История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Алексей Торхов

«ЕСЛИ ЗВЁЗДЫ ЗА... ЗНАЧИТ ЭТО КОМУ-ТО НУЖНО...»

Киевкон от Алексея Торхова («Криминал-Лис Т.»)

КОНВЕНТЫ ФАНТАСТИКИ

© А. Торхов, 2003

Публикуется с любезного разрешения автора, 2003

ПЕРВЫМ на "КиевКОН-2003" приехал я...

Первым по одной-единственной причине - то, что было до меня в этом кусочке планеты, ПРОСТО НЕ СУЩЕСТВОВАЛО. А то, что там с этого момента (а именно - с 5 часов 50 минут 3 апреля 2003 года) стало возникать - просто мною обнаруживалось. И в дальнейшем - проживалось или узнавалось из "вторых уст"... Скажете: амбициозно? Да нет, скорей "субъективности ради". Отсюда и путевые заметки только о том, что ВОЗНИКАЛО и ПРОЖИВАЛОСЬ...

ВОЗНИК киевский вокзал и сразу же ошеломил своим великолепием. Я знал понаслышке, что вокзал разросся, претерпел реконструкцию. Однако, не был в Киеве ровно четыре года, и не был готов к тому, как именно он изменился. Идти сразу на "новую половину" не хотелось, но ноги помимо воли принесли туда сами. И я ахнул! Наткнувшись взором на виртуальный водяной столб с псевдо-воздушными пузырьками. Вот она - ФАНТАСТИКА! Начинается! Озираясь по сторонам в круглом зале, минуя "вежливые" самораспахивающиеся двери, я пытался материализоваться в этом дивном фантастическом объёме, но не смог. И побрёл в обратную сторону, на другую половину вокзала - в его главное здание. А именно в "зал для пилигримов и калик перехожих" (слева от эскалатора). Туда, где обычно по периметру устилали пол своими телами "братья наши бедные". И тут, неожиданно материализовался, увидев тех же "братьев" с теми же клетчатыми сумками "Челнок-форевер" в прикиде от фирмы "Твенти секонд хенд". Они нелепо выглядели на полированных мраморных плитах, каждая из которых стоила больше, чем было у них за душой, и отражения от пола множили сущности. Фантастика отшатнулась, и вокзал стал просто вокзалом...

ВОЗНИКЛА странная привокзальная ворона, должно быть разочаровавшаяся в крыльях, а может за что-то потерявшая прописку в небе. Во всяком случае, передвигалась она преимущественно пешком и вела себя как типичный вокзальный бомж. Правда, рода птичьего. Вот она то и поприветствовала меня первая. Громко каркая и совершая одновременно то ли реверансы, то ли полупоклоны. Поддавшись этому наваждению, я даже пробормотал что-то типа: "Ну, здравствуй-здравствуй, славный птах". И опять ненадолго возникло ощущение чего-то нереального...

ВОЗНИКЛИ туристические автобусы фирмы "Альбион", в которые бойко зазывали невыспавшихся пассажиров рекламные агенты. "Совершить за символическую плату увлекательную двухчасовую экскурсию!" Я усмехнулся по доброму, но не совершил... Придрался к отсутствию тумана (уж коль "Альбион"!). Позже я вспомнил эту доступность экскурсии в связи с... Впрочем, всему своё время...

А потом я влился в людскую реку, и она увлекла меня под землю. Протащила по эскалатору. Внесла в вагон. Выплеснула на перрон нужной станции, потом в подземный переход. А дальше...

Дальше я пойду вслед "Уточненной программе Первого международного конвента фантастики "КиевКОН-2003". След в след. Слово в слово.

Итак...

    3 апреля, четверг:

Первая половина дня - заезд. Встреча и размещение гостей.

(примечание: далее жирным шрифтом - пункты реальной программы фестиваля).

Заехал... Встретили... Вернее, встретил...

