История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

ЭТОТ ЗАМАНЧИВЫЙ МИР ФАНТАСТИКИ

КОНВЕНТЫ ФАНТАСТИКИ

© Х. Шайхов, Р. Абдуллаев, 1988

/ [Беседовал Р. Абдуллаев] // Комсомолец Узбекистана (Ташкент).- 1988.- 3 авг.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2003

Давайте вспомним свои детские годы. Кто из нас не фантазировал, не придумывал невероятные истории, не верил во что-то далекое, прекрасное, пусть даже и несбыточное. Мы смотрели на небо и пытались представить себе мириады звезд в бесконечном пространстве, мечтали полететь между ними на космическом корабле. Искали у взрослых ответы на вопросы; что можно увидеть в глубоком-преглубоком колодце? Можно ли побродить по дну океана? Есть ли такая земля, где живут неизвестные существа? Мы запоем читали приключенческие и фантастические книги, открывая для себя героев Майна Рида и Жюля Верна, Александра Беляева и Герберта Уэллса, Алексея Толстого и Ивана Ефремова. Мы как бы ощущали себя причастными к тому миру, в котором жили Морис-мустангер и Ихтиандр, Ариэль н капитан Немо.

На наших глазах сказки становились былью. Вот уже человек ступил на лунную поверхность, полетели наши станции не только на Марс, но и на спутники Марса, а лазерный луч давно стал помощником медиков. И посему некоторая фантастическая литература кажется сегодня уже наивной.

Научно-технический прогресс вызвал к жизни более усложненную фантастику. Сейчас в ней накручено такое! Как-то Рэя Бредбери спросили, не является ли его роман "451° по Фаренгейту" описанием мира в будущем? Он ответил: "Нет-нет, меня не интересует предсказывание будущего, я только хочу предотвратить такое будущее". Книги Р. Бредбери, Хаксли, Оруэлла, Браннера заставляют подумать о том, что станет с человечеством, если оно будет и впредь бездумно развивать научно-технический прогресс, не заботиться о социальном развитии общества...

Сегодня в жанре фантастики и приключений работает большой отряд молодых писателей. Жанр этот сложный, требующий от литератора и определенных знаний, и определенного таланта. О том, над чем трудятся сейчас молодые писатели-фантасты, какие проблемы возникают в процессе их творчества, какие темы находятся в центре их внимания, шел разговор на Всесоюзном семинаре, который состоялся в Ташкенте. В нем принял участие автор многих фантастических сборников, рассказов, повестей, пьес, заведующий редакцией фантастики, приключений и детективной литературы "Подросток" издательства "Еш гвардия" Ходжиакбар ШАЙХОВ. С ним беседует наш внештатный корреспондент Рустам АБДУЛЛАЕВ.

- Ходжиакбар Исламович, расскажите, что это был за семинар и почему он проходил именно у нас?

- Прошедший семинар был организован непосредственно ЦК ВЛКСМ и Всесоюзным объединением писателей-фантастов при издательстве "Молодая гвардия". К нам приехало около 50 писателей, переводчиков и критиков из Москвы, Ленинграда, Новосибирска, Днепропетровска, Ашхабада, Симферополя.

Конечно, сам факт, что Всесоюзный семинар проводился в Ташкенте, является значительным событием в культурной жизни нашей республики. Это говорит о том, что творчество и молодых, и более именитых узбекских писателей-фантастов получило достойное признание. Современная узбекская фантастика все увереннее выходит на всесоюзную арену. У нас работает целая плеяда довольно известных писателей-фантастов, таких, как Тахир Малик, Махкам Махмудов, Абдухаким Фазылов, Вильям Александров, Николай Гацунаев, Эдуард Маципуло.

- Какие проблемы были тронуты на семинаре?

- Прежде всего проблемы качества произведений молодых писателей-фантастов. Ведь не секрет, что этот жанр не пользовался особым вниманием и благосклонностью многих издательств. Лишь считанные периодические журналы, такие, как "Искатель" (приложение к журналу "Сельская молодежь"), "Смена" и "Звезда Востока", более или менее регулярно печатают произведения молодых писателей-фантастов. А чтобы молодому автору издать книгу или войти в сборник, это уже, извините, из области фантастики.

Кстати, на семинаре говорилось о довольно-таки плачевном состоянии детской фантастики. Да и с юношеской дело обстоит не намного лучше.

- Кто руководил семинарскими занятиями?

- Ими руководили ведущие писатели страны: Владимир Щербаков, Сергей Павлов, Юрий Медведев (Москва), Андрей Дмитрук (Киев), Раиса Чекрыжева (зам. главного редактора издательства "Молодая гвардия"), а также руководитель Всесоюзного объединения молодых писателей-фантастов при издательстве "Молодая гвардия" Виталий Пищенко. Из Узбекистана Николай Гацунаев, Эдуард Маципуло и ваш покорный слуга.

- Кто из наших молодых писателей-фантастов участвовал в семинаре?

