 Msg  : 106 из 1131
 From : Max Cherepanov                      2:5010/200.20   Втр 15 Фев 00 22:48
 To   : Stanislav Shramko                                   Чтв 17 Фев 00 16:58
 Subj : Закрытый город
                    Привет, Stanislav!
 -----------------                                       ---------------------
14 Фев 00 Stanislav Shramko wrote to Max Cherepanov about
"Закрытый город":

 SS>     В любом случае, твои пристебки лишены смысла. Напоминает эта лабуда
 SS> закидывание помидорами. Застебать можно всё. ;)

 Сдержанно-ироничный подход к разбираемому тексту - имхо, оптимальный
 вариант. И ляпов не упускаешь, и не обижаешь человека. Если он
 способен воспринимать критику, естественно.

 SS>     На совести соавтора. :-(((

 Там еще и соавтор был? 8-( ) На двадцати килобайтах?

 SS>     Но -- сорри за привнесенную ассоциацию.

 Да нет, при чем тут это, на кой ты извиняешься. Я же не говорю, что
 это плохо или хорошо, просто отмечаю факт. Любой текст вызывают уйму
 ассоциаций, одни послабее, другие поярче. Плохо лишь, когда они бывают
 неконтролируемые и слишком явные - тогда могут обвинить в
 эпигонстве, подражательстве. Здесь не тот случай.

 SS>     А ты, я вижу, крутой парень. ;)

 Брось, я только учусь ;)) А грамотность у меня врожденная.
 Но и то иногда ляпы бывают. Нельзя не ошибаться, не ошибается
 только бездействующий. Ошибки - это опыт ;))

 SS>     А он об этом знает?

 Догадывается. Он, конечно, тип не от мира сего, но голова-то у
 него на плечах есть. Плюс ко всему у них в городе должны ходить
 жуткие слухи про мир вне периметра. Пропаганден, пропаганден...

 SS>     Закрытый город -- единственный в своем роде. ;)

 Тогда куда? В Открытый Город? А почему тогда прогрессоры Открытого
 Города не осаждают несчастных, заперших себя в клетке?

 SS>     Именно. Но некоторые считают, что "раз понял, что это -- трава,
 SS> то уйдет, это совершенно ясно".

 Некоторые судят жителя иного мира по себе. Распространенная ошибка.

 SS>     Ты уверен? Я -- нет.

 Ничто не ново под солнцем. Но если они действительно были первыми, то
 им очень повезло - раз, и в городе крайне инертный и забитый народ -
 это два.

 SS>     Вряд ли. Там у людей психология кабинетных кроликов, не способны
 SS> они на пулеметы лезть.

 Точно, забитые.

 SS>     ;) Возможно, еще не определился с целями.

 Начало он положил верное... для него в городе нет перспектив...

 SS>     Вряд ли, он не настолько чудовище.

 Чудовище - не чудовище, а кушать на двенадцатый день перехода по
 заснеженной тайге без оружия и огня хочется. Смертельно.

 SS>  Hо ход твоих мыслей мне -- честно! -- нравится. ;)

 Бескорыстная доброта - исчезающе редкое явление в этом мире ;))
 Да и во многих других, надо полагать.

Bye-bye, Stanislav!
[ Team Бесцветные Джедаи ] [ Team Nautilus ] <www.hobober.de> \ /
 From : Elena Kleschenko                    2:5020/990      Срд 16 Фев 00 12:43
 To   : Max Cherepanov                                      Чтв 17 Фев 00 16:59
 Subj : У конца времен [1/3]
Hello Max!

15 Feb 00 20:55, Max Cherepanov (2:5010/200.20) отписал к Elena Kleschenko:

 MC>  Труднее всего выполнить пожелание насчет оптимизма текста. Почему-то
 MC>  постоянно так выходит, что "в конце все умерли". Или глухая
 MC> безнадега, или что-нибудь выползает из тьмы и всех с треском хавает,
 MC> или просто сдержанно-угрюмая концовка. И легкого, светлого и
 MC> подпрыгивающего почему-то не получается.

 MC>  Какой климат в обществе, такие и рассказы... :)

Отговорка не пpинимается. Можно подумать, Стругацкие, Тэффи, Евгений Шварц,
О.Генpи, Марк Твен жили и работали в раю земном. На самом деле вы, господа, сами
не желаете писать весело, с тех пор как слова "оптимист" и "дурак" окончательно
стали синонимами - иначе говоpя, с тех пор как вошел в моду поверхностный
цинизм. Обрати внимание на твои эпитеты: "легкий, светлый и ПОДПРЫГИВАЮЩИЙ".
Всем сразу становится понятно, что писать веселые рассказы глупо. Самой даже
как-то стыдно стало за "Лишний час". ;)

Хотя я понимаю, что сердцу не прикажешь, и поэт сам волен выбирать темы. Лично
для тебя: если у тебя в сокровищнице есть рассказы, лишенные оптимизма, но, по
твоему мнению, хорошие, пpисылай. Веселые рассказы мы любим, но когда у нас есть
среднего качества веселый рассказ и очень хороший, но страшный, мы выбираем
все-таки по литературному уpовню.

С уважением
                                Лена.

--- GolDed
 * Origin: Silver Wings BBS (095)382-27-53,00:00-08:00 (2:5020/990)
- RU.SF.SEMINAR (2:5010/30.47) --------------------------------- RU.SF.SEMINAR -
 From : Stanislav Shramko                   2:5000/111.40   Чтв 17 Фев 00 18:25
 To   : Max Cherepanov                                      Чтв 17 Фев 00 23:56
 Subj : Закрытый город
Ныне радуйся, Max!

Tuesday February 15 2000 22:48, Max Cherepanov wrote to Stanislav Shramko:

 MC>  Сдержанно-ироничный подход к разбираемому тексту - имхо, оптимальный
 MC>  вариант. И ляпов не упускаешь, и не обижаешь человека.

    Эпиграф -- ляп? Где? В каком месте? И как комментарии по тексту эпиграфа
соотносятся с комментариями текста? :))

 MC> Если он способен воспринимать критику, естественно.

    Ессно.

 MC>  Там еще и соавтор был? 8-( ) На двадцати килобайтах?

    А ты вещь вообще читал? :)

> [...]
 MC> бывают неконтролируемые и слишком явные - тогда могут обвинить
 MC> в эпигонстве, подражательстве. Здесь не тот случай.

    А что здесь?

 MC>  Брось, я только учусь ;)) А грамотность у меня врожденная.

    А у кого же нет?

 MC>  Но и то иногда ляпы бывают. Hельзя не ошибаться, не ошибается
 MC>  только бездействующий. Ошибки - это опыт ;))

    Во!.. :-)

 MC>  Догадывается. Он, конечно, тип не от мира сего, но голова-то у
 MC>  него на плечах есть. Плюс ко всему у них в городе должны ходить
 MC>  жуткие слухи про мир вне периметра. Пропаганден, пропаганден...

    Хуже: в городе наличие внешнего мира и даже периметра не слишком
афишируется. Hамеренно. Кабинетные кролики становятся такими не потому, что не
хотят бороться. ;)

 MC>  Тогда куда? В Открытый Город? А почему тогда прогрессоры Открытого
 MC>  Города не осаждают несчастных, заперших себя в клетке?

    Там обычные города. А это -- эксперимент над общественным сознанием;
секретный, разумеется...

 MC>  Точно, забитые.

    Yep.

 MC>  Начало он положил верное... для него в городе нет перспектив...

    В город его _сослали_. Разумеется, перспектив нетути.

 MC>  Чудовище - не чудовище, а кушать на двенадцатый день перехода по
 MC>  заснеженной тайге без оружия и огня хочется. Смертельно.

    Там не заснеженная тайга. Там нормальный мир, очень похожий на наш. Лишенный
прогресса и уклада Закрытого Города. За всё надо платить. :-)

 MC>  Бескорыстная доброта - исчезающе редкое явление в этом мире ;))
 MC>  Да и во многих других, надо полагать.

    Правильно.

С уважением,
       Станис Шрамко.
... Мерседес - бенц, а мы - еще нет!..
--- GoldED+/386 1.1.1.2
 * Origin: Winter Tale House (2:5000/111.40)
- RU.SF.SEMINAR (2:5010/30.47) --------------------------------- RU.SF.SEMINAR -
 From : Konstantin Boyandin                 2:5020/400      Птн 18 Фев 00 12:20
 To   : All                                                 Птн 18 Фев 00 19:57
 Subj : Лишний час
From: ralionmaster@geocities.com (Konstantin Boyandin)

  Здравствуйте, Елена!

  Очень редко вижу в Сети/FIDONet рассказы, которые сразу
нравятся. И, как сказал Shumil, не вызывают желания придраться
(вообще-то я страшно люблю придираться).

  Большое спасибо за рассказ!

  Успехов!

Konstantin Boyandin
Личная страница: http://www.cnit.nsu.ru/~mbo
Проект Ралион: http://ralion.id.ru
--- ifmail v.2.15dev4
 * Origin: Novosibirsk State University (2:5020/400)
- RU.SF.SEMINAR (2:5010/30.47) --------------------------------- RU.SF.SEMINAR -
 From : Mikhail Zislis                      2:5020/614.31   Суб 19 Фев 00 00:05
 To   : Max Cherepanov                                      Пон 21 Фев 00 12:38
 Subj : Закрытый город
-  Max, 's that you?..  -

15 Feb 00 22:48, Max Cherepanov conversed with Stanislav Shramko:

 MC>  Там еще и соавтор был? 8-( ) На двадцати килобайтах?
      Ну да, блин, что за гадость. Вестимо, соавторов берут ну исключительно
ради объема -- если надо наваять что-нибудь такое килобайтесов эдак на тыщу.
      Злой ты.

  Black Corsair

... Книжный Армагеддон http://z-foundation.mosbusiness.ru/megiddo/
--- [dosadi@aha.ru]
- RU.SF.SEMINAR (2:5010/30.47) --------------------------------- RU.SF.SEMINAR -
 From : Vitaliy Kalinin                     2:5025/3.24     Птн 18 Фев 00 23:52
 To   : Elena Kleschenko                                    Пон 21 Фев 00 12:38
 Subj : Лишний час 3/4
Приветствую тебя Elena!

09 Feb 28 16:54, Elena Kleschenko wrote to All:

 EK>      Волосы у него были рыжеватые, до плеч. Пряди рассыпались, и я
 EK> увидела его ухо. Острое, треугольное, с отчетливым изломом верхнего
 EK> края.
 EK>      Нет, господа, не уговаривайте меня. Все на свете бывает. Чокнутый
 EK> любитель фэнтези или ученик какой-нибудь школы магии может выучить
 EK> рунический алфавит. Может уверовать в силу рун и довести себя до
 EK> обморока. Может сам себе шить наряды, может купить в отделе бижутерии
 EK> жемчужину речи и жемчужину слуха. Но пластическая операция,
 EK> имитирующая эльфийское ухо!..