Именно там, под землёй, на выходе из подземного перехода на Площади Независимости, я и увидел Её. Нет, не очаровательную незнакомку. Знакомку! Громовицу Бердник. Саму Устроительницу и Хозяйку фестиваля. Причём, выезжая из дома и прочитав в интернете текст приглашения на фестиваль, я выхватил фразу: "Ехать до станции метро "Площадь Независимости". Регистрация в гостинице с 9 до 12 часов" - но забыл самое главное - в какой именно гостинице? Лениво размышляя, где бы тут найти доступ к интернету, чтобы уточнить название гостиницы, я внутренне был уверен, что всё образуется само собой. И действительно. Образовалось...

Громовица. Фрези Грант Третьего тысячелетия. Она ВОЗНИКЛА, стремительно промелькнула мимо меня, еле касаясь плит, словно они были застывшими волнами. Чтобы её догнать, пришлось пробежаться. Окликнул по имени. Обернулась. После наводящих вопросов опознала. С нею-то я и попал в гостиницу, которая, оказывается, называлась "Украина" (по иронии судьбы - бывшая "Москва", что не преминул подметить кто-то из российских гостей).

Именно там, в холле гостиницы я наблюдал прибытие харьковской делегации. Они ВОЗНИКЛИ в окружении сумок, сопровождающих представителей оргкомитета и целого облака животворной энергии. Бравые и жизнерадостные ОЛДИ с ОЛДИвами. Валентинов (в миру Андрей Валентинович Шмалько), находившийся в несколько ином формате, чем остальные. Так сказать "с устатку и не евши". Семён Моисеевич Ладыженский - папа "половинки ОЛДИ", прибывший из Америки. Импозантный мужчина преклонных лет с непреклонным, но усталым взглядом, и с крохотной косичкой, собранной на затылке из остатков волос.

А дальше была непременная суматоха при расселении и нестыковки при регистрации, покуда воспринимаемые с энтузиазмом.

Остальное и остальные стали возникать, по мере приближения к ним. И по мере их приближению к собственно Фестивалю.

Геннадий Мартович Прашкевич! Он ВОЗНИК на седьмом этаже гостиницы. В простой белой футболке и спортивных штанах. Улыбающийся. Настоящий. От него веяло добродушной силой и порядочностью. А стильная седая борода, вкупе с проницательным взглядом, наводила на мысль о покаявшемся пирате, знатоке и ценителе жизни. Если кратко, то лучше всех выразился в поднимающемся лифте Семен Моисеевич Ладыженский: "Как вы сказали? Геннадий Прашкевич? Сознаюсь, не читал... Но, мы с ним прочтём что-нибудь... Я вижу - с ним можно...".

    14:00.

Обед.

После обеда ВОЗНИК Владимир Ларионов, который, верный своему принципу "приехать ещё вчера", именно так и приехал... А самого обеда НЕ БЫЛО. И вообще, сначала просто было недоумение и надежда, что всё поправится. Хотя, как оказалось, в условиях и организационных константах изначально было указано: "Питание в стоимость оргвзноса не входит!"... И это при 110 долларах за поселение в двухместном номере?! Потом надежда просто-напросто умерла, причем вне очереди. Дальше каждый добывал пропитание самостоятельно, согласно полученного опыта и достатка.

    15:00-16:00.

Свободное время, для желающих экскурсия по Киеву.

Вот тут то Владимир Ларионов впервые и вспомнил Николаев, ту экскурсию в Ольвию, разрекламированную, но так и не состоявшуюся на фестивале "Планета Николаев". Кстати, тем, кто читал в интернете восторженные отзывы немногих о якобы сбывшейся экскурсии, сообщу по секрету, - спасая честь города, самых именитых гостей ("числом пять"), отвёз туда на личной автомашине истинный местный фэн Василий Фляк. Честь ему и хвала. Остальные довольствовались объяснением, что поломался автобус. В столице "подобных Василиев" не оказалось. Посему - никакой экскурсии по Киеву не было. Как тут не вспомнить навязчивые крики агентов фирмы "Альбион": "Совершить за символическую плату увлекательную двухчасовую экскурсию!" А ведь, оказывается, не было никаких проблем с организацией оных. Значит проблема либо в желании, либо в той самой символической плате? Чем же ещё было бы отвлечь гостей от нестыковок, как не великолепными столичными декорациями? Увы, наверное, что-то не в порядке с "символикой"...

