История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Ю. Зубакин

ФАНТАСТИЧЕСКИЕ ЛУННЫЕ БУДНИ РОБЕРТА МАККОЛА

Фантастика в филателии

ФАНТАСТИКА В ФИЛАТЕЛИИ

© Ю. Зубакин, 2017

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2017

В 1970 году американский художник Роберт Маккол выполнил серию иллюстраций к проектам NASA, запланированным до конца 1980-х годов. На рисунках космические корабли, орбитальные станции, лунные базы, высадка людей на Луну и Марс, беспилотные экспедиции к дальним планетам Солнечной системы.

Эти иллюстрации появились во многих периодических изданиях и книгах, в том числе и на русском языке. Так, в 1972 году в февральском (№ 172) номере журнала «Америка» опубликована статья «Космос: новые задачи». Статью написал Джеймс Холмс, научный сотрудник Главного управления пилотируемых полетов при NASA. Статья проиллюстрирована 11 рисунками Маккола.

На одной из иллюстраций изображены будни лунных исследований 1980-х годов – астронавты, вездеходы, лунная база и садящийся корабль-челнок. Сопроводительный текст к рисунку:

80-е.

ЛУННАЯ БАЗА

Как только с помощью транспортных кораблей на Луне будет установлена база, самоходная установка, подобная той, которую вы видите (справа) на переднем плане, начнет исследование лунной поверхности. Одни транспортные корабли, находящиеся на поверхности, служат жильем и средством связи, другие (слева на заднем плане) – средством передвижения между Луной и лунной орбитальной станцией. На лунной базе будут осуществляться геологические исследования, глубокое бурение и интенсивные поиски минеральных ресурсов.

На рисунке два типа лунных автомобилей – открытый (на переднем плане) и с герметичной кабиной (слева). Лунный автомобиль на переднем плане недавно выгрузился из стоящего справа цилиндрического корабля – это хорошо видно по колее на лунной поверхности. В верхней части кораблей расположена кабина управления – в красном свете различимы силуэты людей.

В некоторых изданиях этот рисунок называется «Усовершенствованный лунный вездеход», он опубликован в многих книгах и журналах, а также появился на нескольких почтовых марках.

Шарджа, 1972 год

(Michel block № 111 A)

В 1972 году выпущена серия почтовых марок эмирата Шарджа, посвящённая лунным пилотируемым экспедициям «Аполлон». На поле блока (Michel block № 111) размещён фрагмент картины Маккола. Значительную часть изображения занимает марка с рисунком ливанского художника Самира Фарида Гантоуса. Рисунок выполненным по фотографии лунной экспедиции «Аполлон–15» – 26 июля 1971 года астронавт Джеймс работает около лунного автомобиля.

«Космический» филателистический каталог «Lollini» относит выпуск блока к 9 августа 1972 года, а на марках CTO (cancelled-to-order) на штемпеле фиктивного гашения указана дата 15 июня 1972.

Шарджа, 1972 год

(Michel block № 111 B)

Блок выпущен с перфорацией и в беззубцовом варианте.

Марки Шарджи напечатаны в ливанской типографии «Imprimerie Yacoub Slim Press» вместе с марками другого эмирата – Фуджейры. Сохранился неполный комплект шкальных проб фрагментов печатных листов с блоками Шарджа (Michel block № 111) и Фуджейра (Michel block № 109). Эти оттиски проясняют порядок нанесения красок при печати марок.

Шарджа, Фуджейра 1972 год

(Голубая краска)

Первой нанесена голубая краска.

Шарджа, Фуджейра 1972 год

(Жёлтая краска)

Затем жёлтая краска.

Шарджа, Фуджейра 1972 год

(Голубая и жёлтая краска)

Вверху показан оттиск с нанесенными голубой и жёлтой краской.

Шарджа, Фуджейра 1972 год

(Пурпурная краска)

После этого нанесена пурпурная краска.

Шарджа, Фуджейра 1972 год

(Голубая, жёлтая и пурпурная краска)

Вверху показан оттиск с нанесенными голубой, жёлтой и пурпурной краской.