Мне недавно (на "Кардиостиме", в Питере) хиругр из ин-та Бакулева рассказал
такую историю. Он подрабатывает в пластической хирургии, и среди опраций на
ушных раковинах в основном идет коррекция "лопоухости". Одако за последний год
было три обращения с просьбой "заострить уши, ". Представтье себе реакцию
хирургов :-)

С уважением,
    Vitaliy.

--- GoldED 2.50+
 * Origin: Опыт обманчив, суждение трудно ... (2:5025/3.24)
- RU.SF.SEMINAR (2:5010/30.47) --------------------------------- RU.SF.SEMINAR -
 From : Eugeny Kuznetsov                    2:5030/818.24   Суб 19 Фев 00 08:28
 To   : Elena Kleschenko                                    Пон 21 Фев 00 22:45
 Subj : Лишний час 1/4
         .pивет, Elena.

   . <09 февpаля 2028>  Elena Kleschenko -=. All:

 EK> Лишний час

    Рассказ понpавился и оставил очень хорошее впечатление.
    Но есть пара вопросов - уж извиняюсь за сою природную въедливость.

    1/ Очень долго пытался понять, где в нашем времени (а жесткость пpивязки не
позволяет отвеpтеться, и сказать, что это просто очень похожее место) можно
найти "противень с кипящим маслом", и как его расплескав масло можно ударить им
по заду (?) занявшего боевую стойку человека. Не пpедставил. Ввиду чего сцена
полностью выпала и стала несколько чужеpодной.

    2/ Не знаю, как кому, но мне всегда слишком явное прописывание образа автора
в вещи не очень нpавится. Использование служебного положения в личных целях ;-)
И еще потому - что потом окажется, что это вовсе и не автор, но читателю уже от
такого пpедставления о нем не отделаться (вспомним Лукьяненку в ОВ - уж он
отмывается, болезный, ан нет). Если бы была "просто дама", было бы и не хуже, и
безопаснее.

    3/ Под конец логичность связей просто pассыпается. Сначала долго говоpится о
тpудностях переходов, о всяких добрых делах (кстати, я убей не понял подвязку
дела с беременной - он ей помог, дело доброе, проблема то в чем? Почему там идет
рассуждение, что "не всякое доброе дело таковым является?"). А в конце он к
героине "просто так заходит". Причем - эта сцена с пьяным ландскнехтом - это он,
получается, должен был из мира, где он подрабатывал, перейти в наш, чтобы
навестить знакомую - а потом обратно - 2 (или даже 4) перехода - а смысл? Если
это так просто - то в чем вообще проблемы, если так сложно - то странно, что он
вообще дошел (нажравшись до потери рассудка)... То есть логика потеpялась.

         Удачи!
                            / Eugeny

--- Для тех кто в танке - все вышесказанное IMHO
 * Origin: ... Поставили его к стенке - и pазбудили... (FidoNet 2:5030/818.24)
- RU.SF.SEMINAR (2:5010/30.47) --------------------------------- RU.SF.SEMINAR -
 From : Vyacheslav Levenkov                 2:5005/105.666  Втр 15 Фев 00 23:42
 To   : Nataly Kramarencko                                  Пон 21 Фев 00 22:45
 Subj : ЭНБ: 2
     Hall ubel, Nataly!

 Monday January 31 2000 22:37, Nataly Kramarencko писал(а) к Vyacheslav
Levenkov:

 NK> Hикак. Там надо или пpидиpаться к каждой строчке, или - пpопyстить по
 NK> пpинципy "сойдет"...

    нужно , и еще раз нужно , так что придирайтесь...

--- GEcho/32 1.20/Pro
 * Origin: она придет на крыльях Тьмы и Смерти... (2:5005/105.666)
- RU.SF.SEMINAR (2:5010/30.47) --------------------------------- RU.SF.SEMINAR -
 From : Vyacheslav Levenkov                 2:5005/105.666  Втр 15 Фев 00 23:43
 To   : Nataly Kramarencko                                  Пон 21 Фев 00 22:45
 Subj : ЭНБ: критикуйте !
     Hall ubel, Nataly!

 Monday January 31 2000 22:56, Nataly Kramarencko писал(а) к Vyacheslav
Levenkov:

 NK> Которого бyдyт охpанять не хyже маститого СБшника:)...

 NK> Бp-p-p... Стоп-стоп-стоп. Так к чемy все это? То есть yбийство здесь никак
 NK> не относится к сюжетной линии? И тебе просто надо показать этот самый
 NK> новый тип взpывчатки? Я правильно поняла?

    не правильно , просто по федерации идет серия террактов с применением этого
типа взрывчатки , и уничтожают объекты и людей работающих на исследования
космоса.... и этот конструктор , просто первый терракт , когда все еще не совсем
гладко отработано,  далее террористы будут поступать более умнее.

 NK> эффектно и кyда более эффективно, чем y тебя (ты yж извини:) ). Hо
 NK> подсказывать не бyдy - сам догадайся:)))

    не туда тебя потянуло , не туда...

 NK> Кстати:)... А как взрывчатка может быть направленна на пpекpащение
 NK> исследований космоса?:) (Перечитай внимательно то, что ты мне
 NK> написал:)....)

    гм... я просто немного не так написал... бывает...

--- GEcho/32 1.20/Pro
 * Origin: SUICIDE and you forever free... (2:5005/105.666)
- RU.SF.SEMINAR (2:5010/30.47) --------------------------------- RU.SF.SEMINAR -
 From : Vyacheslav Levenkov                 2:5005/105.666  Втр 15 Фев 00 23:46
 To   : Tim Kelly                                           Пон 21 Фев 00 22:45
 Subj : ЭHБ: критикуйте !
     Hall ubel, Tim!

 Tuesday February 01 2000 09:02, Tim Kelly писал(а) к Vyacheslav Levenkov:

 TK>     Эти лекции в школах дают... До восьмого класса. Как пpавило.

    Эх.ххх... школа... давно ведь это было , ой как давно...

 TK>     H-дя...  А стоит ли тянуть именно туда?  IMHO, нет...

    а я ведь никуда ее и не тяну , я пишу так как пишется... старюсь развивать
сложность фраз , и делать описания побогаче... а что получиться в итоге , будут
уже судить читатели... и кpитики...

--- GEcho/32 1.20/Pro
 * Origin: Мы видим сквозь прогнившие глаза... (2:5005/105.666)
- RU.SF.SEMINAR (2:5010/30.47) --------------------------------- RU.SF.SEMINAR -
 From : Vyacheslav Levenkov                 2:5005/105.666  Втр 15 Фев 00 23:48
 To   : Nataly Kramarencko                                  Пон 21 Фев 00 22:45
 Subj : ЭНБ: критикуйте !
     Hall ubel, Nataly!

 Tuesday February 01 2000 02:23, Nataly Kramarencko писал(а) к Vyacheslav
Levenkov:

 NK> :)))))
 NK> От скромности ты не yмpешь, то так, наверное, и надо.
 NK> Что до сюжета... Вынyждена тебя pазочаpовать:) _Все_ сюжеты в фантастике
 NK> yже разработаны, и веpоятность пpидyмать что-то нy совсем-совсем новое
 NK> практически равна нyлю.

    Ну как ни странно но у Лукьяненко раз на раз , но и появляется кое-что
новое... иногда и другие удивляют... хотя может это просто я не так начитан ?

 NK> Что бы ты ни написал, всегда можно найти что-нибyдь похожее. А вот
 NK> создать новое воплощение, по-новомy показать
 NK> стаpyю пpоблемy - это да, это ход.

    Мое , имхо , что новое всегда можно изобрести... вот ту же металическую
музыку уже играют 15-20 лет , с применением двух гитар , бас-гитары и барабанов
и постоянно делают что-то новое... фантазия человека безгранична !

 NK>  А тyт yж все только от твоих мозгов зависит, которые yкpасть
 NK>  сложно:)

   Логично... что-то действительно в этом есть...
но опять же если я вывалю в эху 169 кб своих умственных излияний , к тому же еще
и не доведенных до логичного конца , вам дурно не станет ?

--- GEcho/32 1.20/Pro
 * Origin: March to the Pure Black Holocaust. (2:5005/105.666)
- RU.SF.SEMINAR (2:5010/30.47) --------------------------------- RU.SF.SEMINAR -
 From : Max Cherepanov                      2:5010/200.20   Птн 18 Фев 00 22:25
 To   : Stanislav Shramko                                   Пон 21 Фев 00 22:46
 Subj : Закрытый город
                    Привет, Stanislav!
 -----------------                                       ---------------------
17 Фев 00 Stanislav Shramko wrote to Max Cherepanov about
"Закрытый город":

 SS>     Эпиграф -- ляп? Где? В каком месте? И как комментарии по тексту
 SS> эпиграфа соотносятся с комментариями текста? :))

 Я не про эпиграф, а про подход к критике вообще.

 SS>     А ты вещь вообще читал? :)

 Разумеется. Понятно, когда соавтор в романе... в повести. Но в рассказе?

 SS>     А что здесь?

 Здесь - возникает явная ассоциация с "Геномом". Может быть, ничего
 подобного и в помине нет, и это мои личные глюки. А может, есть.
 Второе вероятнее ;))

 SS>     А у кого же нет?

 Масса народу без грамотности вообще, не говоря уж о врожденной.
 Вот Серж Калабухин, например ;))

 SS>     Хуже: в городе наличие внешнего мира и даже периметра не слишком
 SS> афишируется. Hамеренно. Кабинетные кролики становятся такими не потому,
 SS> что не хотят бороться. ;)

 Легенды должны быть все равно.

 SS>     Там обычные города. А это -- эксперимент над общественным
 SS> сознанием; секретный, разумеется...

 Цель эксперимента?

 SS>     В город его _сослали_. Разумеется, перспектив нетути.

 Опасно ссылать в город человека, знающего правду о внешнем мире.
 Проще убить.

 SS>     Там не заснеженная тайга. Там нормальный мир, очень похожий на
 SS> наш. Лишенный прогресса и уклада Закрытого Города. За всё надо
 SS> платить. :-)

 Что же, тогда у них есть шанс ;)

 P.S. Что тебя в инете не видно?

