История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

С. Проскуркина

ОПЫТ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ВЫРАЖЕНИЯ ОЦЕНКИ В ПОВЕСТИ А. и Б. СТРУГАЦКИХ «ОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ»

КОНВЕНТЫ ФАНТАСТИКИ

© С. Проскуркина, 1988

Тезисы докладов и сообщений на Всесоюз. науч. конференции-семинара, посвящ. творчеству И. А. Ефремова и проблемам науч. фантастики.- Николаев, 1988.- С. 130 - 133.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001

В повести А. Стругацкого, Б. Стругацкого "Обитаемый остров" реальное и фантастическое сосуществует, взаимодействуют, переплетаются. Следовательно, и оценка явлений действительности производится или с позиций нашего современника, или с позиций фантастических героев. Особое место занимает авторская оценка. В связи с этим и средства выражения оценочного значения будут различличны.

Главный герой повести Максим - незаурядный человек, неординарная, ищущая личность, но он наш современник. Поэтому его размышления об окружающем мире, отношение к нему приобретают в повести различные формы.

С одной стороны, это краткие формулировки (простые, номинативные предложения), отличающие речь нашего современника ("Скука"; "Цивилизация..."; "Душный мир. Неблагополучный, болезненный мир"; "Сумасшедший дом"). В этих предложениях важна не форма, а содержание, тот глубокий смысл, который заключается в одном или двух словах-предикатах, выражающих оценку имплицитно или эксплицитно.

С другой стороны, это распространенные оценочные структуры, отличающиеся некоторыми индивидуальными особенностями, что и является одним из средств характеристики героя.

1. Оценочное выражение, не содержащее объекта оценки. О нем идет речь в предшествующем высказываниях ("Приключение, конечно, но все равно - рутина").

2. В оценочной структуре инфинитив в качестве предицируемого имеет ряд конкретизаторов, которые могут выходить за пределы предложения ("Хорошо бы найти цивилизацию, мощную, древнюю, мудрую. И человеческую...").

3. Обычная оценочная структура, содержащая положительную оценку, включает предицируемое и его конкретизаторы, выражающие отрицательные эмоции ("Недурно было бы здесь заблудиться и провести годик-другой, скитаясь по лесам").

4. В полипредикативной структуре оценочный предикат представляет собой сложное сочетание, которое только в целой структуре создает общее значение "плохо" ("Да и не похоже, чтобы в этих лесах можно было бродить с приятностью: слишком много вокруг железа - дышать нечем...").

5. Оценка построена на отрицании ("Ничего столь нелепого и жалкого он не видел никогда в жизни").

6. Оценка содержится в характеристике ("А другой был - ну совершенное чучело, и чучело жутковатое").

7. Существительное со значением оценки употребляется вместо предикативного наречия ("Так или иначе, а дело мое дрянь...").

8. Полипредикативная оценочная структура содержит элемент со значением утверждения или сомнения ("И все же хорошо, что я вспомнил об этом только сейчас").

Несколько отличаются как содержанием, так и формой оценочные высказывания, принадлежащие жителям острова. Это, в основном, нераспространенные структуры, построенные по однотипным схемам.

1. Оценочный предикат-существительное; объект оценки в структуре не представлен ("Дикарь какой-то, - подумал Гай"). В препозиции возможна аргументация последующей оценки ("Ну ясно - ненормальный"; "По всем признакам - сумасшедший").

2. Структура типа: объект оценки - адъективный оценочный предикат ("Максим нехороший").

3. Однословная оценочная структура ("Плохой"; "Вкусно").

Интересную позицию в оценке происходящего занимает автор. Он может высказывать свое отношение к явлениям действительности ("Он старательно думал о ноль-передатчике, но у него плохо получалось"). И тогда это высказывание имеет типичную структуру. Но чаще, создавая тот или иной образ, автор сливается с ним, и трудно сказать, где размышления героя, а где авторская оценка. Автор и Максим: ("И не то чтобы все это напрасно) "Оказалось недурно, что-то вроде похлебки из печени тахорга, только острее"; "Все было глупо. Вся затея была бездарной..."). Автор и островитяне: ("Нарисовано было здорово, просто замечательно").

Выражая свое отношение к действительности одновременно со своими героями, автор облекает это размышление в ту форму, которая свойственна их высказываниям.

Т. о., выбор средств выражения оценки в повести А. и Б. Стругацких "Обитаемый остров" является одним из приемов создания образа.

    С. Н. ПРОСКУРКИНА
    Николаев



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Конвенты >
1970-1980 | 1981-1990 | 1991-2001 | Другие материалы
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001