История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Ю. Зубакин

ПЕРВЫЕ «ДОКОСМИЧЕСКИЕ»

Фантастка в филателии

ФАНТАСТИКА В ФИЛАТЕЛИИ

© Ю. Зубакин, 2011

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2011

До запуска первого искусственного спутника Земли 4 октября 1957 года изображения космических аппаратов несколько раз появлялись на почтовых марках. А на специальных штемпелях самое первое изображение космического аппарата появилось в 1947 году.

Франция, 1947 год

(Немаркированная почтовая карточка со спецгашением)

11 октября 1947 года во Франции была выпущена немаркированная иллюстрированная почтовая карточка с портретом Жюля Верна. Вверху надписи «День Жюля Верна» и «Нант – 11 октября 1947». Текст под портретом:

«Родился в Нанте, 8 февраля 1828

Умер в Амьене, 24 марта 1905».

Карточка выпущена для благотворительных целей – справа внизу, над номером, текст: «Эта карточка продаётся в пользу Сирот Ассоциации Семей Расстрелянных и Убитых Внутренней Луары».

Внутренняя Луара – один из департаментов Франции, а Нант, родина Жюля Верна – его административный центр. В 1957 году департамент был переименован в Атлантическую Луару.

На карточке фотография Жюля Верна. По мотивам этой фотографии выполнены рисунки нескольких марок, например, блока Венгрии 1978 года (Michel block № 133).

В день выпуска карточки в Нанте применялся специальный штемпель. На нём дата 11–10–47, надписи «День Жюля Верна», «Нант», название книги «С Земли на Луну» и иллюстрация к ней – жюль-верновский вагон-снаряд, вылетающий из пушки к Луне.

Если не считать виньеток, это первое изображение космического аппарата, использующего ракеты для ориентации. Интересно, что первоначально герои книги предполагали использовать ракеты для мягкой посадки на Луну. В книге «С Земли на Луну» (1865) Мишель Ардан отвечает на вопросы капитана Николя:

«– А удар при падении на Луну, если только ядро до нее долетит?

– О, этот удар будет в шесть раз менее силен, чем при падении на Землю, потому что лунное притяжение в шесть раз слабее земного.

– Но и этого удара хватит, чтобы разбить вас вдребезги, как стекло!

– А что мне помешает ослабить силу падения при помощи ракет, которые я буду пускать в нужное время?»

В книге-продолжении, которая называется «Вокруг Луны» (1869), герои так и не достигли цели своего путешествия – Луны, но воспользовались ракетами для коррекции траектории полёта:

«Первоначально ракеты предназначались для того, чтобы ослабить падение снаряда на Луну, теперь же отважные путешественники собирались пустить их в ход с совершенно противоположной целью.

Ракеты были готовы; оставалось дождаться назначенной минуты.

[...]

Коническая верхушка ядра уже заметно повернулась к лунному диску. При таком положении снаряда сила отдачи ракет бросит ядро прямо на Луну. Итак, все благоприятствовало успеху задуманного друзьями плана. Если в нейтральной точке скорость снаряда дойдет до нулевой, будет достаточно самого легкого толчка, чтобы вызвать падение снаряда на Луну.

– Без пяти минут час, – прошептал Николь.

– Все в порядке, – ответил Ардан, поднося заготовленный фитиль к горящей газовой горелке.

– Подожди, – сказал Барбикен, посмотрев на хронометр.

В эту минуту вес почти не ощущался. Путешественники могли обнаружить полное исчезновение силы тяжести на самих себе. Если они еще и не находились в мертвой точке, то были где-то совсем рядом.

– Час! – сказал Барбикен.

Ардан поднес зажженный фитиль к запальному шнуру, к которому были присоединены все ракеты. Из-за отсутствия воздуха детонации не последовало, но Барбикен увидел в окно пламя взрыва, которое очень скоро погасло.

Снаряд содрогнулся, и путешественников изрядно встряхнуло».

Вверху показана иллюстрация художника Эмиля-Антуана Байара к первому иллюстрированному изданию книги. В книге под иллюстрацией поясняющий текст: «Une heure», что в переводе означает «Час» – это слова Барбикена, и на рисунке показан момент срабатывания ракет.

