Русская Фантастика WINKOI LAT История Фэндома

Ю. Зубакин

ЕВРЕЙСКАЯ СПЕЦИФИКА

Фантастика в филателии

ФАНТАСТИКА В ФИЛАТЕЛИИ

© Ю. Зубакин, 2009

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2009

5 декабря 2000 года в Израиле выпущена серия почтовых марок «Научная фантастика». На трёх почтовых миниатюрах, названных «Роботехника», «Путешествие во Времени» и «Путешествие в космос», изображены сцены из фантастических книг, легенд, портреты писателей-фантастов.

В каждом марочном листе 15 марок, но только 5 марок с купонами – частью поля марочного листа с продолжением рисунка марки и дополнительной информацией. По-английски такие части марочного листа называются «tab» и являются отличительной особенностью почтовых марок Израиля. Для удобства я тоже буду называть их «табами».

Иногда без табов сложно определить, чему или кому посвящена марка.

Другая особенность марок Израиля – их национальный колорит.

Израиль, 2006 год

(Michel block № 73)

В заметке «Три головоломки Гвинея, Финляндия и Израиль» я уже рассказывал о блоке Израиля (Michel block № 73). Кажется, что это обычные марки с нейтральными рисунками, никакой национальной специфики в них нет.

Реконструкция первоначального рисунка

Но если расположить марки по-другому, то получится рисунок Звезды Давида космического масштаба. Не понятно, почему создатели марок не решились выпустить блок с первоначальным рисунком. Скорее всего, посчитали идею о покрытии Звездой Давида всей Солнечной Системы чересчур смелой и решили скрыть это, переставим марки местами. Но получилось ещё хуже: теперь рисунок блока смущает невоспитанные умы мыслью о Всемирном Заговоре.

Израиль, 2000 год

(Michel № 1573)

Израиль, 2000 год

(Michel № 1574)

Израиль, 2000 год

(Michel № 1575)

Инициатором выпуска марок «Научная фантастика» стал переводчик, доктор философии, тогдашний председатель Израильского Общества Научной Фантастики и Фэнтези, Иммануэль Лоттем (Emanuel Lottem). Лоттем полагал, что на марках нужно показать взаимосвязь легенд, научной фантастики и современных достижений науки.

Рисунки выполнены в одном стиле: слева на марке – легендарное событие, в центре – научная фантастика, справа на марке или в центре таба – достижения современной науки, справа на табе – портрет писателя. На марке с роботом современные наука и технологии отсутствуют.

Ави Кац

Израильский художник Ави Кац (Avi Katz) создал красочные и запоминающиеся фантастические миры. Все рисунки марок и конверта первого дня полностью нарисованы на компьютере.

Ави Кац проиллюстрировал около 100 книг, среди которых есть и фантастические. Вверху показаны его рисунки к книге Дугласа Адамса «Путеводитель автостопщика по галактике» (The Hitchhiker's Guide to the Galaxy). Эти иллюстрации и фотография художника взяты с его сайта.

Первоначально предполагалось приурочить выпуск марок к проведению конвенции любителей фантастики «ArmageddonCon», запланированной на 28 декабря 2000–1 января 2001 года в Иерусалиме. Её организовало Израильское Общество Научной Фантастики и Фэнтези, объявившее конвенцию «международной». Ожидалось, что почётными гостями станут Ларри Нивен (Larry Niven), Джоан Виндж (Joan D. Vinge), Пол Макоули (Paul McAuley), Джек Коэн (Jack Cohen). Основной темой конвенции объявлялся Апокалипсис и Конец мира в научной фантастике и других областях культуры. Программа включала посещение холма Меггидо в ночь с 31 декабря на 1 января. Наступление нового тысячелетия – удобное время для всех видов пророчеств о Конце света, поэтому особенно волнительно было бы провести его наступление на легендарном Армагеддоне. Появилась информация, что в связи с наступающим Концом света гостей конвенции не будут отвозить обратно в Иерусалим.

Предполагалось, что во время конвенции будет работать передвижной почтовый участок, на котором погасят конверты первого с марками, выпущенными для «ArmageddonCon».

Но в сентябре 2000 года вспыхнула вторая палестинская интифада, в Израиле начались арабские волнения, и поэтому многие иностранные гости отказались ехать на «ArmageddonCon». Конвенция была отменена. Ян Уотсон (Ian Watson), один из устроителей «ArmageddonCon», пишет: «большинство иностранных гостей испугались. Патетическая кучка трусов».

По-своему он прав: не всё ли равно людям, ожидающим Конец света, где он их застанет?

Конвенцию отменили, но почтовые марки всё же выпустили. Это произошло 5 декабря, за 23 дня до планировавшегося открытия «ArmageddonCon». Тогда же был выпущен конверт первого дня.

АЙЗЕК АЗИМОВ, ГОЛЕМ И РОБОТЫ

Израиль, 2000 год

(Michel № 1573)

Первая марка посвящена А. Азимову и называется «Роботехника».

