История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Владислав Гончаров

ХРОНИКИ «ЗИЛАНТКОНА-99»

(Записки человека с ноутбуком)

КОНВЕНТЫ ФАНТАСТИКИ

© В. Гончаров, 1999

Анизотропное шоссе (СПб.).- 2000.- февр.- ( 8).- С. 2-9.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2002

От редакции: Увы, дать информацию о прошедшем "Зиланте" оперативно у нас не получилось. Другие первыми сообщили, кто и какую премию получил, как протекали торжественная и рабочая части, и многое другое. На первый взгляд, все подробности конвента уже хорошо известны даже тем любителям фантастики, которые сами не ездили на казанский фестиваль - через ФИДО и Интернет, по крайней мере. Но, кажется, никто из наших коллег до сих пор так и не опубликовал прочитанные на фестивале доклады, а тем более никто не предлагал читателям подробный отчет с семинаров конвента. Хотя бы потому, что никто, кроме нас, не вел протокола семинарских заседаний "Зиланта". Тем более протокола, сразу сохраняющегося в электронной форме. Нет, что ни говорите, а все-таки современная техника - это здорово. Благодаря ей мы хоть где-то можем быть первыми в освещении событий "Зиланткона-99". Да, спасибо супругам Казаковым за разрешение опубликовать в "АШ" их доклад - один из интереснейших, по нашему мнению, из прочитанных на семинаре фантастиковедения.

Автор очень просит никого ни на что не обижаться, ничему не удивляться и, по возможности, не задавать вопросов типа: а кто это, откуда и как его зовут "по жизни". Я делал записи прямо на ходу - что видел, слышал и как понял - подвергнув их впоследствии лишь незначительной редактуре. Поэтому ряд суждений и оценок могут оказаться несправедливы или просто неточны. За сумбурность изложения даже не извиняюсь. Перед вами - полуфабрикат, и превращать его в прилизанную статью у меня нет никакого желания. По-моему, именно существующая форма лучше всего может передать не только саму хронику событий, но и их атмосферу.

Владислав Гончаров, он же Ульдор (далее - UtC)

Для начала - краткая справка. "Зиланткон-99" проходил с 5 по 8 ноября 1999 года в Казани - столице суверенного Татарстана. Присутствовало (по спискам) порядка 800 человек (!). Основные мероприятия проводились там же, где в прошлом и позапрошлом годах - в ДК имени Гайдара (так называемом "Гайдар-сарае"), часть семинаров была вынесена в ближайшую школу. Большинство участников жили тут же - в специально отведенных для этого комнатах, на полу ("пенки", спальные мешки и прочее турснаряженис для этого привозится с собой). Для более денежных донов было специальное общежитие, желающие могли поселиться в гостинице.

4 НОЯБРЯ

Заезд. Вопреки ожиданиям, никакой работы не было. Народ тусовался в ДК имени Гайдара и пытался зарегистрироваться. Последнее оказалось задачей нетривиальной, поскольку списки заявок были, как выяснилось, неполными и существовали в нескольких различающихся вариантах.

5 НОЯБРЯ

Рабочее открытие (ДК)

Приехали москвичи-писатели, явились в гостиницу и обнаружили, что мест там нет. С трудом вписались в некую гостиницу где-то в гребенях. Очень возмущены нерасторопностью оргкомитета. В результате в ДК появились только к вечеру. (Впоследствии выяснилось, что на самом деле это гостиница "Булгар" - лучшая в городе. Причем охрана заведения проявила редкостную лояльность к не совсем трезвым фэнам, рвущимся общаться с писателям.) Часть москвичей на самом конвенте так и не появилась вообще - например. Boxy Васильева видели только в гостинице. Местный фэн Олег Габелко сказал ему, что книгу "Волчья натура" считает неудачной и посоветовал написать два продолжения: "Собачья жизнь" и "Сучий потрох". Воха согласился - правда, с некоторыми оговорками.

Торжественное открытие (ДК)

Обсуждение ХИ-99 (школа). Народу - не протолкнуться, в дверях сидят на шее друг у друга. "Сейчас семинар выдавится в коридор и разделится дверной перемычкой на два семинара - как амеба".