Венгрия, 1969 год

(Michel № 2547 B)

Бутан, 1970 год

(Michel block № 41)

Габон, 1970 год

(Michel № 365)

Острова Кука, 1980 год

(Michel № 685-686)

По мотивам этой иллюстрации выполнено несколько рисунков почтовых миниатюр, например, Венгрии 1969 года (Michel № 2547), Бутана 1970 (Michel block № 41), Габона 1970 (Michel № 365), Островов Кука 1980 (Michel № 685) и некоторых других.

США, 1948 год

(Michel № 589)

Что же касается почтовых марок с изображение космических аппаратов «докосмической эры», то отдельно стоит упомянуть марку США 1948 года (Michel № 589), посвящённую 100-летию Форта Блисс. На ней нет изображения космического аппарата, но показан запуск трофейной ракеты «A–4» («Фау–2»). Вывезенные из Германии ракеты использовали для экспериментальных и исследовательских целей, а запуски производили на ракетном полигоне Уайт Сэндз, эксплуатация которого началась в 1946 году, и который был расположен рядом с Фортом Блисс. Несколько ракет поднялись на высоту свыше 100 километров – например, 10 мая 1946 года «A–4» поднялась на высоту 112 км. Некоторые ракеты поднимались ещё выше. Напомню, что Международная авиационная федерация определяет границу между атмосферой и космосом на высоте 100 км над уровнем моря (линия Кармана).

СССР, 1951 год

(Michel № 1577)

Впервые на марках изображение космического аппарата появилось на почтовой миниатюре СССР 1951 года, посвящённой Константину Эдуардовичу Циолковскому. На советской марке изображён немного изменённый космический корабль конструкции австрийского инженера Макса Валье. Об этой почтовой миниатюре я рассказал в статье «Циолковский или Валье?»

Монако, 1955 год

(Michel № 522)

Вторым космическим аппаратом «докосмической эры» стал космический корабль на марке Монако 1955 года.

Первая марка, посвящённая Жюлю Верну, выпущена к 50-летию со дня смерти писателя, 3 июня 1955 года во Франции (Michel № 1051). А ещё через четыре дня в Монако появилась серия из 11 марок (Michel № 512–522), на которых изображён Жюль Верн, иллюстрации к его книгам, современные достижения техники, будущее.

Интересна заключительная марка серии (Michel № 522), посвящённая книге «С Земли на Луну». В правой части почтовой миниатюры изображён космический корабль, чьи стабилизаторы ввели в заблуждение многих людей. Например, в немецком филателистическом каталоге «Michel» поясняется, что на марке изображена ракета «Nike» (подразумевается ракета американского зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) «Nike – Ajax»). Но это не так – в правой части марки Монако показан космический корабль будущего. Его форма существенно отличается от формы ракеты американского ЗРК. То, что это космический корабль, подтверждают окружающие звёзды и иллюминатор в центральной части корабля.

Польский писатель Эдвард Карлович в книге «500 филателистических загадок» (пер. на рус. – 1978) объясняет рисунок космического корабля совсем по-другому:

«Первый искусственный спутник Земли вышел на орбиту в октябре 1957 г., однако... космический корабль на марке княжества Монако появился раньше. В серии, выпущенной в 1955 г. к 50-летию со дня смерти Жюля Верна, были воспроизведены иллюстрации к его наиболее популярным произведениям. Единственная авиационная марка в этой серии с номиналом 200 франков (большая редкость!) иллюстрирует известную повесть этого писателя «С Земли на Луну» и представляет космический корабль в момент запуска на Земле и в пути на Луну на фоне звёздного неба».

Но в правой части рисунка марки Монако, конечно же, не жюль-верновский вагон-снаряд, достаточно сравнить форму этого космического корабля со снарядом в левой части рисунка.

Италия, 1956 год

(Michel № 975)

Третьим космическим аппаратом будущего стал искусственный спутник на почтовой миниатюре Италии.

