История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

СЕРГЕЙ СНЕГОВ: «ПРЕДСТАВЬТЕ, ЧТО ПРОСТРАНСТВО УНИЧТОЖЕНО!»

Интервью «Фанта» Провели его члены клуба Г. и Ю. Федины

ИНТЕРВЬЮ ФЭНДОМА

© Г. Федин, Ю. Федин, С. Снегов, 1977

Молодой дальневосточник (Хабаровск).- 1977.- 9 апр.- 69 (9825).- С. 2-3.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2004

Сергея Снегова дальневосточникам - любителям фантастики представлять нет необходимости. И не только потому, что его повесть "Обезьянка Олли" из цикла "Посол без верительных грамот" была напечатана в первом выпуске "Дальневосточных приключений". Сегодня писателем закончена трилогия "Люди как боги". Третья, завершающая книга трилогии, - "Кольцо обратного времени" вышла в январе.

Писатель Сергей Александрович Снегов пишет не только фантастику. Начиная с 1955 года, им создано полтора десятка романов и повестей о людях сегодняшнего дня - рыбаках, моряках, ученых, инженерах. В прошлом году журнал "Знамя" поместил его роман "Творцы" о советских физиках.

Родился писатель в 1910 году в Одессе, в семье рабочего-слесаря, окончил физико-математический факультет университета, преподавал в университете, семнадцать лет проработал в Заполярье, ныне профессиональный литератор, живет я Калининграде.

Впервые мы познакомились со Снеговым-писателем, прочитав повесть "Взрыв" в сборнике "Солнце не заходит".

- Я работал тогда в одной лаборатории в Норильске. Повесть написана на жизненном материале, в основе лежат реальные события.

- А что привело Вас к фантастике?

- Любовь, я ее просто люблю. Фантастика - литература мыслящая, позволяющая представить возможности будущего, литература раскованная. Что касается "Кольца обратного времени", то я его обдумывал тридцать лет.

- На страницах первых романов трилогии у Вас были "зловреды". Одним читателям термин нравился, другие против него протестовали.

- Вся трилогия, в том числе и первые две книги, очень иронична. В описании серьезной культуры, философской стороны событий, серьезна, в осмеянии шаблонов фантастики она полемична. Дабы не вызывать раздражения у любителей внешней красоты, зловредов пришлось переименовать в разрушителей! В третьей части есть цивилизация, где зло творения есть функция жизни. Это нечто, не имеющее биологической основы, биологической природы, не имеющее индивидуальностей. Каждый индивид является всем общим.

Вообразите цивилизацию не нашего типа, не гуманоидную, не технологическую, настолько могущественную, способную воздействовать на законы природы! Человечество - сила жизни, сила разума. Жизнь отвергает энтропию! Но ведь жизнь можно представить и как болезнь материи, движущуюся от периферии к центру Галактики и завоевывающую всю Вселенную.

- Да, но во "Вторжении в Персей" цивилизация нашего типа и нашей логики.

- Совершенно верно, но цивилизация, где искусственность создания достигла столь высокой степени, что естественный биологический ингредиент очень низок, незначителен. Человек с искусственным сердцем, легкими, также естественен, как с искусственными зубами.

- Значит - киборг?

- Не совсем. Все гораздо сложнее. Но мы несколько отвлеклись от предыдущего нашего разговора, продолжим. Что будет, если встретятся Добро и Зло, говоря языком аллегорий? Они должны уничтожиться, если взять голое противопоставление, а если нет? Для исполнения закона энтропии нужно создать негэнтропию! Можно использовать или прямое предназначение или обратное, техническое средство разрушения может стать средством созидания. Значит есть база для создания союза!

- Диалектическое взаимопроникновение?

- Если хотите. Использование двух сторон противоречия. Мы сегодня рассматриваем мир как вектор, раньше как скаляр, теперь - как вектор. В движении! Но вектор-то движется в одну сторону! Но в математике есть такое понятие, как тензор. Я считаю, что жизнь, цивилизация - тензорны. Любое направление природа может использовать но своему усмотрению. Поэтому-то Разрушители и становятся Созидателями!

- Но отсюда должна проистекать ксенофобия - враждебность ко всему чужому, не свойственному нам. Как сказал Лесков: "Каждому странным кажется то, что самому ему не свойственно. Если я созидатель...".

- Почему враждебность? Враждебность - это при условии какого-то контакта, если что-то на вас воздействует, а если вы этого воздействия не замечаете, или считаете его в природе вещей естественным для себя?

- Может - равнодушие, индифферентность. Тот же муравейник в лесу...

- Вы его можете просто не заметить.

Можно привести здесь слова Гераклита из Эфеса - эти слова взяты в качестве одного из эпиграфов к четвертой части "Кольца", часть носит название "Погоня за собственной тенью". Так вот, Гераклит сказал: "Для бога все прекрасно и справедливо, люди же считают одно справедливым, другое - несправедливым". Но ведь есть и точка соприкосновения, связанная с переделкой и сохранением существующего. Предпосылка такая: мир гибнет, Галактика гибнет, превращается в квазар, нечто взрывающееся. Силы сохранения в лице могущественной сверхцивилизации, существующей и мыслящей не по нашей логике, сохраняют от разрушения ядро Галактики.

- Фантастику считают "золушкой", литературой "умственных подростков", занятием несерьезным.

- Чтобы читать фантастику, нужно быть подготовленным к восприятию необычной ситуации, странных идей, нужно одновременно думать нестандартно! Кстати, и Достоевского, и Гоголя понимают далеко не все, нужна соответствующая подготовка. Я же люблю фантастику, как всякую хорошую литературу вообще, без причисления того или иного жанра литературы к разряду хороших или плохих.



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Интервью >
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т Ф Ц Ч Ш Щ Э Я
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2021
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001