Впервые слово «робот» появилось в 1920 году в пьесе «Rossumovi Univerzální Roboti» (R. U. R.) чешского писателя Карела Чапека. Роботы – искусственно созданные существа, похожие на людей, но у которых убрано всё, что мешает работе:

«Молодой Россум изобрел рабочего с минимальными потребностями. Ему надо было упростить его. Он выкинул все, что не служит непосредственно целям работы. Тем самым он выкинул человека и создал робота. Роботы – не люди, дорогая мисс Глори. Механически они совершеннее нас, они обладают невероятно сильным интеллектом, но у них нет души. О мисс Глори, продукт инженерной мысли технически гораздо совершеннее продукта природы!»

А вот как описывается производство роботов:

«Полдень. Роботы не знают, когда прекращать работу. В два часа я покажу вам дежи.

ЕЛЕНА. Какие дежи?

ДОМИН (сухо). Где замешивается тесто. В каждой из них приготовляется материал сразу на тысячу роботов. Потом есть кади для производства печеней, мозгов и так далее. Потом вы увидите костяную фабрику. Потом я покажу вам прядильню.

ЕЛЕНА. Какую прядильню?

ДОМИН. Прядильню нервов. Прядильню сухожилий. Прядильню, где одновременно тянутся целые километры лимфатических сосудов. Все это поступает в монтажный цех, где собирают роботов, – знаете, как автомобили. Каждый рабочий прикрепляет только одну деталь, а конвейер передвигает заготовку от одного к другому, к третьему и так до конца. Захватывающее зрелище. Потом все отправляется в сушильню и на склад, где свежие изделия работают».

Чехословакия, 1968 год

(Michel № 1833)

Карелу Чапеку посвящена марка Чехословакии 1968 года (Michel № 1833). Писатель изображён во время работы в саду – это аллюзия на его книгу «Год садовода» (1929).

В левой части марки изображены два человека – седой бородач в странном одеянии и высокий широкоплечий мужчина коричневого цвета и во всём коричневом. Старик что-то вкладывает в рот мужчине.

Любители фантастики без труда узнают в рисунке легенду о Големе – слепленном из глины существе, оживлённом с помощью тайных знаний.

Кадр из фильма «Der Golem, wie er in die Welt kam»

Германия, 1920 год

Кадр из фильма «Der Golem, wie er in die Welt kam»

Германия, 1920 год

Кадр из фильма «Der Golem, wie er in die Welt kam»

Германия, 1920 год

Существует несколько версий легенды о Големе, и все они рассказывают о событиях конца XVI века, когда в пражском еврейском гетто жил раввин Иехуда Лива Бен Бецалель (Махараль ми-Праг). Именно он создал из глины Голема, а затем оживил его с помощью тайного слова. Слово «Голем» происходит от «гелем» – «необработанный, сырой материал».

Кадр из фильма «Der Golem, wie er in die Welt kam»

Германия, 1920 год

Есть несколько разных рассказов о том, как Махараль получил тайное слово. В некоторых легендах это слово – тайное имя Бога, которое вычислил обладавший высокой мудростью Махараль. А в других – что это слово он узнал от вызванного им демона Тьмы. Такая трактовка показана в фильме «Der Golem, wie er in die Welt kam» (Голем, как он пришёл в мир), снятом в 1920 году в Германии. Создатели фильма – Карл Бесе (Carl Boese) и Пауль Вегенер (Paul Wegener).

Израильский художник выбрал один из наиболее значимых моментов – оживление Голема. На рисунке Махараль вкладывает шем (пергамент с тайным именем Бога) в рот Голема. От силы, заключённой в этом имени, неживое превращается в живое.

Кадр из фильма «Der Golem, wie er in die Welt kam»

Германия, 1920 год

Кадр из фильма «Der Golem, wie er in die Welt kam»

Германия, 1920 год

В германском фильме 1920 года Махараль сначала вкладывает пергамент в пятиконечную звезду, а затем закрепляет её на груди Голема.

Кадр из фильма «Der Golem, wie er in die Welt kam»

Германия, 1920 год

Когда шем извлекался из Голема, тот превращался в безжизненную статую.

Кадр из фильма «Cisaruv pekar»

Чехословакия, 1951 год

Глиняного человека можно встретить и в научной фантастике. Например, в повести А. и Б. Стругацких «Понедельник начинается в субботу» даётся такое шуточное определение:

«Голем – Один из первых кибернетических роботов, сделан из глины Львом Бен Бецалелем. (См., например, чехословацкую кинокомедию «Пекарь императора». Тамошний Голем очень похож на настоящего)».

В правой части таба, на фоне звёздного неба, нарисован портрет Айзека Азимова, составленный из звёзд. Именно Азимов ввёл в обиход слово «роботехника» (robotics) и в 1942 году сформулировал знаменитые законы:

1. Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред.