22 сентября 1956 года в Италии выпущена марка (Michel № 975), посвящённая VII Международному конгрессу по астронавтике. На рисунке изображён воображаемый искусственный спутник Земли шарообразной формы. На спутнике расположена антенна, с помощью которой спутник посылает радиосигналы (на рисунки они изображены в виде свечения на конце антенны) на наземную станцию.

Интересно, что римский художник Коррадо Манциоли (1904–1968), работая над рисунком этой почтовой миниатюры, вдохновился иллюстрацией американского художника Уильяма Н. Палмсторма, выполненной для статьи Х. Хабера «Космические спутники: Инструменты исследования Земли». Эта статья опубликована в журнале «National Geographic» (1956. – Vol. 109. – № 4. – Apr.-pp. 486–509).

В журнале иллюстрация поясняется следующим образом:

«Страницы 486–487: На что будет похож будущий спутник? Или как Земля будет выглядеть из космоса?

Конечно, никто из людей не был в космосе, и в этом описании нет детализированной спецификации искусственного спутника. Тем не менее, на множество вопросов нужно было ответить прежде, чем штатный художник Уильям Н. Палмсторм смог нарисовать замечательные иллюстрации, сопровождающие эту статью. Для консультации художника, Общество получило помощь двух экспертов в областях астрофизики и ракетной техники. Они давали советы художнику на каждом этапе.

Другие видные физики проверяли выводы, даже тонкие земные оттенки синего, зеленого и коричневого, какими они видят с больших высот. Велмен Чамберлин, картограф «National Geographic», математически решил проблемы перспективы для картин. Другие штатные картографы способствовали кропотливому исследованию.

На этой первой картине мощные ракеты вывели воображаемый спутник на высоту 300 миль. Соединенные Штаты планируют запустить несколько первых космических аппаратов в течение Международного Геофизического Года (1957–1958).

Освободившись от ракеты, спутник проходит восточное побережье Соединенных Штатов. Быстрее, чем самая быстрая пуля из винтовки, он перемещается на северо-восток вдоль Атлантического Побережья со скоростью больше, чем 17000 миль в час. Подобные прутьям антенны посылают радиосигналы на наземные станции. Пунктирная жёлтая линия показывает, что наклон орбиты спутника к экватору составляет 75 градусов. Центробежная сила, уравновешивая притяжение Земли, удерживает сферу на околоземной орбите.

У первых спутников могут быть крошечные окна, через которые будет измеряться ультрафиолетовая или космическая радиация. Четыре из них равномерно расположены на этой модели. Одно изображено как черная точка, три не видны.

Земля изображена так, какой она будет в ясную погоду в 6 часов утра по восточному стандартному времени, в конце сентября. Ночь всё ещё затемняет середину континента».

В той же самой статье приводится фотография людей, причастных к созданию журнальной иллюстрации. В тексте статьи фотография поясняется следующим образом:

«Художник, Консультант, и Автор

Доктор Хайнц Хабер (справа), выдающийся астрофизик, бывший научный сотрудник американских Военно-Воздушных сил, взял творческий отпуск на факультете Калифорнийского Университета в Лос-Анджелесе, чтобы занять должность научного консультанта в компании Уолта Диснея. Доктор Хабер написал многочисленные труды по астрофизике и проблеме внеземного полета, включая книгу «Человек в космосе». Он получил степени по астрономии и физики Берлинского Университета.

И доктор Хабер, и доктор С. Фред Зингер, физики Мэрилендского Университета, выступали консультантами в подготовке поразительной картины картографического художника Уильяма Н. Палмсторма. Доктор Зингер, член группы технических специалистов созданного для Международного Геофизического Года национального комитета Соединённых Штатов по ракетам и космическим лучам, в настоящее время посвящает большую часть своего времени высотному ракетному исследованию для министерства обороны».

Помимо этого, под самой фотографий расположен поясняющий текст:

«Три умов создают картину: художник и эксперты изучают модель спутника

Физик Зингер (в центре) и автор Хабер отвечают на технические вопросы художника Палмсторма. Модели ракеты и спутника, разработанные прошлой зимой доктором Зингером, воплощают идеи того времени. Теперь известно, что антенны первых спутников будут подобны прутам, и что у ракет не будет никаких плавников, и они будут более длинными и более тонкими. Картина показывает более раннюю версию сцены на странице 486–487».