Bye-bye, Stanislav!
[ Team Бесцветные Джедаи ] [ Team Nautilus ] <www.hobober.de> \ /
 * Origin: Не любишь проигрывать? Не проигрывай. (2:5010/200.20)
- RU.SF.SEMINAR (2:5010/30.47) --------------------------------- RU.SF.SEMINAR -
 From : Stanislav Shramko                   2:5000/111.40   Пон 21 Фев 00 16:12
 To   : Max Cherepanov                                      Пон 21 Фев 00 22:46
 Subj : Закрытый город
Ныне радуйся, Max!

Friday February 18 2000 22:25, Max Cherepanov wrote to Stanislav Shramko:

 MC>  Разумеется. Понятно, когда соавтор в романе... в повести. Но в
 MC> рассказе?

    А что ограничивает? ;)

 MC>  Масса народу без грамотности вообще, не говоря уж о врожденной.
 MC>  Вот Серж Калабухин, например ;))

    ;-))

 MC>  Легенды должны быть все равно.

    Вряд ли. Легенды возникают из общения. А там нету традиции общаться.

 MC>  Цель эксперимента?

    Проверка, потянут ли люди такой строй.

 MC>  Опасно ссылать в город человека, знающего правду о внешнем мире.
 MC>  Проще убить.

    Почему? Если он сбежит, тогда его убьют. А какой вред от него в городе?

Stanislav

--- GoldED+/386 1.0.0
 * Origin: Winter Tale House (2:5000/111.40)
- RU.SF.SEMINAR (2:5010/30.47) --------------------------------- RU.SF.SEMINAR -
 Msg  : 120 из 1131
 From : Max Cherepanov                      2:5010/200.20   Вск 20 Фев 00 23:32
 To   : Mikhail Zislis                                      Втр 22 Фев 00 08:29
 Subj : Закрытый город
                    Привет, Mikhail!
 -----------------                                       ---------------------
19 Фев 00 Mikhail Zislis wrote to Max Cherepanov about
"Закрытый город":

 MZ>       Ну да, блин, что за гадость. Вестимо, соавторов берут ну
 MZ> исключительно ради объема -- если надо наваять что-нибудь такое
 MZ> килобайтесов эдак на тыщу.

 Это вообще очень интересный вопрос - зачем соавторы нужны тому или
 иному райтеру. Понятны случаи, когда люди изначально работают в
 паре - АБС, Ильф и Петров, Олди. Понятны также случаи, когда делается
 халтура - негр пишет мясо, потом это мясо шлифуется человеком, чье
 имя стоит на титуле книги - одно или с именем негра.

 Интереснее случай более редкий - когда двое пишут книгу вместе по той
 причине, что так, по их мнению, получится лучше для книги - то есть
 1+1 не будет равно двум, а в сумме даст нечто большее - 3, 5 или 10.
 Но в любом случае, это имеет смысл лишь на большом объеме, около романа.
 Кб 500-700 как минимум.

 MZ>       Злой ты.

 По памяти процитирую Д.Быкова, может чуть неточно...

 Твердая почва надежных правд
 Не по мою стопу.
 Я, как некий аэронавт,
 Выброшен в пустоту.
 Покуда не исказил покой
 Черт моего лица,
 Боюсь, ни с одной рекой
 Не слиться мне до конца.
 Какое на небе не горит
 Солнце или салют
 Меня уже не растворит
 Ни один абсолют.

 _sic_

 Можно снять с меня первый слой,
 Можно содрать шестой.
 Под первым слоем я буду злой,
 А под шестым - пустой.

Bye-bye, Mikhail!
[ Team Бесцветные Джедаи ] [ Team Nautilus ] <www.hobober.de> \ /
 * Origin: Не любишь проигрывать? Не проигрывай. (2:5010/200.20)
- RU.SF.SEMINAR (2:5010/30.47) --------------------------------- RU.SF.SEMINAR -
 Msg  : 121 из 1131
 From : Slawa Alexeew                       2:5020/614      Пон 21 Фев 00 23:52
 To   : Max Cherepanov                                      Втр 22 Фев 00 08:29
 Subj : Закрытый город
              Приветствую тебя, Max!
Продолжу разговор от 20 Feb 00 в 23:32 между Max Cherepanov и Mikhail Zislis:
-----------
> [...]

 MC>  1+1 не будет равно двум, а в сумме даст нечто большее - 3, 5 или 10.
 MC>  Но в любом случае, это имеет смысл лишь на большом объеме, около

   Во-первых, разноплановость. Одному сложно оценить многоходовую ситуацию и
учесть все возможные варианты развития того или иного сюжета; во-вторых,
характеры и диалоги. Один автор может сгенерить речь и ход мысли трех-пяти
персонажей (которые, кстати, будет срисовывать со своих знакомых), а если их
больше? - вот и получаются остальные "картонными". Да и по основной
тройке-пятерке главных ("прописанных") героев - читаешь их диалоги и не
понимаешь - кто где говорит, ибо у всех однотипная речь с одинаковыми оборотами
и черты характера во многом схожи. Совсем иной расклад в книгах соавторов,
особенно, если каждый "ведет" своих персонажей. И, наконец, одна из главных
причин - при обсуждении вдвоем-втроем генерится много больше идей, чем у тех же
людей, но по одиночке. Впрочем, для последнего случая опытные авторы приглашают
"бетта-тестеров", а как быть начинающим? Замыкаться на двух-трех персонажах и не
писать больших вещей, или брать соавтора? Что легче и дешевле?
  И еще один момент, у двоих - знаний по разным темам, которые могут
понадобиться в произведении - в трое-четверо больше, особенно, если они имели
ранее совсем прямо противоположные интересы. Охват нужных знаний и умений -
"ширее".

     Max, всего Вам наилучшего!
                    Slawa (23:33).

---
 * Origin: Pirates BBS, 00:00-07:00, ZyX (2:5020/614)
- RU.SF.SEMINAR (2:5010/30.47) --------------------------------- RU.SF.SEMINAR -
 Msg  : 122 из 1131
 From : Mikhail Zislis                      2:5020/614.31   Втр 22 Фев 00 00:14
 To   : Max Cherepanov                                      Втр 22 Фев 00 08:29
 Subj : Закрытый город
-  Max, 's that you?..  -

20 Feb 00 23:32, Max Cherepanov conversed with Mikhail Zislis:

> [...]
 MC>  1+1 не будет равно двум, а в сумме даст нечто большее - 3, 5 или 10.
 MC>  Но в любом случае, это имеет смысл лишь на большом объеме, около
      Ашибаисси. Бывает еще такое соавторство -- идеи от одного, образы -- от
другого. Имеет смысл на любых объемах (в частности, на объеме рассказа, и не
надо говорить, что не бывает; еще как бывает). Вопрос концентрации того или
иного автора в непосредственно тексте мы сейчас не рассматриваем, нес па?
Ну и смотри, опять же, ответ тебе Славы.

 MC>  По памяти процитирую Д.Быкова, может чуть неточно...
 MC>  Ни один абсолют.
      Водка? :)

 MC>  Под первым слоем я буду злой,
 MC>  А под шестым - пустой.
      ОК, продолжаем сдирать слои...  =)

--- [dosadi@aha.ru]
- RU.SF.SEMINAR (2:5010/30.47) --------------------------------- RU.SF.SEMINAR -
 From : Serg Kalabuhin                      2:5020/400      Втр 22 Фев 00 06:59
 To   : All                                                 Втр 22 Фев 00 22:34
 Subj : Re: Закрытый город
From: "Serg Kalabuhin" <odyssey@kolomna.ru>

Привет!
Max Cherepanov <Max.Cherepanov@p20.f200.n5010.z2.fidonet.org> пишет в
сообщении:950912749@p20.f200.n5010.z2.ftn...

>  SS>>> В любом случае, твои пристебки лишены смысла. Напоминает эта
>  SS>>> лабуда закидывание помидорами. Застебать можно всё. ;)
>  MC>> Сдержанно-ироничный подход к разбираемому тексту - имхо, оптимальный
>  MC>> вариант. И ляпов не упускаешь, и не обижаешь человека.

>  MC>> Брось, я только учусь ;)) А грамотность у меня врожденная.
>  SS>     А у кого же нет?
>
>  Масса народу без грамотности вообще, не говоря уж о врожденной.
>  Вот Серж Калабухин, например ;))

"Хамите, парниша!" (с)
Ты действительно стал писать лучше,чем раньше. Но я вообще не вмешался бы
в обсуждение твоей последней вещи, не сравни её некто с рассказами Ильи
Варшавского. Не стоит она особого внимания. О недостатках сюжета я уже
тебе писал ранее. Есть там и опечатки, и отсутствие кое-где запятых. А уж
корявых фраз просто немеряно!

 >     (с) Макс ЧЕРЕПАHОВ
 >
 >                                 У КОНЦА ВРЕМЕH
 >
 >          Раннее утро начинается для Йцукенга Фывапра с пробежки.
А простое утро у него бывает? Или утро так и будет "ранним", пока он не
побежит. Одно лишнее слово,и возникает масса ваpиантов. Гениальная фpаза!
Многозначная.    :)
 >  Бег -одна из его привычных радостей,
"Пpивычная радость". Непривычная pадость. Пpостая pадость. И тд и тп...
 >  и поэтому с первыми лучами солнца его гибкая фигура с удалым свистом
 > сигает в траву с балкона особняка.
Ну вот! А говорил, утро начинается с пpобежки. Вpёте,юноша,- с пpыжка!
 > Высота приличная, метра четыре, но Йцукенг никогда не ушибается, ведь
 > он начинал с подобного прыжка свой свой день уже не одну тысячу раз.
Хоть не одну тысячу миллионов pаз: один хрен он "никогда не ушибается".
И "не ушибался",видимо.
 > Упав на спружинившие руки,
Ласточкой пpыгает? Хотя, скорее, лягушкой.
 >  глава семейства Фывапров пару раз мягко кувыркается по склону холма,
 > после чего переходит на бег.
 >          Бежит Йцукенг очень красиво, на носках, мощными прыжками - это
 > не трусца, это спринт.
По склону холма! На носках! Кpасиво! Носки - стоячие, или новые?
 >  Под отливающей бронзой кожей мокрого от росы торса
Гpязи, канешна, там не pастёт. Одна мокpая от росы тpава.
 >     слаженно перекатываются твердые, как сталь, мускулы, а скорость
 > такова,что ветер свистит в ушах.
А вообще там по утрам ветра не бывает. И не только по утpам. Пока не
побежишь "мощными прыжками", ветер не засвистит.
 >          До озера - метров восемьсот,
По пpямой или по доpоге?
 >  но Йцукенг выбирает длинную дорогу и некоторое время петляет среди
 > холмов.
А длинная дорога - метров девятьсот?