2. Робот должен повиноваться командам человека, если эти команды не противоречат Первому Закону.

3. Робот должен заботиться о своей безопасности, поскольку это не противоречит Первому и Второму Законам.

Дополнительную еврейскую специфику в этой почтовой марки разглядел доктор философии Иммануэль Лоттем. В статье о марках он назвал Азимова «еврейско-американским автором» (Jewish-American writer). Доктор философии слукавил: еврей по национальности, Азимов не был еврейским писателем.

Существует выражение «еврейский американский писатель» (Jewish American writer). В «еврейские американские писатели» простодушно притягивают за уши всех, в ком течёт еврейская кровь, зачастую игнорируя возмущение притягиваемых. Это же касается «еврейской американской литературы» (Jewish American literature). К примеру, в wiki в статье «Еврейская американская литература» так прямо и говорится: «...многие авторы сопротивляются быть классифицируемым как «еврейские голоса». Кроме того, многих номинально еврейских авторов нельзя считать представителями еврейской американской литературы, например – Айзек Азимов». (...many writers resist being pigeonholed as 'Jewish voices'. Also, many nominally Jewish writers cannot be considered representative of Jewish American literature, one example is Isaac Asimov).

Некорректное высказывание Иммануэля Лоттема понятно и объяснимо. Приведу слова Б. Стругацкого:

«Для истинного националиста важнее всего – детали, формальности, признаки, форма уха вашего прадедушки, архивная запись... Он обожает говорить о беззаветной любви к своему народу, но это какая-то странная и страшноватая любовь, плавно и нечувствительно переходящая в ненависть к народу чужому. И если «патриотизм – это последнее прибежище негодяя», то национализм – его первое и излюбленное прибежище.

Почему-то мне кажется, что я имею право считать себя беспристрастным судьей во всех этих вопросах и высказываться без риска быть обвиненным в юдофильстве-жидоедстве, русофобстве-русолюбстве. Во-первых, я никогда не замечал себя в грехе национализма. А во-вторых...»

(Стругацкий Б. Больной вопрос).

В центре марки, на фоне багровых клубов и звёздного неба, изображён робот. В нём соединено привычное и необычное, привлекательное и отталкивающее, реальное и фантастическое. Единение живого и неживого подчёркивает форма корпуса, руки и ноги – они похожи на человеческий скелет. Необычная яйцевидная голова с большим носом и огромными светящимися круглыми глазами-линзами подчёркивают необычность странного существа.

Научная фантастика очень популярно, поэтому она появляется на почтовых марках. Среди них встречаются почтовые миниатюры с изображением роботов. Вот лишь некоторые из них:

Австралия, 2000 год

(Michel № 1994 I A)

Марка Австралии 2000 года (Michel № 1994 I A) посвящена будущей колонизации Марса. Два роботизированных устройства чистят ёмкость с водорослями. Почтовая миниатюра называется «Роботы».

Великобритания, 1989 год

(Michel № 1205)

Влияние научной фантастики огромно – роботы встречаются даже в детских игрушках (Великобритания, 1989 год (Michel № 1205)).

Гвинея, 1998 год

(Michel № 533)

Гвинея, 1998 год (Michel blick № 533): Безымянный робот из американского телесериала «Затерянные в космосе» (Lost in Space), показанного в 1965–1968 годах.

Сан-Марино, 1998 год

(Michel № 1801)

В 1968 году американский фантаст Филип Дик написал книгу «Мечтают ли андроиды об электроовцах?», рассказывающую о гуманоидных роботах (органических андроидах). Одно из этих существ появилось на марке Сан-Марино 1998 года (Michel № 1801).

Мадагаскар, 1994 год

(Michel № 1749–1751)

В 1981 году американский режиссёр Ридли Скотт (Ridley Scott) снял фантастический фильм «Бегущий по лезвию» (Blade Runner). За основу была взята книга Ф. Дика. На поле марочного листа Мадагаскара 1994 года (Michel № 1749–1751) изображены герои фильма. Среди них репликанты (искусственные люди) Рой (слева) и Рейчел (в центре). Фильм неоднозначный, поэтому зритель должен сам решить, является ли репликантом главный герой фильма, Рик Декард (справа).

Уругвай, 1970 год

(Michel № 1193)

На марке Уругвая 1970 года (Michel № 1193), воспроизведён рисунок тринадцатилетнего Aquiles Vaxelaire, на котором изображена драка искусственных существ: большой взлетающий робот схватил другого, поменьше.

Немецкий филателистический каталог «Michel» ошибочно описывает эту марку как «Астронавт и космическое чудовище».

США, 2007 год

(Michel № 4217)

США, 2007 год

(Michel № 4218)

25 мая 2007 года, к тридцатилетию выхода на экраны первого (IV) эпизода фильма «Звёздные войны», в США выпущен красочный марочный лист, состоящий из 15 марок. На двух их них изображены дроиды (роботы мира «Звёздных войн») – R2-D2 (Michel № 4217) и C–3PO (Michel № 4218).

