История Фэндома
Русская Фантастика WINKOI LAT История Фэндома

В. Стариков

К ПРОБЛЕМЕ КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ В НАУЧНО-ФАНТАСТИЧЕСКОЙ И РЕАЛИСТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Карин Бойе и Петер Вайс

КОНВЕНТЫ ФАНТАСТИКИ

© В. Стариков, 1988

Тезисы докладов и сообщений на Всесоюз. науч. конференции-семинара, посвящ. творчеству И. А. Ефремова и проблемам науч. фантастики.- Николаев, 1988.- С. 73 - 76.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001

В литературе XX века как, пожалуй, никогда ранее так остро не возникало вопроса о том, что такое человеческая личность, под воздействием каких факторов она формируется, что можно ждать от человека в будущем? Однако эта проблематика имела своеобразную эволюцию в различных странах, связанных с собственными, веками сложившимися традициями своих народов, а также со стремительными изменениями, происходящими в каждой отдельной стране в наше время. И с этой, эволюционной точки зрения было бы небезынтересно проследить, как складывалась концепция личности в двух художественных методах: научно-фантастическом и реалистическом.

Для сравнения выбраны произведения близких по мироощущению писателей, живших и творивших в Швеции: роман "Каллокаин" К. Бойе и "Эстетика Сопротивления" П. Вайса. Произведения эти были опубликованы в разное время, первый - в 1940 году, второй - в 1983. Но эта временная дистанция только глубже иллюстрирует преемственность двух писателей в решении чрезвычайно актуальной для XX века темы: темы предупреждения человечества об угрозе фашизма.

Карин Бойе была одной из первых, кто стал логически до конца продумывать те схемы развития общества, которые выдвигали нацисты в Германии. Ее более всего волновало будущее. Поэтому сюжетное время в романе "Каллокаин" отодвинуто от реального на тысячелетия и действие разворачивается в государстве под названием "Империя", в котором победил фашизм. Власти в Империи, как это изображается у К. Бойе, внесли множество новшеств, например, "глаз полиции" и "ухо полиции", но им не удалось подавить человеческую личность, к чему они более всего стремились. И вот тут на помощь властям приходит изобретенный ученым-химиком препарат "каллокаин" (по его фамилии), с помощью которого "можно заставить любого человека рассказывать обо всех своих тайнах, о том, что он раньше скрывал из страха или стыда" (1). Но даже с помощью этого мощного препарата им не удается окончательно разложить личность. И сюжетно роман завершается тем, что ученый-химик в результате войны между двумя Империями попадает в плен и продолжает исследования уже в пользу своих новых хозяев.

Если вглядеться в структуру созданной в романе К. Бойе личности, представляющей из себя некий собирательный образ человека Империи, то можно отметить единство художественного и логического, причем, с мощным доминированием последнего. Но в романе нет ничего сноведческого, ничего галлюционного. Поэтому, думается, вряд ли его можно относить, несмотря на фантастический сюжет, к сюрреалистической литературе, как это делает Эрнст Генри в статье "Стерилизация человека". Жанр созданного К. Бойе произведения будет, пожалуй, правильнее отнести к типу интеллектуальной прозы с четко ощутимым научно-фантастическим слоем и стоящим значительно ближе к реалистической, но не сюрреалистической литературе.

Петер Вайс был глубоко потрясен самоубийством Карин Бойе, ушедшей из жизни в расцвете своего художественного дарования. Роман "Эстетика Сопротивления" был завершен и опубликован в полном объеме спустя сорок три года после романа "Каллокаин". То, чего панически боялась К. Бойе, не случилось. Фашизм не победил. Но возможность его реставрации осталась. Именно поэтому в произведении П. Вайса так ярко звучит одна из главных тем, по существу, та же самая, что и К. Бойе, тема предупреждения человечества об опасности фашизма. Однако сразу бросается в глаза различие в подходе к решению этих тем. Для К. Бойе, как это вытекает из ее концепции в романе, человек и личность - понятия этические. И концепцию личности она почти целиком строит на проблеме нравственного поведения человека в различных, в том числе и экстремальных, условиях.

Для П. Вайса личность человека - это понятие эстетическое. П. Вайс считает, что человек в своей эволюции значительно раньше стал осознавать красоту, прекрасное, чем различать добро и зло. Но к этой идее П. Вайс пришел не сразу. Промежуточным звеном здесь явилась его пьеса "Дознание", поставленная во многих театрах Швеции в 1965 году. Концепция личности в этой пьесе очень напоминает ту, которую вывела К. Бойе в "Каллокаине".

В "Эстетике Сопротивления" П. Вайс делает попытку осмысления борьбы человека не только с фашизмом, но и со злом вообще. И для этого он обращается ко всей истории человечества, запечатленной в прекрасных памятниках искусства. На первый взгляд может показаться, что ничего нового в этом нет. Но на самом деле такого глобального осмысления эстетики борьбы человечества за свое будущее еще никем не предпринималось. Поэтому жанр "Эстетики Сопротивления" можно назвать космогонией, в центре которой стоит человеческая личность, тысячами нитей связанная со всем своим прошлым и устремленная в будущее.

1. Бойе К. Каллокаин. - Антология скандинавской фантастики. М.: Молодая гвардия, 1971, С. 78.

    В. В. СТАРИКОВ
    Николаев



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Конвенты >
1970-1980 | 1981-1990 | 1991-2001 | Другие материалы
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2016
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001