История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Ю. Зубакин

КОСМИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ НООРДУНГА, РОССА И СМИТА, ЛЯПУНОВА, РОТРЕКЛА И «МЕЖДУНАРОДНОЙ КНИГИ»

Фантастика в филателии

ФАНТАСТИКА В ФИЛАТЕЛИИ

© Ю. Зубакин, 2014

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2014

Очень часто технические идеи и конструкции творчески переосмысливаются, видоизменяются и дополняются, причём последовательность таких изменений приводит к результатам, очень сильно отличающимся от начальной технической идеи или конструкции. Одна из таких идей – проект межпланетной станции–«бублика» Германа Поточника (Ноордунга), которая стала прообразом многих проектов и рисунков торообразных космических станций. Некоторые такие преобразования встречаются в филателии. Посмотрим, как трансформировался облик межпланетной станции Ноордунга, сначала изменившись в Великобритании, затем в СССР, потом в Чехословакии и вернувшись в СССР в виде рисунка на конверте внешнеторговой организации «Международная книга».

Шаг 1. Космическая станция Ноордунга (1929)

Касмическая станция Ноордунга

Первый технически обоснованный и подробный проект станции –«бублика» появился в 1929 году в Германии в книге Германа Поточника (Ноордунга) (1892–1929) «Проблема путешествия в мировом пространстве» (Das Problem der Befahrung des Weltraums. – Berlin: Richard Carl Schmidt & Co., 1929). Через шест лет книга издана в СССР на русском языке – в этой статье будет использована терминология из советского перевода, по необходимости сверенная с германской первопубликацией.

В книге Ноордунга много любопытного, даже есть научно-фантастический очерк о путешествии в космос. Но самое интересное это описание космической станции.

Согласно Ноордунгу, космическая станция состоит из трёх отдельных корпусов, соединённых кабелями и трубопроводами. Части станции построены и испытаны на Земле, а затем доставлены на орбиту и собраны в космическом пространстве в три корпуса. Первый из них Ноордунг называет «Das Wohnrad», что в англоязычно литературе переводится как «Living Wheel» – «жилое колесо». В советском издании 1935 года «Das Wohnrad» переводится как «колесо» для жизни».

Жилое колесо, вид с солнечной стороны

Жилое колесо опоясано изогнутым зеркалом, фокусирующем лучи на испарительных трубках, по которым непрерывно течёт жидкий азотом. Разогретые пары поступают на паровую турбину, вырабатывающую электроэнергию. Жилое колесо соединено кабелями и трубопроводами с двумя другими корпусами, находящимися невдалеке от него – обсерваторией и «машинным отделением». «Машинное отделение» – солнечная установка с параболической чашей, в которой электроэнергия получается таким же способом, как и в солнечной установке на космической станции: отражаясь от поверхности чаши, солнечные лучи фокусируются на парогенераторе с азотом, а разогретые пары поступают на паровую турбину. Ноордунг отмечает, что параболическую чашу можно установить и непосредственно на жилом колесе, а также сократить количество корпусов, совместив жилое колесо с машинным отделением.

Для освещения космической станции используется прямой и отражённый от зеркал солнечный свет, попадающий в помещения через толстые линзообразные стёкла, и электрический ток. Для обогрева используется разогретый воздух. На станции замкнутая система циркуляции воды. Связь с Землёй и другими корпусами станции осуществляется с помощью световой телеграфии и радиосвязи. Ориентация станции в пространстве выполняется с помощью электродвигателей и ракетных установок.

Для создания искусственной силы тяжести жилое колесо вращается вокруг своей оси. Внутри «колеса» расположены жилые и производственные помещения, лаборатории и склады, машинные установки. На рисунке хорошо видны круглые окна на «колесе», опоясывающее корпус изогнутое зеркало, и зеркало-рефлектор.

Жилое колесо, вид с теневой стороны

С другой стороны космической станции, в центральной части, расположен шлюз для выхода в космическое пространство.