- Свои научно-фантастические повести и рассказы представили С. Абдуллаева, М. Юлдашева, А. Каримов, А. Свистунов и другие. Они произвели очень благоприятное впечатление.

- Ходжиакбар Исламович, вы были участником I Всесоюзного семинара писателей, работающих в жанре научной фантастики и приключений в 1986 году и VII Всесоюзного совещания молодых литераторов в Москве в 1979 году. Насколько те семинары отличались от семинара, проведенного в Ташкенте?

- В отличие от семинара 1986-го и совещания 1979 года, когда после их окончания все проблемы в реализации научно-фантастической литературы оставались на прежнем уровне, когда каждый из авторов с большими сложностями "пристраивал" свое произведение куда-либо, потому что научно-фантастическая литература практически никого не интересовала, ташкентский семинар сделал резкий качественный скачок вперед. К примеру, в Новосибирске будет выпущен в свет сборник произведений лучших молодых писателей-фантастов Узбекистана Сохибы Абдуллаевой, Мухаббат Юлдашевой, Мавлюды Ибрагимовой, Хусана Турсунова и других. А вообще-то семинары по жанру научной фантастики будут проходить теперь два раза в год. Следующий состоится этой осенью в Днепропетровске.

- И все-таки, почему так мало издается фантастической и приключенческой литературы?

- О, вы затронули самый больной вопрос, интересующий многих читателей.

Сама по себе эта проблема может быть решена, если Госкомиздат СССР и издательства союзных республик проявят в этом вопросе большую заинтересованность. Например, я, как зав. редакцией фантастики, приключений и детективной литературы, хотел бы добиться для нашей редакции большей самостоятельности, избавиться от мелочной опеки, чтобы иметь возможность более целенаправленно и углубленно заниматься именно жанром научной, сказочной, детективной фантастики, а не распыляться на рецензирование книг других жанров. Но нам никто не оказывает содействия.

Мы лишены возможности самостоятельно увеличивать объем печатных изданий а силу того, что у нас, якобы, не хватает бумаги. Хотя в то же самое время книжные магазины завалены никому не нужной макулатурой.

Не так давно на состоявшейся в Москве пресс-конференции председатель Госкомиздата СССР Ф. Ненашев по этому поводу сказал: "Когда мы говорим о сокращении названий книг, то имеется в виду не научная литература, а лишь огромное количество брошюр и никому не нужных книг по разделам общественно-политической и научно-популярной литературы, которой завалены магазины".

Для нас стало нормой издавать авторов тиражом 40-60 тысяч экземпляров, что, конечно, для популяризации фантастики, приключений к детективной литературы явно недостаточно. А уж тираж свыше 100 тысяч экземпляров приходится выбивать, что называется, с кровью.

Оплата же авторского труда писателей-фантастов тоже оставляет желать лучшего. Так, например, молодой писатель-фантаст за один печатный лист получает до 300 рублей, а маститый - около 500 рублей. Если учесть то обстоятельство, что автор существует практически на гонораре от изданных произведений, а готовая рукопись лежит в редакции 3-4 года, то, надо полагать, такая оплата авторского труда явно занижена. Возможно, поэтому у нас недостаточно профессиональных писателей-фантастов. Правде, сейчас готовятся пересмотреть это положение и значительно повысить тарифную ставку писателей-фантастов.

- Ваше отношение к экранизации фантастики?

- Мне кажется, что наш кинематограф еще технически не готов к экранизации таких произведений. В Голливуде, центре американской киноиндустрии, на постановку фантастических фильмов "Звездные войны" и "Челюсти" были затрачены миллионы долларов, которые потом обернулись для кинокомпании миллиардными прибылями.

А у нас, например, для сравнения, когда узбекский кинорежиссер Учкун Назаров захотел экранизировать мою фантастическую повесть "Демонстрация на орбите", ему было выделено всего 30 тысяч рублей.

- Верите ли вы как писатель-фантаст в существование загадочных существ) Например, в Лохнесское чудовище, в снежного человека?

- Вопрос, конечно, интересный. Но однозначно на него я ответить не могу. Тем более, что поисками этих загадочных существ уже долгое время занимаются целые научные экспедиции. Но как писатель-фантаст я могу только предположить, что сама среда обитания, где могут находиться эти таинственные существа, не исключает вероятность их существования.

- И, наконец, традиционный вопрос. Ваши творческие планы?

- В 1989 году "Еш гвардия" готовит к выпуску в свет сборник ведущих зарубежных писателей-фантастов: Рэя Бредбери, Айзеке Азимова, Станислава Лема, Роберта Шекли, Курта Воннегута. А также сборник рассказов советских писателей-фантастов "Сказки королей". В Ташкентском тюзе имени Ахунбабаева готовится к постановке моя фантастическая пьеса "Пираты Вселенной". Пишу волшебно-фантастическую повесть под условным названием "Галактические страсти".



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Конвенты >
1970-1980 | 1981-1990 | 1991-2001 | Другие материалы
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2021
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001