История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Ю. Зубакин

ГОРОД ЛУННЫХ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР

Фантастка в филателии

ФАНТАСТИКА В ФИЛАТЕЛИИ

© Ю. Зубакин, 2011

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2011

    «Луна охвачена огнем – огнем деятельности. Причем поле этой деятельности все время расширяется. И физически – каждый месяц бурятся всё новые коридоры, оборудуются всё новые жилые комплексы, обеспечивая дальнейший рост населения. И в смысле ресурсов – всё время открываются новые строительные материалы, новые источники воды, новые залежи полезных ископаемых. Расширяются поля солнечных аккумуляторов, растут электронные заводы... Полагаю, вам известно, что эти десять тысяч человек здесь, на Луне, обеспечивают всю Землю миниэлектронными приборами и прекрасными биохимическими препаратами?»

      (Азимов А. Сами Боги)

Шарджа, 1972 год

(Michel block № 114 A)

20 мая 1972 года для арабского эмирата Шарджа была выпущена серия почтовых марок «Луна 9», посвящённая советским космическим достижениям. В серии шесть марок и блок (Michel № 994–999, block № 114). Серия выпущена в зубцовом и в беззубцовом вариантах. В некоторых филателистических каталогах эти марки не описаны и не упоминаются. Дело в том, что это спекулятивный выпуск, предназначенный не для почтовых нужд микроскопического эмирата, а для продажи филателистам. Но, тем не менее, описание марок и блока можно найти, к примеру, в германском филателистическом каталоге Michel. Я не собираюсь выяснять степень филателистической ценности марок Шарджи, меня интересует рисунок блока.

На марке блока изображён советский «Луноход–1» на посадочной ступени, опускающейся на лунную поверхность. На всех марках серии указано её название – «Луна–9». Но на марке блока нарисована совсем другая автоматическая межпланетная станция – «Луна–17». На полях блока изображён лунный подземный город и необычные сооружения на поверхности Луны. На первый взгляд, на этом рисунке ничем не сдерживаемая фантазия художника. Но, как оказалось, облик лунного города тщательно продуман двумя людьми – известным писателем-фантастом и художником.

Чехословакия, 1967 год

(Michel № 1693)

Подземный город на блоке Шарджи не был первым лунным архитектурным сооружением, появившемся на почтовых миниатюрах. Например, изображение лунной базы будущего появился на марке Чехословакии 1967 года (Michel № 1693). В верхнем левом углу марки показан общий вид станции, внизу в центре – её чертёж. Помимо этого на марке изображён лунный модуль, с помощью которого через два года, в 1969, астронавты высадились на Луну.

Коморские Острова, 1992 года

(Michel block № 375 A)

На марках появлялись не только лунные станции и базы, но и города. Например, на люкс-блоке Коморских островов 1992 года (Michel block № 375) изображён купол и башня большого поселения землян.

Вада Митсухиро

Лунный Город 2050 года

Рисунок на коморском блоке выполнен по мотивам зеркально перевёрнутой иллюстрации японского художника Вада Митсухиро. На рисунке показан Лунный Город 2050 года, предложенный японской корпорацией «Обаяши». Город расположен на лунной поверхности, его населяют 10 тысяч человек. В центре – Лунная Башня, в которой находятся центр контроля и гостиница.

Рой Скарфо

Лунный Город

Часть изображения на блоке Шарджи закрыта маркой, но всё равно видно, что рисунок огромного поселения детально проработан. Этот Лунный Город нарисовал американский иллюстратор Рой Скарфо для статьи «После «Аполлона», колонии на Луне», которую написал писатель-фантаст Айзек Азимов. Впервые рисунок вместе со статьёй Азимова опубликован в «New York Times Magazine» (1967. – 28 May.-p. 31). Позднее Азимов включил статью в книгу «Today and Tomorrow and...» (1973).

Оригинальная иллюстрация сейчас находится в Нью-Йорке, в Колумбийском Университете.