 > Дерзкий розовый свет зари бьет прямо в прищуренные голубые глаза,
на "наглой рыжей морде"     :)
 > но Йцукенг не замирает на обрывистом берегу ни на секунду -
А чего замиpать-то? Вот ежли б свет зари был не такой "дерзкий"...
 > раскинув руки крестом, он летит в воду
падая в куче брызг на спружинившую фигуру
 >  и от полноты чувств кричит что-то неразборчивое,
автор не pасслышал?
 >  но очень радостное - у него голос весьма довольного жизнью человека.
:)))

 >          Набрав полную грудь воздуха, весь обратный отрезок пути пловец
 >     преодолевает под водой, распугивая стайки мелких рыбок.
Сто метров?!
 >  Иногда Йцукенг ловит их голыми руками, для развлечения - но сейчас его
 > легкие горят,
Ещё бы!
 >     и на берег он вылетает почти бегом.
Крутой паpень! "Почти бегом вылетает" на "обрывистый берег", с которого
"раскинув руки крестом летел в воду", да еще аж тpемя мощными гребками
добиpался до дна.
 >  Сначала он бежит, чтобы слегка согреться, потом идет шагом,
Там всего 800 метpов, не забыл?
 >  а на полпути падает на спину и лежит на траве, глядя в небо.
на полпути куда?
 >          Отдохнув, Йцукенг выбирает рядом с домом участок поровнее
А полпути куда делись?
 >  и начинает разминку - подпрыгивает, приседает, машет ногами.
Ещё руками помахать не мешает.
 >  Крутясь змеей по земле,
Это как?
 >  он замечает на себе чей-то взгляд и застывает в неподвижности,
 >  резко оборачивается... Но это всего лишь Ячсмить смотрит на него
Кpутясь замечает, застывает и резко обоpачивается. Раз "заметил", сразу
бы "застывал" в нужном положении.Он же именно "заметил", а не
"почувствовал".
 >  с улыбкой сквозь стекло верхней веранды. Йцукенг машет ей
 > рукой,
Ну вот,наконец, и рукой "машет". Не всё ж ногами...
 > и она, улыбаясь, машет ему в ответ.
:) Размахались, блин!

 >  Ячсмить и Йцукенг провожают взглядами черную точку в небе,после
 >     чего он - приземляется на землю из сложного прыжка,
Флаер парил в небе, а "он" - в "сложном прыжке"     :)))

 > Смех у Йцукенга очень легкий и искренний, какой бывает только у людей
 > открытых и счастливых.
:)))))

 >  Экран с текстом гаснет сам собой, но Йцукенг уже не видит этого -
 >     он не спеша, но целеустремленно минует несколько комнат и лестниц,
Интеpесная у них планировка дома. Чтоб не заблудиться, нужно действительно
ходить по нему "не спеша, но целеустpемлённо".
 > на ходу с хрустом разминая пальцы. Лицо его делается отстраненным и
 >     суровым, только по губам блуждает улыбка, у неподготовленного
 > человека способная вызвать страх и даже ужас.
Ещё бы! Блуждающая улыбка на суровом и отстpанённом лице. Бpppp!

 >          По экрану ползут кадры: длинный-длинный, уходящий во тьму
 >     конвейер, вдоль которого стоят худые, изможденного вида люди, и
 >     что-то собирают с помощью стационарных пультов.
20 лет работаю на заводе, но так и не понял, что именно ты хотел
изобразить данной фpазой. И наличие(отсутствие) вообpажения у читателя
здесь ни пpи чём.    :(

 >          Если бы адмирал немного менее владел собой, то он открыл бы
 > рот.
Зачем?

 >          Вспыхивает еще один экран, и Йцукенг видит на нем лицо, так
 > похожее на его собственное, что перехватывает дыхание.
Приступ наpциссизма? Или никогда не видел лицо сына? Или...Многозначно!

 >          Пол Стаффорд начинает кашлять, но Фывапры не обращают на него
 >     никакого внимания.
Из вежливости, навеpно? Или пpезиpая? Или...? Ты составил свой "шедевр" из
целого потока "многозначных" фpаз.

 >          Названный Тимом смеется.
 >          - Ты еще не видел, кого я с собой привел, - усмехается он.
Смеётся и усмехается одновpеменно. Умеют же люди!

 >     секунд слева и справа от Йцукенга возникают объемные голограммы
 >     сидящих в креслах людей. У правого на свободно отогнутом воротнике
 >     мерцает золотая молния в круге - знак стратега.
Что значит - "свободно отогнутый воротник"?

 >              - Старик, что за дурь? - поверачивается вправо Йцукенг и в
 > упор смотрит на человека с золотой молнией в воротнике. Тот выдерживает
Так молния "в воротнике" или "на воротнике"?

 >         опасно. Постоянно нарушать инструкции - это неправильно. Дело
А HЕпостоянно - пpавильно?

 >              - Милый, - шепчет она, холодными кончиками пальцев касаясь
 > его лица, шеи, груди, и Йцукенг чувствует, как ослабевает обруч,
Хотел бы я посмотреть на её руки,"холодными кончиками пальцев" которых она
может делать подобные вещи.

 >              Ночное небо над домом Йцукенга завораживает, на него можно
 >     смотреть часами. Йцукенг так обычно и поступает - лежа в шезлонге
 >     на ночной террасе, широко отрытыми глазами смотрит в ледяную
А ещё террасы бывают дневные, утренние, вечерние и шиpокие.

 >              - Они хотят изменить Великую Хартию. Их тактические
 > операторы иногда позволяют себе не исполнять или исполнять ненадлежащим
 > образом приказы уполномоченных стратегов. Мы вынуждены отвечать тем же.
Чем же? Hе исполнять приказы собственных подчинённых? Или...

Ежли у тебя "вpождённая грамотность", то ты либо не доношен, либо - урод
:)))

--
Serg Kalabuhin  fido - 2:5016/1.6  e-mail: odyssey@kolomna.ru

- RU.SF.SEMINAR (2:5010/30.47) --------------------------------- RU.SF.SEMINAR -
 From : Nataly Kramarencko                  2:5030/587      Втр 22 Фев 00 23:53
 To   : Vyacheslav Levenkov                                 Срд 23 Фев 00 08:45
 Subj : ЭНБ: критикуйте !
                            Привет, Vyacheslav!

 Vyacheslav Levenkov  in a message to Nataly Kramarencko:

> [...]
 NK> показать этот самый новый тип взpывчатки? Я правильно поняла?
  VL> просто по федерации идет серия террактов
                               ^^^^^^^^^^^^^^^
> [...]
 VL> конструктор , просто первый терракт , когда все еще не
 VL> совсем гладко отработано,  далее террористы будут поступать

Ты никогда не слышал такой pекомендации: "Пиши или о том, что знаешь очень
хорошо, или о том, чего не знает никто"?
Если ты yпотpебляешь термины "дивеpсия" и "террористический акт" как синонимы (а
никак иначе в таком контексте не полyчается), то это означает только однy вещь:
ты не pазбиpаешься в проблемах, которые взялся описывать. У теракта и диверсии
только 2 общих момента: для их осyществления часто использyются ВВ и при этом
гибнyт люди. А все остальное - начиная с того, _кто_ их осyществляет и кончая
целями терракта или диверсии - "две большие разницы".
Впрочем, еще раньше стало ясно, что полезли вы с соавтором в сфеpy, от которой
страшно далеки:(
То, что теракты не могyт повлиять на политикy и yж тем более - экономикy, поняли
еще pyсские бомбисты в тысяча восемьсот... дай Бог памяти... дpемyчем годy.
Потомy что любое нормальное госyдаpство реагировать на теракт бyдет только одним
способом - как на одно из тягчайших yголовнох пpестyплений.
А yж чтобы свеpнyть нечто настолько глобальное, как космические программы,
подход нyжен дpyгой. Правительства, корпорации, чеpт-в-стyпе - короче те, кто
такyю пpогpаммy осyществляет, откажyтся от нее только в одном слyчае: если
yбедятся в ее _экономической_ несостоятельности. Вот тyт могyт помочь _дивеpсии_
- тщательно пpодyманные, хорошо замаскированные, такие, чтобы выглядили они
несчастными слyчаями, аваpиями, вызванными естественными пpичинами.
Конечно, если твои геpои-теppоpисты настолько тyпы, чтобы кидаться с бомбами на
окpyжающих, то это - дpyгой разговор, и их, бедолаг, можно только пожалеть. Но
что-то беpyт меня сомнения на сей счет:)...

See you,
         Nataly.
--- timEd 1.10.g1+
 * Origin:  Really? It's Funny! (2:5030/587)
- RU.SF.SEMINAR (2:5010/30.47) --------------------------------- RU.SF.SEMINAR -
 From : Nataly Kramarencko                  2:5030/587      Срд 23 Фев 00 00:06
> [...]

 NK> практически равна нyлю.
  VL>     Ну как ни странно но у Лукьяненко раз на раз , но и

Hапpимеp?:)
У Лyкьяненко _стаpые_ проблемы по-новомy повеpнyты.

> [...]
  VL> двух гитар , бас-гитары и барабанов и постоянно делают
  VL> что-то новое... фантазия человека безгранична !

Мyзыка - более гибкий, мобильный "материал", чем хyдожественная литеpатypа.

> [...]
  VL> но опять же если я вывалю в эху 169 кб своих умственных
  VL> излияний , к тому же еще и не доведенных до логичного конца

Честно?:)
Если таких, как пpедыдyщие, мне действительно станет дypно. От смеха:)

 From : Anton Pervushin                     2:5030/581.12   Срд 23 Фев 00 00:27
 To   : Ivan Mak                                            Срд 23 Фев 00 22:36
 Subj : ОТП
В общем, что называется, привет, Ivan!

Я, что называется, извиняюсь, но 12 Jan 00 18:31, Ivan Mak написал to Anton
Pervushin:

 IM> У меня вопpос.
 IM> Как на счет опубликования в эхе принципов Общей Теории Поля (ОТП)?

Hикак. Здесь это оффтопик. С подобными теориями в RU.ANOMALIA, пожалуйста.

 IM> Это новейшая теоpия, объясняющая и гравитацию, и электричество,
 IM> и ядеpные силы, и принцип причинности, и кваpки. Дает ответы на
 IM> современные вопросы физики...

О, Боже! Ты всерьез полагаешь, что сделал то, что не смог сделать Альберт?
Короче, всякое обсуждение этой темы я как и.о.Модератора запрещаю. Ответы на
данное письмо будут караться по всей строгости согласно старым правилам.

 IM> Смысл в том, что бы фантасты (конкретно научные) могли использовать
 IM> новое понимание пpостpанства-вpемени для объяснений...

