История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

В. Петрова

НА ТЕМУ ДНЯ

ФАНТАСТИКА В ЖИВОПИСИ

© В. Петрова, 1999

Книжный клуб (Екатеринбург).- 1999.- 12-18 июля.- ( 28 (145)).- С. ?

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001

Стерлигова Е. Киру Булычеву...: Иллюстрации к произведениям Кира Булычева (Альбом). - Челябинск: М.Манаков, 1999. - с.: ил.

Сегодня, 10 июля, художнице Евгении Стерлиговой исполняется 60 лет

Если есть у нас в Екатеринбурге художник, посвя-тивший себя литературе, то это - Евгения Ивановна Стерлигова.

Сама художница называет себя не иначе, как "рисующим читателем". Творчество ее неотделимо, например, от творчества Владислава Крапивина: думается, все поклонники писателя зрительно представляют себе его героев не иначе, как "в исполнении" Стерлиговой, почти неизменно сопровождающей крапивинские сказочные повести своими иллюстрациями.

И не то чтобы это были портреты: Стерлигова вовсе не "приклепляет" к тому или иному герою конкретную физиономию. Может быть, она потому столь органична в ипостаси иллюстратора, что понимает: такое "прикрепление" невозможно в принципе. Художница всегда работает на тему текста, создает не видеоряд, не рисованый комментарий, но атмосферу, воздух произведения. Она, если угодно, еще менее конкретна, менее материальна, чем автор, в чьем распоряжении только слова. Получается, как если бы кто-нибудь проиллюстрировал прозаическое произведение - стихами.

Сегодня плоха та проза, что не содержит в себе поэзии. Это верно как по отношению к элитарным произведениям, публикующимся в толстых литературных журналах, так и по отношению к детским сказочным повестям. Владислав Крапивин и Евгения Стерлигова счастливо нашли друг друга. Но художница, конечно же, много работала и с другими писателями. Достаточно назвать К.Саймака, А.Гофмана, П.Мериме: уже из этого краткого списка понятен принцип совпадения художницы и книги. Евгения Стерлигова - романтик. Она не просто дополняет литературный образ, но выявляет в нем фантастическое, оно же поэтическое. В ее работах всегда есть движение воздуха. Лица стариков и колдунов всегда узорны. Тяжести, массивы парят в невесомости, а невесомое, собственно, даже и нематериальное - человеческий взгляд - становится "центром гравитации" графического листа. Самое важное - не фигура, но жест: человеческие жесты у Стерлиговой обладают той странной и притягательной экспрессивностью, какой в реальности обладает иногда человеческая тень. В то же время в манере Стерлиговой много ювелирного: нарисованные ею предметы и существа - кареты, шляпы, шпаги, птицы, драконы - это как бы ее изделия, и при желании их можно выполнить, например, в серебре.

Словом, стиль Евгении Стерлиговой всегда узнаваем. Следуя за литературным источником, художница обладает настолько найденной и выявленной индивидуальностью, что в ее прочтении у разных авторов проступает нечто явственно общее - объединительное в противоречивом поле культуры. При этом даже "нечитающие читатели" знают работы Стерлиговой: вряд ли кто-то умудрился не посмотреть мультфильмы "Все дело в шляпе", "Лето в Муми-доле", "В Муми-дол приходит осень", сделанные по ее эскизам и премированные на Всесоюзных фестивалях.

Сама же Евгения Ивановна - как ни странно, человек нетитулованный. Единственное, что можно вспомнить: в позапрошлом году Стерлигова стала лауреатом фестиваля фантастики "Аэлита" - получила премию им. И.А.Ефремова за многолетнюю успешную работу по оформлению и иллюстрированию фантастических и сказочных книг. Действительно, Евгения Ивановна более 30 лет проработала в журнале "Уральский следопыт", проиллюстрировала более 50 книг. Плюс - два десятилетия преподавания в Архитектурном институте (ныне УралГАХА). Накануне юбилея кафедра рисунка ходатайствовала о присвоении Евгении Стерлиговой звания "Почетный работник высшего профессионального образования в России". На это Евгения Ивановна, неформальный человек, реагировала так: "Хорошо, буду почетным, а по нечетным числам продолжу картинки рисовать".

Между тем неформальная слава всегда прочнее официальной. У Евгении Ивановны есть круг людей, с гордостью называющих себя ее учениками, - и вот среди них-то как раз немало очень успешных персон. Есть и просто горячие поклонники - например, из числа фэнов, каждый год приезжающих на фестиваль "Аэлита". Один такой фэн, М.Манаков из Челябинска, даже выпустил уникальное издание: альбом "Евгения Стерлигова - Киру Булычеву", тиражом в 5 (пять) экземпляров. Данная библиографическая редкость появилась на свет после того, как Кир Булычев, присутствуя почетным гостем на "Аэлите-99", выразил сожаление, что не имеет собрания иллюстраций Стерлиговой к своим произведениям. Сказано - сделано: пригласив Булычева к себе в Челябинск, М.Манаков оперативно восполнил пробел и тут же вручил писателю две пятых тиража.

А если серьезно - друзья и поклонники Евгении Стерлиговой задумали проект: большой художественный альбом с цветным блоком, на хорошей бумаге, способный стать замечательным подарком для всех любителей фантастики. Проблема, понятное дело, в финансировании. Пока инициативная группа ищет спонсоров и продумывает возможную схему подписки на альбом. Если у кого-то из читателей "Книжного клуба" есть идеи на этот счет - телефон редакции на последней полосе газеты.



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001