История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

В. Шелухин

К ИСТОРИИ КИНОФАНТАСТИКИ

(на материале зарубежных исследований)

КОНВЕНТЫ ФАНТАСТИКИ

© В. Шелухин, 1988

Тезисы докладов и сообщений на Всесоюз. науч. конференции-семинара, посвящ. творчеству И. А. Ефремова и проблемам науч. фантастики.- Николаев, 1988.- С. 97 - 102.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001

До сегодняшнего дня в нашей стране не издаются и не переводятся книги, которые отражали бы историю кинофантастики хотя бы в одной отдельно взятой стране мира. Судить о зарубежных фильмах этого направления нам трудно (так как мы лишены возможности знакомиться с лучшими и наиболее популярными из них). Обычно приходится опираться на пересказы сюжетов, сделанные зачастую непрофессионально.

Реальную картину развития фантастического кинематографа еще более искажают во множестве публикуемые статьи и издаваемые книги, прямо фантастике не по священные, но, тем не менее, вводящие в массовое сознание самые вздорные о ней суждения. В этой ситуации задача создания истории кинофантастики представляется нам чрезвычайно актуальной с точки зрения не только науки, но и конкурентноспособности фантастического кинематографа. Мы попытались, исходя из наших возможностей, проследить начальный период развития американского фантастического кино, ибо именно Голливуд на протяжении всего звукового периода задает тон на мировом кинорынке. Настоящий набросок истории фантастики Голливуда ограничен с 1906-1950 годами, т.е. охватывает практически никак не освещенный в отечественной специальной литературе период, предшествовавший появлению привычных нам сегодня научно-фантастических лент.

У истоков кинофантастики Голливуда фильм "Сон любителя гренок с сыром" (1906). Первые фантастические картины стремились к одному из двух полюсов - к кошмару или к детской волшебной сказке. Сказка у взрослой аудитории успехом не пользовалась, а ленты, которые по содержанию приближались к "фильму ужасов", пресса обычно именовала "безвкусными" или "отвратительными". Благосклонно критика воспринимала экранизации литературных произведений "Франкенштейн", 1910, реж. Дж. С. Доули, "Жизнь без души", 1915, реж. Дж. У. Смайли, "Доктор Джекиль и мистер Хайд", 1920, реж. Джон С. Робинсон и другие), театральных пьес (те же фильмы о Джекиле и Хайде - не менее шести снято до 1920, "Дьявол", 1909, реж. Д. У. Гриффит и др.), а также произведений на религиозно-моралистическую тему ("Фауст", 1910, ред. Дж. С. Доули, "Цуританские чувства", 1923, реж. Ф. Таттл и др.). Событием немого кино стал "Багдадский вор" (1924, реж. Т.Уолш) с Дугласом Фербенксом в главной роли.

Чем ближе к концу 20-х, тем явственнее становилась в кинофантастике атмосфера, характерная для английских "готических романов". Антагонистом положительного героя или героини все еще выступал таинственно-зловещий персонаж, символ темного, нечистого, сверхъестественного. Неписаные каноны американского кино требовали обязательного рационального объяснения показанных событий, что породило два типа фильмов - "готические", где якобы сверхъестественным событием в финале дается обыденное объяснение ("Призрак Оперы", 1925, реж. Р.Джулиан и Э. Седгвик, "Кот и канарейка", 1927, реж. П. Лени и другие), и ленты с маньяками-экспериментаторами ("Иди и сделай это", 1919, реж. М. Нилан, "Маг", 1926, реж. Р. Ингрем, "Опрометчивая сделка", 1922, реж. У.У орсли). Количество "готических" картин быстро росло в 1927- 1930 годы, варьируя тему смерти и утраты героем не только жизни, но и своей человеческой сути. Этот волнующий, тревожащий какие-то тайные струны человеческой психики материал стал питательной средой, которая взрастила классику голливудской "звуковой" фантастики нового десятилетия.