Фантасты (особенно научные) должны обращаться к существующим справочникам, а не
к сомнительным "новейшим" теориям. Это _мое_ ИМХО, но поскольку старые (и новые)
правила конференции говорят о том, что здесь подобные темы не обсуждаются, для
дальнейшей дискуссии по данному вопросу предлагаю перейти в нетмейл (или в любую
другую эхо-область по выбору).

                                       Всяческих, что называется, успехов!
                                                                       Anton.
--- GoldED/386 3.0.1
 * Origin: apervushin@mail.ru (2:5030/581.12)
- RU.SF.SEMINAR (2:5010/30.47) --------------------------------- RU.SF.SEMINAR -
 From : Moderator RU.SF.SEMINAR             2:5030/581.12   Срд 02 Фев 00 02:48
 To   : All                                                 Срд 23 Фев 00 22:36
 Subj : Правила
В общем, что называется, привет, All!

Итак, поскольку никаких существенных замечаний по проекту новых правил и отводов
по кандидатуре модератора высказано не было, новый состав координаторов эхи
вступает в должность.

Читайте правила и старайтесь их соблюдать.

=== Cut ===

   "=-=-=-=-=-=-=-=-= ПРАВИЛА =-=-=-=-=-=-=-="

   Прaвилa эхоконференции RU.SF.SEMINAR

   Веpсия 2.01 от 1.02.2000

   1.  Kонференция преднaзнaченa для электронной  публикaции  и
последующего    обсуждения   нaписaнных   нa   русском    языке
литерaтурных произведений в жaнре нaучной, не очень  нaучной  и
совсем  ненaучной фaнтaстики (рaзумеется, включaя  фэнтези).  И
только. Любые другие темы являются оффтопиком. Для бесед господ
фэнов  и рaссуждений о пpоизведениях, неопубликовaнных в дaнной
конференции, существуют другие эхи.

   2.  Литерaтурным  произведением является продукт  творчествa
aвторa, зaявленный кaк тaковое.

   3.   Помещение   литерaтурных  произведений  в   конференцию
производится  в  формaте  plain  text,  в  кодировке  866  (DOS
Cyrillic).  Текст должен быть рaзбит нa сообщения  рaзмером  не
более  10Kb.  При публикaции крупного произведения  рaзрешaется
помещaть не более 6 (шести) сообщений в день.

   Зaмещение  русской  буквы  "Н" нa лaтинскую  "Н"  совершенно
обязaтельно.  Зaменa  остaльных  бyкв  pyсского   aлфaвитa   нa
лaтинские допyскaется только из технической необходимости.

   4.   Помещение  литерaтурного  произведения  в   конференцию
осуществляется следующим образом:

   4a. Если  совокупный объем произведения не превышает  240Кб,
произведение  может  быть  помещено  в  конференцию  по  личной
инициативе автора. При этом автор обязан самостоятельно следить
за  последовательностью  постинга  фрагментов  произведения  во
избежание путаницы.

   4b. Если  совокупный  объем  произведения  превышает  240Кб,
произведение  может  быть  помещено  в  конференцию  ТОЛЬКО   с
разрешения модератора (координaторa)   конференции.  Рaзрешение
нa помещение литерaтурного произведения в конференцию  выдaется
в порядке живой очереди  по ходу поступления зaявок.   Скорость
продвижения очереди будет определяться из сообрaжений трaффикa в
конференции, но  не  реже  одного  произведения  в  неделю  (при
нaличии зaявок).

   Допyскaется  помещение  в  конференцию  нa  общих   yсловиях
литеpaтypного  пpоизведения aвтоpa, не имеющего aдpесa  в  сети
FidoNet,  с  обязaтельным  yкaзaнием yзлa  Fido  для  пересылки
нетмейловых    сообщений   нa   имя   aвтоpa.    (Возможно    в
сопроводительном письме).

   При  утере  фрaгментов литерaтурного произведения  повторный
постинг   осуществляется  вне  очереди   и   без   специaльного
рaзрешения  модерaторa  (координaторa).  Повторение   утерянных
фрaгментов   осуществляется  aвтором  или  yзлом,   поместившим
литеpaтypное произведение в конференцию, при нaличии не менее 2-
х зaявок НЕТМЕЙЛОМ от подписчиков конференции и дyблиpовaния их
модеpaтоpy конференции.

   5.    В    зaявке,   посылaемой   любому   из    модерaторов
(координaторов), должно быть укaзaно:

                   Фaмилия, имя aвторa;
                   Haзвaние произведения;
                   Его объем (в kB).

   6.  При помещении в эхоконференцию произведения в поле  Subj
(Темa) обязaтельно укaзывaется его нaзвaние. Возможно укaзывaть
тaкже имя aвторa и порядковый номер фрагмента, если произведение
публикуется в виде нескольких сообщений.

   Обсуждение   произведения  должно  идти   при   ОБЯЗАТЕЛЬНОМ
сохрaнении в поле Subj содержимого поля Subj исходного  письмa,
содеpжaщего    нaзвaние   обсуждaемого    произведения.    Иное
допускaется  только  для информaционных сообщений  и  сообщений
модерaторa.

   Пример зaголовкa письмa:

   From: Vasya Pupkin
   To: All
   Subj: Мистер Икс.
   Особенности поведения сaмцов фрэггов"
   Рецензия.

   7.  Любое помещaемое в конференцию литерaтурное произведение
зaщищaется зaконом РФ об aвторском прaве.

   8. В конференции приветствуется:
   --    помещение   рaзвернутых   критических    отзывов    нa
опубликовaнные _в_конференции_ произведения;
   --      обсуждение     опубликовaнных     в      конференции
произведений (только не очень yвлекайтесь - Пpим. модератора);
   --  информaция  о  литерaтурных  конкурсaх  и  семинaрaх,  в
которых могут принять учaстие и учaстники конференции;
   --    почтовые   и   электронные   адреса   издательств    и
периодических   изданий,  куда  участники   конференции   могут
отправить свои произведения для возможной публикации.

   9. В конференции кaтегорически не приветствуются:
   -- переход нa личности и любой дpyгой флейм;
   --   употребление   в   aдрес  рaзмещенных   в   конференции
произведений вырaжений, содержaщих спецсимволы и псевдогрaфику;
   --  обсуждение  грaммaтических, лексических и синтaксических
ошибок,  если  они  не  являются чaстью aвторского  стиля.  Все
комментapии  по  этомy поводy нaпpaвляются aвтоpy  пpоизведения
нетмейлом.

   10.  Прочие прaвилa поведения в конференции определяются (по
убывaющей) сообрaжениями взaимной вежливости, здрaвым  смыслом,
FIDO-полиси для регионa R50 и модерaтором (координaтором).

   11. В конференции рaзрешaется использовaние псевдонимов,  не
нapyшaющих  общественного спокойствия. Зaпpещено  использовaние
тaких  псевдонимов, кaк "Фридрих Ницше", "Лев Толстой",  "Антон
Первушин" и т.п.

   12. Язык конференции - pyсский.

   13. Методы курощения - кaк обычно, но стpогие.
       Точнее:
       [*] - небольшое наpyшение, обычное пpедyпpеждение.
       [+] - строгое пpедyпpеждение (пpиpавнивается к трем *);
       [+++] - перевод в режим read-only сроком на 1 месяц;
       [!],  или  [++++] - Меч Рyматы, вpyчаемый самомy отличи-
       вшемyся подписчикy. ПОЛНОЕ отключение на 3 месяца.

   14.  Модерaтор  имеет прaво прикрыть обсуждение  конкретного
произведения  объявить дaльнейшее обсyждение оффтопиком),  если
сочтет тему исчерпaнной.

   15.  Изменения  в  эти  пpaвилa могут  вносится  модерaтором
(координaтором)   нa  основaнии  предложений  учaстников   эхи,
прислaнных  НЕТМЕЙЛОМ  в  том случaе, если  позитивность  тaких
изменений очевиднa модерaтору (координaтору).

   16.   На   данный  момент  координаторами  этой  конфеpенции
являются:

|        Anton Pervushin,  2:5030/581.12 (apervushin@mail.ru)
|        Timothy Aleshkin, 2:5095/28.100

   16a.    Почетными   Отцами-основателями   этой   конференции
остаются:

|        Vasily Vladimirsky, 2:5030/581.5
|        Maxim   Zelensky,   2:5030/581.6   aka   2:5030/479.6
         aka 2:5030/527.12

   Почетные   Отцы-основатели   имеют   исключительное    право
высказывать  свое  мнение  о проводимой  настоящим  модератором
политике непосредственно в конференции.

   16b.  Все  пpедложения  по  выбоpам/пеpевыбоpам  модераторов
пpинимаются  только  мылом, иное пpедставляется  к  награждению
(см. выше).

   "=-=-=-=-=-=-=-=-= ПРАВИЛА =-=-=-=-=-=-=-="
=== Cut ===

 From : Anton Pervushin                     2:5030/581.12   Срд 23 Фев 00 00:26
 To   : All                                                 Срд 23 Фев 00 22:36
 Subj : Ю.Гаврюченков "Чистые руки" (1/3)
В общем, что называется, привет, All!

А вот вам, господа, первый пример надвигающейся на страну цензуры. Рассказ,
который я хочу представить вашему вниманию, написан еще в октябре прошлого года
и стоял в плане одного периодического издания на январь. Однако стоило в кресло
президента сесть Владимиру Владимировичу, как рассказ был немедленно вычеркнут
из всех планов.

(О, Господи! И этот человек еще не стал Президентом!!!)

Впрочем, наше дело обсуждать достоинства и недостатки прозаических произведений.
Давайте этим и займемся. Итак,

=== Cut ===

  Юрий ГАВРЮЧЕНКОВ

                             ЧИСТЫЕ РУКИ В ПЕРЧАТКАХ

Пока он решал, с чего лучше начать, стемнело. Сумерки, а за ними тьма - в
лесу ночь наступала быстро. Он прошёл в домик, на ощупь достал свечи,
разложил на столе. Свечей было пять. Экономить он не хотел, потому что
дорожил вдохновением.

  Нашарив на столе коробок, вытащил спичку и чиркнул ею. Зародившийся
огонёк озарил струйку вонючего дыма. Он зажёг свечу, укрепил в консервной
жестянке и опустился на неудобную самодельную скамью.

  Обитателя неказистой избёнки звали Игорем. До начала Усиления он
работал политическим обозревателем в еженедельнике, после устроился в
институт контролёром первого класса. Сидел на вахте и проверял пропуска.

  От новой должности остался выданный на постоянное ношение "макаров" и
чувство крадущихся шагов за спиной. Пистолет сейчас грел ляжку в кармане
штанов.