Литсеминар для младших (тоже школа). 50 человек в классе, рассчитанном на 20 мест. Как ни странно, довольно неплохо. Процент понравившихся лично мне стихов и миниатюр оказался неожиданно высок.

Железный турнир (Актовый зал ДК) - чуть позже (с 18 часов).

Параллельно - сольные концерты и видеосалон.

6 НОЯБРЯ.

Святослав Логинов с призом

Кроме школы, побывать практически нигде не удалось. Хорошо хоть кормежка в школьной столовой была не только сносной, но и потрясающе дешевой.

10.00 (реально - 10.30). Фантастиковедение. Под конец присутствовало до 30 человек.

Затравка - в виде Святослава Логинова.

Августа Косарева (Екатеринбург): "Природа фэнтези и его функции".

В целом довольно стандартно, фэнтези как мир, не отталкивающийся (в отличие от НФ) от окружающей реальности. Почему Средневековье? Низкий интерес (а иногда и декларативное отторжение) к современной науке и технике. Выход фэнтези за границы литературы. Прочие социокультурные функции фэнтези и, в частности, компенсаторная: фзнтези всегда оптимистична ("счастливый конец"). "Волшебные истории - всегда благая весть" (Толкиен). Коллективная организующая функция фантастики: НФ - фэндом, фэнтези - РИ. Фэнтези - человек сам по себе, без технократических "подпорок", рассчитывающий только на свои силы (несогласие в зале).

Обсуждение получилось довольно напряженным и долгим. Логинов: Толкиен писал религиозную литературу А в отечественном фэнтези хороший конец не принят и не моден!

Олег Габелко: можно написать хороший роман-фэнтези, неплохую повесть-фэнтези. Но почему практически нет хороших рассказов-фэнтези? Сюжетная фэнтези в рассказе еще может получиться, но культурологическая - вряд ли. (Логинов заинтересованно хмыкает: "Да? Надо попробовать...")

Логинов: Средневековье - объективный идеализм и мистика. Античность - материалистична и безмистична, поэтому про нее пишут НФ. Европейское Средневековье - идеализированная и романтизированная система, лишенная тех недостатков, которые раздражают нас в окружающем мире. Привлекательность средневековой фэнтези кроется именно в ее этической доминанте.

Святослав Логинов: "Какой ужас!" О литературе ужасов (старый доклад с "Интерпресскона").

Самая страшная жуть - в обыденной обстановке. Большинство романов в стиле "хорор" являются скучноватыми бытовыми романами с редкими "ужасными" фрагментами, поэтому наилучшая (наименее скучная) форма этого жанра - рассказ.

Нюансы технологии жанра: "Виноватость" героя - то есть первопричиной произошедшего является его собственное действие. Неожиданность и долгое ожидание. Принципиальное отсутствие концовки. Недопустимо употребление сильных слов.

Дискуссия. Альберт Зеличенок (Казань): а Кунц и Кинг вовсе не стремятся напугать читателя! Они пишут с другими целями. (Гонит. Я очень хорошо помню интервью Кинга, данное им нашему журналисту еще в советские времена.) И вообще хоррор типичен именно для западной литературы. У нас он хил и беден.

В обществе не все согласны. Кинг всегда утверждал, что хочет именно напугать. Другое дело, что у произведения есть еще и сверхзадача, а ужас - только прием для завлечения читателя.

Славянские (восточноевропейские) корни хоррора. Откуда он пошел - от Мэри Шелли и Анны Радклиф или от "Песен южных славян" и "Сказания о Дракуле-воеводе"?

Габелко: может быть, будем различать две ветви хоррора - западную и восточную?

И. Доскач (?) "Контакт и психология различных разумных существ" (Генезис разумных рас). Довольно обычный "классификационный" доклад в старомодном стиле КЛФ и НФ. Типы разумных существ: растения, травоядные (кочевники), хищники (наиболее реальный вариант). Последние - как правило, высокоорганизованный личный разум, одиночки, имеющие проблемы с кооперацией. Последний тип - всеядные (наиболее оптимальный и вероятный). В финале - утверждение о том, что механизмы взаимодействия цивилизаций будут отталкиваться от этих принципов. Более того, даже межцивилизационное взаимодействие на одной планете будет отвечать тем же принципам.