Фуджейра, 1972 год

(Michel block № 137 A)

Этот же рисунок появился на блоке эмирата Фуджейра в 1972 году (Michel block № 137).

На марке блока воспроизведена фотография из американского Центра управления полётами в Хьюстоне. Фотография сделана 31 января 1971 года, во время первой цветной передачи с командного модуля «Аполлон–14».

Рой Скарфо

Лунный город под куполом

Лунные города встречаются и на других рисунках Скарфо. Например, на иллюстрации, выполненной для концепции «Дженерал электрик», изображён огромный лунный город под прозрачным куполом. Высота купола 400 метров, диаметр 2 километра.

На рисунке Лунного Города много объектов, поэтому я их пронумеровал.

Город находится под поверхностью Луны. В нём воссоздана земная атмосфера и освещение. Лунная поверхность защищает людей от внешней среды, температуры и космических лучей.

Главным источником энергии является электростанция (1), работающая на ядерном топливе и солнечной энергии. Электростанция полностью обеспечивает город необходимой электроэнергией.

В горах расположены шахты (2), в которых добывается руда.

Руда из шахт доставляется к промышленному комплексу (3), где она перерабатывается в жидкий водород, кислород и другие полезные ископаемые.

Манама, 1970 год

(Michel block № 63 A)

Этот же промышленный комплекс можно обнаружить на блоке Манамы 1970 года (Michel block № 63), рисунок которого выполнен по мотивам фрагментов иллюстраций американских художников, в том числе и Роя Скарфо. Так же, как и на рисунке Лунного Города, на марке блока справа от промышленного комплекса изображён большой космический корабль (24) на фоне возвышающейся над горизонтом Земли. Судя по форме корабля, он не предназначен для полёта в земной атмосфере. Такой корабль способен доставлять людей и грузы в другие районы Луны и на орбитальную станцию (4).

Экваториальная Гвинея, 1975 год

(Michel № 594)

В рисунке Лунного Города Скарфо использовал опыт и знания, полученные им во время работы над иллюстрациями для других статей. Так, за год до создания рисунка Лунного Города, в 1966 году, Рой Скарфо выполнил иллюстрации к докладу Х. В. Пейджа, вице-президента «Дженерал электрик компани». Доклад назывался «Лунный космический транспорт в 2001 году». Промышленный комплекс на одной иллюстрации схож с комплексом на рисунке Лунного Города. Позднее эта иллюстрация появилась на почтовой миниатюре Экваториальной Гвинеи 1975 года (Michel № 594). Надпись на марке: «Проект будущей лунной станции».

Рой Скарфо

Промышленный комплекс

На официальном сайте Роя Скарфо у рисунка изменён цвет и он зеркально перевёрнут.

Вице-президента «Дженерал электрик компани» пишет об этом комплексе:

«Возможно, будет создан лунный автономный комплекс, работающий на атомной энергии и предназначенный для производства жидкого водорода, кислорода и прочих видов топлива на базе лунных ресурсов. В 2001 г. стоимость такого топлива будет, по-видимому, меньше стоимости его доставки на Луну. Таким образом, подобный лунный комплекс, который, возможно, будет промышленным комплексом, окажется в более выгодном положении по сравнению со своими земными конкурентами. Такой комплекс обеспечит добычу руды, переработку ее и извлечение из нее полезного продукта химическим способом».

Доклад «Лунный космический транспорт в 2001 году» был подготовлен к четвёртому годдардовскому симпозиуму, проходившему 15–16 марта 1966 года в Вашингтоне. Симпозиум организовало Американское астронавтическое общество.

Через четыре года, в 1970, материалы симпозиума были переведены на русский язык и появились в СССР в виде книги «Космическая эра: Прогноз на 2001 год» (М.: Мир, 1970). Доклад Пейджа с иллюстрацией Скарфо также попал в советское издание.

Йеменская Арабская Республика, 1971 год

(Michel № 1391)

По мотивам иллюстрации Скарфо выполнен рисунок марки Йеменской Арабской Республики 1971 года (Michel № 1391, 1399).

