| ФЭНДОМ > Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью |
В творчестве Ивана Ефремова одно из ведущих мест занимает историческая тема, развернутая писателем в философско-эстетическом плане (дилогия "Великая дуга" и роман "Таис Афинская"). Обращаясь и цивилизациям древности, Ефремов с научной и психологической достоверностью реконструирует способ мышления о мире людей тех давних эпох. Точное воссоздание исторического, географического и этнографического колорита сочетается в этих произведениях с глубоким проникновением в сущность и особенности миросозерцания человека античных времен, его восприятия окружающего мира и основанного на них образа жизни" социального и индивидуального поведения. "Вечная" тема - "человек и природа" - получила яркое и своеобразное воплощение в романе "Таис Афинская". Обращение Ефремова к художественному осмыслению эллинской эпохи неслучайно, писатель объяснил свой интерес тем, что Эллада пленяет "свежестью и полнотой чувств". Мифологическое мышление людей античности нашло отражение во всей системе мировоззренческих, нравственных и эстетических представлений древних греков. Мифология, как отмечал К. Маркс, была бессознательно-художественной переработкой форм природы и общества, своеобразным "практически-духовным" освоением природных и общественных сил. Отношение к природе, закрепленное в древнегреческой мифологии, отразило постепенный переход от раболепного преклонения перед ней к духовному, чувственно-эмоциональному " подчинению ее человеку и к целостному восприятию окружающего мира. Это восприятие характеризуется особой формой - мифологическим антропоморфизмом - очеловечиванием природных явлений и процессов, имевшим одновременно и предметно-практический, и фантастико-генетический характер. В романе "Таис Афинская" свойственная античному сознанию гармония между человеком и природой (и одновременно - страх перед ее разрушительными силами) показана многосторонне. Ефремов убедительно воспроизводит духовный мир столь отстающей от нас во времени эпохи и персонажей, живущих пантеистическими представлениями, постоянно соизмеряющих мысли, чувства, поступки с волей человекоподобных существ, которые "завистливы и ревнивы к своим правам". В ефремовском романе эти особенности сознания и поведения древних греков отражены во многих эпизодах. Ф. Энгельс в путевых заметках "Ландшафты" писал о том, что характер ландшафта Эллады был осознан в религии ее жителей. В романе "Таис Афинская" Ефремов в яркой образной форме раскрыл историческое своеобразие жизни античного общества и человека, связанное, среди прочего, и со своеобразием природной среды обитания эллинов. Созданные им картины и образы отличается конкретностью и позволяют современному читателю ощутить и понять ту далекую эпоху, когда религия, наука и искусство существовали в неразрывном синтезе, когда поэтические начала не отвлекались от иных, были неотделимы от всего того комплекса представлений, которые в совокупности называются "мифологическим миропониманием". Так, победу женского начала над мужским представляет упоминаемый в романе ритуал, в ходе которого девуики-таврополы доводят в танце до изнеможения и бессилия быков, олицетворяющих Колебателя Земли Посейдона. Жившие на вулканическом острове критяне верили, что этим обрядом "отводится" гнев бога, зреющий в недрах земли и моря. Писатель показал, как в античном мире, пусть в наивной и непосредственной форме, утверждался гуманистический принцип, сформулированный в древнегреческой философии: "Человек есть мера всех вещей".
Херсон
ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ
Зубакин Ю. Фантастический калейдоскоп Роман приключений и научной фантастики
|
|
|
||