Народ не согласен и начал побивать докладчика камнями с биологической, культурологической, социологической и методологической точек зрения.

С. Логинов: "Хороший редактор..."

"Доклад выверен и выдержан, случайных оскорблений в нем нет". Институт редакторов-модификаторов, основанный в 20-х годах М. Горьким. "Издавать нередактированные тексты - значит потакать самодурству авторов!" (И. Петрушкин). Три типа редакторов - идиот, профессионал и талант. К сожалению, самым страшным редактором является именно талантливый - последствия его деятельности наиболее ужасны, он плодит имена для графоманов. Талантливый редактор развращает писателя - уверенный, что за ним приберут, писатель перестает ловить мышей и начинает барствовать, уверенный, что редактор и так исправит все ошибки. Под конец Логинов сформулировал нормы и правила редактуры. Последний пункт шел под буквой "ё".

Обсуждение. Лин: "А если автор гениален, но ленив?"

Часть вторая семинара ФВ (после Лорки и обеда). Присутствовало до 40 человек. Параллельно ей - семинар по "Перекрестку" (Юрис Сорокин)

Райнэл (Ирина Шрейнер, Москва) "Отрицание кошки" (в названии - цитата из К. С. Льюиса).

О главном герое, "герое нашего времени" (в первую очередь - фантастики). Принято считать, что история движется поступательно. Между тем, в фзнтези сплошь и рядом описывается регресс. Герой Средневековья, герой Возрождения и герой в понимании века XVIII-XIX (страдающий и мятущийся). Почему миры фэнтези - Средневековье? (Логинов: "Если я усну и начну храпеть - толкни!" На самом деле Логинов так и не уснул, но минут через 20 уснули двое справа). Проблема в герое: на самом деле такие идеальные персонажи были только в легендах. Реальность полностью противоречила им, но именно поэтому людям требовались ориентиры и идеалы.

Два типа персонажей: крутой изначально Конан и Вася, к которому является кто-то и предлагает немеряную крутость. В результате сам смысл, понятие "идеала" полностью исчезает - герой теряет необходимость в оправданиях, он прав априори. В противовес веку XIX, когда наибольшей популярностью пользовались именно страдающие герои. Однако у двух этих крайних положений маятника есть две "золотых середины", а не одна...

Так есть ли вообще героизм, или героев надо лечить?

Обсуждение. Владимирский: Как я понял, речь опять - как и у Рыбакова - идет о смерти суперавторитета? Ну а выводы?

Далее следует обсуждение разных типов этики у разных цивилизаций (или разных типов европейской цивилизации). Постепенно дискуссия скатывается к сравнению методов ведения Второй Мировой войны. Кумок, коварно усмехаясь, кидает обществу мысль о гуманизме Запада (который берег своих солдат). Зеличенок, не заметив подвоха, начинает эту мысль развивать всерьез и в финале докатывается до утверждения, что на Западе действует принцип "коллективной ответственности" народа за преступления его правителей. (К сожалению, я не догадался заметить ему, что по тому же принципу действовали и нацисты: евреи караются за то, что убили Христа и занимаются ростовщичеством, славяне - за то, что недочеловеки, а за убийство одного германского солдата следует расстрелять по 500 жителей ближайшей деревни, поскольку они покрывают бандитов)

Докладчик: очень жалко, что практически вымер герой Стругацких, герой-работник. Остались одни борцы, причем не за что-то, а против.

Далее пошли цитаты типа "несчастно общество, которому требуются герои". Общество либерализма не требует мучеников (NB: но при этом без дрожи в руках убивает "чужих" - UtC).

П. Чернов (?): "Вторжение в реальность".

Отношение к вещам существующим, но нереальным (по двум произведениям фантастики, переводных и последних лет, из журнала "Если"). Маловразумительно и скучно. Обсуждение свелось к теме контакта, затем встал Зеличенок и впрямую заявил, что доклад слабый и темы для разговора не дает.