Барьер психологической несвободы воображения, выражавшийся в неприятии иррациональных сюжетов, был достаточно расшатан, чтобы обрушиться от сильного толчка. Таким толчком послужил фильм "Дракула" (1931, реж. Т.Браунинг). В поиске новых путей привлечения зрителей в условиях Великой Депрессии фирма "Юниверсал" сделала ставку на сенсационную фантастику, перенеся на экран пьесу по роману "ужасов" о графе-вампире. Этот фильм и последовавшая за ним экранизация пьесы по роману Мери Шелли "Франкенштейн" (1931, реж. Дж. Уэйл) положили начало целой веренице фантастических "фильмов ужасов", ставших типологической моделью американской кинофантастики 30-х годов. Ее расхожие мотивы: жизнь после смерти ("Дракула", "Франкенштейн", "Мумия", 1932, реж. К. Фрейнд, "Белый зомби", 1932, реж. В.Гальперин и др.), превращение человека в какое-то иное существо ("Доктор Джекиль и мистер Хайд", 1932, реж. Р. Мамулян, "Лондонский оборотень", 1935, реж. С. Уолкер и другие), трагические последствия научного открытия или эксперимента ("Человек-невидимка", 1933, реж. Дж. Уэйл, "Невидимый луч", 1935, реж. Л.Хиллер и др.). Последние представляли собой "готический" вариант ортодоксальной научной фантастики, где наука и ее аксессуары служили либо заменой магии, либо инструментом мести. Ближе всего к привычной нам сегодня научной фантастике стоял сериал "Флеш Гордон" (1936, реж. Ф. Биб) - беззаботная и незатейливая "космическая опера". Ряд фантастических фильмов 30-х годов трудно причислить к какому-то одному направлению из-за оригинальности их сюжетов - это "Король Конг" (1933, реж. М. К. Купер и Э. Б. Шедсэ), "Черный кот" (1934, реж. Э. Д. Ульмер, "Потоп", 1933, реж. Ф.Фист-младший) и другие.

К концу 40-х годов "фильм ужасов", в рамках которого были сделаны почт все открытия и с которыми связаны почти все вершины кинофантастики предыдущего десятилетия, постепенно утратил свое влияние на ее развитие. После 1945 года не снято ни одного "фильма ужасов", который бы был отмечен художественные поиском. Трудности с отыскиванием новых тем заставляли снимать "продолжения" старых лент ("Сын Франкенштейна", 1939, реж. Р. В. Ли. "Призрак Франкенштейна", 1942, реж. Э.Кентон и т.д.) и подражать им ("Рука мумии", 1940, реж. К.Кабанн, "Плененная дикая женщина", 1943, реж. Э.Дмитрик и др.). Отдельные успехи первой половины 40-х годов - "Сын Франкенштейна", "Доктор Циклопс", (1940, реж. Э. Б. Шедсэк), "Дьявол повелевает" (1941, реж. Э. Дмитрик) и др. - только подчеркивают застой конца десятилетия, когда серия о Франкенштейне выродилась в комедию ("Аббот и Костелло встречают Франкенштейна", 1948, реж. Ч. Бартон), а мелкие независимые фирмы засыпали рынок лентами откровенно низкого уровня, подобными картине "Дочь дьявольского нетопыря" (1947, реж. Франк Висбар).

То, что мы называем ортодоксальной научной фантастикой, в 40-е годы также состояло из повторов и самоподражаний ("Путешествие Флеша Гордона на Марс", 1938, реж. Ф. Д. Биб и Р. Хилл, "Человек-невидимка возвращается", 1940, реж. Дж. Май, "Доктор Джекиль и мистер Хайд", 1941, реж. В. Флеминг и др.).

Однако древняя идея сверхъестественного лежит в стороне от НФ и гораздо шире рамок "фильма ужасов". Более полутора десятка удачных лент было снято вне этих типологических структур. Это ряд фильмов о призраках, комедии Рене Клера "Моя жена - ведьма" (1942) и "Это случилось завтра" (1944),"Портрет Дориана Грея" (1945, реж. А.Левин) и др.

Даже краткий обзор продукции Голливуда в 30-40-е годы позволяет замочить, что к концу этого периода набор лежавших на поверхности тем и сюжетов был исчерпан, новаторские некогда приемы превратились в стереотипы. Ни один фильм с 1946 по 1949 год не может сравниться по эмоциональному воздействию с лентами 30-х годов. Появление на экране мюзик-холльных комиков Аббота и Костелло рядом с прославленными киночудовищами Монстром, Дракулой, Человеком-Волком стало свидетельством наступившего "кризиса жанра". Покончить с ним было сужено обновленной политическими реалиями сложного послевоенного мира ортодоксальной научной фантастике. Но это - тема для дальнейших исследований.

    В. В. ШЕЛУХИН
    Николаев



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Конвенты >
1970-1980 | 1981-1990 | 1991-2001 | Другие материалы
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001