Взамен был заранее объявленный на 15-30 ч. сбор в холле гостиницы. Сбор тех, кто не знал Киева и мог заблудиться по пути к месту открытия фестиваля. А затем было судорожное путешествие к Дому Учёных на метро. Ровно одну остановку. Спасибо Наташе, хрупкой миловидной девушке из оргкомитета, умудрившейся не растерять никого из растянувшейся группы, да ещё и исполнявшей роль гида.

    16:00.

Пресс-конференция.

Как водится, она началась с опозданием на полчаса. На подмостках театра "Дом Ученых" давали премьеру. Увы, аншлага не было! Простительно провинциальному городу Н. Непростительно столице государства, рвущемуся в Европу! Те же самые организационные ошибки и откровенные провалы, за которые клеймили в кулуарах Веру Чубенко, приветливо улыбаясь ей в лицо. Но то была "Планета Николаев" со своими местными законами жанра и видимая на звездном небе лишь в строго определённые часы. Здесь же - "Мать городов русских" - сама по себе "звезда первой величины". Что ж... когда-то БГ спел: "Рок-н-ролл мертв...". Неужели на очереди Фэндом?

В паузе между регистрацией и открытием Фестиваля, я умудрился побывать на книжных отвалах Петровки, где подслушал интересный диалог между торговцем, специализирующимся на продаже фантастической литературы, и молодым человеком, читающим фантастику запоем, но не запоминающим даже фамилии большинства авторов. Так вот, умудрённый спец, убедительно пояснял молодому, что сегодня в Доме Учёных соберутся писатели-фантасты и там будут продавать новые книги Дяченко и ОЛДИ. А ещё оказывается - вход туда будет бесплатный, хотя перед этим кем-то безапелляционно заявлялось, что за вход нужно платить 10 долларов. Может быть, отсюда выросли проблемы с посещаемостью? Как бы там ни было - фэны не только не толпились возле Дома Учёных, но даже и не собирались жалкими кучками. И, кстати, ни спеца-торговца, ни странного фэна также не наблюдалось...

А потом грянуло действо! Свои места на сцене заняли избранные.

Олег Павлович Беспалов - народный депутат Верховной Рады Украины, при активном содействии которого состоялся данный фестиваль.

Геннадий Мартович Прашкевич, учёный, писатель, поэт (г. Новосибирск).

Юрий Алексеевич Шилов, учёный, писатель (г. Киев).

Роберто (извиняюсь, его фамилию, из-за плохой акустики и отсутствия достойного микрофона, мало кто разобрал), писатель из Италии, в сопровождении переводчика.

Марина Юрьевна Дяченко, писатель (г. Киев).

Писательский дует "Генри Лайон Олди", в миру Дмитрий Громов и Олег Ладыженский (г. Харьков).

Был еще заявлен "на сцену" Василий Васильевич Головачёв, "писатель-фантаст №1 года 2002", но он опоздал, посему наблюдал действо из зала.

