История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Ю. Зубакин

ВООБРАЖАЕМЫЙ ИТАЛЬЯНСКИЙ СПУТНИК АМЕРИКАНСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ

Фантастика в филателии

ФАНТАСТИКА В ФИЛАТЕЛИИ

© Ю. Зубакин, 2012, 2018

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2012

Италия, 1956 год

(Michel № 975)

22 сентября 1956 года, за год до запуска первого искусственного спуника Земли, в Италии выпущена марка (Michel № 975), посвящённая VII Международному конгрессу по астронавтике. На рисунке изображён воображаемый искусственный спутник Земли шарообразной формы. На спутнике расположена антенна, с помощью которой спутник посылает радиосигналы (на рисунки они изображены в виде свечения на конце антенны) на наземную станцию. Земная поверхность не закрыта облаками, а территория Италии выделена более тёмным цветом по отношению к другим участкам суши.

Интересно, что римский художник Коррадо Манциоли (1904–1968), работая над рисунком этой почтовой миниатюры, вдохновился иллюстрацией американского художника Уильяма Н. Палмсторма, выполненной для статьи Х. Хабера «Космические спутники: Инструменты исследования Земли». Эта статья опубликована в журнале «National Geographic» (1956. – Vol. 109. – № 4. – Apr.-pp. 486–509).

В журнале иллюстрация поясняется следующим образом:

«На что будет похож будущий спутник? Или как Земля будет выглядеть из космоса?

Конечно, никто из людей не был в космосе, и в этом описании нет детализированной спецификации искусственного спутника. Тем не менее, на множество вопросов нужно было ответить прежде, чем штатный художник Уильям Н. Палмсторм нарисовал замечательные иллюстрации, сопровождающие эту статью. Два эксперта в областях астрофизики и ракетной техники помогли Обществу, консультируя художника. Они давали советы художнику на каждом этапе.

Другие видные физики проверяли выводы, даже тонкие земные оттенки синего, зеленого и коричневого, какими они выглядят с больших высот. Велмен Чамберлин, картограф «National Geographic», математически решил проблемы перспективы для картин. Другие штатные картографы способствовали кропотливому исследованию.

На этой первой картине мощные ракеты вывели воображаемый спутник на высоту 300 миль. Соединенные Штаты планируют запустить несколько первых космических аппаратов в течение Международного Геофизического Года (1957–1958).

Освободившись от ракеты, спутник проходит восточное побережье Соединенных Штатов. Быстрее, чем самая быстрая пуля из винтовки, он перемещается на северо-восток вдоль Атлантического Побережья со скоростью больше, чем 17000 миль в час. Антенны, похожие на прутьям, посылают радиосигналы на наземные станции. Пунктирная жёлтая линия показывает, что наклон орбиты спутника к экватору составляет 75 градусов. Центробежная сила, уравновешивая притяжение Земли, удерживает сферу на околоземной орбите.

У первых спутников могут быть крошечные окна, через которые будет измеряться ультрафиолетовая или космическая радиация. Четыре из них равномерно расположены на этой модели. Одно изображено как черная точка, три не видны.

Земля изображена так, какой она будет выглядеть в ясную погоду в 6 часов утра по восточному стандартному времени, в конце сентября. Ночь всё ещё затемняет середину континента».

В той же самой статье приводится фотография людей, причастных к созданию журнальной иллюстрации. В тексте статьи фотография поясняется следующим образом:

«Художник, Консультант, и Автор

Доктор Хайнц Хабер (справа), выдающийся астрофизик, бывший научный сотрудник американских Военно-Воздушных сил, взял творческий отпуск на факультете Калифорнийского Университета в Лос-Анджелесе, чтобы занять должность научного консультанта в компании Уолта Диснея. Доктор Хабер написал многочисленные труды по астрофизике и проблеме внеземного полета, включая книгу «Человек в космосе». Он получил степени по астрономии и физики Берлинского Университета.

И доктор Хабер, и доктор С. Фред Зингер, физики Мэрилендского Университета, выступали консультантами в подготовке поразительной картины картографического художника Уильяма Н. Палмсторма. Доктор Зингер, член группы технических специалистов созданного для Международного Геофизического Года национального комитета Соединённых Штатов по ракетам и космическим лучам, в настоящее время посвящает большую часть своего времени высотному ракетному исследованию для Министерства обороны».

Помимо этого, под самой фотографий расположен поясняющий текст:

«Три ума создают картину: художник и эксперты изучают модель спутника

Физик Зингер (в центре) и автор Хабер отвечают на технические вопросы художника Палмсторма. Модели ракеты и спутника, разработанные прошлой зимой доктором Зингером, воплощают идеи того времени. Теперь известно, что антенны первых спутников будут подобны прутам, и что у ракет не будет никаких плавников, и они будут более длинными и более тонкими. Картина показывает более ранний вериант рисунка».

При сравнении рисунка марки с иллюстрацией из журнала «National Geographic» становится понятно, что итальянский художник невнимательно изучил рисунок-оригинал и не заметил второй прут-антенну, закреплённый на противоположной стороне спутника (на журнальной иллюстрации верхняя часть второй антенны выступает из-под спутника, с его затемнённой стороны).