Юрий Зубакин (Челябинск): "Фантастические допущения"

Критерии фантастики. Что такое фантастика вообще и чем она отличается от нефантастики. Грань - "произведение с элементом фантастики".

Логинов: если при изъятии фантастического элемента произведение сохраняет основу своей структуры и не рассыпается, то оно не является фантастическим, а несет лишь "элемент фантастики".

Текст работы слишком велик и в доклад его уложить невозможно, поэтому автор только проанонсировал ее, пересказав содержание. В частности, там в пух и прах разгромлена шкала Амнуэля "Фантазия-2" (за что Амнуэль, говорят, очень обиделся - прямо из Израиля). Работа будет выложена у Ватолина на сайте "Русская фантастика".

Вадим Кумок (Москва): А могут быть "антинаучно-фантастические допущения" и антинаучная фантастика?

Зеличенок - плохо мотивированные наезды на зачитанные докладчиком определения.

Лин (Лев Лобарев, Москва): О самиздате и фантастике.

В первую очередь вопрос. Я не смог придумать на него ответа - может быть, кто-нибудь все же сумеет ответить? Фэндом опять сдох. В 1995 году "Конец Эпохи" (выпускаемый Лином альманах) был востребован, сейчас же ощущается явное падение интереса. Как там с "Анизотропным шоссе"? На прошлом "Зиланте" у меня на ярмарке ушло всего 20-30 экземпляров (у нас - по 12 каждого номера. - UtC).

Когда спящий проснется?..

Дискуссия. Общий вывод - все-таки произошло перенасыщение информационной среды. Кроме того, наличие Интернета создает впечатление, что "у меня все это уже есть", хотя зачастую это совсем не так.

Предложение - сделать журнал "желтым", заняться раскручиванием скандальных тем, как это делают липецкие "Семечки". (Лин возмущенно отказывается). Содержание "КЭ". Стихи и проза - к сожалению, даже проза в тусовке слишком похожа на стихи.

Дмитрии Ватолин (Москва) "Где растет фэндом?"

Все большее количество людей постепенно компьютеризуется. Поэтому комп-фзнов у нас сейчас не десятки, а сотни и тысячи. И не только ФИДО, но уже и Интернет. Подписчиков фидошных эхо-конференций уже десятки тысяч, а на нашем сервере "Русская фантастика" бывает до 4 000 посетителей в день. Что я понимаю под фэндомом? Три части, которые могут со временем перетекать одна в другую: интересующиеся фантастикой, фэны и "креативные фэны", то есть фзны, активно занимающиеся какой-либо фэновской деятельностью (от 1 до 3-4 процентов всех фэнов). Но в последнее время благодаря компьютерным сетям сформировалась огромная прослойка людей, которые могут считаться полноценными фэнами, но при этом не имеет необходимости ездить на конвенты. Раньше самые активные общались 5 недель в году, ныне - каждый день.

Креативная деятельность, фэнзины. Необходимость в бумажной продукции исчезла, и фэнзины превращаются в сетевые. На странице ромычевой (Роман Еримеенко из Луганска) "Активной органики" бывает до 200 человек в день. А у вас - 20 экземпляров на конвенте!

Владимирский: "заходящий на сайт" - это и тот, посмотрел журнал и положил обратно на латок!

Докладчик: Да, но часть посетителей скачивает материал и распространяет его дальше, поэтому число посещений является нижней границей.

Впрочем, особого обсуждения доклада и не было. Дима ознакомил присутствующих со своим сайтом и коснулся нескольких технических вопросов.

В финале - небольшое выступление Рагнара (Андрей Ермолаев, собственно, главный организатор "Зиланта"), подытоживающее замечание Ватолина о структуре фэндома. Статистика, проведенная путем опроса участников местных (казанских) эх показала, что большинство нынешней молодежи, читающей фантастику, искренне считает, что до 1990 года фантастики (достойной прочтения) у нас в стране не было!

Далее - бал (ДК). Правда, на начало бала наползло окончание турнира - часа на полтора, причем "железные" не только рубились, но и пели. Лучше бы они просто рубились. Бильбо и Лунг анонсировали на бал некую не то игру, не то театралку, но если она и была, то простых смертных совершенно не затронула. Все в лучших традициях "Перекрестка"...