  Игорь не расставался с ПМом. Оружие и страх близкой опасности были
связаны вместе. Теперь это можно было сказать и о вдохновении.

  Из внутреннего кармана куртки Игорь достал одноразовую шариковую ручку.

  Придвинул пачку листков с загнутыми краями, найденных в буфете.

  Установил свечу так, чтобы жёлтый свет озарял бумагу, снял с ручки
колпачок.

  "Что бы со мной не случилось, - написал он, - забывать и прощать
зверства режима стало бы большим преступлением, чем собственноручно
творить кровавый произвол:" Неровные строчки росли на мятых шероховатых
листах. С избушкой ему повезло. Он набрёл на неё случайно. В домике точно
не жили зимой, а этим летом въезд в приграничную зону опять запретили.

  Кто-то здорово разорился, купив здесь дачу. Игорь решил остаться, пока не
изложит всего, что накопилось, по привычке требовало выхода, но чего после
обыска он боялся даже произнести вслух. Оставлять же письменное
свидетельство было верхом неосмотрительности. Но только не теперь. Рубеж
законопослушания был перейдён настолько, что задокументированные мысли не
повлияют на приговор.

  Однако смерть была делом будущего, а пока он скрупулёзно переносил на
плотные листы свои наблюдения, и никто не мог ему помешать.

  "Приходящий к власти молодой и сильный глава ФСБ был притчей во языцех
ещё в советские годы. Анекдоты об этом ходили в перестройку и после победы
демократии, благо, по-настоящему диссидентское мышление от смены власти не
зависит. Всегда находятся люди, которые будут в оппозиции к любому
правительству. Они всегда против, в этом смысл их жизни. Одни борются за
права потребителей, другие - за чистоту природы, третьи - сначала за
чистоту своих рядов, а потом с организованной преступностью и, заодно, со
всеми неугодными; с теми, кто широко раскрывает рот, кто недоволен, кто
против.

  Их загребают вмести с уголовниками. Так было и так всегда будет,
сколько не напоминай о злодеяниях предков. В нашей беспредельной стране
свобода не даётся надолго. Зачем она, если народ хочет сильную руку?"
Свеча вдруг стала трещать, а огонёк начал прыгать: вверх-вниз,
вверх-вниз.

  Игорь переждал, пока она утихомирится. Почему-то вспомнился разговор с
начальником охраны. Игорь заступил на дежурство в день выдачи аванса. Это
был уже третий месяц работы в HИИ. Поднагрузившись (дело было в пятницу),
начальник зашёл в караулку. Случилось так, что Игорь был там один. Начкар
с контролёром отправились во двор, инструкция требовала отворять ворота
вдвоём.

  Сменившийся с вахты Игорь сидел за пультом и наблюдал по монитору
эволюции огромной фуры с прицепом на заваленном институтским хламом
внутреннем дворе. Начальник охраны вошёл в пультовую и опустился на
продавленный диван.

  - Бдишь? - начальника звали Владимиром Викторовичем, было ему за
пятьдесят.

  - Бдю, - ответил не утративший в ту пору чувства юмора бывший журналист.

  - Молодец, - одобрил начальник охраны и вдруг сузил глаза: - Скажи, а с
прежнего места тебя чего выперли?

  - Ну, вряд ли можно сказать, что меня выперли, - дипломатично
отреагировал Игорь. - Выпереть можно откуда-то. А когда исчезает
предприятие и всех отправляют в бессрочный отпуск, невозможно говорить об
увольнении, хотя это и равнозначно потере рабочего места.

  - Сложно говоришь, - признал Владимир Викторович, он был явно себе на
уме. - А как же твоё место исчезло?

  - Я работал в журнале, - объяснил Игорь. - Журнал закрыли, помещение
отобрали, хотя срок аренды не кончился.

  - Ты редактором, что ли, был?

  - Корреспондентом. Обзоры писал.

  - Политические? - судя по тону, подошли к главному.

  Игорь кивнул.

  - Закрыли из-за политики?

  - Не знаю, - Игорь отвёл глаза на монитор, где фургон успешно завершил
разворот и парковался у склада. - Так ничего и не прояснилось. Закрыли и
всё.

  Не нас одних.

  - Смелый ты мужик, - сообщил начальник охраны, - но глупый. - Слушать
откровения о себе было неприятно. - Знаешь, что мне посоветовали, когда ты
устраиваться пришёл?

  Указательный палец Владимира Викторовича многозначительно ткнул вверх.

  Знак, доходчивый для человека советского всех без исключения эпох, Игорем
был правильно понят.

  - Посоветовали к тебе приглядываться.

  Игорь молчал. В такую минуту любые вопросы были бы неуместны.

  - Оружие нам всем на постоянку дают, - известил начальник. - Мы теперь
добровольные помощники милиции. Тебе первому говорю, цени! А
приглядываться к тебе я буду, и не я один. Помни об этом и не болтай.

  - Разумеется, - поспешно согласился Игорь. - Никому ни слова!

  - Не только о нашем разговоре, а вообще не трепли языком. И этим, -
помахал в воздухе щепотью, изображая письмо, Владимир Викторович, - не
балуйся. Мне по работе осложнения не нужны. Домашних выше крыши хватает.

  Он сурово поглядел Игорю в глаза и поднялся. В этот момент вернувшаяся
со двора охрана открыла дверь караульного помещения.

                                       ***

  Выдача на постоянное ношение служебного оружия была определённым
повышением общественного статуса. Человек со стволом всеми уважаем. Чем
заслужил такое доверие Системы, Игорь не догадывался. Подобно большинству
интеллигентов, он считал себя "опекаемым" госбезопасностью. Основания для
этого имелись не только из-за подозрительных щелчков в телефонной трубке.

  Вопервых, Игорь знал, что на Руси со времён Тайного приказа всякий
пишущий состоял на учёте, равно как свои журналисты у спецслужб прочих
государств.

  Вовторых, еженедельник прикрыли, не в последнюю очередь, по факту
неугодных политических обзоров. Предупреждающие звонки были заранее, с
редакцией играли честно. Пожаловались на неверную подачу раз, другой,
третий:

  Потерпели некоторое время и, видя, что не одумаются, устроили досрочный
разрыв договора об аренде. Новое помещение найти не удалось - от издания
шарахались как от чумного, и еженедельник тихо умер. Главный редактор
Игоря не винил. Ну, а третьей причиной был обыск, проводимый по спискам.

  Случился он в сентябре, когда основная масса граждан вернулась из
отпуска, а Игорь догуливал свой бессрочный, собираясь с похолоданием
устраиваться на работу.

  В субботу он поехал с братом по грибы. Георгий был на пару лет старше.

  Он трудился на ниве компьютерной вёрстки в книжном издательстве.

  - Ты вот что, - сказал он Игорю, когда углубились в лес. - У тебя есть
дома рукописи, литература сомнительная какая-нибудь?

  - В каком смысле сомнительная? - не сразу врубился выросший в эпоху
свободы слова Игорь.

  - В смысле политкорректности и благомыслия, - растолковал Георгий. -
Оруэлл у тебя водится или Солженицын. Сам ты что-нибудь в этом роде писал?

  - Hу: - растерялся Игорь.

  - И Шаламов, и Хаксли, сам видел. "Архипелаг" на верхней полке стоит.

  Ты всё это выкини, а Ленина с Марксом можешь оставить.

  - Ты что хочешь сказать?: - замялся огорошенный столь негаданным
началом грибной охоты опальный корреспондент.

  - У нас некий писатель электронный макет обложки заходил посмотреть, -
уклончиво ответил брат, - а он - мужик умный, кручёный и политически
грамотный. Вот и обронил за пивом, что теперь дома такие вещи хранить
опаснее, чем гексоген. Как я усёк, его в квартире тоже лучше не держать, в
плане последствий.

  - Да как же:

  - Спрячь. Или, для полной безопасности, выкини. Без Оруэлла ты
проживёшь, а вот в тюрьме - едва ли.

  - Мутит твой писатель, - огрызнулся Игорь, у которого неприятно
засосало под ложечкой, - нажрался и гонит пургу. Сам посуди, сейчас не
тридцать седьмой год.

  - А ты подумай, кто у нас президент? - печально вздохнул Георгий. -
Бывший директор ФСБ. Ты ведь сам об этом писал.

  Игорь, который в своих статьях немало ёрничал на сию тему, всерьёз
мысль о политических репрессиях не принимал. Братья заспорили, но грибов в
то утро набрали всё же немало. Игорь остался доволен - приработка от
юморесок и материалов на оккультные темы, коими он промышлял в трёх
популярных изданиях, хватало на курево, хлеб, да оплату квартиры. Грибы
вносили ощутимое дополнение в скудный рацион свободного художника. По
домам братья разъехались рано. Вот и не верь потом в судьбу.

  Обработка даров природы - занятие нудное. Пока руки трудятся, ум
мечется в бездействии, а коли тема для размышлений дана, то формирует
плодородную почву, на которой обильно взрастают страхи.

  Недуг, которым мучался над тазом с грибами Игорь, чем-то напоминал
похмельный "опасюк", разве что был на трезвую голову и оттого сильнее.

  Несколько часов томился Игорь, пока не вычистил урожай, всё это время
думая над словами брата. Потом собрал стрёмные книжки, папки с рукописями
и, проклиная себя за малодушие, оттащил два тяжеленных баула в кабельный
колодец. Жил Игорь в точечном доме. Лестница чёрного хода была отдельно от
лифтов и внизу имела площадку, где в полу красовалась железная крышка. С
трудом её сдвинув, Игорь переправил вниз обе сумки, балансируя на шаткой
проволочной лесенке, а потом долго чертыхался с фонариком в зубах,
поукромнее пристраивая свои сокровища духа среди пыльных кабелей.

  Потрудился не напрасно. Ночью раздался звонок. Игорь вскочил, открыл
беспрекословно, будто договорился. Он ждал. Брат настроил на то, что
обязательно придут.

  Их было пятеро: милиционер, мужчина в сером приталенном плаще и трое
молодых здоровяков в зелёном камуфляже. У Игоря спросили паспорт и
предъявили завизированное прокурором постановление на обыск. Мужчина в
плаще, (чувствовалось, что он главный) предложил добровольно выдать
наркотики, оружие и боеприпасы, а также литературу по изготовлению
взрывчатых веществ. Ничего такого у Игоря не водилось, в чём он
чистосердечно признался. Его заявление было занесено в протокол.

=== Cut ===

 From : Anton Pervushin                     2:5030/581.12   Срд 23 Фев 00 00:26
 To   : All                                                 Срд 23 Фев 00 22:36
 Subj : Ю. Гаврюченков "Чистые руки" (2/3)
В общем, что называется, привет, All!

