История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

С. Попов

НАЙТИ СВОЙ ПУТЬ

КЛУБЫ ФАНТАСТИКИ

© С. Попов, 1983

Тихоокеанский комсомолец (Владивосток).- 1983.- 10 сент.- ( 109 (5285)).- С. 2-3.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2001

Сегодня на нашей странице гость. Станислав Попов - искусствовед, и его размышления о становлении отдельных направлений работы клубов любителей фантастики имеют для нас особую ценность. Публикуя их, мы приглашаем к дискуссии тех, кого волнуют судьбы одного из самых популярных литературных жанров - научной фантастики, и тех, кто ныне отдает пропаганде ее свое свободное время, - книголюбов.

ПОПРОБУЙТЕ представить себе длинный сумрачный коридор, дальний конец которого освещен призрачными лучами нежно-бирюзового света. Вы идете по мягко пружинящему под ногами ковру, стены, кажется, расступаются все шире, и вот он, последний шаг... Ярким всплеском поток света разливается перед вами, но впереди еще один поворот, и невольно закрадывается мысль: "Да откуда же в этом здании столь большое помещение?". Хоть и трехэтажный особняк занимает краевая библиотека имени Фадеева, но актовый зал здесь отнюдь не бесконечен... Но вот и этот поворот позади, а перед вашими глазами открывается небольшая сцена. Левая се часть оформлена декорациями квартиры одного из героев - полковника Снегового, правая - другая квартира - ученого Малянова. И вот тут-то, на небольшом пространстве, разыгрываются ситуации спектакля по мотивам повести А. и Б. Стругацких "За миллиард лет до конца света". Это последняя по времени театральная постановка сектора синтетических спектаклей клуба любителей фантастики "Комкон-3".

Для тех, кто посмотрел хотя бы несколько спектаклей сектора, неожиданности в зале должны стать делом привычным, потому что к каждому новому произведению относятся начинающие артисты и режиссеры творчески, ищут новые пути сценического решения, оформления зала. Если при показе фрагментов спектакля "Герои и образы" зрители сидели, например, лицом к боковой стене, на фоне декораций которой разворачивалось действие, то во время феерии "По страницам наших спектаклей" стульев в зале не было вовсе, а действие развивалось по всей площади. Это небольшое отступление от главной темы лишний раз подчеркивает заинтересованность сектора синтспектаклей (ССС) в своей работе. С постановкой "За миллиард лет до конца света" связан наиболее напряженный период становления коллектива. Фактически было сделано два разных варианта, и оба показаны на своей сцене с промежутком времени в несколько месяцев. Причем варианты эти разнит абсолютно все - от технического оформления до режиссерского решения отдельных сцен.

Оправдан вопрос: а не рано ли говорить о режиссерской работе в молодежных объединениях подобного рода? Думается, вполне своевременно. На счету ССС уже больше 7 работ за полтора года. Заслуживает внимания вопрос о качестве представляемых постановок, как но подготовке актерского ансамбля. Делая скидку на. любительский характер студии, учитывая малое время - еженедельные репетиции-отработки материала, все же нельзя не сказать о недостаточном на сегодня уровне чисто актерского исполнения. И дело даже не в отсутствии профессионализма. Того профессионализма, что присущ хорошим любительским коллективам. Проще говоря, не хватает постановкам клуба четкой режиссуры, не соблюдаются правила игры, если позволено будет назвать так отношение к своему делу. Как известно, хороший экспромт репетируется заранее. Да и доступен он только большому актеру. Вряд ли оправданно значительное количество экспромтов на самодеятельной сцене, что мы видим нередко в работах ССС. В этом свете вызывает некоторые сомнения правильность принятой здесь формы работы - когда на одну роль утверждаются несколько актеров, причем неизвестно, кто же именно будет играть в день премьеры. Главным критерием в этом случае становятся не актерские качества, а возможность или невозможность других актеров присутствовать на спектакле из-за занятости. Служенье муз не терпит суеты! Если уж взялись ставить спектакль, нужно, видимо, отрешиться от других забот, выделить время в вечерние часы. Тем более что администрация библиотеки всецело идет навстречу молодому театру, с пониманием относится к его начинаниям, предоставляет зал для занятий по нескольку раз в неделю. Тем более что и составляющие клуб книгочеи с удовольствием участвуют в его работе, и практически на каждом заседании, даже в летнее время, присутствует по нескольку десятков человек. Значит, есть желание работать. И подкреплено оно немалыми возможностями краевой библиотеки. Быть может, излишне разбрасывается этот многообещающий и самобытный коллектив? Достаточно познакомиться с протоколами заседаний, чтобы увидеть, сколь широк охват проводимой здесь работы: киностудия и театральный коллектив, занятью постановкой литературных сценариев; литературный сектор, объединяющий начинающих писателей; фотостудия, где делаются слайдфильмы; постоянно действующие группы по пропаганде литературы в пионерских лагерях; туристские маршруты по краю; сценарная группа - это ее сценарии воплощаются на своей сцене; техническая группа, занятая обслуживанием необходимой для многих постановок осветительной и звуковой аппаратуры...

Резонно задуматься: а возможно ли при таком "разбросе" интересов добиться достаточно высокого уровня исполнения хотя бы на одном из участков работы? Возможен ответ: клуб работает только на себя, для максимальной заинтересованности его членов. Но в таком случае зачем столь широкое привлечение зрителей?

При попытках осмыслить движение клубов любителей фантастики как явление молодежной жизни дня сегодняшнего - а именно так и нужно рассматривать его, ведь в целом по СССР работают уже более ста клубов, и число их неуклонно растет - невольно приходит на ум сравнение с дискотеками, столь модными в последнее десятилетие. Малая информативность предопределила исчезновение дискотек, но именно они стали прообразом будущего сектора синтетических спектаклей в том виде, в каком видим мы его в клубе "Комкон-З". Отрадно, что, взяв у дискотек все лучшее, клубы любителей фантастики пошли дальше, привнесли в работу с молодежью великую силу книги. Сегодня время ставит перед ними новые задачи - качественный рост составляющих клубы людей, воспитание интеллигентности, умения мыслить. В сущности, это на новом уровне поставленная задача, с которой в свое время не удалось справиться дискотекам: воспитание лидера, привитие самостоятельности, умения мыслить и действовать. По плечу ли эта задача клубам нынешнего дня?



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Клубы >
А Б В Г Д З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Ц Ч Ш Э | Другое о КЛФ
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2021
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001