Параллельно - организованный в кулуарах семинар по игровой экономике (человек 30)

7 НОЯБРЯ

Энтузиазма оргкомитета хватило ровно на один день - сегодня расписание в школе уже не вывешивалось, пришлось бежать в "Гайдар-сарай". Народ сонный и вялый, собирается неохотно. Говорят, вчера была грандиозная пьянка (хотя и в диффузной форме).

11.00 - "большой" литсеминар (сначала 30 человек, под конец до 50, опять сидящих на головах друг у друга). Альберт Зеличенок (ведущий семинара) демонстративно отказался отвлекаться на другие семинары и даже на пленарку, поэтому семинар шел "до упора".

Ольга Чеботарева (?). Стихи на сюжет "Лейла и Меджнун". Стилизация под арабский Восток. Стихи вроде бы неплохие, но меня не затронули - не специалист. Авторское чтение хуже самого текста. Но зачем так много сразу?

Торопливо похвалили, но много чего сказать не смогли - не о чем.

Сказочник (Виктор Карасев, Иваново-Москва). Стихи, не являющиеся текстами песен (за исключением "Прощания Цурэна". Причем именно оно как стихи смотрится гораздо хуже, чем в виде песни).

Основная претензия со стороны большинства - обилие штампов, которые в стихах гораздо менее уместны, чем в песнях. Что характерно - Сказочника ругали гораздо резче (и дольше), чем предыдущего автора, хотя впечатление он производит гораздо большее и образы его запоминаются куда сильнее. Впрочем, "Автогонки" ругать никто не пытался... Под конец обсуждение перешло в традиционную дискуссию о том, что такое штамп вообще.

Лена Чернова (Ярославль). "Обреченная идти" (отрывок из романа)

Набор красивых штампов, время от времени перемежаемых канцеляризмами (там, где подходящего штампа не нашлось). Пока идут статические описания, автору еще хватает слов, но вот описания действия у него оказываются корявыми и абсолютно беспомощными (хотя местами и весьма продолжительными). Боевые сцены получаются абсолютно внеморальными: у героев нет ни сердца, ни нервов - только высокая цель.

Ника Батхен (Израиль-Москва). Стихи, рассказ, миниатюра. Хорошо сделано, но неоригинально. Логинов: переписанный чужой хороший рассказ.

12.00 (фактически - 12.30) "Информагия", семинар Севки Мартыненко и Таллэ. Фактически был сорван постановкой в параллель с литеемнаром, да еще и со сдвигом в час (кто будет уходить со знакомого семинара на незнакомый?) Собралось 7-8 человек. Прочитана теоретическая часть доклада, практическую отнесли на конец завтрашнего семинара по фантастиковедению.

Потом Герман Данилов рассказал, что на вопрос "а что сейчас происходит в школе?" некто ответил: "А там сейчас какой-то Мартыненко читает доклад Переслегина!"

14.00 Пленарное заседание (ДК, актовый зал, 50-80 человек)

Балин (Владислав Хабаров, один из казанских столпов, профессиональный историк). О счастливых перспективах слияния ролевиков с "реконструкторами". Неистребимый оптимист и утопист! В процессе обсуждения встал молодой человек в форме и сказал, что сам реконструктор и не согласен с идеализацией реконструкторского движения - оно слишком часто излишне жестко и не дает человеку нужной свободы, в том числе свободы творчества. "Главное же - добрее надо быть к людям!" - закончил он. "А ведь это говорит начальник мордорской контрразведки!" - шепотом заметил мне сидевший рядом Свиридов.

Тордис (Татьяна Румянцева, СПб., в прошлом Татьяна Борщевская, Казань). "О вреде всего сущего - 8".

Алексей Свиридов (Москва). О готовящихся в Голливуде съемках фильма по "Властелину Колец".