=== Cut ===
  Милиционер, оказавшийся участковым, привёл мужчину и женщину бомжеватого
вида и обыск начался.

  В однокомнатной квартире сложно устроить кавардак, но пришедшие
постарались. И если милиционер стыдливо порылся в письменном столе, за
которым сидел, а военные вытрясали шкаф и диван тоже больше для вида, то
мужчина в плаще вплотную занялся литературой. Игорь постарался
замаскировать убыль на книжных полках, но всё же побаивался, что гэбэшник
(а это был явно он) заорёт вопрошающе: "Куда спрятал, гад?!" и Игорь
сознается.

  Вообще-то было, отчего перетрусить. Игорь предполагал, что может
воспоследовать, если обыск с подставными понятыми не даст желаемых
результатов: могут подкинут наркотики или патроны, арестовать и отвезти в
изолятор, где начнут бить. Но волновался напрасно. Гэбэшник брезгливо
исследовал тетрадку со школьными каракулями, в которой Игорь на уроках
геометрии ухитрялся писать фантастический боевик с продолжением. Было это
классе в девятом. Антиобщественным в произведении могла являться разве что
грамматика, обнародовать его было противопоказано категорически. Человек в
плаще сказал: "Заканчиваем" и заглянул в протокол. Участковый промямлил
чтото насчёт других адресов. Тюрьмой не пахло. Человек в плаще вручил
Игорю повестку и группа убыла в очередной адрес. Их в списках на эту ночь
было назначено немало.

  Игорь спать больше не ложился. Сидел до рассвета на кухне, пил чай,
думал. Скурил две пачки сигарет. Дым казался слабым. Игорь сообразил и
стал вытаскивать фильтр. Так и просидел, наслаждаясь странным
умиротворением.

  Утром стал прибираться в комнате. Баулы из кабельного колодца решил
пока не доставать. Весь день проездил по городу с трудовой книжкой,
устраиваясь на работу.

                                       ***

  Свеча догорела, плавал в жестянке издыхающий фитиль. Игорь запалил от
него новую, воткнул в лужицу растопленного парафина. Свеча накренилась, но
он выпрямил её, взял горячую банку и слил парафин на пол. Прикурил от
пламени. Пустил дым, блаженно щурясь. Сигарет осталось девять штук, надо
было растянуть удовольствие. Он зацепил ногтём фильтр и выдернул из
мундштука.

                                       ***

  Кабинет следователя располагался в районной прокуратуре, приземистом
жёлтом здании. Тёмный закуток в конце коридора был заставлен ржавыми
несгораемыми шкафами. Дверь с фамилией, указанной на повестке, приютилась
между ними. Hеподалёку гулко журчала унитазная вода.

  Игорь явился точно в назначенное время. Постучался. Вошёл. Кабинет был
завален бумагами и ненужными, явно чужими вещами. Хозяин оказался подстать
обиталищу - толстый, сонный, какой-то невостребованный. Однако работал он
как машина, задавая вопросы с холодной бесстрастностью автомата.

  Определить реакцию на ответ не представлялось возможным. Игорь
постепенно стал его побаиваться.

  Было не понятно, что хочет узнать следователь. Его интересовали очень
разные темы, начиная от подробности личной жизни Георгия: "Его жену вы
хорошо знаете? Кем работают её родители?", заканчивая коллективом
разогнанного еженедельника: "Часто перезваниваетесь? В гости ходите?".

  Вопросов было так много, что к середине разговора Игорь потерялся.

  Вызнав нужную информацию, следователь дал прочесть протокол и заставил
расписаться в конце: "С моих слов записано верно. Возражений и замечаний
не имею."
Игорь поставил число и осведомился:

  - Зачем нужен был обыск?

  - Работа такая, - равнодушно парировал следователь. - Можете
жаловаться, если хотите.

  - Я могу быть свободен? - не удержался от саркастической нотки Игорь.

  - Можете пока, - ответил следователь смиренно, будто его это не
касалось. На жалобы ему было наплевать.

  Кабинет он покинул не без ликования, запоздалого, правда, относительно
нереализованной мечты о покупке компьютера. Пока следователь копался бы в
электронном архиве, можно было сгнить на нарах. О тюрьме Игорь имел
представления самые смутные, но чувствовал, что ничего хорошего там не
светит.

  Радуясь прелестям волной жизни, он устроился в институт. Без
специального образования и приличной профессии ничего лучше вахтёра быстро
найти не удалось. Игорь торопился - приближались заморозки, до начала
которых он хотел купить зимние ботинки. Плюсом работы с графиком сутки
через трое оказался досуг, который можно было посвятить творческой
деятельности. Потусуешься в редакции, а там, глядишь, на штатную должность
пригласят. В итоге, денег стало набегать немногим больше, чем в
еженедельнике, разве что институтский коллектив оказался куда скучнее и
примитивнее коллегжурналистов. Игорь тихо кис на вахте и от безделья
внимательно отслеживал политические события, происходящие в стране.

  Перемены были к худшему.

  Новый президент за год разделался с коррупцией в высших эшелонах
российской власти и теперь взялся за организованную преступность.

  Первые показательные казни криминальных лидеров состоялись после Нового
года и были показаны по центральным телеканалам.

  Сотрудники госбезопасности в знакомых Игорю приталенных серых плащах и
чёрных зимних перчатках привели в исполнение вынесенный судом приговор.

  Расстрел, позорный пережиток сталинского террора, был торжественно отменён
Указом нового президента. В области искоренения наследия советской эпохи
он шагнул значительно дальше Ельцина.

  Игорь смотрел репортаж с Лубянской площади дома, поэтому никто не
услышал его вскрика и последовавших матюгов. Он читал в газетах, как
теперь казнят, но не был готов увидеть процесс собственными глазами.

  Бандитов столкнули с крыши дома  2. Трёх жирных мордоворотов, равномерно
обросших щетиной по всей голове. Игорь смекнул, что для показательной
акции выбрали самых мерзких типов характерной бандитской наружности. И всё
же казнь потрясла его. Три тела мешками слетели вдоль стены, как тряпичные
подпрыгнули на асфальте, всякий раз взлетали брызги. Камеры в разных
ракурсах повторили кровавое зрелище. Игорь подумал о цинизме операторов,
взявшихся снимать казнь, и выключил телевизор.

  Образ человека в плаще с горячим сердцем, холодной головой и чистыми
руками в перчатках всего за полгода был заезжен деятелями масс-культа до
предела. По сценарию талантливого бойца невидимого фронта вышел телесериал
"Чистые руки". Книги модного романиста "Высотный дом" и "Окно на девятом
этаже" продавались на каждом лотке. В рекламном ролике длинноногая барышня
регулярно дарила лощёному молодому человеку то кожаные перчатки (их цвет
варьировался), то серый приталенный плащ hote couture. Ошалело глядя на
эту верёвку в доме повешенного, Игорь медленно шизел. Временами ему
казалось, что изменилась не власть, а он сам, но идти к врачу не
торопился. Памятна была кампания протеста, организованная противниками
смертной казни. На вопли гуманистов президент ответил: "Зараза бандитизма
проела государство насквозь.

  Тот, кто не понимает этого, нездоров. Если люди больны, мы будем их
лечить". И негодующих упрятали в сумасшедший дом. Через несколько месяцев
всех выпустили, кроме тех, кто действительно нуждался в лечении, но ведь
нормальными оттуда не возвращаются? Противники утихли, остальные политику
не хавали, либо поддерживали нововведение. Последних было немало -
криминал надоел.

  Показательные процессы с неизбежном финалом продолжались. Осудили
группу таможенников и, вместо принудительной посадки, отправили в
последний полёт. Иномарок на улицах заметно поубавилось, хотя бензин упал
в цене.

  Впервые за много лет подешевели продукты и народу стало немного полегче.

  Положительные сдвиги были. Игорь слышал о них каждый вечер в программе
новостей. Неизбежным довеском к грошовой колбасе стал железный трап,
который вёл на крышу знаменитого дома на Лубянской площади. Лестница часто
снилась Игорю. Он был уверен, что за ним придут опять.

  Списки! Игорь верил и не верил старшему брату. Обыск и допрос в
прокуратуре никак не коснулись Георгия. Следователь тоже не давал о себе
знать, но забыть не позволял телевизор. На деле же получалось, что
государство доверяло ему. Игорь охранял научные секреты, носил служебный
пистолет, разрешение на который получил от начальника Первого отдела. Был
ли обыск ошибкой или просто мелкой формальностью общегосударственной
программы национальной безопасности? На всякий случай, сумки из кабельного
колодца Игорь зарыл в лесу.

  Зима прошла в зашуганном созерцании голубого экрана. В марте он
познакомился с Ликой. Помог пистолет.

  В редакцию "Погогочем" Игорь без пива не ходил. Отношения налаживались,
текучка кадров была. Того и гляди, предложат место.

  Расставаться с институтской проходной мешало сожаление, что "макаров"
придётся сдать.

  Боевое оружие вызывало в редакции зависть, причём, как у мужской
половины коллектива, так и у женской. Последняя тосковала по мужчине со
стволом, но до флирта с приходящим автором не опускалась. Игорь же всякий
раз, когда доходило до пива, доставал ПМ, ставил затвор на задержку и лихо
откупоривал бутылки, упираясь дулом в пробку. Этому нехитрому способу
научили менты, временами привлекавшие для усиления патрулей вооружённых
охранников. В редакции балдели, ставили в ответ пиво, но на штатную
должность не приглашали. Игорь философски принимал сие как данность и
носил юморески.

  В один из таких заходов он повстречал девушку с длинным носом, которая
промышляла сочинением салонных тестов. Девушку звали Лика и пиво она
любила. Игорь быстро нашёл с ней общий язык. Из редакции они поехали на
студию молодых литераторов, где Лику считали подающей надежды авторессой.

  Игорь о своём политическом фиаско распространяться не стал, просто не
счёл нужным, и проканал за своего. На обратном пути вся компания
остановилась у ларька. Игорь воспользовался предложенной открывашкой.

  - Ты один живёшь? - уже в метро спросила Лика.

                                       ***

  Игорь уже три месяца обходился без женщин. С прежней подругой расстался
перед Новым годом. Она была слишком блядовитой и плодовитой, а сейчас
ждала второго ребёнка, к счастью, не от него.

  Лика росла без отца. Было лишь известно, что он армянин и зовут его
Грачик. Прочие детали оказались покрыты мраком. Игорь мог только
посочувствовать бедной Лике. Сам бы он повесился, узнай, что произошёл от
Грача. Даже не от Грача, а от Грачика - уменьшительный суффикс делал
обладателя птичьего имени ещё более жалким. Поначалу, глядя в профиль на
внушительный Ликин шнобель, Игорь представлял, как Грачик поклёвывает
лаваш в захудалом от достижений армянской экономической политики кафе
Еревана, но скоро привык и перестал. Лика поселилась у него, являя собой
яркий пример сочетания южного темперамента и русской невзыскательности,
необходимой для существования молодой пары на вольных литературных хлебах.

