История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

О ВРЕМЕНИ, ПРОСТРАНСТВЕ И ЧЕЛОВЕКЕ

ИНТЕРВЬЮ ФЭНДОМА

© В. Щербаков, М. Пухов, 1981

Техника-молодежи.- 1981.- 10.- С. 24-26.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2002

"Эврика", "Люди и космос", "Библиотека советской фантастики"... Все эти популярны" серии книг публикует организованная в 1979 году в издательстве ЦК ВЛКСМ "Молодая гвардия" редакция научно-популярной, научно-фантастической литературы и изданий по космонавтике. Вряд ли найдешь в стране другую книжную редакцию, специализация которой была вы столь же созвучно самому названию нашего постоянного раздела "Время - Пространство - Человек". Корреспондент "ТМ" Михаил ПУХОВ встретился с заведующим редакцией, кандидатом технических наук, писателем-фантастом Владимиром ЩЕРБАКОВЫМ и задал ему несколько вопросов о деятельности редакции и перспективах ее работы на будущее.

- Каковы основные направления издательской деятельности новой редакции?

- Как видно уже из названия, таких направлений три. Главным из них является выпуск научно-популярной и научно-художественной литературы, освещающей наиболее актуальные проблемы науки и техники, достижения советских ученых в различных областях знания. Это книги известной серии "Эврика". Их авторы, как правило, сами ученые, получившие новые результаты, так что информация попадает к читателю "из первых рук". Именно такова выпущенная в 1980 году последняя книга академика М. Лаврентьева "...Прирастать будет Сибирью", увидеть которую автор, основатель и первый руководитель СО АН СССР, к сожалению, не успел. Такова и книга академика А. Окладникова "Открытие Сибири", посвященная во многом неизученной истории этого прекрасного края. Обе книги замечательных советских ученых можно смело рекомендовать нашим молодым читателям, участникам освоения восточных районов страны, строителям новых дорог и промышленных объектов. Нельзя не отметить новый коллективный сборник "Стратегия освоения", отражающий наиболее интересные аспекты взаимодействия человека с природой и подготовленный группой авторов, сотрудничающих с журналом ЦК ВЛКСМ "Вокруг света". Выход сборника в свет, кстати, приурочен к 120-летию журнала. В перспективе "Эврики" - выпуск работы академика ВАСХНИЛ А. Бараева "На родных полях", посвященной теории и практике получения высоких урожаев, и коллективного сборника "...И до 90-го года", авторы которого, крупнейшие ученые и руководящие работники министерств и ведомств, рассказывают о развитии науки, техники и промышленности, раскрывают конкретное содержание "Основных направлений экономического и социального развития СССР", принятых XXVI съездом КПСС.

- И этими названиями, очевидно, ваши планы не ограничиваются?

- Да. На будущий год, например, запланирован выход в свет работы историка В. Кузьмищева "Царство сынов Солнца" о древней цивилизации на территории нынешнего Неру. Недавно на полках читателей появилась книга советского ученого Л. Мухина "Планеты и жизнь" о закономерностях возникновения и развития жизни во вселенной. Только что в серии "Эврика" вышла книга космонавта Г. Берегового "Космос - землянам"...

- Кажется, мы вплотную приблизились ко второму направлению деятельности редакции - выпуску изданий по космонавтике?

- Да. Издательство выпускает серию "Люди и космос". Это в основном записки советских космонавтов, призванные запечатлеть в книжной летописи становление, развитие и перспективы отечественной космонавтики, рассказать о людях, штурмующих космос в кабинах космических кораблей, в научных лабораториях и заводских цехах, поведать читателю об интереснейшем процессе познания тайн природы. Отметим книги П. Поповича и журналиста В. Лесникова "Не могло быть иначе", В. Шаталова "Трудные дороги космоса", очевидца космических одиссей В. Губарева "Поехали!". Событием для редакции стал выход сборника "Салют-6": орбиты мира и дружбы", приуроченного к 20-летию полета Юрия Гагарина. В создании этой книги приняли участие молодежные издательства братских социалистических стран. Использованы в ней, кстати, и некоторые материалы, первоначально опубликованные в "ТМ".

- Ну, это естественно: у наших редакций немало точек пересечения. Примером сотрудничества могут служить хотя бы первые два сборника "Тайны веков", составленные из статей, которые публиковались у нас в разделе "Антология таинственных случаев". А через два года нашему журналу исполняется 50 лет. Как вы относитесь к идее выпустить к этой дате специальный юбилейный сборник?

- Что ж, это очень интересная мысль. Но и книга тоже должна быть весьма интересной. "Техника - молодежи" публикует много увлекательных статей, и их переиздание в книжном варианте вполне оправдано.

- Ну а как обстоят дела с изданием научно-фантастических произведений?

- Их за два с лишним года работы редакции была выпущена добрая дюжина. Это и авторские томики серии - "Библиотека советской фантастики", и традиционные ежегодники "Фантастика". Вышел в свет также коллективный сборник "Звездная гавань" и планируется новый, "Ветка кедра", посвященный далеким перспективам развития Сибири и Дальнего Востока. Это, кстати, не означает, что и авторы этого сборника должны отбираться по сугубо региональному признаку.