Три серии по 2 часа, 180 млн долларов суммарный бюджет, съемки в Новой Зеландии - там дешевле. Боевая массовка - 15 тысяч, в результате набираются статисты (новозеландской армии не хватит). (Комментарий несколько месяцев спустя: таки-да не хватило. На Тиморе началась заварушка, новозеландских солдат отправили туда миротворцами, и съемки оказались на грани срыва - UtC)

16.00 РИ (школа) и отдельно - Гошка Кантор (Москва) с докладом о Византии (Культура, политика, элементы истории). На общем свыше 50 человек, у Гошки - 25.

Дискуссия: Византия как предтеча Российской (и Советской) империи - как по культуре, так и по менталитету. Гошка признает, что внешнее сходство настолько велико и по такому большому количеству пунктов, что может возникнуть соблазн полного отождествления именно из-за сильного сходства внешних признаков.

Литература по теме:

1. Серия "Византийская библиотека" (СПб, "Алтейя"). В основном первоисточники, но есть и исследования.

2. Успенский. "История Византийской Империи". Далее мы опять пошли на литсеминар, который еще не закончился.

Лора Бочарова и Гунтер-Мартьянов

Эна (Н. Ильина, Москва). Стихи. Судя по всему, народу понравились (хотя какие-то претензии все же были). Лично я сказать ничего не могу - пришел к шапочному разбору Реплика откуда-то сзади: все стихи Эны - это на самом деле один большой стих, потому что везде одни и те же приемы и система образов. Кстати, страдает тем же пороком, что и Зеличенок - читает вещи по второму разу ("Псоглавцы" уже были читаны год или два назад).

Эльвира Мингажева (б. Байгильдеева, она же Эльхен, Казань) Стихи. Много. Хорошие. Только читала очень тихо, торопливо и без выражения. По содержанию же претензий ни у кого не было (даже Зеличенок цеплялся скорее ради проформы). В общем, на мой взгляд, рядом с этим уровнем все остальное на семинаре и близко не лежало.

Лин. Два рассказа (оба уже печатались в "Конце Эпохи"). Впечатление - гораздо меньшее, чем в прошлом году от "Корректоров". Впрочем, первый рассказ лично мне понравился, хотя народ его ругал (в основном, за "вторичность темы"). Касательно второго ("Эльфийский синдром") все сошлись на мнении, что это торопливый конспект повести.

Резюме: первое место по стихам - Эльхен (правда, для этого предварительно понадобилось за закрытыми дверями тянуть из логиновского кулака жребий между ней и Эной), по прозе - Ника Батхен.

С 18.00 - концерт. Я на нем практически не был. Герман отловил меня на лестнице и сообщил "там поет Ниенна, уже в зюзю пьяная". В этот момент мимо пробегал Дик: "Ну, еще не совсем в зюзю, но никому от этого не легче!" Я буквально отвесил челюсть: чтобы Дик выражал свое отношение к чему-либо не поведением, а словами, да еще такими - такого я отродясь не помню.

Ниенна на сцене действительно была уже весьма хорошая. Потом мне сказали, что свое выступление она начала с работы под Лорку Екатеринбургскую. Лично же мне запомнился пропитый голос, гвардейские замашки и стоптанные армейские сапоги. Ну и фраза: "Я петь не умею, я пою только в кабаке". Еще один кабацкий Гамлет...

А тем временем девочки "ниеннутого" вида - черненькие, страшненькие (куда страшнее, чем прежде, но зато куда мускулистее), в лосинах и серебре - тусовались... вокруг Бори Батыршина и его перумовского меча! О, tempora, о mutantur!

А вообще концерт запомнился в основном тем, что наиболее хорошо и благозвучно на нем были спеты... песни из популярных альбомов кельтухи на музыке оригинала. Когда же дошла очередь до А. Свиридова, тот сказал, что не будет петь в зале, где люди входят, выходят, треплются о своем, а исполнитель приравнен к магнитофону (в этом он оказался довольно последовательным - накануне, взяв пример с прошлогоднего деяния Бережного, дал очень хороший концерт в тихом месте в кулуарах: кто придет, пусть слушает, а кому не надо... тому и не надо!)

