История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Р. Арбитман: МЕЖДУ ПРОШЛЫМ И БУДУЩИМ

Документально-фантастический репортаж с V Всесоюзного семинара молодых писателей-фантастов

КОНВЕНТЫ ФАНТАСТИКИ

© Р. Арбитман, 1988

Заря молодежи (Саратов).- 1987.- 28 февр.- С. 9.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2000

1. ИЗ АНКЕТЫ семинара (если бы он ее заполнил): Назад

Год рождения - 1982. Место рождения - Дом творчества писателей имени А. Серафимовича ("Малеевка"). Образован - по инициативе совета по приключенческой и научно-фантастической литературе СП СССР. Цель - способствовать творческому росту молодых фантастов и "приключенцев" всех республик и регионов нашей страны. Средства - Союза писателей СССР. Ближайшие родственники - постоянно действующие семинары молодых фантастов Ленинграда, Москвы и Риги. Родственников за границей - не имеет. С 1985 года проводится в Прибалтике, в Доме творчества писателей имени Я. Райниса (г. Дубулты).

2. ИЗ ДНЕВНИКА участника семинара:

"Стало литературным штампом сравнение дома с плывущим кораблем. Не с чем, скажите, сравнивать стеклобетонную стрелу Дома творчества в Дубултах, взметнувшегося на самом берегу Балтийского моря? В те декабрьские дни в голову лезли одни фантастические аналогии. Космический корабль, нанизывающий парсек за парсеком? Исполинская машина времени? Творилось здесь, во всяком случае, невероятное: изгибы коридоров могли привести в любой уголок Вселенной. Никто, пожалуй, не удивился бы, обнаружив однажды за открывшимися створками лифта красноватую пустыню Марса или яркую россыпь созвездия тау Кита - вид замерзшего побережья океана Соляриса, являвшийся к нам из любого окошка, казался уже рутинным. Что-то странное происходило и со временем. Две недели, что были отпущены нам, вобрали с легкостью мыслимые и немысл1мые эпохи, настоящие и будущие века. Как нам иначе удавалось все успеть сделать, откуда мы черпали время? Встречи с интересными людьми - благодаря стараниям организатора семинара Н. М. Берковой и нашего бессменного старосты В. Бабенко - были запланированы на каждый день.

Писатель-фантаст Еремей Парнов рассказывал нам о любопытном парадоксе буржуазной массовой культуры - сращении оккультизма с научной фантастикой. Переводчик, составитель сборников издательства "Мир" Владимир Баканов говорил о новых тенденциях в зарубежной фантастике 80-х. Теоретический доклад о задачах и возможностях НФ в современном мире прочитал Дмитрий Биленкин. "Человек и биосфера" - так называлось сообщение Александра Шалимова, а Ольга Ларионова вдохновенно рассказывала о "тренировках воображения". Заведующий отделом фантастики "Уральского следопыта" Виталий Бугров продемонстрировал уникальные раритеты, напомнил малоизвестные факты из истории отечественной фантастики. На несколько дней заезжали Вячеслав Рыбаков и Павел Амнуэль со своими новыми произведениями...

А ведь нам еще нужно было читать работы своих товарищей по семинару - в общей сложности сотни страниц. Горы рукописей, чтение которых а обычные дни потребовало бы несколько месяцев, прочитывались (а иногда и не по одному разу), осмысливались и обсуждались в считанные недели. Спать не хотелось: биологические часы наши сконфуженно молчали, не в силах понять своих хозяев, а на ручные часы мы поглядывали юмористически. Ведь самые интересные идеи - после часа ночи, самые гениальные догадки - после двух, озарения - после трех.

А утром все "совы" невероятно как превращались в "жаворонков" и происходило главное - обсуждение представленных рукописей Бледного, взволнованного автора усаживали лицом к лицу с залом. И - начиналось..."