Обсерватория

В обсерватории нет искусственной силы тяжести, потому что люди находятся здесь непродолжительное время. Обсерватория оборудована телескопами, инструментами для наблюдения, аппарат управления зеркалами и исследовательской лабораторией.

Машинное отделение

Третий корпус космической станции – машинное отделение, здесь тоже нет искусственной силы тяжести. Вот что Ноордунг пишет в своей книге: «В машинном отделении помещаются центральные установки станций, в особенности те, которые приводятся в движение солнцем, установка для превращения солнечных лучей в энергию и аккумуляторная батарея. Там находятся также радиостанция и вентиляционный аппарат, который обслуживает и обсерваторию».

Каждый корпус космической станции снабжён складами с продуктами питания. Это сделано для того, чтобы в случае аварии в одном из корпусов станции люди смогли перебраться в другие работоспособные корпусы.

Ноордунг полагал, что космическая станция может использоваться для проведения химических и физических опытов, исследования Земли, космических объектов, фокусировке солнечных лучей на земную поверхность для освещения и обогрева, и как промежуточная база на пути к другим мирам. Кроме того, Ноордунг не исключал использования станции в военных целях – предполагалось сжигать противника солнечными лучами, сконцентрированными при помощи зеркал-рефлекторов.

Почти сразу же после выхода книги Ноордунга его космическая станция появилась в фантастике. Вверху показана обложка научно-фантастического журнала «Science Wonder Stores», вышедшего в августе 1929 года. Автор иллюстрации американский художник Фрэнк Рудольф Пауль.

Словения, 1992 год

(Michel № 34)

Космическая станция Ноордунга появилась и на почтовых марках. Так, 27 ноября 1992 года в Словении к столетию Ноордунга выпущена почтовая марка (Michel № 34). В центре изображена Земля, слева портрет Ноордунга. Внизу надписи «Пионер космических полётов» и «Герман Поточник (Ноордунг) 1892–1929)».

Фрагмент жилого колеса показан в разрезе – он напечатан золотой краской в правой части марки.

Чертёж взят из книги Ноордунга. Вверху продольный и поперечный разрез жилого колеса.

На рисунке конверта первого дня также изображено жилое колесо и портрет учёного.

Через семь лет после столетия Ноордунга, 16 сентября 1999 года, в Словении выпущена серия почтовых марок, посвящённая наступлению нового тысячелетия. На марке номиналом 70 толаров (Michel № 269) изображены разные технические устройства, в том числе и жилое колесо.

3 декабря 2013 года в почтовом отделении 1101 Любляны применялся специальный штемпель со схемой космической станции Ноордунга.

Австрия, 1992 год

(Michel № 2082)

Интересна марка Австрии, выпущенная 27 ноября 1992 года к столетию Ноордунга и также имеющая непосредственное отношение к его космической станции. На марке изображена Земля и геостационарный спутник. Пояснительная надпись на рисунке: «Первооткрыватель синхронной орбиты для геостационарного спутника». Эта надпись в большей степени относится к космической станции – у Ноордунга нет термина «спутник», описывая движение по геостационарной орбите, он использует слова «Weltraumwarte» и «Raumwarte» (космическая станция). О геостационарной орбите Ноордунг рассказывает в главе «Станция в безвоздушном пространстве», где приводит схемы и теоретическое обоснование движения тела в плоскости экватора на высоте 35900 км над поверхностью Земли. Глава «Станция в безвоздушном пространстве» предваряет описание космической станции, здесь Ноордунг задаёт вопросы, которые разъясняет в последующих главах: «Остаются неразрешенными вопросы: как будет на такой космической станции протекать жизнь, каким целям станция может служить, какая ей должна быть придана форма и как она должна быть соответственно этому устроена?»

В книге Ноордунга есть иллюстрация космической станции на геостационарной орбите. Поясняющая надпись под рисунком: «Общий вид космической станции с тремя корпусами, наблюдаемой в дверной проём космического корабля. Вдали на расстоянии 35900 км находится Земля. Космическая станция неподвижно парит над одной точкой экватора. На рисунке станция расположена на меридиане Берлина, примерно над южной оконечностью Камеруна».