Италия, 1956 год

(Michel № 975)

При сравнении рисунка марки с иллюстрацией из журнала «National Geographic» становится понятно, что итальянский художник невнимательно изучил рисунок-оригинал и не заметил второй прут-антенну, закреплённый на противоположной стороне спутника (на журнальной иллюстрации верхняя часть второй антенны выступает из-под спутника, с его затемнённой стороны).

Италия, 1956 год

Конверт первого дня

Во время VII Международного конгресса по астронавтике применялся специальный штемпель и был выпущен интересный немаркированный конверт с рисунком космического корабля по проекту фон Брауна. Такой прошедший почту конверт, с маркой воображаемого спутника, погашенной спецштемпелем VII Международного конгресса по астронавтике, редок, поэтому пока довольствуюсь не прошедшим почту КПД без спецгашения и не из Рима.

Появление спутника на марке, посвящённой прошедшему в Риме VII Международному конгрессу по астронавтике, не случайно, ведь ещё за год до этого, на VI конгрессе в Копенгагене, обсуждалась возможность запуска искусственного объекта на околоземную орбиту. Так, 11 сентября 1955 года в «Комсомольской правде» появилась заметка «Путь в космос», в которой рассказывалось о планах запуска спутника во время Международного геофизического года (1957–1958). Заметка начиналась рассказом о конгрессе 1955 года:

«Скоро, года через два, число любителей астронавтики – науки о межпланетных путешествиях, возрастет до астрономических размеров. Вряд ли кто из жителей Земли удержится от соблазна наблюдать искусственный спутник нашей планеты.

Так началась наша беседа с участником VI Международного конгресса по астронавтике, состоявшегося в августе этого года в Копенгагене, – профессором К. Ф. Огородниковым. Советские представители – академик Л. И. Седов и К. Ф. Огородников были первыми учеными нашей страны, принявшими участие в подобном конгрессе.

– Каким образом можно будет вести эти интересные наблюдения? – спросили мы.

– Искусственный спутник Земли при благоприятных условиях можно будет наблюдать даже невооруженным глазом. Особенно удобно его будет видеть в сумерки. Как только зайдет солнце, над горизонтом появится сверкающая огненная капля, движущаяся с огромной скоростью. То же самое можно будет увидеть и перед рассветом, когда дневное светило еще не появилось.

В дни конгресса мы узнали много интересного, чем и хотелось бы поделиться. Прежде всего следует сказать, что конгресс прошел под знаменем: «Проблема межпланетных сообщений из стадии проектов перешла в стадию практического осуществления».

Япония, 1957 год

(Michel № 669)

Четвёртый космический аппарат ближайшего будущего – на марке Японии, выпущенной 1 июля 1957 года. Вверху слева – фрагмент эмблемы Международного геофизического года (МГГ) со схематичным изображением Земли и спутник на орбите. Дело в том, что спутник должен был быть запущен в период с 1 июля 1957 по 31 декабря 1958, во время МГГ. В Международный геофизический год многие страны должны были проводить геофизические наблюдения и исследования по единой программе и методике. 30 сентября – 4 октября 1954 года состоялось расширенное заседание Специального Международного комитета по проведению МГГ, и в последний день заседания была принята резолюция, рекомендующую странам-участницам подумать о создании и запуске научных искусственных спутников Земли.

СССР, 1957 год

(Michel № 1993)

Пятая и последняя марка «докосмической эры» с изображением космических аппаратов – это почтовая миниатюра СССР 1957 года (Michel № 1993), выпущенная к 100-летию со дня рождения К. Циолковского. В левой части марки изображён фантастический космический аппарат, а справа – космический корабль на поверхности одной из лун Сатурна. Рисунок марки получился интересным и запоминающимся, но не менее интересна и история его создания, рассказанная в статье «О телевизионном спутнике и научно-популярной телепередаче».



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001