3. ИЗ ПРЕДИСЛОВИЯ к книге "Фантастика молодых", выпуск пятый, составленной по итогам семинара:

"Произведения этого сборника, как и четырех предыдущих, не назовешь традиционными. Вернее, они не имеют ничего общего с дурными традициями НФ литературы - непременными полетами на другой край Галактики, пришельцами, бластерами и т. п. - словом, фантазиями ради фантазий, призванными на короткий срок потешить воображение читателя, не более того. Здесь же фантастическая форма - только оболочка, позволяющая острей и глубже рассмотреть наши земные проблемы. Открывают сборник повести Михаила Успенского из Красноярска "В ночь с пятого на десятое" и "Канцелярия" симферопольца Олега Азарьева, созданные в жанре фантастической сатиры. И в том, и в другом произведении укрупнены, доведены до гротеска те отрицательные явления и факты дня сегодняшнего, на которые закрывать глаза мы не имеем права.

Так возникает в повести М. Успенского - остроумной проекции саркастических булгаковских дьяволиад на хорошо узнаваемые читателями реалии современной жизни - хождение героя по кругам бюрократического ада, где на решение пустякового вопроса может быть потрачена целая жизнь. Так появляется злобное божество на одной из планет - Ее Величество Канцелярия, ставшая в повести О. Азарьева страшноватым символом чиновничьей утопии, когда для безупречного функционирования аппарата живые люди вокруг - лишь досадная помеха... Завершает первый раздел молодежного сборника цикл новелл москвича Виталия Бабенко "Приблудяне", в которых поведение, поступки миролюбивых и забавных инопланетян, расселившихся по гостеприимно приютившей их Земле, служат своеобразным тестом для нас с вами, наших привычен, невольно проверяются наши жизненные ценности - подлинные и мнимые.

Центральные идеи произведений, объединенных во втором разделе книги, читателям открываются не сразу и, вполне возможно, не с первого прочтения. Повесть "Санаторий" Владимира Хлумова (Москва) можно рассматривать как остросюжетный детектив с неожиданными поворотами, погонями, похищениями, побегом и всеми прочими атрибутами жанра. А можно - как философскую притчу о "нетривиальных" путях прогресса, о благополучии, спокойствии и комфорте, за которые иной раз приходится платить слишком дорого...

История доктора Фауста, в который раз уже рассказанная по-новому, стала связующей нитью в причудливом коллаже исторических фрагментов и очень "земных", погруженных в быт эпизодов из жизни рядового инженера (повесть москвича Вадима Панова "Углы падения и отражения"). Герой повести, словно подвешенный между обыденным и фантастическим, между жизнью и смертью, между прошлым и будущим, - ничем внешне не примечательный человек, один из нас - и не потому ли следим мы за его судьбой с таким сочувствием и пониманием..."

4. ИЗ ДНЕВНИКА участника семинара:

"Помните одного из персонажей "Улитки на силоне" братьев Стругацких, который глубокомысленно уверял всех, что его научат писать стихи потому, дескать, что у него хороший почерк? В самом деле, наивно предполагать, будто за две недели можно научиться писать фантастику. Так что же может семинар? Наверное, прежде всего, помочь молодому автору осознать свои силы, способности. Тон на семинаре задает малочисленная, но очень активная секция критиков - она здесь организована впервые, а порядке эксперимента, и с первых же дней доказала свое право на существование. Очень разные выступления наших критиков - эмоционального и ироничного Владимира Гопмана из Москвы, склонного к неожиданным обобщениям ташкентца Алексея Мельникова, корректного, сдержанного а оценках знатока деталей и подтекстов Дмитрия Бака из Кемерова, наконец, громогласного адепта сугубо литературоведческих подходов аспиранта Московского пединститута Константина Рублева, - сразу определяют настрой обсуждения, мобилизуют остальных, не дают отмолчаться.

В центре споров оказываются новый роман москвича Александра Силецкого, сложное, интересное произведение, и романтическая фантастика Людмилы Козинец из Киева, и весьма неординарные повести Евгения Дрозда (Минск), Алины Болото (Горловка), Марины Бернацкой (Калуга), многих других,..".

5. ГОВОРЯТ руководители семинара.