После вступительного слова Громовицы Бердник, собравшимся в зале журналистам было предложено задавать гостям интересующие их вопросы. И тут опять ощутимо запахло провинциализмом. Оказалось, что микрофон, как и винтовка в далёкую Гражданскую - один на всех. И сначала его неторопливо передавали от вопрошавшего к отвечавшему и наоборот. Потом надоело. Микрофон остался на сцене, но половины вопросов с того момента не слышали не только в зале, но и некоторые отвечавшие. Всё это немного сгладило "невероятное приключение итальянца в Украине" - его ответы были лучшими! Сначала его переводчик удивил зал вопросом: "А что... нужно переводить?", наверное, намекая, что сказанное и так понятно. Следя за его мимикой, я начал подозревать, что переводчик сам порой не понимает, о чём говорит Роберто с неразборчивой фамилией. Тем более, что говорил итальянец почему-то на медленном английском. А вопросы о том, что он делает на этом фестивале, и знают ли его здесь, с трудом доведённые до сознания итальянца, прояснили ситуацию или наоборот её запутали (нужное подчеркнуть). Оказалось: "...он не настолько известен, чтобы получать письма от русских читателей... он не любит бывать в тех местах, где уже побывал, а Киев для него новое место... он приехал, чтобы получить удовольствие". Хотя, если честно, я засомневался, что всё это Роберто говорил, уж больно престранно вёл себя переводчик...

    17:00.

Торжественное открытие Первого международного конвента фантастики "КиевКОН".

После десятиминутного перерыва, за который сцену очистили от стульев, я ПРОЖИЛ "открытие международного конвента фантастики "КиевКОН - 2003". Из этой фразы выпали слова "торжественное" и "Первого"... Во-первых, никакого торжества не наблюдалось абсолютно. На сцену вышла та же Громовица и исполнила устную прозаическую импровизацию. Объявила о том, что конвент открыт, что он проходит под эгидой Академии Наук Украины. Поблагодарила за поддержку посольство России в Украине, а также народного депутата Верховной Рады Украины О.П.Беспалова за содействие в организации. Далее был назван генеральный спонсор фестиваля - "Сеть книжных магазинов "Орфей"... И тут то Громовица сказала крылатую фразу: "Мы начнём с обратного конца!". Зал, оживившись, пронаблюдал, как "обратный конец", в лице представителя "Орфея", взбирался на сцену. Взобравшись, он прагматически поведал собравшимся, что "книги по прежнему живы!" и что имена известных писателей в наше время - это не просто имена. Оказывается это "трейд-марки, на которых мы зарабатываем деньги". Трейд-марка "Лукьяненко". Трейд-марка "Дяченко". Трейд-марка "Головачёв"...

Во-вторых, оказалось, что вовсе не Первый это фестиваль для Киева. Владимир Ларионов не выдержал и, с трудом добившись от устроителей слова, вышел на сцену, чтобы напомнить о почти забытой традиции некогда проведённых здесь конвентов "Чумацкий шлях". К слову, те немногие, кто "делал" эти фестивали в то время, сидели в зале, но для зрителей "остались не известными, и не героями"...

Что ещё запомнилось? Слова Бориса Сидюка из оргкомитета, о том, что сегодня ещё и юбилей, ведь 15 лет назад в Киеве прошла знаменитая конференция-съезд Клубов Любителей Фантастики под эгидой ЦК ВЛКСМ.

    17:45.

Презентация фантастического романа Олеся Бердника "Подвиг Вайвасваты".

Я пытался это ПРОЖИТЬ. Не дали... Вот уж чего, к моему глубокому сожалению, НЕ БЫЛО! И вообще, не было многого, что можно было бы сделать, чтобы поистине действенно, а не словесно почтить память этого выдающегося человека, писателя, личности современности. Взамен была лишь скорбная свеча и прекрасные цветы на фоне цветной глянцевой фотографии в журнале. Не было даже настоящего строгого портрета, напомнившего бы лучше иных слов о дыхании и течении Времени. Но зато была настоящая минута молчания. Во время которой не в истомившемся зале не родилось ни звука! Вселенная замерла. И это была безмолвная краткая месса...