Шарджа, Фуджейра 1972 год

(Чёрная краска)

Предпоследней нанесена чёрная краска, а последней – золотая (рамка на марке).

Шарджа, 1972 год

(Michel № 1371 B)

Помимо блока, рисунок Роберта Маккола появился ещё на одной марке Шарджи 1972 года (Michel № 1371) – в большой серии, состоящей из 36 почтовых миниатюр (Michel № 1338–1373).

Шарджа, 1972 год

(Michel № 1368 B – 1373 B)

Марки выпущены в марочных листах по 6 шт. (3x2) – на каждой справа портрет астронавта, принимавшего участие в одной из лунных экспедиций, а слева знак зодиака. На последнем марочном листе три марки с портретами членов экипажа последней лунной экспедиции «Аполлон–17» (Michel № 1368–1370) и три марки с репродукциями рисунков Роберта Маккола (Michel № 1371–1373).

Качество полиграфии отвратительное, рисунки с явным пурпурным оттенком.

Шарджа, 1972 год

(Michel № 1373 B)

Иллюстрации на марках позаимствованы из журнала: на рисунке нижней правой марки (Michel № 1373) хорошо видна вертикальная полоса на месте соединения страниц и фрагмент текста, различимый в верхнем левом углу марки – он расположен слева от номинала и изображения «Аполлона».

Рисунки марок «Аполлон–17» выполнил ливанский художник Самир Фарид Гантоус – тот же самый художник, который работал над блоком Шарджи. Гантоус создал рисунки для многих почтовых марок разных стран. Сейчас он рисует картины, у него своя страничка на «Facebook», которую ведёт его дочь. Художник сообщает о себе, что родился в 1935 году и начал рисовать в 12 лет. Сейчас живёт в ливанском городе Аджалтун.

Я приобрёл две авторские работы Самира Гантоуса, выполненные для этой серии, и интересные материалы из архива типографии, где напечатаны марки. Их я покажу немного позже, а сначала немного истории.

Британские и ливанские филателистические агенты появились в Персидском заливе в конце 1960 – начале 1961 года. Эти агенты, представляющие британскую типографию «Harrison and Sons Ltd» и филателистических дилеров в Бейруте, сначала обратились к правительству Катара с предложением издания марок. После отказа, предложения были сделаны правителю Дубая. Позже разными людьми были велись переговоры с правителям других территорий Персидского залива.

В то же самое время Министерство иностранных дел Великобритании вынашивало идею почтового союза Договорных государств (как часть концепции их политического союза), что и было сделано позднее, в августе 1972 года.

Абдуррахманом (Брюсом) Конде совместно с «Anhoury & Antoun Company», Бейрут (Middle East Stamp Company), было сделано предложение правителю Шарджи. По сути, они обещали напечатать марки по установленной стоимости, по 13 специальных выпусков в год, которые они бы продавали филателистам по всему миру. Они обещали создать и содержать почтовое отделение с почтмейстером, а также бесплатно предоставить марки для почтового использования. Самое главное, что Конде гарантировал правителю минимальную оплату в размере 1 млн. рупий в год.

В 1960-х эмираты находились под британским протекторатом, и британцы предложили несколько схем организации почтовых администраций и выпуска почтовых марок, но Шарджа и Дубаи отказались от этих предложений и начали сотрудничать с небританскими филателистическими агентствами. С этого времени выпуском марок Шарджи занялась ливанская «Middle East Stamp Company» из Бейрута, она же в 1963 году организовала почтовое отделение Шарджи.

Огромный вал марок «арабов» привёл к тому, что Американская Филателистическая Ассоциация (APA) включила в свой чёрный список выпуски эмиратов (за исключением Абу-Даби). Международная федерациия филателии (FIP) также осудила спекулятивные выпуски эмиратов. Позднее на конгрессе FIP, проходившем 23–25 мая 1967 года в Амстердаме, его участники единогласно проголосовали за список марок, запрещённых к показу на выставках, проводимых под патронажем FIP.