Совсем уже вечером, в тот момент, когда мы собирались уходить и ехать в гостиницу "к писателям" (то есть "свиньям"), произошел неприятный инцидент: некто из участников кона питерско-местного происхождения клеился к девушке и в финале попытался снять ее (называлась даже точная сумма - 70 рублей). В результате двое знакомых девушки набили ему морду, а м@дак взял и заявил в милицию. Разбирательство же "серые братья" почему-то решили начать только сейчас. Явились менты на "рафике", а два подментеныша в штатском встали на входе и пытались никого не выпускать из ДК, ссылаясь на чей-то приказ. Причем отдавшего этот приказ никто найти не мог, а нас уже ждали на улице. В общем, вырвались с трудом и только при содействии оргкомитета. Далее оргкомитет едет на ритуальную пьянку в гостиницу, где остановились москвичи. Так сказать, "смычка города с деревней". По ряду причин мне с ними съездить не удалось, но говорят, было весьма неплохо.

8 НОЯБРЯ

10.30 Фантастиковедение. (Под конец собралось до 35-40 человек)

Супруги Казаковы (Юлька не приехала, читал Вадим), "Сайва спросит".

Еще одна версия арканарских событий на основе опыта ролевых игр. Полемика с Переслегиным ("Детектив по-арканарски"). Дон Румата не был профессионалом (ни воином и ни разведчиком), и гибель Киры была следствием его непрофессионализма (при опасности обстрела надо ложиться на пол!). Но его последующие действия были вполне естественны, а с точки зрения Средневековья - объяснимы и оправданны (благородная месть рыцаря тирану, которая должна послужить уроком другим тиранам).

Далее пошло о профессионализме, о прогрессорах, службе безопасности и закончилось Империей. У меня рождается формулировка: существует два типа империй - империи, которые завоевывают земли солдатами и те, которые завоевывают прогрессорами (миссионерами). Мир, описанный Стругацкими в "Полдне" - империя второго типа и для нее характерны все известные нам особенности таких империй, существовавших в нашей истории.

Гунтер (Андрей Мартьянов, СПб). "Отдадим долги, или Наш ответ польскому пану".

Откуда пошла славянская фэнтези? Раньше была схема "Славяне versus контра поганая". Новый герой славянской фэнтези тоже не прочь добраться до Черной Горы, но не знает, где она находится, и поэтому начинает рефлексировать, а затем причинять добро и наносить милосердие направо и налево. Сейчас зло у нас находится не на вселенском, а на бытовом уровне, так сказать, на уровне коммунальной кухни. Большое зло слишком отдаленно, и пока гоблины не взорвали твой дом, ты сидишь у телевизора и смотришь новости из Мордора: федеральная авиация бомбит Барад-Дур. Таким образом воплощается советско-совковая мечта о борьбе крутого героя против бытового зла. В конце концов крутой герой впадает в интеллигентскую рефлексию 60-х и задумывается: а так ли плоха та самая Черная Гора и, может быть, Черный Властелин тоже когда-то любил маму? Пропагандируется недеяние и кара именно за попытку действовать. Основа новой русской фэнтези - страх. Соответственно - дальнейшие перспективы развития жанра кухонно-героической фэнтези.

(Мое мнение - все правильно, только докладчик переставил местами тенденции: "кухонная фэнтези" есть явление не совковое, а именно ПОСТСОВКОВОЕ! - UtC)

Зеличенок заявил, что никогда не следовал за большинством и удивлен, почему проблемы маленьких людей не должны никого волновать К счастью, человечество постепенно умнеет - завершил он.

Еще одна родившаяся у нас с Таллэ формулировка: в советское время в бедах на коммунальной кухне был виноват Черный Властелин в Кремле, а сейчас он за это никакой ответственности не несет (ТОО РФ).

Хор-рошая дискуссия!!!

Я: кстати, Мелькор у Ниенны - брат-близнец Волкодава. Он борется не со злодеями, а с подлецами, поэтому если глава мафии не подлец, то он не является врагом.

Лариса Бочарова, она же Лорка (Екатеринбург). "Волшебная сказка как аллюзия на Евангелие, или Что имел в виду Профессор". Анализ волшебной сказки в рамках сказочного жанра.