ГЕБЕРТ УЭЛЛС, ХОНИ ХА-МЕАГЕЛЬ И МАШИНА ВРЕМЕНИ

Израиль, 2000 год

(Michel № 1574)

Вторая марка израильской серии «Научная фантастика» называется «Путешествие во времени» и посвящена книге Герберта Уэллса «Машине Времени» (1895).

История создания этой марки весьма занимательна. Дело в том, что первоначально почтовую миниатюру предлагалось посвятить совсем другому фантасту. Никто не отрицает, что Уэллс – один из столпов научной фантастики, но идеи его наиболее значимых фантастических произведений настолько фантастичны, что в современной науке и технологиях трудно подыскать соответствие им.

Поэтому было решено изобразить фантастику другого писателя – Артура Ч. Кларка.

Реконструкция проекта марки

Реконструкция проекта марки показана вверху. Это не рисунок Ави Каца, реконструкция лишь указывает возможное месторасположение элементов рисунка.

Видение Иезекиили

Гравюра, 1556 год

Слева на марке должны были быть нарисованы увиденные пророком Йехезкелью (Иезекиилю) колёса в небе:

«И я увидел живые существа эти, и вот одно колесо внизу у (каждого из) живых существ этих для четырех лиц его. Вид колес этих и свойства их, словно у драгоценного камня, и образ один у всех четырех; вид их и свойства их таковы, будто одно колесо внутри другого» (Танах, Йехезкель, 1:15–16).

Кадр из фильма «2001: A Space Odyssey»

США, 1968 год

В центре марки должна была располагаться космическая станция из фильма «Космическая одиссея 2001 года» (режиссёр Стенли Кубрик, 1968), сценарий для которого написал Кларк.

Парагвай, 1970 год

(Michel № 2069)

Фильм получился настолько реалистичным, что изображение этой орбитальной станции появилось среди марок с реальными проектами НАСА (Парагвай 1970, (Michel № 2069)).

Бернерские Острова, 1978 год

«Марка» несуществующей страны

Космическую станцию из фильма можно обнаружить на «марках» Бернерских Островов. Это не почтовая марка и такой страны не существует.

Сан-Марино, 1998 год

(Michel № 1800)

После фильма Кларк написал книгу с одноимённым названием – сцена из неё появилась на марке Сан-Марино 1998 года.

Центрально-Африканская Республика, 1994 год

(Michel block № 567 A)

Через несколько лет, в 1984 году, режиссёр Питер Хаймс снял продолжение – «Космическая одиссея 2010 года». Сцены из обоих фильмов появились на поле блока Центрально-Африканской Республики 1994 года.

Парагвай, 1970 год

(Michel № 2073)

В левой части марки или табе должна была располагаться американская орбитальная станция «Skylab». Она символизировала научные достижения и является частью логической цепочки: легенды – научная фантастика – современность.

Станция «Skylab» запущена 14 мая 1973 года. 11 июля 1979 года она сошла с орбиты и разрушилась.

Помимо американской «Skylab», на орбите в разное время работали несколько советских станций «Салют» и станция «Мир», позднее ставшая российской. Но рисунок советской или российской космической станции на марке Израиля 2000 года... Нет, это совершенно невозможно! Поэтому-то для будущей израильской марки была выбрана американская станция.

«Skylab» посвящены многие марки. Например, её изображение можно найти на почтовой миниатюре Парагвая 1970 года (Michel № 2073), выпущенной за три года до запуска станции. Здесь «Skylab» показан в виде одного из возможных космических проектов НАСА.

Отмечу, что и раньше на почтовых марках встречалась взаимосвязь колёс в небе с космическими станциями.

В 1888 году в книге французского астронома Камиля Фламмариона «Атмосфера: Популярная метеорология» (Flammarion C. L'atmosphère: météorologie populaire), появился рисунок человека, дошедшего до края земли и заглянувшего за её пределы. Это стилизация под средневековую гравюру. Её автором, скорее всего, был сам Фламмарион. Для придания большего сходства со средневековым рисунком, на нём изображены колёса, которые видел пророк Йехезкель.

Корейская Народно-Демократическая Республика, 1980 год

(Michel block № 82 A)

На рисунке почтового блока КНДР 1980 года (Michel block № 82), вместо светил и колёс за пределами земли, изображены проект космической станции – «бублика» американца фон Брауна и советская орбитальная станция «Салют». Так, вольно или невольно, корейский художник показал связь легендарных колёс в небе с достижениями науки и техники 1950-х – 1970-х годов.

Кроме колёс в небе, фантастической станции и «Skylab», в правой части таба предполагалось на фоне звёздного неба расположить портрет А. Кларк, составленный из звёзд.

Рисунок с сайта Ави Каца

Портреты, составленные из звёзд, не редки в творчестве Ави Каца. Через несколько лет после выхода марок, в 2003 году, на обложке журнала «The Tenth Dimension», появился «звёздный» портрет астронавта Илана Рамона.

