| ФЭНДОМ > Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью |
"Редеет облаков летучая гряда. Звезда печальная, вечерняя звезда, твой свет посеребрил увядшие равнины..." В знакомых с детства строчках Пушкина вдруг проглянули иные миры - там, за редеющей завесой облаков. Мы - дети Вселенной. Ощутить эго не разумом, а разом - всем существом, до дрожи - помогает фантастика. Пушкинские строки звучат в спектакле Горьковского ТЮЗа "Айсберг Тауматы", премьера которого состоялась недавно на гастролях в нашем городе. Театр не случайно выбрал для постановки, может быть, самое грустное и поэтическое произведение братьев Стругацких - повесть "Малыш". Детеныш Земли, человеческий сын, волею обстоятельств оказавшийся на чужой планете и выпестованный иной цивилизацией, встречается с землянами - космической экспедицией, изучающей новую планету. Таумата - родина Малыша. Приняв в свое лоно сироту (родители погибли при аварии космического корабля), она научила его тому, чего не знают люди Земли. Он сверхчувствителен, умеет летать. Таинственная раса, обитающая в глубинах планеты, не хочет встречи с человеком, противится контакту. Но у нее есть Малыш. А у Малыша есть прародина- Земля О, как трудно и странно ему с этими пришельцами: командиром звездолета "Витим", мудрым, усталым и добрым Яковом Вандерхузе (нар. артист РСФСР А. Палеес), начальником экспедиции, деловитым и резким Геннадием Комовым (артист С. Белоусов), даже с обаятельным, веселым радистом Стасиком Поповым (артист С. Внуков). Больше других притягивает его Майя Глумова, геолог. Но с ней и труднее всего. Может быть потому, что она напоминает что-то самое давнее и прекрасное, бывшее у Малыша, - маму. Такие родные и понятные нам, для Малыша они мучительные загадки. Малыш растерян. Он в тревоге. Таумата не отпускает от себя приемыша, не дает ему забыться. - Я хочу разорваться пополам! - кричит он в отчаянии. Сложная задача выпала на долю молодого артиста Сергея Щербакова. Его герой - человек и не человек. Он по-другому видит, иначе размышляет. Но победа артиста там, где мы понимаем: чувствует Малыш как человек. За странной внешностью (очень точно переданной во взгляде и пластике актера) бьется человеческое сердце. Встреча с внеземной цивилизацией все-таки не состоится. Члены экипажа возвращаются на Землю. В телевизионном сеансе космической связи (просто и убедительно решенном театром) мы видим их усталые, улыбающиеся лица - домой! В опустевшем, как бы укрытом снегом пространстве сцены остается Малыш - существо удивительной судьбы, единственный мостик, связывающий человечество с иным разумом. А может быть, он - прообраз нашего будущего? Над холодными, чужими снегами снова звучат прекрасные человеческие слова: "Редеет облаков летучая гряда. Звезда печальная, вечерняя звезда..." Они как свет звезды, пришедший из глубин космоса. Они как сигнал, который шлет человечество иным мирам. В них - надежда. Возникает странное ощущение, будто мы слышим голос самого поэта. И это тоже мостик - из прошлого в будущее. Да, театр не случайно выбрал для постановки это сложное философское произведение. Выбрал потому, что захотел поговорить со своими зрителями о вещах чрезвычайно важных: о том какие мы сегодня и какими будем завтра, о том, что жизнь человечества и отдельного человека - непроста. Спектакль "Айсберг Тауматы" хочется назвать оптимистической элегией. В нем много доброты и грусти. Он учит верить в человека, даже тогда, когда победа откладывается и тайна не разгадана. Он учит мужеству быть человеком.
ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ
Зубакин Ю. Будущее уже не то, что было раньше Петухова Е., Чёрный И. Современный русский историко-фантастический роман
|
|
|
||