Упрощённая и видоизменённая схема из главы «Станция в безвоздушном пространстве» появилась на рисунке специального штемпеля первого дня, применявшемся в Любляне 27 ноября 1992 года, в день выхода словенской почтовой марки к столетию Ноордунга.

Шаг 2. Космическая станция Росса и Смита (1948)

Книга Ноордунга была хорошо известна ракетостроителям и теоретикам космонавтики. Так, в 1948 году члены Британского Межпланетного Общества творчески переработали конструкцию станции Ноордунга. Изменённая конструкция описана в статье Гарри Росса и Ральфа Смита «Орбитальные базы» (Journal of the British Interplanetary Society, Vol. 8. – 1949, pp. 1–19). Космическая станция Росса и Смита представляет собой единую конструкцию, состоящую из жилого «колеса» диметром 30 м, параболического зеркала диаметром 60 м, и решетчатая ферма с радиоантеннами и шлюзовыми камерами.

В жилом «колесе» расположены две концентрические галереи общей длиной 140 м. Галереи разделены на жилые помещения, мастерские, лаборатории, проходы. Для предотвращения потери воздуха в случае метеоритных и других разрушений, между помещениями установлены автоматически закрывающиеся переборки. Предполагалось, что постоянный экипаж станции составит 24 человека.

Параболическое зеркало концентрирует солнечные лучи на парогенератор, где вода или ртуть превратятся в пар и по трубам поступят на турбогенератор, вырабатывающий электрический ток. Параболическое зеркало будет собирать 3900 кВт солнечной энергии, из которых максимально полезных может быть 1000 кВт.

Решетчатая ферма находится в нижней, противоположной параболическому зеркалу, части космической станции и закреплена на подшипниках с задней частью строботелескопа, расположенного по оси вращения жилого «колеса» и параболического зеркала. Ферма не вращается вместе с другими частями станции и находится в неподвижном состоянии. На одном конце фермы расположены радиоантенны, а на другом – двупалубный герметичный цилиндр со шлюзовой камерой на каждом его торце. В двупалубном цилиндре будут проводиться исследования, связанные с невесомостью, и там же будут приниматься и отправляться космические корабли.

Иллюстрации к проекту Росса и Смита выполнил один из авторов – британский художник Ральф Эндрю Смит (1905–1959).

Шаг 3. Космическая станция Ляпунова (1952)

В 1952 году, через три года после появления статьи Росса и Смита, в СССР была выпущена книга Бориса Ляпунова «Борьба за скорость» (М.: Молодая гвардия, 1952). Вверху показана иллюстрация из книги. Под рисунком надпись: «Внеземная станция. Вверху слева – гелиоустановка, под ней жилое помещение, соединенное переходами с оранжереей (справа), астрономической обсерваторией и лабораторией для изучения мирового пространства». Судя по выходным данным книги, тоновые иллюстрации для книги выполнены художниками Г. Васильевой и А. Катковским.

Верхняя и центральная часть космической станции Ляпунова во многом позаимствована из проекта Росса и Смита, а нижняя часть изменена больше. Ляпунов хорошо знал работы предшественников, в том числе и проекты станций –«бубликов». Так, в 1954 году в книге «Открытие мира» Ляпунов, без указания авторства и года, упоминает станцию Ноордунга 1929 года: «В ободе колеса, разделенном на отсеки-каюты, живут люди, чувствуя себя «как дома» на Земле: вращение создает привычную тяжесть. Гелиоустановка и обсерватория находятся вне станции. Они витают поблизости, связанные со станцией лишь электропроводкой и воздушными шлангами. Можно соединить жилое колесо и гелиоустановку: тогда с одной стороны колеса будет находиться зеркало, собирающее солнечные лучи».

С иллюстрацией из книги «Борьба за скорость» связана интересная история появления рисунка космической станции –«бублика» на советских конвертах первого дня. Рисунок прошёл запутанный путь из СССР в Чехословакию, а затем вернулся обратно в СССР.