Я не нашёл, прерывался ли контракт Шарджи с «Middle East Stamp Company». Но, судя по появляющимся на аукционах материалам из архива этой компании и из архива Джордж Хеджа, сотрудничавшего с компанией, контракт был постоянным и действовал до самого конца – 31 июля 1972 года. Неизвестно, сколько в действительности получил правитель Шарджи от продажи марок, но, в благодарность, Брюсу Конде был выдан паспорт эмирата.

В 1972 году появилось много «арабов», у которых не удалось установить точную дату выпуска. К тому же некоторые из этих марки выпущены незаконно и помимо почтовых администраций эмиратов. Так, незаконен выпуск Шарджи 1972 года, посвящённый героям фильмов Диснея. Кто выпустил эти «марки» – не известно.

Не известна и точная дата выпуска серии марок Шарджи, посвящённых пилотируемым полётам на Луну (Michel № 1338–1373). Но марки выпущены филателистическим агентством «Middle East Stamp Company» (у которого был официальный контракт с правительством Шарджи на выпуск почтовых марок) – на это, в частности, указывают уникальные материалы этого выпуска из архива Джорджа Хеджа, который сотрудничал с «Middle East Stamp Company».

Авторские эскизы марок и пробы в цветоделённых цветах на ацетатной плёнке, которые покажу, я получил из огромной и очень интересной коллекции «арабов» канадца Андре Савара, которую он собирал всю жизнь. А он эти эскизы и пробы получил из архива Джорджа Хеджа (George Hage) – не последнего человека в теневой афере «арабского безумия». В своё время Хедж сотрудничал с ливанским филателистическим агентством «Middle East Stamp Company» в Бейруте и был причастен к выпуску марок «арабов», в том числе и незаконным эмиссиям. Так, в 1970 году, почтовое ведомство Фуджейры в нескольких официальных заявлениях обвинило Хеджа в подделке знаков почтовой оплаты эмирата.

Бейрутское филагентство «Middle East Stamp Company» печатало марки в типографиях нескольких стран, в том числе в бейрутской типографии «Imprimerie Yacoub Slim Press», поэтому нет ничего удивительного в том, что часть типографских материалов оказалось у Хеджа.

Меня заинтересовал заключительный марочный лист серии Шарджи, потому что на нём марки с фантастическими иллюстрациями. Я не нашёл пробы этих марок, но нашёл несколько авторских эскизов других марок этого марочного листа – рисунок Стрельца (в левой части почтовых миниатюр) и астронавта Юджина Сернана. Также удалось найти пробы на ацетатной плёнке нескольких цветоделённых эскизов, в том числе рисунок Стрельца и астронавтов экипажа «Аполлон–17». Эскизы и проба очень интересные, и проясняют некоторые особенности допечатной подготовки марок в типографии «Imprimerie Yacoub Slim Press».

Эскиз марки Шарджи, 1972 год

Вверху показан авторский рисунок Самира Гантоуса к марке Michel № 1342, посвящённой полёту «Аполлона–8» – в левой части Стрелец (знак Зодиака), а в правой астронавт Джеймс Ловелл. Рисунок выполнен на плотной бумаге и наклеен на толстый картон. Справа от астронавта надпись «x13», означающая, что рисунок астронавта должен использоваться ещё один раз для марки, посвящённой полёту «Аполлона–13». Сверху и снизу рисунков нанесены кресты – после цветоделения по ним совмещаются изображения на цветоделённых плёнках.

Размер картона: 256x192 мм.

Шарджа, 1972 год

(Michel № 1342 A)

Вверху – марка Шарджи с рисунком Самира Гантоуса. Рисунок астронавта Ловелла использован ещё на одной марке серии (Michel № 1356), а рисунок Стрельца – на марках Michel № 1341, 1342, 1343, 1371, 1372, 1373.

Размер картона: 126x191 мм.

Эскиз марки Шарджи, 1972 год. Оборот.

Оборот картона с эскизом марки. На обороте надписи «2» и «40», а также указание «Apollo 8x13 Apollo», означающее, что рисунок астронавта должен использоваться для марок «Аполлон–8» и «Аполлон–13».

Эскиз марки Шарджи, 1972 год.