Йеменская Арабская Республика, 1971 год

(Michel № 1390–1396)

Работая над рисунками марок «Завоевание Марса», йеменской художник очень творчески переосмыслил иллюстрации других художников.

Йеменская Арабская Республика, 1971 год

(Michel № 1399)

Йеменская Арабская Республика, 1971 год

(Michel № 1398–1404)

Марки «Завоевание Марса» выпущены в малых листах с разным цветом фона: у зубцовых марок (Michel № 1390–1396) фон оранжевый, у беззубцовых (Michel № 1398–1404) – голубой. Кроме того, зубцовые марки с фиктивным гашением CTO (cancelled-to-order) и без клея печатались в марочных листах 2х8 каждой марки.

На рисунке Лунного Города, над горизонтом, видна орбитальная космическая станция (4). Это пересадочная станция между Землей и Лунным Городом. Для наглядности художник изобразил станцию на небольшой высоте, на самом же деле она значительно удалена от лунной поверхности.

Рой Скарфо

Космическая станция

Для уже упоминавшегося доклада «Лунный космический транспорт в 2001 году» Скарфо выполнил иллюстрацию похожей космической станции, располагающейся в точке Лагранжа и удалённую от лунной поверхности на 50 тысяч километров. Космические корабли с Земли доставляют на станцию людей, которые затем отправляются на Луну в посадочных аппаратах шарообразной формы (24), (25) или на лунном космическом корабле.

Рой Скарфо

Лунный космический корабль

Подобный лунный космический корабль изображён на рисунке Скарфо к докладу Пейджа. Большую часть пути до Луны двигатели корабля будут работать. Предполагалось, что на космических кораблях будут использоваться ядерные двигательные установки «NERVA». При подлёте к Луне корабль развернётся на 180 градусов для торможения.

Экваториальная Гвинея, 1973 год

(Michel № 217)

Экваториальная Гвинея, 1973 год

(Michel № A 217)

Лунный космический корабль с рисунка Скарфо появился на марке Экваториальной Гвинеи 1973 года, выпущенной в серии «Завоевание Венеры». Поясняющая надпись к рисунку: «Ракетный корабль. Транспорт материала». Зубцовая и беззубцовая марки отличаются цветом: при печати беззубцовых марок на печатной машине поменяли местами офсетные пластины голубой (циан) пурпурной (маджента) краски. Поэтому всё, что на зубцовых марках отпечатано голубой краской, на беззубцовых марках отпечатано пурпурной краской, а то, что было отпечатано пурпурной, на беззубцовых марках отпечатано голубой краской.

Гвинея-Бисау, 1979 год

(Michel block № 140 A)

Лунный космический корабль Скарфо появился и на блоке Гвинеи-Бисау 1979 года (Michel block № 140), посвящённому Международному дню ребёнка. Через десять лет после экспедиции «Аполлон–11», лунный корабль воспринимался не так уж фантастично, поэтому художник Дьюла Виширей нарисовал его на фоне Юпитера.

Йеменская Арабская Республика, 1970 год

(Michel № 1176)

В докладе «Лунный космический транспорт в 2001 году» также упоминается об орбитальной космической станции с шарами-модулями. Станция находится в постоянной перестройке, к ней добавляются новые модули лабораторий и жилых помещений. Станция вращается, что создаёт искусственную силу тяжести в модулях. Космический корабль, доставляющий на станцию людей и оборудование, стыкуется перпендикулярно плоскости станции, у её оси вращения. Затем рельсовая система переводит корабль на внешнее кольцо станции.

Йеменская Арабская Республика, 1970 год

(Michel № 1183)

Иллюстрация модульной станции тоже выполнена Скарфо. В 1970 году её изображение появился на марках Йеменской Арабской Республики (Michel № 1176, 1183), выпущенных в серии «Космос 70. Межпланетные станции».

Йеменская Арабская Республика, 1970 год

(Michel № 1174–1180)

Йеменская Арабская Республика, 1970 год

(Michel № 1181–1187)

Марки отпечатаны в малых листах, состоящих из семи марок и одного купона. Зубцовые и беззубцовые почтовые миниатюры отличаются цветом фона, у зубцовых он серебряный, у беззубцовых – золотой.