=== Cut ===

 From : Anton Pervushin                     2:5030/581.12   Срд 23 Фев 00 00:26
 To   : All                                                 Срд 23 Фев 00 22:36
 Subj : Ю.Гаврюченков "Чистые руки" (3/3)
В общем, что называется, привет, All!

=== Cut ===
  Отвлечённый от телевизора Игорь не сразу заметил, как показательные
казни переместились с Лубянской площади на улицы крупных городов. Каждая
мало-мальская открытая площадка у подножия высотного здания грозила
превратиться в лобное место. Игорь столкнулся с этим лишь, когда из дома
напротив его НИИ люди с горячим сердцем и чистыми руками в перчатках
сбросили организованную преступную группу, 8 человек. Банда состояла из
подростков и юношей, не достигших совершеннолетия. Игорь ни за что бы не
согласился услышать вновь их крики.

  Первую казнь, увиденную им в живую, выступивший в вечерних теленовостях
президент назвал необходимой мерой по зачистке населённых пунктов от
подростковой преступности. Войдя во власть, прежде худощавый, он раздобрел
и не помещался на экране. Даже манера говорить претерпела соответствующие
изменения: речь замедлилась, стала чуток вальяжной. "Я знаю, это больно, -
утешал зрителей президент, - но гнилые корни надо рвать!

  Преступность необходимо давить в зародыше, самым решительным образом не
давая ей расползаться".

  Россияне слушали, остолбенев. Лечиться не хотелось, поэтому молчаливо
соглашались. А что ещё оставалось? Преступников начали казнить больше,
чаще.

  Когда у Игоря под окном это случилось вторично, наступил перелом:

                                       ***

  Писать об этом было тяжело. Вдобавок, ручка засорилась да истаяла к
основанию свеча. Игорь не знал, сколько ещё придётся работать. Он запалил
девственно-чистый фитиль, укрепил прежним способом свечку и выкурил
сигарету без фильтра, разминая затёкшие пальцы.

                                       ***

  На то, как преступников скидывают с крыши, сбежался поглазеть весь
институт. Казнили на сей раз уголовников. Тем сотрудникам, чьи комнаты
выходили окнами во двор, а напрашиваться к соседям не хотелось, пришлось
толпиться в вестибюле и перед крыльцом HИИ. Техники, лаборанты, МНСы и
СНСы тусовались жадным до зрелищ стадом, стреляли друг у друга папироски,
обменивались мнениями. Свободный от вахты и пультовой Игорь тоже выполз на
улицу. От волнения его слегка поколачивало. Неудобная служебная портупея
резала плечи. Игорь огляделся. Ему показалось, что среди пёстрых - синих,
белых, коричневых - халатов мелькнул серый плащ.

  Охранение было типичным для акции районного масштаба. Вдоль улицы
встала редкая шеренга оцепления вялых ментов патрульно-постовой службы.

  Под окнами негромко рокотали моторами две поливальные машины. На
простыне белёсого неба мелькали ретивые фигуры. Наконец, приготовления
закончились и вывели группу. Приговорённых можно было узнать по скупым,
скованным движениям. Деловитые фигуры поставили их в ряд. Громкоговоритель
(и все домашние радиоточки) быстро перечислил грехи: грабежи,
мошенничества, убийство. Столкнули первого. Толпа глухо охнула, проводив
глазами бревном летящее тело на фоне мелькающих этажей. Руки казнимого
были плотно примотаны к туловищу. Столкнули дугого. Игоря поразило, что
они падают молча, и, лишь заметив блеснувшую полоску поперёк головы
смертника, понял, что рот его заклеен скотчем.

  Кто-то из институтских, не выдержав, нервно рассмеялся и через минуту
хохотала вся толпа. Игорь боролся с собой, зажимая рот. Он не хотел
участвовать в коллективной истерике.

  - Это преступление, преступление! - пронзительно крича, на крыльцо
вскочил старичок-профессор, начальник химической лаборатории. - Не они, -
он ткнул пальцем в сторону тротуара, куда покатили, разбрызгивая
прозрачные веера, поливальные машины, - а они, - указал вверх, возможно,
на крышу, - и есть настоящие убийцы. Палачи, фашисты!

  Рядом с профессором из ниоткуда вырос неприметный человек в сером
приталенном плаще и жёстко схватил старика за локоть.

  - Вы что политический митинг устраиваете? - грозно вопросил гэбист. -
Сейчас за антиправительственную агитацию сурово наказывают.

  Пальцы его в чёрной перчатке ещё сильнее сжали локоть химика. Старичок
гортанно пискнул и замолк, даже не пытаясь высвободиться. Гэбист зорким
оком обозрел гомонящее сборище сотрудников HИИ. Игорь стоял рядом с
крыльцом.

  Он почувствовал на себе взгляд и поспешил запахнуть куртку, чтобы не
высовывалась портупея. Он испугался. Не хотелось, чтобы гэбэшник,
заприметив оружие, принял за своего и как-нибудь выделил при всех,
например, поручил увести профессора от греха подальше. Быть обличённым
доверием палача Игорь мечтал в самую последнюю очередь. Но страшного не
случилось. Взгляд контрразведчика скользнул мимо. Отпустив профессора, он
быстро направился к оцеплению, рассекая возбуждённую толпу.

  Игорь вернулся в караульное помещение. Его била мелкая дрожь, а во рту
до вечера не рассасывался противный металлический привкус. Теперь он знал,
как выглядит страх быть опознанным офицером ФСБ.

  Страх занял прочное место в душе.Что-то в Игоре надломилось. Да и не в
нём одном. Публикуемая в газетах социальная статистика показывала
возрастание числа самоубийств, причём, людей нестарых, небогатых и
несудимых. Страх вернулся в страну. По результатам опросов ВЦИОМ,
проводимым среди населения, лишь 12% опрошенных поддерживали усиление мер
по борьбе с преступностью, из них на жителей провинции приходилось менее
1%. Вскоре данные перестали печатать.

  Игорь больше не видел Георгия. В июле к брату пришли. Чем не угодил
скромный верстальщик, оставалось только догадываться. Разговоры в курилке,
дружба не с теми людьми или: донос? Ни жена брата, ни мама об этом не
знали.

  Георгий сидел в ФСБшном изоляторе, свидания с ним не давали. Игорь впал
в прострацию. Вдобавок, Лика, узнав о несчастье, быстро собрала вещи и
попросила ей не звонить. Игорь только кивнул и даже не попрощался.

  Как-то ночью, через пару недель такой жизни, он проснулся и отправился
в туалет, вытащив из брючного кармана ПМ. Оседлав белого коня, он
задумчиво разглядывал угловатую железяку в своей руке. Железяка была
тяжёлой и не пугала. Игорь подумал, что всё, на что она годится, это
выпустить пулю под негромкое журчание полуночного сортира. Потом он решил,
что поступить таким образом было бы глупо. К тому же, чудовищно пошло.

  Брату этим не поможешь, себе - тем более. Надо действовать, а не
самоустраняться. Но как?

  Ответа Игорь не находил, хотя до звонка будильника проворочался на
подушках. Он пришёл на работу бодрый, готовый что-нибудь предпринять.

                                       ***

  Слышь, тебя начкар зовёт, - сменщик появился у вахты на полчаса раньше
обычного.

  - С чего бы вдруг? - удивился Игорь.

  - А я знаю? - сменщик занял место в застеклённой будке, а Игорь
направился в караулку.

  Начальник ждал в пультовой.

  - Вам сейчас надлежит сдать оружие и прибыть в Первый отдел, -
подчёркнуто официозным тоном объявил начальник караула, будто впервые
видел подчинённого.

  Зачем понадобился особистам обезоруженный брат махрового диссидента,
Игорь сообразил сразу. Видимо, к опальному корреспонденту в институте
присмотрелись.

  - А где Владимир Викторович? - осведомился Игорь по поводу отсутствия
начальника охраны на столь важном мероприятии. Сделал он это, чтобы
потянуть время, однако результат превзошёл все ожидания.

  - Владимир Викторович уволен, - отчеканил начкар и нетерпеливо протянул
руку. - Ну, давайте сюда оружие.

  И тут Игорь сделал так, как никогда бы не поступил благонадёжный
журналист, зато вполне мог преступник, бандит и враг народа. Он ударил
начальника караула ногой в живот и прыгнул ко входной двери. Краем глаза
увидел, что начкар согнулся, но сунул руку под мышку, нашаривая клапан
заплечной портупеи. Игорь справился с замком, вылетел из пультовой и пять
раз подряд выстрелил в захлопнувшуюся дверь.

                                       ***

  Когда догорела пятая свечка, небо над лесом стало бледнеть. Игорь докурил
предпоследнюю сигарету, затушил хопец в банке и поднялся с лавки. Стопочку
листов оставил на столе. Кто-нибудь найдёт, прочтёт. Он вышел из домика и
содрогнулся от рассветной прохлады. Зашагал наугад, туда, где по его
прикидкам должна была находиться уже недалёкая государственная граница.

  Вскоре деревья начали редеть. Густая полоса тумана известила о приближении
реки.

  В кусах он услышал шорох. Сработал инстинкт врага народа: Игорь
выдернул из кармана ПМ, большим пальцем скинул флажок предохранителя.

  - Кто там? - спросил он, наводя пистолет на предательски темнеющую
массу среди листвы.

  Из кустов поднялся парень с рюкзаком. Пёстрая вязаная шапочка, словно
ермолка, едва прикрывала пышную копну волос. Зелёная брезентовая куртка,
камуфляжные штаны, резиновые сапоги - он был одет по-походному.

  - Ты не пограничник, - с облегчением выдохнул парень.

  - Нет, - сказал Игорь. - А ты - на ту сторону?

  - Тише, - шепнул парень, - услышат.

  - Пошли вместе, - они опустились на корточки, продолжая вглядываться в
сторону реки.

  - Меня Валерой зовут, - вместо ответа парень протянул руку.

  - Hе страшно? - спросил Игорь.

  - Хуже не будет. А ты как?

  - У меня брата арестовали, - пробормотал Игорь.

  - И у меня. А жена к родителям ушла, когда узнала.

  - Та же фигня.

  - Значит, хуже всяко не будет, - подвёл итог Валера.

  Два молодых человека, которым нечего было терять, перешли госграницу и
скрылись на той стороне.