На другом эскизе Самира Гантоуса к марке Michel № 1349 изображён астронавт Юджин Сернан из экипажа «Аполлон–10». Рисунок выполнен на плотной бумаге и наклеен на толстый картон. Сначала Гантоус нарисовал на листе двух астронавтов «Аполлона–10», а затем рисунок разрезали на две части. Справа от астронавта надпись «x17», означающая, что рисунок астронавта должен использоваться ещё один раз для марки, посвящённой полёту «Аполлона–17». Сверху и снизу рисунка нанесены кресты – после цветоделения по ним совмещаются изображения на цветоделённых плёнках.

Шарджа, 1972 год

(Michel № 1349 A)

Вверху марка Шарджи Michel № 1349 с рисунком Гантоуса.

Эскиз марки Шарджи, 1972 год. Оборот.

Оборот картона с эскизом. На обороте надписи «12», «3», «24» и начало слова «Apollon» – «Apo».

Кроме двух авторских эскизов удалось найти часть комплектов проб в цветоделённых цветах на ацетатной плёнке. Пробы очень интересные – в отличие от проб на бумаге, они выполнены на прозрачной плёнке в четырёх цветоделённых цветах (голубой, пурпурной, жёлтой и чёрной). Линиатура, форма растровой точки, расположение растровых точек и дефекты растра полностью совпадают с тем, что видно на оттисках марок.

Пробы на ацетатной плёнки хороши тем, что дёшевы, быстро изготовляются, возможна быстрая и наглядная проверка всего изображения, а также приблизительная оценка, как будут выглядеть оттиски при разном сочетании и последовательности красок. Недостаток таких проб в неточной передаче цветов, потому что пигменты печатных красок отличаются от пигментов на плёнках.

Когда я получил пробы, то они были в очень плохом состоянии – покрыты плотным слоем пыли (пленки электростатичные и притягивают пыль) и скреплены прозрачным скотчем, затвердевшим от времени, причём в некоторых местах он заходил на эмульсию. А так как никакой ценности скотч не представлял (пробы были скреплены уже после использования в типографии), я осторожно удалил его вместе со слоем пыли.

Первый комплект плёнок – на них, помимо прочего, цветоделённый рисунок Стрельца. Для удобства и лучшего восприятия я сканировал плёнки на белой подложке. Хорошо видно, что у плёнки плотная вуаль. И, к сожалению, не удалось полностью избавится от колец Ньютона, но на скане они почти не видны:

Голубая краска. Судя по тем пробам и макулатуре, которые я видел, в 1972 году в типографии «Imprimerie Yacoub Slim Press» при печати применялась следующая последовательность нанесения красок: голубая, жёлтая, пурпурная, чёрная.

Жёлтая краска.

Пурпурная краска.

Чёрная краска.

После наложения плёнок друг на друга получилось полноцветное изображение.

У плёнок плотная вуаль, поэтому я убрал её в графическом редакторе. Вверху показаны совмещённые плёнки без вуали. Хорошо видно, что на совмещённом изображении избыток пурпурной краски – это ошибка цветоделения. Поэтому и напечатанные марки Шаржи тоже с заметным пурпурным оттенком.

Второй комплект плёнок – среди рисунков портрет Юджина Сернана:

Голубая краска.

Жёлтая краска.

Пурпурная краска.

Чёрная краска.

Совмещённые плёнки.

Совмещённые плёнки без вуали.

Кроме авторских эскизов и пробы в цветоделённых цветах на ацетатной плёнке, из той же коллекции «арабов» я получил много листов CTO с причудливым браком перфорации.

Шарджа, 1972 год

(Michel № 1371 A. Типографская макулатура)

Меня интересует заключительный марочный лист серии Шарджи, с рисунками Роберта Маккола, поэтому покажу типографскую макулатуру этого листа.

Шарджа, 1972 год

(Michel № 1368 A – 1373 A)

Марки напечатаны на глянцевой гуммированной бумаге четырьмя красками: голубой, жёлтой, пурпурной и чёрной. Зубцовка гребенчатая 13,25 : 13,5, размер показанного вверху марочного листа 172х118 мм, но встречаются и другие размеры.