Но марка с колёсами Йехезкельи и космической станцией Кларка так и не была выпущена. Почтовые правила Израиля запрещают посвящать марки людям, которые живы.

Шри-Ланка, 1999 год

Конверт первого дня

В разных странах разные правила выпуска почтовых марок. Например, в Шри-Ланке можно изображать на почтовых миниатюрах здравствующих людей, как на марках показанного вверху конверт первого дня, посвящённого 50-летию установления связи в стране.

На марках (Michel № 1202–1203) – космические корабли и спутники, портреты А. Кларка, иллюстрации к его статье о геостационарной орбите (1945 год, журнал «Wireless World»). Иногда её называют «орбитой Кларка». Обратите внимание на число «2001» – это прямое указание на фильм и книгу.

Израиль, 2000 год

(Michel № 1574)

В 2000 году Артур Кларк был ещё жив, поэтому, согласно израильским правилам выпуска марок, вместо него для почтовой миниатюры выбрали другого фантаста – Герберта Уэллса.

В центре марки изображён Путешественник на Машине Времени. В книге нет точного описания этого аппарата, имеется лишь несколько строк, ничем не ограничивающих фантазию иллюстраторов: «Некоторые части машины были сделаны из никеля, другие из слоновой кости; были и детали, несомненно, вырезанные или выпиленные из горного хрусталя. В общем, машина была готова. Только на скамье, рядом с чертежами, лежало несколько прозрачных, причудливо изогнутых стержней. Они, по-видимому, не были окончены. Я взял в руку один из них, чтобы получше рассмотреть. Мне показалось, что он был сделан из кварца».

Кадр из фильма «The Time Machine»

США, 1960 год

Кадр из фильма «The Time Machine»

США, 1960 год

Ави Кац поленился придумать что-то оригинальное, позаимствовав неожиданную, очень фантастическую Машину Времени из одноимённого американского фильма 1960 года. Машина выглядит архаичной, как будто и вправду создана в XIX веке.

Единственное существенное отличие рисунка от фильма – это котелок на голове Путешественника.

Кадр из фильма «The Time Machine»

США, 1960 год

Перерисовывая Машину Времени, художник допустил забавную неточность – он не разглядел, что в Машине, под вращающимся кругом, расположен кожух.

Кадр из фильма «The Time Machine»

США, 1960 год

Судя по рисунку на марке, Путешественник только собирается в другое время: он взялся за рукоятку управления и колесо за его спиной ещё не вращается. Рукоятка вверх – в будущее, вниз – в прошлое.

В левой части марка нарисован старик, прислонившийся спиной к дереву. Он сидит в начертанном на земле круге и спит.

Кадр из фильма «Rip Van Winkle»

США, 1896 год

Многие любители фантастики скажут: «Это же Рип ван Винкль из одноимённого фантастического рассказа, человек, который уснул после встречи со странными незнакомцами и проспал двадцать лет!» И будут неправы. Не нужно забывать, что перед нами израильская марка со своей особой спецификой.

Этот старик – не герой рассказа Вашингтона Ирвинга «Рип ван Винкль» (1819), а персонаж совсем другой истории, еврейской. Об этом можно догадаться по одежде спящего мужчины и характерным чертам лица.

Спящего зовут Хони Ха-Меагель и жил он в первом веке до нашей эры. Он любимчик Бога и он сотворил много чудес, о которых можно прочитать в Талмуде.

На марке показана талмудическая история о чудесном сне Хони Ха-Меагеля:

«Однажды Хони шёл по дороге и увидел человека, занятого посадкой рожкового дерева. «Когда это дерево принесёт плоды?» – спросил его Хони. Ответил тот человек: «Через семьдесят лет». «И ты уверен, что проживёшь семьдесят лет?!» – спросил Хони. Человек ответил: «Я застал на свете рожковые деревья. Так же как предки мои вырастили их для меня, так и я выращу их для своих потомков». Тогда присел Хони поесть хлеба, охватила его дрёма, и заснул он. Поднялись выступы скалы вокруг него и скрыли его от глаз. И проспал он семьдесят лет. А когда он проснулся, то увидел человека, собиравшего плоды с того самого рожкового дерева. Спросил он его: «Ты ли посадил это дерево?» Сказал он ему: «Дед мой». Сказал Хони: «Кажется, я проспал семьдесят лет...»

(Вавилонский Талмуд, Таанит 23а).

Ави Кац не стал рисовать обступившие Хони скалы и изобразил круг. Возможно, этой деталью израильский художник отсылает нас ко второму имени Хони, «Меагель», которое можно понимать как «тот, который начертил круг».

С помощью современных технологий невозможно создать Машину Времени. Поэтому Иммануэль Лоттем, инициатор проекта выпуска марок, попросил художника обратиться к теории «червоточин» (wormholes) и попытаться изобразить их. В центре таба нарисованы временные коридоры, сквозь которые совершаются путешествия во времени. Эти полупрозрачные проходы изображены на фоне звёзд и подчёркивают связь пространства-времени.