    4 апреля, пятница:

Пятница для меня началась транспортными проблемами. С маршброска от Борщаговки, где я остановился у армейского друга, до площади Независимости. С локтя ближнего в городском переполненном автобусе, к тому же безнадёжно застрявшем в "пробке" на Севастопольской площади. С воспоминаний слов Владимира Ларионова, что многие поселились "черт знает где", так как не могут себе позволить оплачивать такие дорогие номера, что лучше было бы "снять недорогой пансионат на окраине и оттуда возить всех на автобусе (отсюда и с питанием, наверное, было бы получше)... Потрёпанный, но непобеждённый внутренним голосом, я добрался до мистического подземного перехода и опять наткнулся на ФЕСТИВАЛЬ! Теперь их уже было трое... Всё та же Громовица, сопровождавшая Василия Головачёва и Геннадия Прашкевича. Мне определённо везло! Пешеходная прогулка с ними до Дома Учёных позволила сравнивать этих двух непохожих во всем писателей.

Василий Васильевич Головачёв. Уверенный в себе. Решительный и независимый. Находившийся в хорошем настроении и всё время подшучивавший над Громовицей. Но, если его шутки были зримы и сразу опознавались, как таковые, то Геннадий Мартович Прашкевич... Вот уж кто поразил меня своими рассказами, в которых скрытая ирония была неотличима от серьёзного делового тона. Чего только стоит история про кенгуру, удиравшего от полиции в мужском пиджаке (кто ещё не слышал - обращайтесь к Прашкевичу, не пожалеете)... И лишь когда проходя мимо главного здания СБУ Украины Громовица сообщила им, что это здание бывшего КГБ - Прашкевич немедленно откликнулся тоном, где юмор преобладал: "А почему Вы нам это говорите так радостно?"

    11:00-12:30.

Семинар "Фантастическая литература и развитие индивидуальности в III тысячелетии" (Дом ученых). Доклады, выступления, обсуждение. Ведет Геннадий Прашкевич.

Начавшись в 11-20 ч., семинар полыхнул страстью на первом докладе и, как водится, полностью угас на втором. Во вступительном слове Геннадий Прашкевич упомянул об избитом всеми методе "социалистического реализма", как о методе, некогда показывавшем, КАКИМ ДОЛЖЕН БЫЛ БЫТЬ "новый человек", и заинтересовал аудиторию известием о своей новой книге "Адское пламя", которая вот-вот увидит свет. После же на трибуне ВОЗНИК киевский писатель Алексей Андреев с докладом о развитии индивидуальности в Третьем тысячелетии. Молодой, амбициозный и яркий. Сразу же извинившись перед теми, кого обидит этот доклад, он рванул в атаку. Причем скорость изложения была настолько высокой, что залу приходилось его сдерживать, чтобы не отстать. Сделав краткий анализ успешности реализации личности в прошлом, уподобив человеческой общество пчелиному рою, пройдясь по "внутренним эмигрантам", потоптавшись по телу американской литературы ("элементарные комиксы для умственно неполноценных"), он успокоил растерянную аудиторию. Оказывается, "в ближайшем будущем графоманов-таблетчиков ждёт разочарование - рынок перезатарится" и они потихоньку вымрут. Лет через пяток появятся новые хорошие авторы со своим богатым внутренним миром и другие читатели. Литература выйдет на качественно новый уровень, и многие смогут "найти себя" в 21 веке. Каюсь, в этот момент Алексей чем-то мне напомнил молодого Остапа Бендера, живописующего перспективы Новых Васюков. И всё же это выступление поистине понравилось. Зал всколыхнуло, заискрило. Геннадий Прашкевич сразу отметил, что ему очень понравился доклад Алексея, но с тремя возражениями, и одно из них - "графоман - вечен!". В обсуждении сломалось "несколько копий", однако никого не понесли "на щите". Обошлось. Но очень запомнилось. Пользуясь случаем, прошу Алексея Андреева опубликовать текст доклада в интернете, пусть выскажется каждый желающий, а кроме того, хочется прочитать его на замедленной привычной скорости.