Йеменская Арабская Республика, 1970 год

(Michel № 1190 A)

В серии «Межпланетные станции» также выпущена марка на золотой фольге. Марка в красочном буклете, на внутренней стороне которого нанесён рисунок малого листа зубцовых марок (Michel 1174–1180). Вверху показан буклет для зубцовой марки, для беззубцовой применялся буклет бОльшего размера. Для печати марок в малых листах и этого буклета использованы одни и те же краски. Растискивание на буклете значительно больше, чем на марках, в некоторых местах полностью перекрыты тонкие пробельные элементы. Это вполне естественно при печати на другой бумаге, к тому же на глянцевой бумаге (бумаге буклета) краски ведут себя иначе, на такой бумаге краска сохнет дольше. На марках и буклете рисунки идентичные, полностью совпадает растровая сетка. На буклете имитация перфорации, этот рисунок-перфорация полностью совпадает с перфорацией марочного листа (Michel № 1174–1180).

Шарджа, 1972 год

(Michel block № 114 B)

Но вернёмся к рисунку Лунного Города.

Гладкая посадочная площадка большого космического порта (5) построена из измельчённой горной породы, смешанной со связующим компонентом.

С правого края посадочной площадки расположены диспетчерские и технические службы (26).

Куполообразное строение с сигнальными огнями на башне – вокзал. Сквозь полупрозрачную поверхность купола различимы фигуры людей. Слева от вокзала стоят лунные такси.

От космопорта до города проложены движущиеся пешеходные тротуары (6). Они разделены на три ленты, скорость каждой отличается от соседней на 5 миль в час (скорости лент 5, 10 и 15 миль в час). Местные жители (луняне) и гости Луны, в зависимости от того, как быстро они хотят добраться до нужного им места, переходят с одной ленты до другого.

В городе движущиеся пешеходные тротуары расположены в прозрачных трубах (19), проложенных ближе к своду лунного города.

Трубы сходятся в «пузырь» (20) – закрытую прозрачным куполом пересадочную площадку. Здесь луняне переходят на транспортные ленты, движущиеся в других направлениях.

Квартиры (7) предоставляются постоянным жителям – лунянам. Их жилища оборудованы самыми передовыми удобствами, такими как самоочищающиеся ковры, ванные, которые остаются чистыми, окна, которые никогда не пачкаются, и программируемая краска, которая изменяет цвет одним щелчком. Всё это сделано с помощью нанотехнологий. Телевизионные экраны с объёмным изображением установлены в каждой квартире. С помощью этих экранов луняне поддерживают связь с семьёй и другими людьми на Земле.

Невдалеке от жилых домов расположен медицинский центр (8), укомплектованный современнейшим оборудованием.

В лунном городке Колумбийского Университета (9) луняне обучаются знаниям по астрономии и космическим наукам. На Земле наблюдения за космосом затруднены из-за атмосфера, но на Луне её нет, поэтому ничто не мешает наблюдениям за космическими объектами.

Прозрачный купол исследовательского Центра (11) заметен издалека. Внутри видны люди и научное оборудование. Лаборатории Центра расположены не только на Луне, но и на космической станции. В этих лабораториях луняне проводят исследования и получают новые знания в областях биотехнологии, нанотехнологии, биоинформатики, и других науках.

Фрукты, овощи и другие растения выращивают в полностью контролируемой «земной» среде под огромными прозрачными куполами (12). Среди зелёных рядов агрокультур видны фигуры лунян, занимающихся сельскохозяйственными работами.

Лунное притяжение значительно меньше земного, поэтому для развлечения или передвижения луняне используют крылья (13).

Обратите внимание на летающего человека в нижней части блоков Шарджи и Фуджейры: кому-то показалось, что летящий человек в шортах выглядит неприличным, поэтому цензоры облачили его в брюки.