Италия, 1956 год

Конверт первого дня

Во время VII Международного конгресса по астронавтике применялся специальный штемпель и был выпущен интересный немаркированный конверт с двухцветным рисунком фантастических космических кораблей. На штемпеле, применявшемся 22 сентября 1956 года в Риме, надписи «Итальянская почта», «VII Международный конгресс по астронавтике» и «Рим». Рисунок конверта выполнен по мотивам иллюстраций к статье Вернера фон Брауна, появившейся 22 марта 1952 года в американском журнале «Collier′s».

Чехословакия, 1963 год

(Michel № 1397)

Трёхступенчатая «ракета по доставке грузов» из этой статьи была невероятно популярной в 1950е и даже появилась на почтовых миниатюрах. Вверху показана марка Чехословакии 1963 года (Michel № 1397) с космическим кораблём из статьи фон Брауна.

Италия, 1956 год

Конверт первого дня

Помимо редкого конверта первого дня с римским штемпелем, встречаются непрошедшие почту КПД с календарными штемпелями других итальянских городов.

Италия, 1956 год

(Michel № 975)

Италия, 1956 год

(Фрагмент бюллетеня)

В бюллетене Министерства почты и телекоммуникаций Италии иллюстрация марки полностью совпадает с почтовой маркой по цвету, размеру и растру. Только растр более выражен и изображение лучшего качества, чем на почтовых миниатюрах. Но марка издана десятимиллионным тиражом, поэтому вполне возможно, что иллюстрация в бюллетене сравнивалась не с самыми удачными экземплярами из огромного тиража. Вверху для сравнения показана почтовая марка (слева) и фрагмент бюллетеня (справа).

Италия, 1956 год

(Фрагмент бюллетеня, увеличено)

В бюллетене четыре страницы, а текст на двух языках – итальянском и перевод на французском.

Текст разделён на две части – в первой рассказывается о самой марке, а во второй, написанной Гаэтано Артуро Крокко, итальянским пионером воздухоплавания и основоположником общества «Rocket» – об астронавтике. Заметка Крокко хорошо передаёт дух времени и «предспутникового» ожидания. Через пять десятков лет после её написания невольно хмыкаешь и улыбаешься, вспоминая первый советский спутник, когда читаешь «Первый спутник, запущенный Соединенными Штатами в течение следующего Международного геофизического года (1957–1958) ...».

На филателистических аукционах иногда встречаются письма с вырезкой из бюллетеня. Некоторые продавцы уверяют, что на конверте редкая беззубцовая марка из пробного тиража. Определить же вырезку из бюллетеня просто – бумага бюллетеня толще, чем бумага марки, на оборотной стороне «беззубцовой марки» нет клеевого слоя и отпечатан фрагмент текста на итальянском языке.

Также встречается эффектный, но очень специфический картмаксимум Италии с маркой 1956 года. Хороший филателистический сувенир Национального музея науки и технологий в Милане, поясняющий постоянную выставку астронавтических моделей середины 1950-х.

Такие картмаксимумы – с фотографией «бублика» фон Брауна на фотооткрытке, маркой с неотделённым нижним полем марочного листа и штемпелем «Milano Centro» 1956–1957 годов – не редкие. Чаше встречаются картмаксимумы со штемпелем 1957 года. Я поискал и нашёл с гашением 22 декабря 1956 года, выполненным ровно через три месяца после выпуска марки. Возможно, есть и более ранние гашения, но я их не видел.

Судя по отмару на обороте, после нанесения штемпеля, фотооткрытки складывали в пачку – на обороте хорошо видны следы от штемпеля лежащей внизу открытки, и голубая краска от марки.

На обороте поставлен характерный для Италии почтовый штемпель красного цвета «In corso particolare». Такой штемпель ставился, когда почта разрешала отправителю самостоятельно доставлять почтовую корреспонденцию, не используя средства почтовой администрации. В этом случае марки гасились обычным способом, и, если указывался правильный адрес, ставилась пометка «In corso particolare». Картмаксимум филателистический, поэтому отправитель написал адрес карандашом, а затем, после отметки «In corso particolare», стёр его. На скане не видно, но на карточке различим стёртый адрес.

Что же касается астронавтических моделей, то в архиве музея хранится переписка с учреждениями, компаниями и частными лицами, которые оставили материал в музее. В 1955 году велась переписка с миланской газетой «Corriere della Sera» по поводу трёх моделей космических аппаратов. Известны две фотооткрытки, выпущенные в 1955 или 1956 году, с астронавтическими моделями музея.

Одна из открыток использовалась для картмаксимума. На фотографии, в разрезе, показана космическая станция – «бублик». Хорошо различимы внутренние отсеки, конструктивные особенности «бублика», причальные доки, космическое «такси», астронавты около станции, строящийся в невесомости лунный корабль. На обороте открытки поясняющая надпись: «Астронавтика – искусственный спутник».

В надписи нет ничего странного – в 1950-х терминологии астронавтики ещё не устоялась, поэтому любые космические аппараты зачастую называли искусственными спутниками. Поэтому вполне логично, что для картмаксимума музея выбрали открытку и марку с искусственными спутниками, и использовали почтовый штемпель города, в котором расположен музей.

На другой открытке указано учреждение и адрес нахождения модели – Милан, Национальный музей науки и технологий, Via San Vittore 17 A. Поясняющий текст: «Астронавтика – космический корабль приближается к Луне».

Обе модели выполнены по иллюстрациям 1952 года к космическим проектам Вернера фон Брауна.



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001