В правой части таба – портрет Герберта Уэллса. Он составлен из звёзд и туманностей, и от этого выглядит полупрозрачным, наводя на размышления о Человеке-Невидимке.

Великобритания, 1995 год

(Michel № 1576)

За пять лет до израильской марки, к 100-летию «Машина Времени», в Великобритании появилась серия почтовых марок. Они посвящены четырём книгам Уэллса: «Машина Времени», «Первые люди на Луне», «Война миров», «Облик грядущего». На марке вверху – «Машина Времени».

Книга Уэллса оказала огромное влияние на мировую фантастику, а путешествия во времени появились фантастических произведениях.

Встречаются в фантастике и хроноклазмы. Это понятие впервые появились в 1953 году в одноимённом рассказе Дж. Уиндема:

«Хроноклазмы, то есть обстоятельства, не соответствующие данной эпохе и возникающие от того, что кто-то действовал необдуманно».

Палау, 1993 год

(Michel № 633–657)

Например, на марочном листе «Доисторические и легендарные чудовища Tихого океана», появившемся в Палау в 1993 году (Michel № 633–657), много хроноклазмов: над людьми кружат давно вымершие птерозавры, из воды выглядывает плезиозавр, гигантский краб схватил островитянина и тянет его на дно. На марочном листе изображены и существа из легенд: кракен, морской змей. Всё это роднит рисунок с фантастикой.

Мальдивские Острова, 1992 год

(Michel block № 245)

К хроноклазмам можно отнести лох-несское чудовище на блоке Мальдивских островов 1992 года (Michel block № 245). На почтовой миниатюре указанно, что Несси может быть плезиозавром, гигантской рептилией века динозавров. Но в 1994 году стало известно, что лох-несское чудовище является ловкой мистификацией. Оказалось, что «подлинный» фотоснимок лондонского врача Роберта Кеннета Уилсона (Robert Kenneth Wilson), сфотографировавшего Несси в 1934 году – фальшивка.

ЖЮЛЬ ВЕРН, ПРОРОК ЭЙЛИЙАУ И ВАГОН-СНАРЯД

Израиль, 2000 год

(Michel № 1575)

Последняя марка израильской серии научной фантастики посвящена Ж. Верну и его книгам «С Земли на Луну» (De la Terre à la Lune (1865)) и «Вокруг Луны» (Autour de la Lune (1870)). Почтовая миниатюра называется «Космическое путешествие».

В центре изображён взлетевший с Земли и направляющийся к Луне вагон-снаряд. В книге «С Земли на Луну» он описывается следующим образом:

«Снаряд оказался чудом металлургии и делал честь индустриальному гению американцев. Никогда еще до сих пор не добывали сразу такого огромного количества алюминия, и уже одно это можно было считать необычайным достижением техники. Драгоценный снаряд ярко сверкал на солнце. Коническая верхушка придавала ему сходство с массивными караульными башенками, которыми в былые времена средневековые архитекторы украшали углы крепостных стен; недоставало лишь узеньких бойниц и флюгера на крыше. [...] Снаряд был шириной в девять футов и вышиной в двенадцать. [...] В эту металлическую башню проникали сквозь люк в ее конической верхушке, напоминавший отверстие в паровом котле. Он герметически закупоривался алюминиевой крышкой, прикрепленной с внутренней стороны мощными болтами. [...] ... под кожаной покрышкой поместили четыре окна-иллюминатора из толстого чечевицеобразного стекла – два с боков снаряда, третий в его дне, четвертый в конической верхушке».

Израильский художник отошёл от текста книги: снаряд изготовлен из лисов металла, скрепленных заклёпками (у Жюля Верна совсем иная технология изготовления: «Отливка была удачно произведена 2 ноября»), появились три треугольных стабилизатора и сопло.

Монако, 1955 год

(Michel № 522)

Попутно отмечу, что стабилизаторы на жюльверновской марке Монако 1955 года (Michel № 522) ввели в заблуждение многих людей. Например, в немецком филателистическом каталоге «Michel» поясняется, что на марке изображена ракета «Nike» (подразумевается ракета американского зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) «Nike – Ajax»). Но это не так – в правой части марки Монако изображён космический корабль будущего. Его форма существенно отличается от формы ракеты американского ЗРК. То, что это космический корабль, подтверждают окружающие звёзды и иллюминатор в центральной части корабля. Это самое первое изображение на почтовой марке фантастического космического корабля.

Польский писатель Эдвард Карлович в книге «500 филателистических загадок» (пер. на рус. – 1978) объясняет рисунок космического корабля совсем по-другому:

«Первый искусственный спутник Земли вышел на орбиту в октябре 1957 г., однако... космический корабль на марке княжества Монако появился раньше. В серии, выпущенной в 1955 г. к 50-летию со дня смерти Жюля Верна, были воспроизведены иллюстрации к его наиболее популярным произведениям. Единственная авиационная марка в этой серии с номиналом 200 франков (большая редкость!) иллюстрирует известную повесть этого писателя «С Земли на Луну» и представляет космический корабль в момент запуска на Земле и в пути на Луну на фоне звёздного неба».