Ещё одна любопытная деталь: у всех мужчин головные уборы наподобие кипы. А может быть, это не кипа, а последнее веяние лунной моды – частично обесцвеченные волосы на голове.

Художественная галерея (14) расположена в парке вокруг центрального фонтана (21). Галерею окружает водоём круглой формы. На выставке представлены не только картины, но и объёмные произведения искусства и голографии.

Луняне проводят спортивные состязания и даже построили олимпийский стадион (15) для проведения первых Лунных Олимпийских Игр. Справа от стадиона расположены трибуны.

Рой Скарфо

Подземная Лунная Колония

Лунный олимпийский стадион можно увидеть и на другом рисунке Скарфо. Здесь также изображён подземный город на Луне, разделённый на жилую, производственную, научную, сельскохозяйственную и спортивную зоны. На поверхности расположены космопорт и обсерватория. Олимпийский стадион находится к нижнем левом углу рисунка.

Сверху, со смотровых площадок на крышах высотных зданий (22), можно полюбоваться на Лунный Город.

На траве пасутся животные (23).

Мощная осветительная аппаратура (16), управляемая из единого центра, встроена в потолок подземного города. Она освещает Лунный Город земным дневным светом.

Вне города луняне передвигаются на семейных вездеходах и лунных такси (18).

Астрономическая обсерватория (17), оборудованная оптическим телескопом, построена неподалёку от Лунного Города.

Радиоантенна (10) позволяет ученым и студентам Колумбийского Университета (9) получать сигналы от исследуемых галактик и связываться с другими мирами.

Йеменская Арабская Республика, 1969 год

(Michel № 984)

Точно такую же радиоантенну можно увидеть на марках Йеменской Арабской Республики 1969 года (Michel № 984, 991). Зубцовые и беззубцовые марки отличаются цветом полей: у зубцовых они голубые, а у беззубцовых – золотые. Рисунок каждой марки разделён на четыре части, в каждой из которых свой рисунок. В нижней части марки, на лиловым фоне, изображена радиоантенна, огромный оптический телескоп и астронавты. Поясняющая надпись к рисунку: «Гигантский телескоп и радар на Луне».

Оказывается, рисунок йеменских марок выполнен по мотивам другой иллюстрации Скарфо, к статье, появившейся через два года после работы над рисунком Лунного Города.

В майском выпуске журнала «Science Journal», издаваемого в Лондоне, была опубликована статья доктора Родни Венделла Джонсона «Лунные колони». Иллюстрации к статье выполнил Рой Скарфо.

По замыслу автора, вслед за посадочными модулями «Аполлон» (один из них изображён в верхней правой части рисунка), на Луну отправятся посадочные модули-базы. Слева вверху – лунный посадочный модуль-жилище будущего с экипажем из нескольких астронавтов. Джонсон писал, что использование подобных посадочных модулей позволило бы в 1971–1972 годах совершать 14-дневные экспедиции на Луну. С другого посадочного модуля спущен одноместный «луноход» (в правой части рисунка). На таких транспортных средствах астронавты смогут удаляться до 8 километров от места посадки.

На ранних этапах освоения Луны базы будут надувными. Такая конструкция весит меньше, чем металлическая, поэтому её доставка с Земли будет значительно дешевле.

Космический корабль доставит элементы конструкции базы на окололунную орбиту, а лунный посадочный модуль доставит их на поверхность планеты.

На рисунке показан купол надувной лунной базы, в ней два астронавта, контейнеры, баллоны и одноместное средство передвижения по лунной поверхности. Гофрированный лаз соединяет базу с посадочным модулем. Учёные и техники в течение долгого времени могут жить в таких базах.

Шарджа, 1970 год

(Michel block № 69)

Умм-аль-Кувейн, 1972 год

(Michel № 1200 A)

Надувная лунная база с рисунка Роя Скарфо перекочевала на марки, её можно увидеть на блоке Шарджи 1970 года (Michel block № 69) и на почтовой миниатюре Умм-аль-Кувейна 1972 года (Michel 1200).