Мораль как обязательный элемент сказки. В большинстве сказок хотя бы в скрытой форме осуждается один из семи евангельских смертных грехов. Характерно, что финалом почти любой светской сказки является счастливое замужество. Далее переход на евангельские отсылки. В волшебной сказке (в отличие от коммерческой фэнтези) нет магии, а есть волшебство, данное от Бога, не принадлежащее человеку и являющееся изначальным элементом мира. Таким образом, "Властелин Колец" - волшебная сказка, а не традиционная фэнтези.

После этого встал Зеличенок и начал говорить. Долго, обстоятельно, но используя текст изначального доклада лишь как повод к своему монологу. Далее дискуссия постепенно сползает на богословие и выяснение, насколько Толкиен был католиком. Крики: "оффтопик!" (Таллэ утверждает, что первой это закричала Лорка).

Кузьмин Александр (Москва) "О сосуществовании магии и технологии в фзнтезийных мирах". Народ (в частности, Ленский и Ко) постепенно сбегает, осталось чуть более 20 человек.

Виды магии: магия как технология; орденская магия ("закрытая"); клерикальная магия (сила, данная богом); персональная магия (талант, а не ремесло). В целом здраво, но основной смысл доклада состоял в начертании графиков развития этих типов, которые мне показались несколько надуманными. В итоге делается вывод о том, какая магия была распространена раньше и какая осталась сейчас. Неизбежность остановки развития, а затем постепенного регресса. Клерикальная магия всегда будет отрицательно сказываться на технологии.

В процессе обсуждения к доске выходит Логинов и с помощью нового графика объясняет, что магия является аналогом техники и ее антиподом, а графики их будут зеркальными (лично я не согласен).

Карелин Антон (Саратов) "Магия в мирах фэнтези".

Классификация магии - наука, искусство или хаос? По Сапковскому - все это, вместе взятое. Искусством занимаются те, у кого есть талант, наукой - любой, кто обладает усидчивостью и не дурак при этом. Но в последнем случае почему бы не предположить вариант мира, где магия в государственном масштабе поставлена на государственные рельсы и ограничена лишь законодательными рамками (такой же качественный скачок, как и в технике)? Напротив, магия Хаоса - случай и непредсказуемость (поэтому может стать не только Хаосом, но и наукой или искусством). Однако особенность - чаще всего магия Хаоса исходит от особо одухотворенных и почему-то чересчур часто связана с псионикой. Но существует еще один вид магии (о котором упоминала Лорка) - Чудо. Типичный пример - "ВК", "Нарния"

Следующая классификация - видовая. Восемь видов магии.

В общем - попытка привести все в систему, аналогичную AD&D. При обсуждении сразу же возник вопрос - а стоит ли использовать в теоретическом литературоведении систему, созданную с целью упростить обсчет параметров на игре? Кто-то сказал, что в докладе нет исследования, а значит, нет и результата

Владимирскому описанный докладчиком продвинутый мир некромантов, где по дому прислуживает скелет тещи, показался похожим на восторженные романы конца прошлого века, посвященные грандиозным перспективам широкого применения электричества.

Вадим Казаков в заключительном слове сказал, что это была самая насыщенная секция фантастиковедения на его памяти.

Финиш. Зовут на торжественное закрытие, перед которым планируется не состоявшаяся вчера пресс-конференция писателей (точнее - отдельно взятого Логинова, поскольку Лукьяненко, Воха и Ко - уже/еще никакие).

16.00 Торжественное закрытие. Вручение премий:

"Пионерский" литсеминар - ? (так и не понял)

"Большой" литсеминар. Проза - Ника Батхен. За стихи 1-е место - Эльхен, 2-е место - Эна.

Фантастиковедение - лучшими признаны доклады Райнэл "Отрицание кошки" и Гунтера "Наш ответ польскому пану".

РИ - просто не записал (в актовом зале "ноутбук" подключить некуда)

По-моему, имена трех победителей трех турниров - "железного", "дуэльно-шпажного", который делал Батыршин и "деревянного" - так и небыли названы.



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Конвенты >
1970-1980 | 1981-1990 | 1991-2001 | Другие материалы
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2021
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001