История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Г. Харлампович

СТРУГАЦКИЕ ПЕРВЫЕ ЛАУРЕАТЫ «АЭЛИТЫ»

ФАНТАСТЫ И КНИГИ

© Г. Харлампович, 1983

За индустриальные кадры (Свердловск.- Урал. политехн. ин-т).- 1983.- 19 мая.- ( 24 (5792)).- С. 4.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001

Аркадий Натанович Стругацкий - по специальности переводчик с японского и английского языков и его младший брат, выпускник Ленинградского университета, астроном Борис Натанович (кстати, недавно ему исполнилось 50 лет) пришли в фантастику в 50-е годы. Их первые произведения: сборник рассказов "Шесть спичек", "Стажеры", "Страна багровых туч", "Возвращение" и другие - отличались от многочисленных фантастических рассказов и повестей тех лет образами людей - лучших из наших современников - мужественных, честных, увлеченных своим делом и в огромной мере обладающих чувством юмора, склонных к розыгрышам. Леонид Горбовский и Иван Жилин, вероятно, могут быть отнесены к числу наиболее привлекательных героев художественной литературы последних десятилетий.

В начале шестидесятых годов сформировалось новое направление в творчестве Стругацких. А. Стругацкий так сказал о его существе: "Мы пишем фантастику потому, что чувствуем в фантастическом методе огромные возможности постановки глобальных проблем, потому что нас волнуют судьбы человечества". Последние десятилетия поставили много сложных социальных проблем. Заслуга Стругацких в том, что они четко сформулировали многие из них в своих произведениях. Рост благосостояния - естественный путь развития человечества. Однако благосостояние без огромной идеологической работы, без высокой культуры заводит в мещанское болото. И этой важной проблеме посвящены произведения Стругацких - "Хищные вещи века", "Понедельник начинается в субботу", "Второе нашествие марсиан".

Люди, увлеченные работой, созидающие новое коммунистическое общество, сталкиваются с влиянием чуждого мировоззрения, с той, по словам В. И. Ленина, "духовной Сухаревкой", которую не уничтожишь приказом, с пассивной массовой психологией. Это и сегодня мешает нам. И этой сложнейшей теме посвящены "Попытка к бегству", "Трудно быть богом", "Обитаемый остров", "Улитка на склоне", "За миллиард лет до конца света", "Парень из преисподней" и др.

Нелегок путь к прогрессу. Тем более, что цена прогресса и понимание прогресса могут быть разными. Герои Стругацких не приемлют прогресс ценой гибели половины человечества. И они, даже оставаясь в меньшинстве, борются за гуманизм и его идеалы.

Стругацкие не дают готовых рецептов. Они ставят проблемы, открывают на них глаза. Они не подсказывают прописей, разжеванных решений. И в этом особая ценность их творчества. В нем только одна направляющая идея - Настоящий Человек всегда должен занимать активную жизненную позицию, быть нетерпимым к несправедливости и насилию.

Перед любым человеком время от времени возникает проблема выбора - куда идти? Какую занять позицию в экстремальной ситуации?

Здесь не может быть однозначного ответа. Решение определяется жизненной позицией человека, моралью, его принципиальностью, ответственностью за судьбу общества. Сложность проблемы выбора (которая является постоянным "действующим лицом" в творчестве писателей), пожалуй, особенно четко выражена в наиболее известной сегодняшней молодежи повести Стругацких "Жук в муравейнике".

Среди многих ярких слоев повести главными мотивами стали проблема - или трагедия - взаимоответственности Человека и Общества, ситуация конфликта между долгом человека и служебным долгом, столкновение разных трактовок понятия "долг перед людьми". Повесть поливариантна, альтернативна по толкованию: до сих пор читатели спорят о "главном в повести". Это говорит, вероятно, не только об удаче авторов в выборе формы, но и об актуальности, своевременности содержания. "Жук в муравейнике" заслуженно получил первую "Аэлиту" - приз СП РСФСР и редакции журнала "Уральский следопыт" за лучшую фантастику года.

Хотелось бы пожелать авторам более удачно реализовать свои замыслы при экранизации произведений. На мой взгляд, "Сталкер" проигрывает "Пикнику на обочине", но это все же значительное произведение. А вот "Чародеи" в такой мере не отвечают общему уровню творчества, что просто неудобно читать фамилии авторов сценария...

Впрочем, судят о месте художника все же по лучшим произведениям. Интересно, что мнения Стругацких и читателей здесь существенно расходятся. Социологические опросы называют "Пикник на обочине" и "Трудно быть богом". Стругацкие же - "Улитку на склоне", "Второе нашествие марсиан" и "За миллиард лет до конца света". Думается, мнение и тех и других стоит учесть тем, кому только предстоит познакомиться с братьями Стругацкими - одними из популярнейших советских писателей-фантастов.

    Г. ХАРЛАМПОВИЧ,
    доктор, профессор.



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001