| ФЭНДОМ > Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью |
- Начну с главного. Очень мало приходит сейчас в российскую фантастику ученых, инженеров. Фантастику пишут бывшие журналисты, театральные режиссеры, сотрудники органов внутренних дел, а традиционный "поставщик" почти увял. Вы - одно из редких исключений в этом плане. Как вы объясняете сложившуюся ситуацию? - Во-первых, это связано с общим разочарованием населения в науке - разочарованием понятным, многократно объясненным. Во-вторых, в последние годы сказываются еще и материальные проблемы научно-технического "состава" страны, поскольку уход в литературу - это не способ себя обеспечить. По крайней мере, в первые годы ученичества. Для отдельных удачников это может стать способом заработка через пять, через десять лет. А людям надо жить, надо кормить семью. - А разве журналистам и режиссерам не надо кормить семью? - Но это очень разные вещи - инженерное дело и сочинение текстов. Человеку из мира техники, если он решит начать писать, свое образование нужно фактически начинать заново. - Ваш роман "Запретный мир" - яркий пример того, что человеку с научным складом ума не так-то легко переключиться на фэнтези. Больше подобных попыток не будет? "Ужастик", к примеру, не хочется сочинить? - Понятия не имею, куда меня занесет в дальнейшем. В ближайшие год-два вроде бы не планируется. - А что планируется? - Который год зреет и уже, кажется, созрел замысел фантастического детектива. На современном российском материале, но со всеми атрибутами жанра. Будет и замкнутый круг лиц, и убийство в закрытой комнате, и попытки его распутать... - Сейчас писатель Александр Громов живет благодаря литературным заработкам? - Практически да. Процентов на 90. А десять даст моя работа в НИИ, которую я не бросаю, ибо мне там интересно. - И в чем заключается эта работа? - Известно, в каком состоянии находятся сегодня НИИ. Так что я прихожу на службу, запираюсь в своей комнате, и мне там никто не мешает. - То есть вы там пишете?! - В общем, да... - А с начальством нет проблем? Оно знает? - Начальство терпит. Все-таки что-то, кроме фантастики, я там делаю и полагаю, что свою ничтожную зарплату я отрабатываю. А кроме того, служба дисциплинирует: раз уж пришел на работу, хочешь не хочешь - работай. Просто так сидеть скучно... - Вероятно, вы и писать начали от скуки? - Было скучно представлять себе дальнейшую перспективу. Ну, сейчас веду блок, потом буду вести стойку, потом - шкаф, потом - кабину с какой-то аппаратурой. На это истратить жизнь? Я уважаю людей, которым это интересно. Но я, как выяснилось, получаю удовольствие совсем от другого. - Удовольствие - в том числе и от чтения фантастики? Вы были прилежным читателем НФ? - Нет. В юности читал фантастики очень немного. Из наших - в основном Казанцев, Гуревич, Росоховатский, Гансовский. Из западных, скажем, Кларк. И только в 23 года, когда я уже ходил на преддипломную практику, мне в институтской курилке сказали: дубина! Стругацких почитай! И дали мне "Сказку о Тройке". Мы потом скинулись с приятелем и заплатили машинистке, чтобы она нам ее перепечатала. Вот тогда я и заболел фантастикой. Но прошло еще три года, прежде чем я попытался что-то сочинить. Написал совершенно безобразный рассказик... Сейчас, оглядываясь, могу сказать, что это был эксперимент: может ли нормальный человек средних способностей, далеко не гений, сделать себя писателем? Я полагал, что период ученичества займет у меня пять лет. Был даже удивлен, когда издатели проявили ко мне интерес спустя четыре года. - Как складывается ваш рабочий день? Вы дома вообще не пишете? - В последнее время нет. Я прихожу на работу, включаю компьютер, настраиваюсь и начинаю медленно вгрызаться в тот мир, который я придумал. Где-то часа через два, что называется, можно начинать барабанить. Потому что я уже в этом мире, я вижу эти сцены, я вижу этих людей. - А как вообще приходит идея для романа? Так сидишь, сидишь, и вдруг - бац! - надо бы написать вот об этом. Или всегда есть первотолчок со стороны? - Я это отследил только один раз, когда писал маленькую повесть "Такой же, как вы" про людей-клонов. Я ходил по лесу и собирал грибы. После дождя свинушки вылезли совершенно одинаковые. Я даже удивился, что они все одного роста, одной формы. Тут же мысль перескочила на людей. Забавным было бы общество, в котором все люди одинаковые. Пусть даже внешне отличаются, но психологически одинаковые. Через пять минут придумалась сцена суда над убийцей. За что его судить, если любой другой в этой ситуации тоже убил бы? Вот это мне показалось интересным... - Писатель-фантаст, в отличие от авторов других жанров, попадает в узкий мирок с достаточно специфическими законами. Ты ощущаешь давление цеховой среды? - Подсознательно это в голове сидит, конечно, всегда. Но если это выходит на сознательный уровень, я думаю: а какого черта?! И не обращаю внимания... Круг общения-то у фантаста широкий. Есть коллеги, есть фэны, есть даже странные личности, которые озабочены "летающими тарелками", торсионными полями, ловлей ми-кролептонов при помощи осциллографа и прочими "кристаллическими свойствами атмосферы". Иногда нападет такой фанат с горящими глазами, начнет излагать свои теории, и стоит большого труда объяснить ему, что фантастика не занимается такими делами, что фантастика - это вранье, которое не прикидывается правдой. Она как фокусник, который говорит: "Господа, я сейчас за ваши деньги буду дурить вам головы". И публика довольна, потому что не грех обмануть человека, человек хочет быть обманутым. Грех выдавать обман за правду.
Александр РОЙФЕ
ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ
Громова А. Научная фантастика что это такое Зубакин Ю. Гвинейские фантазии на тему Луны и Марса
|
|
|
||