История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

О. Штепина

КИР БУЛЫЧЕВ: ПОЧЕМУ ЛОНДОН НЕ ПОГИБ ОТ КОНСКОГО НАВОЗА

ИНТЕРВЬЮ ФЭНДОМА

© 1999

Московский комсомолец (Москва).- 1999.- 18-25 февр.- С. 19.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001

КИР БУЛЫЧЕВ
(настоящее имя - Игорь Владимирович Можейко). Родился 10 октября 1934 г. Окончил Институт иностранных языков, доктор исторических наук. С середины 60-х годов - научный сотрудник Института востоковедения РАН. Лауреат Государственной премии (1982). Среди произведений наиболее известен цикл повестей об Алисе (первая из них "Девочка с Земли" (1974), до 1990 года издано 7 повестей) и историческая трилогия "1185". Хобби: нумизмат, фалерист.

- Кир Булычев - гораздо более известное имя, чем ваше собственное. Как появился такой псевдоним?

- Он родился абсолютно случайно. Мне нужно было подписать какую-то статью в журнале, чтобы на работе не узнали. Я просто взял имя жены, ее зовут Кира, и фамилию матери - Булычева. Так и появился на свет Кир Булычев. Раньше было такое правило: невозможно было выпустить две книги в год, если ты не член Союза писателей, поэтому приходилось подписываться разными именами. У меня даже докторская диссертация вышла под псевдонимом.

- Как же так, вы такой известный человек и не являлись членом Союза писателей?

- Я никогда никуда не вступал. Я не был членом партии, я даже официально не являюсь писателем. Не хотел и не хочу с этим связываться - раньше это было оригинально. А теперь я, в общем-то, такой же, как и все.

- Вы ученый, занимаетесь азиатскими странами. Когда вы почувствовали, что должны писать?

- Первое свое литературное произведение я написал, когда мне было тридцать два года. Это были как раз сказочки про Алису, назывались они "Девочка, с которой ничего не случилось". Поздно, конечно, наверное, надо было раньше начинать. До этого я работал переводчиком, потом поступил в аспирантуру Института востоковедения, то есть жил совершенно другой жизнью, далекой от литературы.

- Наверное, в детстве фантастикой увлекались?

- Конечно, я всегда был читателем, между прочим, очень внимательным читателем, каким до сих пор и являюсь. Фантастику я очень любил, как и все мальчишки. Очень долго верил во все, что написано, а когда вырос из наивного возраста, просто читал и изучал фантастику с большим интересом.

- Существует известная формула, что для детей писать надо так же, как и для взрослых, только лучше. А вы как считаете?

- Нет, это неправда. Это высказывание родилось скорее из-за большого самомнения некоторых писателей. Писать надо так, как у тебя получается. Ни больше, ни меньше. Конечно же, есть фантастика взрослая и детская. И разница не в том, что для детей книги будут лучше или хуже. Просто это абсолютно разные вещи. Основная функция "взрослой" фантастики - предупреждение, то есть автор гиперболизирует действительность и показывает, что может с нами случиться. А в "детской" фантастике это невозможно, потому что просто неэтично пугать ребенка. Фантастика для взрослых - пессимистична, а для детей - оптимистична.

- Огромное количество людей знает вас не только по книгам, но и по фильмам. Когда начался ваш "роман" с кино?

- Первый мой фильм был мультипликационный: "Тайна третьей планеты". С этого я и начал. Я в то время в кино был, извините за выражение, как "новая девушка на нашей панели". Потому что я был уже кандидатом наук, ученым - и вдруг что-то пишу. А всем интересно. Кино - это маленький мир, к тому же очень чувствительный к новым лицам.

Конечно же, знаковым стал для меня фильм "Гостья из будущего". Но все же нужно сказать, что основную роль для успеха картины сыграла все-таки Наташа Гусева (исполнительница роли Алисы). Она обладала необыкновенным обаянием.

- Как вы считаете, машину времени в будущем изобретут?

- Возможность создания машины времени настолько нереальна, что переводит вопрос в сказочную категорию. Машина времени для меня остается просто метафорой. Она никак не может относиться к реальному миру, только к воображаемому. Воображение может двигаться вперед и назад, но за пределы фантастики не выходит. По большому счету никто и не хочет, чтобы существовала машина времени, Потому что гак только бы она появилась, случились бы жуткая катастрофа, Вы что, действительно хотите узнать, что будет с вами через пять, десять, пятьдесят лет? Да пропадет весь смысл жизни. Не надо пытаться предсказать будущее, все равно интереснее увидеть все своими глазами.

- Не так далека от нас всех уже граница не только веков, но и тысячелетий. Кто предсказывает конец света, кто расцвет всей планеты. В любом случае народ волнуется.

- Не забывайте, что это событие важно только для четверти жителей земного шара, а остальные даже и не заметят этой даты, потому что у них другое летоисчисление. Что нам с ними-то делать? Оповестить их, что у нас заканчивается второе тысячелетие, чтобы они тоже чего-то ждали? Почему мы считаем, что то, что отмечает меньшинство, влияет на всю Землю? Так что старайтесь не держаться за даты.

- А лично вы поверили хоть в какое-нибудь предсказание?

- Вдумайтесь в сам принцип гадалки: человек помнит только то, что действительно сбылось. Он может получить в своей жизни тысячу предсказаний, но будет помнить лишь одно - то, которое совпало с реальными событиями в его жизни. Поэтому гадалки всегда будут богатыми. В нашей стране после падения коммунистического строя просто до безобразия разгулялись всякие гадалки, астрологи и предсказатели. В том числе и на переходе в новое тысячелетие тоже находится много желающих сделать большие деньги. Но мне, например, невозможно доказать, что в 2000 году будет конец света.

- Ну а что же все-таки ждет нас в будущем - может, переселение на другие планеты, освоение иных цивилизаций?

- Мне кажется, что желания встретиться с инопланетянами или полететь на другую планету сейчас уже не актуальны. Интерес к космосу - уже пройденный этап. Он прошел где-то в 70-е годы, когда впереди еще были надежды: а вдруг на Марсе есть жизнь или на Венере, а вдруг мы наберем такие скорости, что вырвемся из солнечной системы?.. Вспомните, как в течение восьмидесятых годов скисал интерес к космической теме. Между прочим, это хорошо видно и по произведениям писателей-фантастов: космос явно отошел на второй план, а его место заняли генетика и биология. Интерес к космосу оживет вновь только в случае какого-нибудь удивительного открытия или события. А пока мы имеем дело с мертвым космосом, а таким он нам не очень интересен

- Ну хоть маленькую щелочку в будущее реально приоткрыть?

- Подумайте сами. Например, пока не изобрели электричество, никто его не предсказал. А кто бы мог подумать, сколько будет построено на этом, просто вся наша жизнь. Я вам расскажу один реальный факт, для наглядности. Известно, что сто лет назад лучшие умы Лондона думали: что же больше всего грозит этому городу, от чего он может погибнуть? И все сошлись на том мнении, что Лондон через пятьдесят лет погибнет от конского навоза: он завалит Лондон до вторых этажей, столько будет экипажей, что не будет возможности успевать убирать отходы. Вы понимаете, о чем, я говорю? Можно рассуждать о будущем сколько угодно, в любом случае мы будем неправы.



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Интервью >
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т Ф Ц Ч Ш Щ Э Я
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001