История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

ОЛЕГ КОРАБЕЛЬНИКОВ: ШЕЛ МИМО, ЗАШЕЛ

ИНТЕРВЬЮ ФЭНДОМА

© 1991

Фантастическая газета (Томск).- 1991.- 1. - С. 31. - Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001

Это он о своем пути в фантастике. Лауреат премии "Аэлита-90" (за книгу "к востоку от полночи". - Красноярск, 1989 г.) К чистым фантастам себя не относит.

Не удивительно, что возглавляемый Корабельниковым культурно-художественный центр "Лукоморье" подарил населению две книжки о династии Романовых (до недавнего времени продавались во всех киосках), а фантастики не издает.

ОЛЕГ СЕРГЕЕВИЧ КОРАБЕЛЬНИКОВ родился в 1949 году в Красноярске. Здесь закончил медицинский институт. Ревматолог-анестезиолог.

- Наверное, реанимация как-то предполагает постоянные размышления над жизнью и смертью. Каждый день кто-то на твоих глазах умирает, кто-то на твоих глазах оживает.

Как-то все это хотелось осмыслить - вот путь в, литературу. Вернее, один из путей. Можно объяснить и не так, а полной схемы этих вещей не существует. Потому что если тянет писать - пишется. Это самовыражение. А уж каким образом - каждый решает сам. Или как получается.

- Ваше первое фантастическое произведение. Какое? Когда?

- Если говорить о самых первых, то это, наверное, еще школьные опыты. Сочинения. В шестом, даже раньше, в пятом классе - о путешествии на Луну. У нас было сочинение на вольную тему. Я тогда много писал. Конечно, это чуть собачья. Детские опыты. Эксперименты.

Потом стал писать стихи, как-то вообще забыл о фантастике, о прозе.

Если говорить о "более-менее", о том, от чего не хотел бы отрекаться, - то это несколько рассказов, которые я написал в 76-77-78 годах. В 1976 я поступил в Литературный институт. Поступал - не фантастические были у меня рассказы. Один был на грани фантастики, как сейчас обычно выражаются. Было там очень много условностей.

А потом на одном из семинаров в Красноярске познакомился с Сергеем Ивановичем Павловым. Он отметил несколько рассказов, где увидел элементы фантастики. И скатал: "Почему это у тебя элемент? Попробуй относительно чистую фантастику". И мне это показалось интересным.

Я никогда не ставил цель: чистая фантастика, не чистая, фэнтези, сайенс фикшн или голый натурализм. Просто есть какая-то идея, мысль, ее и выражаешь тем путем, теми средствами, которые оптимальны - для выражения этой идеи. Если необходима какая-то условность, то это можно назвать, как я понимаю, фантастикой.

Многие относят меня к Фантастам. Я не отрекаюсь, но чистым фантастом себя не считаю. Не имею особых прав. Но и не стыжусь этого знания, более того - горжусь им.

- Назовите произведение, которое вам особенно дорого. Самое-самое.

- Не легко сказать. Наверное, у каждого есть какие-то нети, от которых и до сих пор не отрекешься. А многое читаешь - кажется чужим. Наверное, назову несколько вещей относительно ранних. Это "Стол Рентгена", маленькая повесть "Башня птиц", хотя сейчас я бы сделал ее абсолютно по-иному. Небольшая повесть "Несбывшееся, ты прекрасно". Но там как раз элемент чистой фантастики не слишком большой. Это вещи, за которые мне не очень стыдно.

- А за что стыдно?

- Были рассказы, относительно левой ногой сделанные. В одной из книжек, что вышли в Красноярске, она называется "И распахнутся двери", есть два-три рассказа, которые надо довытянуть. Их там сам редактор объединил в цикл, и получилась маленькая повесть. Словом, есть рассказы, которых я могу не стыдиться, а есть сделанные несерьезно. Нелитературно и неинтересно.

Многие полагают: если фантастика - можно писать ее левой ногой подчас. Так думают некоторые молодые. Но все-таки основа-то основ - литература. Я считаю, у Булгакова- литература в чистом виде. А еще интересные идеи, интересный язык - это все обогащает.

- Кого из молодых красноярцев, что пробуют себя в фантастике, вы назвали бы?

- Если считать из тех, кто себя уже опробовал, то это Александр Бушков. По крайней мере, имя его известно. У нас в Красноярске выходит (уже вышла, это "Лабиринт" - ред.) его довольно толстая книжка. За нее не стыдно будет ни автору, ни издательству, ни вам всем - его землякам. Это наиболее сильный фантаст, много работающий, много пишущий. Я видел все его рукописи. Может, и не совсем все, но из того, что видел, можно издать четыре-пять хороших томов фантастики.

Интересно начинает работать Леонид Кудрявцев. Есть подрастающие ребятишки, они еще ищут себя. Может быть, ошибаются. Растет смена - и это очень хорошо.

Считается, что в Красноярске своя школа, но это совершенно условно. Все ребята разные.

- Ваши контакты с красноярскими любителями фантастики, с клубным движением.

- Их почти нет. Было несколько клубов - и то они меняются, то дерутся друг с другом. Я не хочу общаться с ними чересчур тесно. Не потому, что у меня какие-то предубеждения. Там все моложе меня - мне не интересно. Молодежь пожирает фантастику - меня больше интересуют философские проблемы.

Какие-то годы пошли... Такой огромный поток информации. Совершенно какие-то иные измерения. Имею в виду термин не фантастический, а обычный, психологический.

В "Красноярском комсомольце" мы пытались делать полосы, посвященные фантастике, но не получилось из-за нехватки материалов. Я обращался к любителям фантастики г. Красноярска, Абакан: давайте, ребята, ради бога, выдавайте, составляйте полосы сами. Но мы не нашли общего языка. Отношение такое: газета должна сама что-то делать, а они - сами. Им надо обсуждать. Хотя мы все же делали несколько раз большую полосу фантастики.

    Интервью взял
    Е. ЗЫРЯНОВ.



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Интервью >
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т Ф Ц Ч Ш Щ Э Я
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001