Писатель-фантаст Владимир Михайлов: "По сравнению с прошлым годом вырос уровень обсуждений, здесь помогли критики, внесшие чисто "профессиональные" мотивы в разбор рукописей. Высок уровень и самих обсуждаемых произведений. Некоторые из участников - среди них В. Бабенко, М. Успенский, А. Силецкий - сами могли бы уже руководить группами, быть членами творческих союзов. Остальные - безусловно, одаренные, преданные фантастике люди. Всем им нельзя останавливаться на достигнутом, некоторым надо еще что-то находить: иногда свою тему, свою линию, своего героя. Кто-то еще, возможно, не нашел по-настоящему себя, но есть у нас уверенность - и эти авторы будут плодотворно работать в жанре НФ. Стоит отметить, что антивоенная тема присутствует едва ли не в половине вещей - это еще раз доказывает верную направленность нашей молодой фантастики, ее социальный заряд".

Писатель-фантаст Сергей Снегов: "На семинаре представлены все самые известные темы, которые существуют в мировой фантастике, все направления. В числе произведений участников - "экологическая", социальная, психологическая фантастика. Как правило, величайшая беда современной фантастики в том, что личность самих авторов скрывается за проблемами, которые ставятся в их произведениях. Мне очень приятно, что в данном случае можно говорить о вещах, каждая из которых несет своеобразие человека, ее создавшего, - молодые авторы умеют писать по-своему".

6. ГОВОРЯТ участники семинара.

Владимир Хлумов: "Писать я начал совсем недавно, в подобных обсуждениях участвую впервые. На мой взгляд, семинар помогает выработать некие новые эстетические критерии оценки фантастики. Только здесь, когда знакомишься с интересными произведениями, которые нигде в другом месте не прочтешь, начинаешь по-иному смотреть на то, что сегодня в НФ литературе публикуется".

Михаил Успенский: "Рад был увидеть, что для многих членов семинара фантастика не является самоцелью, а лишь художественным приемом, используемым по мере надобности. Хорошо, что молодые авторы не сковывают себя жанровыми канонами и не забывают, что фантастика, всегда была излюбленным средством сатиры".

Вадим Панов: "Очень было интересно познакомиться с тем, что создано нового в фантастике, с самими авторами. Должен сознаться, что уровень обсуждений здесь гораздо выше, чем у нас в Литинституте".

Константин Рублев: "Любое литературное явление становится полноценным только тогда, когда обретает самосознание в критике. Критика, в свою очередь, должна иметь объективные ориентиры а понимании такого сложного, стремительно развивающегося явления современной культуры, как научная фантастика, здесь и, должно прийти на помощь академическое литературоведение. Что я и попытался наглядно показать на наших обсуждениях".

7. НЕОБХОДИМОЕ ПОСЛЕСЛОВИЕ.

Читатели, конечно, догадались, что бесполезно искать в библиотеках пятый выпуск сборника "Фантастика молодых". Он не вышел (как, впрочем, и четыре предыдущих) и отнюдь не по вине авторов или руководителей семинара. Напротив, неоднократно подчеркивалось, что многие произведения "урожая" семинаров 1982 - 1986 гг. достойны публикации. Писались положительные отзывы, давались рекомендации, совет по приключенческой и НФ литературе давно уже на специальном пленуме принял решение о необходимости издания таких книг. Материалов уже может хватить на несколько толстых томов... Все пока безрезультатно. В чем же причина непонятного бездействия крупнейшего нашего издательства "Молодая гвардия"? И, в частности, заведующего редакцией фантастики Владимира Щербакова, известного как автора фантастических романов "Семь стихий" и "Чаша бурь"?

Полагаем, что над этим вопросом издателям стоит задуматься. Но это - в будущем. А пока читателям остается следить за периодикой. Потому что многие журналы - центральные, республиканские, "тонкие" и "толстые" - высокий - литературный уровень произведений "выпускников" Малеевки и Дубулт уже давно признали.

    Роман АРБИТМАН.



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Конвенты >
1970-1980 | 1981-1990 | 1991-2001 | Другие материалы
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2021
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001