Но в правой части рисунка, конечно же, не жюльверновский вагон-снаряд – достаточно сравнить форму этого космического корабля со снарядом в левой части рисунка.

Франция, 1961 год

(Michel № 1338)

Книга Жюля Верна оказала огромное влияние на мировую фантастику. Например, самый первый фантастический фильм, «Путешествие на Луну» (Le Voyage dans la Lune (1902)) француза Жоржа Милье (Georges Méliès), был пародией на книгу Ж. Верна и роман Г. Уэллса «Первые люди на Луне». Вверху показана марка Франции 1961 года, посвящённая Милье. Справа, на экране – пушка, нацеленная на Луну, забирающиеся в лунный снаряд люди. Под экраном надпись по-французски: «Путешествие на Луну».

Кадр из фильма «Le Voyage dans la Lune»

Франция, 1902 год

Вероятно, художник рисовал по памяти или со слов людей, смотревших фильм – сравните рисунок марки с кадром из фильма.

В левой части марки изображён человек в огненной колеснице.

Кадр из мультфильма «Фаэтон – сын Солнца»

СССР, 1972 год

Большинство любителей фантастики решат: «Это же Фаэтон, выпросивший у отца разрешения править солнечной колесницей! От неумелого управления кони приблизились к земле, та загорелась, и Зевс сразил Фаэтона».

Венгрия, 1978 год

(Michel № 3268 A)

И ещё припомнят, что по одному из давних предположений пояс астероидов образовался после разрушения гипотетической планеты Фаэтон. Возможно, фантастические исследовательские корабли на марке Венгрии 1978 года как раз и проверяет это предположение.

Но на израильской марке изображён не Фаэтон, здесь традиции европейской фантастики уступают место еврейской специфики. Это не неопытный Фаэтон, а повидавший жизнь пророк Эйлийау (Илия). Вот как это описывается в Танахе:

«И было, когда они шли, и, идучи, разговаривали, вот, (появилась) колесница огненная и кони огненные, и отделили они одного от другого; и вознесся Эйлийау вихрем в небо» (Танах, Мелахим II, 2:11).

То же самое событие в другом переводе в Четвёртой книге Царств:

«Когда они шли и дорогою разговаривали, вдруг явилась колесница огненная и кони огненные, и разлучили их обоих, и понесся Илия в вихре на небо» (Четвёртая книга царств, 2:11).

Россия, 2002 год

(Michel № 1028)

Россия, 2002 год

(Michel № 1029)

Художник Ави Катц дополнил описание вознесения Эйлийау драматичными деталями: пророк обернулся и простёр левую руку в сторону удаляющейся земли. На его лице то ли гнев, то ли отвращение – по рисунки марки это трудно определить, но видно, что Эйлийау не весел. И не понятно: то ли он скорбит о том, что приходится покидать землю, то ли проклинает оставшихся на ней людей.

На табе – портрет Жюля Верна, составленный из звёзд.

Центрально-Африканская Республика, 1966 год

(Michel № 118)

Портреты писателя не редкость на почтовых марках, но почтовая миниатюра Центрально-Африканской Республики (Michel № 118) – особенная, на ней изображён Жюль Верн, нажимающий на кнопку старта. На марках не часто встретишь писателя в придуманном им мире.

Этот рисунок был повторён на марке почтового блока (Michel № 5).

В левой части почтовой миниатюры изображён лунный посадочный модуль, один доставлявших американских астронавтов на поверхность Луны.

Йемен, 1965 год

(Michel № 191 A)

Аджман, 1972 год

(Michel № 1298 A)

На почтовых марках можно встретить не только реально существовавшие посадочные модули, но и их прототипы. Например, на марках Йемена 1965 года (Michel № 191) и Аджмана 1972 года (Michel № 1298).

В филателии космическая техника и книги Жюля Верна часто соседствуют друг с другом. Например, на марках Мали 1970 года (Michel № 224–226), посвящённых 150-летию со дня рождения знаменитого писателя.

Мали, 1970 год

(Michel № 224)

На первой марке изображена ракета-носитель «Saturn V» с космическим кораблём «Аполлон» (слева), портрет писателя (в центре), завод (внизу) и отправившийся к Луне снаряд (справа). На рисунке сопоставляется фантастическое и реальное – жюльверновский вагон-снаряд и «Saturn V».

Художник, создавший рисунки марок Мали, несомненно, видел иллюстрации из первого издания книги «С Земли на Луну» (1865).

Мали, 1970 год

(Michel № 225)

На второй марке изображены расстыковавшиеся командный и лунный модули (слева), портрет писателя (в центре) и снаряд с сопровождающим его трупом собаки (слева).