Второй доклад был прямой противоположностью, несмотря на интересную тему "О культуре языка в Третьем тысячелетии". Скучно! Традиционно! А главное, уж коль фестиваль назван "Первым международным", то прежде чем планировать доклад на украинском языке, стоило бы вспомнить о языковой проблеме и позаботиться о переводчике для именитых (и не очень) гостей. Именно поэтому они, недоуменно поводив по сторонам головой и мало что понимая, удалились из зала. И, наверное, занялись чем-нибудь более понятным...

Главная досада дня! Отстал от Геннадия Прашкевича с Владимиром Ларионовым, приглашавшим меня на пешеходную прогулку по Киеву. Каюсь, замешкался, не мог миновать появившихся Сергея и Марину Дяченко. Покуда отдал им фотографии с николаевского конвента... Поезд "Прашкевич-Ларионов" ушёл...

    12:30-14:00.

Творческая встреча. Г. Л. Олди, А. Валентинов, М. и С. Дяченко. Презентация новых романов серии "Нить времен" издательства "ЭКСМО": "Пандем", "Шутиха", "Сфера"; презентация нового альбома "Баллада двойников" (2 аудио-CD) из серии "Театр Г. Л. Олди" (Дом ученых).

ВОЗНИКЛО. ПРОЖИЛ...

И был полукруглый стол. И были рыцари украинской фантастики, числом пять. Жаль не было короля Артура, но был живой монолог о поисках чаши Грааля, в которой во Вдохновении плещется Живое Слово.

А вот, ежели допустить, что ну не нашлось в зале, окромя авторов, людей знакомых с Театром ОЛДИ! Ну пустили по рядам красочно оформленный двойной СD, ну поглазел люд, подивился мудрёным словесам и сложному пёстрому составу исполнителей. А вот бы услышать! Неужели во всём стольном Киеве не нашлось магнитолы в CD-плейером, уж коль презентация, уж коль товар лицом. Почему товар? Так ведь предлагался не за так, а за деньги...

И, к слову сказать, после живого концерта Юлия Буркина, который не мог оставить равнодушным никого, я первым нащупал деньги с искренним желанием иметь компакт-диск с его песнями. И заимел диск с автографом автора. Теперь сижу в Николаеве, а у меня в колонках бьётся живой голос Юлия. Здорово! Но, об этом после...

Так вот, презентация... Презентация чего?! Несуществующих книг? Текстов существующих пока только в файлах и авторских распечатках "для своих"? Вот уж была неожиданность, так неожиданность! Сознаюсь, что одной их главных причин, побудивших меня бросить все земные дела, занять денег, и поехать на фестиваль - было страстное желание увидеть Марину Дяченко (с Сергеем Сергеевичем я познакомился еще на николаевском фестивале), пообщаться и получить из их рук новую долгожданную книгу "Пандем" с автографами авторов. К моему глубокому сожалению, книгу я так и не увидел! Оказалось, что издательство не справилось с обещанием "успеть к фестивалю" и книга появится не раньше, чем через 10 дней. Конечно, это компенсировалось с лихвой недолгим общением с Мариной в первый день, и с обоими супругами - во второй... Нет слов, я был просто очарован Мариной! Вот только... Может мне это померещилось? Но только я до сих пор думаю, что участвовали в мероприятиях фестиваля мои кумиры (не боюсь этих слов) как-то неохотно, сдержанно, эпизодически, словно также были гостями столицы (или по крайней мере, гостями фестиваля). Не чувствовалось, что они здесь в своей стихии...

А что же чувствовалось? Да полная заброшенность, ибо Громовица (честь ей и хвала, но она не богиня и не могла всё вынести на своих хрупких плечах!) постоянно отсутствовала, то улаживая возникающие проблемы, то встречая недовстреченных гостей. Обещанные "именитые москвичи", включая Сергея Лукьяненко, Андрея Синицына, вечно живого Юрия Семецкого сотоварищи, всё время где-то ехали, неумолимо приближаясь, но так и не появились даже к концу второго дня в эпицентре фестиваля...

    14:00.

Обед.