Шаг 4. Космическая станция Ротрекла (1963)

Через несколько лет после выхода книги Ляпунова, по мотивам иллюстрации космической станции выполнена иллюстрация в книге Иво Штука и Теодора Ротрекла «Шесть дней на Луне–1». Автор рисунка чехословацкий художник Теодор Ротрекл. Книга выпущена на русском языке пражским издательством «Артия» в 1965 году. Это перевод оригинальной книги «Šest dnů na Luně 1», появившейся в 1963 году в Чехословакии. По сравнению с книгой Ляпунова, у станции исчезло параболическое зеркало, а «лучи» в нижней части станции направлены перпендикулярно оси вращения. Нужно отметить, что космические аппараты в книге «Шесть дней на Луне–1» узнаваемы – работая над книгой, Ротрекл в своих рисунках изменил детали космических аппаратов с рисунков других художников, оставив основу конструкций.

На ещё одной работе Ротрекла, картине «Угроза из космоса», хорошо видно, как изменялся облик космической станции. Картина выполнена в комбинированной технике и датируется 1967 годом. Здесь чехословацкий художник изобразил космическую станцию, очень похожую на станцию из книги «Шесть дней на Луне–1».

Шаг 5. Космическая станция «Международной книги» (вторая половина 1960-х)

СССР, 1966 год

Конверт первого дня

В свою очередь, по мотивам иллюстрации Теодора Ротрекла выполнен рисунок на конверте первого дня (КПД), подготовленного советской внешнеторговой организацией «Международная книга» для иностранных филателистов. На рисунке конверта изображена фантастическая космическая станция. Советский художник изменил рисунок Ротрекла, разместив параболическую конструкцию в верхней части станции, её размеры значительно меньше размера жилого «колеса». Эта конструкция больше похожа на параболическую антенну, а не на зеркало-рефлектор гелиостанции. В нижней части станции (на рисунке конверта – справа) расположено что-то малопонятное. Возможно, это космический корабль, состыкованный со станций. При таком варианте конструкции космонавты попадут на станцию по длинному переходу, расположенному на оси вращения станции и соединяющему станцию с космическим кораблём.

Для создания своих рисунков конвертов, художники «Международной книги» ещё не раз использовала иллюстрации из чехословацкой книги «Шесть дней на Луне–1». Помимо рисунка фантастической космической станции, на КПД появились рисунки космического корабля на лунном космодроме, летящего лунного корабля и сборки космического аппарата в открытом космосе. Об этих и других рисунках на конвертах «Международной книги» можно почитать в статье «Фантастика «Международной книги».

СССР, 1966 год

Конверт первого дня

Рисунок на конверте не привязан к какому-либо конкретному событию, поэтому конверт использовался для КПД с некоторыми другими марками СССР второй половины 1960-х. Так, этот конверт использовался в 1967 году для одного из трёх КПД, посвящённых 97-летию Ленина. Вверху показан КПД, выпущенный для стандартной марки СССР 1966 года (Michel № 3283).

СССР, 1969 год

Конверт первого дня

В 1969 году «Международная книга» подготовила интересный КПД с автографами членов экипажей космических кораблей «Союз–4» и «Союз–5». Он распространялся в паре с конвертом с автографом лётчика-космонавта СССР Георгия Берегового.

К конвертам прилагался сертификат, подтверждающий подлинность автографов.

КПД «Международной книги», посвящённый стыковке «Союза–4» и «Союза–5», оказался удачным – экспериментальная космическая станция на блоке перебрасывает своеобразный мост к космической станции будущего, изображённой на конверте. И, как выяснилось позже, один из космонавтов, Евгений Хрунов, также имеет отношение к фантастике. Вместе с Левоном Хачатурьянцем он опубликовал научно-фантастические книги «Путь к Марсу» (1979), «На астероиде» (1984), «Здравствуй, Фобос!» (1988) и рассказы.

Рисунок фантастической космической станции попал на советский конверт «Международной книги», проделав путь в несколько десятилетий и через несколько стран: из Германии 1929 года в Великобританию 1948, оттуда в СССР 1952, затем в Чехословакию 1963 и снова оказался в СССР второй половины 1960-х.



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001