Рисунок в правой части марки относится к книге «Вокруг Луны»:

«По указаниям Барбикена, вся процедура похорон требовала крайней расторопности, чтобы предотвратить потерю воздуха, который благодаря своей эластичности мог быстро улетучиться в мировое пространство. Болты правого окна, шириной около тридцати сантиметров, были осторожно отвинчены, и Мишель, подняв на руки труп Сателлита, приготовился вышвырнуть его в окно. При помощи мощного рычага, позволявшего преодолеть давление внутреннего воздуха на стенки снаряда, стекло быстро повернулось на шарнирах, и Сателлит был выброшен... Из снаряда улетучилось при этом самое большее несколько молекул воздуха, и вся операция была выполнена так удачно, что впоследствии Барбикен уже не боялся таким же манером отделываться от всякого хлама, загромождавшего их вагон».

Художник весьма смело сопоставил командный и лунный модули с вагоном-снарядом и дохлой собакой.

Рисунок на марке выполнен по мотивам иллюстраций из первого издания «Вокруг Луны» (вверху).

Мали, 1970 год

(Michel № 226)

На третьей марке изображено приводнение отсека экипажа лунной экспедиции (слева), портрет Жюля Верна (в центре) и спасение экипажа жюльверновского снаряда (справа).

Иллюстрация из первого издания «Вокруг Луны».

Мали, 1970 год

(Michel № 230)

Мали, 1970 год

(Michel № 231)

Мали, 1970 год

(Michel № 232)

Через полтора месяца на этих почтовых марках была сделана надпечатка с текстом на французском языке: «Аполлон XII – Космическая эпопея – 11–17 апреля 1970» (Michel № 230–231).

Мали, 1979 год

(Michel № 724)

А ещё через девять лет изображение одной из жюльверновских марок 1970 года (Michel № 226) появилась на марке, посвящённой десятилетию полёта «Аполлона–11» (Michel № 724).

Германия, 1997 год

Маркированная почтовая карточка

Но на этом история марок Мали не закончилась. В 1997 году в Германии выпущена маркированная почтовая карточка, рисунок которой выполнен по мотивам рисунка марки Мали 1970 года (Michel № 224).

Сан-Марино, 1998 год

(Michel № 1786–1801)

Отмечу, что красочные и запоминающиеся марки Израиля – не единственные, посвящённые популярному виду литературы. За два года до их появления, в 1998 году, в Сан-Марино выпущена большая серия «Век научной фантастики». На 16 марках показана столетняя история фантастики – от книги Жюля Верна «20000 лье под водой» 1869 года, до книги Ф. Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» 1968 года.

СССР, 1982 год

Маркированный конверт

Россия, 2005 год

Карточка с оригинальной маркой

Россия, 2009 год

Конверт с оригинальной маркой

Научную фантастику можно встретить не только на почтовых марках. Например, в СССР и его главной правопреемнице России выпущено несколько цельных вещей, посвящённых отечественным классикам научной фантастики: И. Ефремову (СССР 1982 год, маркированный конверт), А. Стругацкому (Россия 2005 год, карточка с оригинальной маркой), А. Беляеву (Россия 2009 год, конверт с оригинальной маркой). На каждой цельной вещи приведены названия научно-фантастических книг (на конверте Ефремова это рисунок туманности M–31, прямо указывающий на роман «Туманность Андромеды»).

Израиль, 2000 год

(Michel № 1573)

Израиль, 2000 год

(Michel № 1574)

Израиль, 2000 год

(Michel № 1575)

Израиль, 2000 год

(Конверт первого дня)

Вместе с марками выпущен красочный конверт первого дня. На его рисунке изображена Изреельская долина около Мегиддо, место последней битвы добра со злом в Конце света. Зелёные инопланетяне в скафандрах, вышедшие из странного вида космического корабля, разглядывают древний монолит с высеченным числом «2001» вверху и надписям «Научная фантастика в Израиле» на пяти языках: иврите, английском, арабском, клингонском (язык клингонов из «Звёздного пути») и тенгваре (письменность в мире Средиземья Дж. Р. Р. Толкина). Для гашения применялся специальный штемпель с рисунком снаряда Жюля Верна, летящего с Земли к Луне.

Вверху показан рисунок конверта. Из-за растра были плохо различимы детали, поэтому на изображении убраны растр и «шум».

Если сравнить рисунок на конверте с предварительным проектом Ави Каца, то хорошо видны их отличия: на рисунке проекта другое небо и другой (2000) год на монолите, а сам рисунок больше.

Рисунки марок, посвящённых научной фантастике, часто очень необычны, но даже среди них почтовый выпуск Израиля выделяется красочностью и неожиданностью. Наверное, именно такой и должна быть хорошая научная фантастика – яркой, запоминающейся и умной.

Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2014
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001, верстка Алексей Жабин 2001
Rambler's Top100