычны по композиции, их отличает сложная работа с языком, интуитивное, почти "автоматическое" письмо на грани фола, скачкообразное развитие событий и открытый финал. Выдержать подобный стиль и не свалиться в бессмыслицу довольно сложно. Можно спорить по поводу: "удалось - не удалось", "нравится - не нравится", но нельзя без уважения относиться к подобным попыткам объять необъятное.

Последний и, пожалуй, самый крупный пласт составляют произведения очень резкие, лихие, совершенно "шеклианские" по композиции и по сюжету. Таковы "Пелена" В. Васильева, "Жертва страсти" Д. Трускиновской, маленький анекдот от Фёдора Чешко ("Шляются тут всякие"), "Как всегда" киевлянина Кайла Иторра, замечательные "Два желания" Максима Моторного и "Стрелки" Андрея Щупова. Эти вещи ненавязчивы, легки и склонны баловать читателя внезапным "вывихом" сюжета и хорошим юмором. К сожалению, у подобных рассказов есть один большой недостаток: вся их соль - в необычной концовке. Читать их забавно, но перечитывать уже неинтересно. В этом смысле приятно выделяется "Заслуженный отдых" Геннадия Молчанова, хотя он и не вписывается ни в одну из вышеприведённых категорий (впору придумывать для него что-то новое, скажем, "киберсовок"). Это весьма неожиданный взгляд на проблему всеобщей компьютеризации и виртуальной реальности в условиях отдельно разорённой страны. Озорной, со специфическим малороссийским колоритом, он как-то по-иному заставляет взглянуть на происходящие перемены и обойти слепые зеркала дешёвого прагматизма и бездуховности, окружившие нас экранами телевизоров и мониторов.

В целом затея, несомненно, удалась. 70 % хороших рассказов в сборнике - это очень много. Можно посетовать на редкую периодичность выпусков серии "Перекрёсток" и на трудности с их распространением, но те, кто успел приобрести "Слепого василиска", я думаю, не жалеют о потраченных деньгах.

Да, чуть не забыл: там есть ещё моя "Копилка". Но себя я рецензировать не буду: я ещё не настолько обнаглел, чтобы себя хвалить, и не настолько спятил, чтоб ругать.

    Дмитрий СКИРЮК



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2021
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001