Умм-аль-Кувейн, 1972 год

(Michel № 1194 A – 1201 A)

На марке Умм-аль-Кувейна рисунок зеркально перевёрнут. Почтовая миниатюра выпущена в марочных листах вместе с другими марками и купонами серии «История космоса», в зубцовом и беззубцовом вариантах. Кроме того, выпущены марочные листы уменьшенного формата и люкс-блоки.

Йеменская Арабская Республика, 1969 год

(Michel № 983)

Лунная база Роя Скарфо появилась и на марках Йеменской Арабской Республики 1969 года (Michel № 983, 990), в верхней их части, на рисунке с красным фоном. Надпись к рисунку: «Надувная лунная база».

Ещё одна иллюстрация Роя Скарфо к статье о лунных колониях будущего. На рисунке показана постоянная база, такие сооружения заменят своих надувных временных предшественников. Автор статьи предполагал, что в 1975 году, через шесть лет после первой высадки людей на Луну, будет построена первая научная станция, а ещё через три года, в 1978, – лунная колония.

Постоянная база состоит из девяти двухэтажных помещений цилиндрической формы, находящихся под лунным грунтом. Помещения соединены туннелями, на поверхность ведут несколько выходов. На базе размещены: компьютерный зал, туалет, душ и прачечная, медицинский центр, спальни, кухня и столовая, комната отдыха, помещения для обслуживания транспортных средств и многое другое. Над поверхностью расположена параболическая антенна связи. На рисунке в разрезе показано одно из помещений базы: на верхнем этаже находится центр слежения и связи, на нижнем – лаборатория. На некотором удалении от базы расположены посадочные площадки, телескоп, радиоантенна и атомная электростанция.

Манама, 1970 год

(Michel block № 63 A)

На марке блока Манамы 1970 года, (Michel block № 63), который был показан в начале рассказа о Лунном Городе, изображена схожая двухэтажная база, помещения которой соединены туннелями. Основное отличие от базы на рисунке Скарфо в том, что купола базы не засыпаны лунным грунтом.

Слева изображено четырёхколёсное средство передвижения, выезжающее из базы. В центре рисунка ещё один «луноход» с круглым корпусом. За ним находится большой оптический телескоп и астронавты около него. Слева от телескопа расположен радар. На заднем плане, слева и справа – лунные посадочные модули.

Рисунки нескольких почтовых миниатюр Йеменской Арабской Республики 1969 года (Michel № 982–985, 989–992) выполнены по мотивам иллюстраций Скарфо к статье о лунных колониях.

Йеменская Арабская Республика, 1969 год

(Michel № 982)

На марке номиналом 1/3 богаш (Michel № 982, 989) нижний рисунок – творчески переработанный фрагмент рисунка постоянной лунной базы. Надпись к рисунку на марке: «Оборудование для получения энергии».

Йеменская Арабская Республика, 1969 год

(Michel № 983)

Правый рисунок марки: один из «луноходов» с рисунков Скарфо. У меня только обрезанные по краям рисунки из статьи, многое на них не вошло. Поясняющая надпись к рисунку на марке: «Лунный автомобиль».

Йеменская Арабская Республика, 1969 год

(Michel № 984)

Правый рисунок выполнен по мотивам двух иллюстраций Скарфо. Одна из иллюстраций обрезана, правая часть изображения на скан не вошла. Рядом с лунным модулем – спущенный с него «луноход» с круглым корпусом. Надпись к рисунку марки: «Лунный модуль с платформой и своим автомобилем».

Йеменская Арабская Республика, 1969 год

(Michel № 984)

Левый рисунок, с синим фоном, интересен тем, что на оригинальной иллюстрации Скарфо нет астронавта, опустившегося на колени. Надпись: «Исследование лунных слоев».

Правый рисунок марки выполнен по мотивам двух иллюстраций Скарфо.

Коморские острова, 1990 год

(Michel block № 364 A)

Побывав на Луне, люди отправятся к другим планетам, и следующей из них будет Марс. Но это совсем другая история...

Улетные бонусы от Frank Kazino


Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001