- А какие из уже вышедших книг вы могли бы отметить в первую очередь?

- Прежде всего сборник "Фантастика-80". Но о нем читателям достаточно подробно рассказал космонавт П. Попович в статье "Космос - пространство мечты", опубликованной в газете "Советская Россия". Вообще, наши книги, как правило, не остаются не замеченными прессой и литературной критикой. Все, что вышло на протяжении 1980 года, уже получило резонанс в периодике. Нам уделяют внимание такие журналы, как "Сибирские огни", "Молодая гвардия", "Техника - молодежи", "Журналист", еженедельник "Литературная Россия", газеты "Комсомольская правда", "Советская Россия", "Московский комсомолец", "Молодость Сибири" и другие. О книгах же этого года высказываться пока, по-моему, преждевременно.

- Давайте поговорим о планах на будущее. В чем видит редакция свою главную задачу при их подготовке?

- Основное, как нам представляется, - соблюдать гармоническое сочетание новых и известных имен. Наряду с вещами уже зарекомендовавших себя писателей-фантастов наше издательство не менее охотно печатает произведения молодых одаренных авторов. На 1982 год запланированы первые авторские сборники научно-фантастических рассказов и повестей москвича Е. Гуляковского и С. Ахметова из Владимирской области. Нередко появляются произведения дебютантов и в традиционных молодогвардейских сборниках. Например, "Фантастика-81" - а она вот-вот выйдет - почти наполовину состоит из рассказов и повестей молодых. Кстати, в последних сборниках наряду со старыми разделами, такими, как "Школа мастеров", где мы напечатали рассказ А. Куприна "Синяя звезда" и отрывок из нового романа Л. Леонова, появился ряд новых: "Мечта прокладывает путь", "Наука на грани фантастики", "Неведомое: борьба и поиск". Здесь помещаются очерки и размышления ученых, космонавтов, писателей, раскрывающие зримые черты удивительного мира мечты, его связь с последними научными изысканиями.

- Означает ли это, что в сочетании "научная фантастика" вы склонны ставить ударение на первое слово?

- Вовсе нет. Научная фантастика гораздо ближе к науке, чем другие жанры литературы, но она ничуть не дальше их от искусства. Примером может служить замечательное произведение Г. Уэллса "Дверь в стене", где средствами фантастики решаются общечеловеческие проблемы. Этот рассказ, по-моему, является наивысшим творческим взлетом знаменитого английского фантаста. Нелишне вспомнить, что незадолго до своей смерти Г. Уэллс заявил, что на очередных выборах будет голосовать за коммунистов. Цель литературы, считал он, - способствовать перестройке жизни. И его собственное творчество прекрасно иллюстрирует это положение. Научная фантастика - это жанр, призванный изобразить человека в мире, измененном силами разума. Эти изменения могут быть различными: значительными или почти незаметными по отношению к сегодняшнему дню. В этом смысле у нашей научной фантастики поистине величественные перспективы; ведь впервые в масштабе планеты ставится грандиозный социальный эксперимент: строится общество нового типа. Поэтому всякое определение фантастики как жанра, опирающееся лишь на ее "научную" сторону, рискует быстро устареть.

- Но читатели "ТМ" привыкли считать, что научная фантастика не исчерпывается "литературой единой"...

- Вы правы. Я всегда с интересом, вниманием и энтузиазмом слежу, например, за работой художников-фантастов, которые в последнее время сделали значительный шаг вперед. Об этом лучше всего говорит картинная галерея "Время - Пространство - Человек", которую я с удовольствием посещаю. А в прошлом мне неоднократно доводилось выступать на страницах "ТМ" с небольшими очерками и статьями, посвященными НФ-живописи...

- Читатели не видят в последнее время не только ваших статей, но и рассказов. Поэтому, пожалуйста, несколько слов о ваших личных творческих планах.

- Многие писатели-фантасты охотно работают не только в фантастике, но и в далеких от нее жанрах литературы. Очевидно, подобные "переключения" способствуют повышению творческого настроения. Такая работа обогащает, позволяет по-новому взглянуть на проблемы жанра. Теперь я знаю это на опыте: после чисто научно-фантастических книг "Красные кони" и "Семь стихий" рискнул взяться за реалистический роман о судьбе нашего молодого современника "Время травы", работа над которым близка к завершению. А потом, вероятно, вернусь к давнему замыслу - написать научно-фантастическую повесть с острым сюжетом. Кстати, я и сейчас не прекращаю работы в этом жанре.

Представляем читателям новые работы, поступившие на конкурс "Время - Пространство - Человек".

А. АНДРЕЕВ (Баку). Станция на астероиде.
А. ЛОПАТНИКОВ (Одесса). Мечта.
М. РОМАДИН (Москва). "Фантом на космической станции". Эскиз и кинофильму "Солярис".
А. КЛИМОВ. (Усть-Каменогорск). "Мир расплавленной планеты".



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Интервью >
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т Ф Ц Ч Ш Щ Э Я
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2018
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001