Не обедалось. Ибо... В Доме Учёных не было организовано даже элементарного передвижного буфета (ну, хоть бы додумались заманить какого-нибудь коробейника с домашними пирожками, дали бы человеку заработать!). А искать пропитание на улице, усеянной посольствами различных стран, пропитанной подозрением и официозом, думаю тяжелее, чем попросить в указанных заведениях политического убежища...

    15:00.

Творческий полдник "Буркина-Фа Соль" (Дом ученых).

Потом я ПРОЖИЛ концерт Юлия Буркина, начавшийся при скоплении 18 человек, а закончившийся при 27. Но это нужно было видеть. И гитару, выпущенную из чехла на волю. Она совершенно не "расстроилась", сохранила гармоничное звучание, несмотря на дальний перелёт Томск - Киев. И то, как она радовалась этой воле, периодически заглушая хозяина. И самого Юлия, источавшего со сцены уверенную сдержанную жизнерадостность. Таяла пачка бумажная стайка листов с текстами песен на пюпитре. Исполненные тексты он попросту бросал на сцену (а может отпускал лететь?), и вскоре пол вокруг него был усеян белыми листами... А как не вспомнить экспрессивное поведение киевского писателя с ником "Александр ЛАЙК", вспомнившего что он "по совместительству" пианист. ЛАЙК выбегал на сцену в самых неожиданных фазах концертах и своими импровизациями то помогал, то мешал Юлию. А перед самим концертом даже спел три песни неожиданно красивым поставленным голосом.

    17:00-18:30.

Творческая встреча В. Головачева в книжном салоне "Мандарин-плаза".

Не ПРОЖИЛ. Отсутствовал по уважительной причине. Находился на семинаре в Доме Учёных.

    17:00-19:00.

Творческая встреча С. Лукьяненко и В. Васильева в книжном супермаркете "Буквоед".

Не ПРОЖИЛ. Отсутствовал по уважительной причине. Находился на семинаре в Доме Учёных. Некоторые мероприятия фестиваля были запланированы в одно и то же время, потому не было никакой возможности на них попасть. Хотя очень и очень хотел увидеть Сергея Лукьяненко. Услышать. Взамен услышал известие, что встреча его с читателями перенесена. И вот тут интересный нюанс. Объявления об этой встрече висели над всеми эскалаторами в Метро и жаждущие усвоили, что интересующее их действо состоится в час "N", но за несколько часов до оного оргкомитет огласил поправку - "N минус 2". Встреча якобы состоялась не в 17 часов, а в 15. Отсюда вывод - те кто знал заранее и планировал попасть на встречу с любимым писателем - туда не попал. Попали те, кто не планировал, а просто пришел купить книгу. А значит, получается, вовсе не нужно ничего планировать - просто направлять известного писателя хаотически, ведь в магазине всегда есть люди? Кто-то да с ним встретится... Геннадий Прашкевич на семинаре сказал правильно, что конвенты, в первую очередь, устраиваются не для читателей, а для писателей. Хотя он имел в виду другое, но так оно и выглядело... Что же касается самих читателей и собственно книг, как исходного продукта коллективных потуг уважаемых авторов, то и вовсе непонятно. В программу фестиваля не было включено ни одного посещения библиотеки (может их уже нет в Киеве?), а самих книг, несмотря на жизнеутверждающее выступление представителя "Сети книжных магазинов "Орфей", за все это время нигде также НЕ БЫЛО. НЕ ПОКАЗЫВАЛОСЬ. НЕ ПРОДАВАЛОСЬ. Странно...

    16:30.

Семинар "Влияние фантастики на исторический процесс" (Дом ученых).