Шарджа, 1972 год

(Michel № 1368 B – 1373 B)

Также выпущены марки без перфорации. Размер показанного вверху марочного листа 158x88 мм, но встречаются листы других размеров. Показанный марочный лист подрезан по кромке синей рамки и получен из французской филателистической компании «Lollini».

Шарджа, 1972 год

(Michel № 1368 A – 1373 A, CTO. Типографская макулатура)

Марки CTO встречаются намного чаще. В отличие от чистых марок, у них линейная зубцовка 10,5 : 10,5 и они выпущены на матовой бумаге без клея. На такой бумаге краски выглядят менее яркими, чем на глянцевой. Встречаются неподрезанные и подрезанные марочные листы разных размеров (168x116 мм, 158x88 мм и др.), у показанного вверху листа размеры 182x116 мм. Последовательность нанесения красок при печати: голубая, жёлтая, пурпурная, чёрная. После этого на печатные листы нанесены оттиски штемпелей чёрного цвета с датой 28 декабря 1972 года.

Скорее всего дата на штемпеле не совпадает с действительной датой выпуска марок, как это часто бывает у «арабов». И вполне может оказаться, что марки CTO выпущены позже чистых марок. На то, что это другой тираж, указывает другая бумага и другая зубцовка.

Я нашёл несколько листов типографской макулатуры с браком перфорации. Среди них оказалось несколько марочных листов, которые располагались рядом друг с другом на одном печатном листе.

Шарджа, 1972 год

(Michel № 1368 A – 1373 A, CTO. Типографская макулатура)

Соседние марочные листов из одного печатного листа. Размеры листов 168x116 (левый лист) и 182x116 (правый лист с неподрезанным справа полем) мм. На правом марочном листе, справа вверху, видна приводочная метка, что означает, что этот марочный лист располагался в углу печатного листа.

Горизонтальная перфорация повёрнута на 1 градус по часовой стрелке, вертикальная отсутствует.

Шарджа, 1972 год

(Michel № 1368 A – 1373 A, CTO. Типографская макулатура)

Соседние марочные листов из одного печатного листа. Вертикальная перфорация сдвинута вправо на 14 мм.

Шарджа, 1972 год

(Michel № 1368 A – 1373 A, CTO. Типографская макулатура)

Соседние марочные листов из одного печатного листа. Угол наклона вертикальной перфорации 8 градусов по часовой стрелке. Сдвиг вертикальной перфорации на 36 мм вправо.

Шарджа, 1972 год

(Michel № 1368 A – 1373 A, CTO. Типографская макулатура)

Соседние марочные листов из одного печатного листа. Угол наклона вертикальной перфорации увеличивается слева направо от 8 до 13 градусов по часовой стрелке. Сдвиг вертикальной перфорации на 47 мм влево.

Шарджа, 1972 год

(Michel № 1368 A – 1373 A, CTO. Типографская макулатура)

Соседние марочные листов из одного печатного листа. Угол наклона вертикальной перфорации уменьшается слева направо от 13 до 11 градусов против часовой стрелке. Сдвиг вертикальной перфорации на 10 мм влево.

Шарджа, 1972 год

(Michel № 1368 B – 1373 B, CTO. Типографская макулатура)

И в заключении ещё один лист из типографской макулатуры – пропущенная перфорация.

Гватемала, 1976 год

(Michel block № 23)

Через четыре года после выпуска марок Шарджи, творчески переосмысленный рисунок Маккола появился на поле почтового блока Гватемалы (Michel block № 23). Блок выпущен 4 июля 1976 года и посвящён 200-летию независимости США. Рисунок на поле справа выполнен по мотивам рисунка Маккола – три астронавта у лунного автомобиля наблюдают за посадкой корабля на Луну.

Интересно, что некоторые филателисты посчитали ошибочным рисунок гватемальского блока:

«На блоке Гватемалы 1976 года в честь 200-летия США художник дал волю своей фантазии и изобразил на Луне и третьего астронавта. Действительно, экипаж «Аполлона» состоял из трех человек, но на Луну высадились только двое, третий же в этот момент находился в корабле на окололунной орбите».

(Квасников Ю. Когда по луне ходили великаны // Филателия. – 1999. – № 3. – С. 40).



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2021
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001