ПРОЖИЛ. Уже изрядно уставший и подумывающий, "а не пропустить ли". Однако нашёл в себе силы и не пожалел. Услышал великолепный доклад Андрея Валентиновича Шмалько (Валентинов), который уже вошёл в форму, отдохнув после дороги. Мы услышали повествование, не отпускавшее слушателей ни на секунду. Доклад назывался "Наши в Хроносе или необычайные похождения майора Пупкина", и касался он проблемы поверхностного и повального живописания приключений кого ни попадя, попавших в прошлое. Валентинов мастерски с большой долей юмора развенчал искусственность и ложность "экскурсов к истокам реки Хронос". Основная мысль его доклада была неутешительна - не могут пришельцы из будущего, вернее один пришелец, иметь большой успех и не только самореализоваться, а даже элементарно выжить в чужой среде.

Потом был доклад Фёдора Березина со сложным названием, где фантастика выдвигалась на должность футуролога. Он был окрашен уже не в ироничный, а саркастический тон и писатели-фантасты сравнивались с бременскими музыкантами, трубящими где ни попадя о драконах... Потом... Потом был третий докладчик - Сергей Петров из блока "Просто фантастика" "Интересной газеты" с докладом-информационным коллажом... Потом...

    19:00.

Ужин.

Ужинал я в районе железнодорожного вокзала, ещё раз подивившись дороговизне привокзальных кафе. От цен самую чуть и неуловимо веяло ФАНТАСТИКОЙ...

Я был на "КиевКОНе-2003" и я не был на нём. Не был потому, что, подозреваю, многое по планам оргкомитета произошло в третий день. Хотя, если исключить такое важное организационное мероприятие, как вручение премий, то останется только круговерть вокруг московских гостей, да банкет после этого. Что, согласитесь, очень и очень мало!

Но я БЫЛ на своем "КиевКОНе". Читательском, фэновском, личном... Я видел тех людей, которых не знал раньше и рад, что прикоснулся к их энергии...

Вот имена тех, кто помог в этом "невоенном перевороте моего внутреннего мира". Геннадий Прашкевич. Юлий Буркин. Марина Дяченко. Алексей Андреев. И, как ни странно, - странная привокзальная ворона (жаль не спросил имени).

Я уезжал в странном смятении чувств. Мне казалось, что я увидел не "Спираль веков", а просто Фэндом-спираль, вернее ее следующий после "Планеты "Николаев 8141" виток. А что собственно было нового, разве что более внушительный состав именитых гостей, да действо происходило на фоне столичных, а не провинциальных декораций.

- Если звёзды "за"... значит это кому-то нужно... - билась в голове мысль. - Если звёзды "за"...

"Звёзды", должно быть, были "за", иначе бы не приехали. Я имею ввиду "звёзд" отечественной фантастики. А вот кому это нужно? Мысли свернули на опасную, скользкую стезю, пришлось регулировать их движение и я стал думать о том, как бы не отстать от поезда...

Странная ворона меня провожать не пришла. Хотя, по сути, и была самым фантастическим событием на моём личном "КиевКОНе"...

Я не знаю, кого чествовали в субботу. Невелика беда - узнаю. Интернет лает - ветер носит...

Вот только пару строк на прощанье. Может и было что обидное для устроителей в моих словах. И даже наверняка было... Да вот только писалось всё это с одной единственной целью. Уж коль так во всеуслышанье заявлен был этот конвент, как Первый, значит будет и Второй и, даст бог, Последующий... А значит, чем быстрее будут выявлены просчеты и откровенные провалы, если будут сделаны правильные выводы, то следующий фестиваль только выиграет. Вот и хочется, чтобы нашим гостям хотелось всенепременно ВЕРНУТЬСЯ. СНОВА и СНОВА. А за то, что зацепило - не взыщите... А Громовице - большущее спасибо и искреннее уважение! Удачи!

    С уважением. "Криминал-Лис Т". Фэн без стажа.

(5 апреля 2003г. Суббота. 23-45 ч. (сейчас, где-то в далёком Киеве бушует банкет, ежели к этому времени остались "бойцы" способные поддерживать огонь).



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Конвенты >
1970-1980 | 1981-1990 | 1991-2001 | Другие материалы
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2021
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001