История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Г. Альтов

РУБЕЖИ НАУКИ И ФАНТАСТИКИ

В блокнот фантаста

СТАТЬИ О ФАНТАСТИКЕ

© Г. Альтшуллер, 1963

Знание - сила. - 1963. - 11. - С. 55–56.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2014

В Москве, в Центральном доме детской книги, был вывешен большой красочный плакат. По нему сделан рисунок, который вы видите на этих страницах.

Так юные любители фантастики попытались представить рубежи, достигнутые сегодня наукой и фантастикой.

Своеобразным исследованием, которое на наш взгляд будет полезным для фантастов, руководил писатель Г. Альтов.

Действительность опережает фантастику – эта мысль все чаще и чаще встречается на страницах газет и журналов, в дискуссиях «физиков» и в стихах «лириков».

Уже готовятся к прыжку ракетопланы,

Обнюхивая чутко высоту.

И умирают каждый день романы,

Что час назад тревожили мечту.

Бои ушли на рубежи иные.

И все, что в них рассказано, старо.

Не книжные герои, а живые

Штурмуют даль неведомых миров.

Фантастика, ты стала днем вчерашним!

Ложится пыль на пестрый переплет...

Так пишет поэт Борис Кунаев. А в «Радиоэлектронике» академика А. Минца есть такие строки: «Многие самые смелые предсказания Жюля Верна и других писателей-фантастов уже давно превзойдены нашей действительностью...»

Прорыв в космос, штурм атомного ядра, стремительное развитие кибернетики далеко продвинули фронт научно-технических идей. Однако и фантастика не стояла на месте: появились новые научно-фантастические идеи. Действительность не опередила фантастику, а переплелась с ней. На одних участках науки гипотезы ученых обгоняют мечты фантастов, на других – фантазия писателей по-прежнему опережает воображение ученых.

Итак, соотношение науки и фантастики. Круг в центре нашего рисунка (см. 3-ю стр. обложки) условно обозначает область уже достигнутого наукой и техникой или того, что наверняка будет достигнуто в ближайшие годы. Черная линия – передний край современной научно-технической мысли. Это – предположения, «дальние» проекты, гипотезы и фантазии ученых. Красная линия – наиболее смелые (но в то же время – имеющие какое-то обоснование) идеи фантастов.

КОСМОС

Полеты к планетам солнечной системы, в сущности, уже перестали быть мечтой – планированием их теперь занимается наука. Корабли фантастов летают главным образом в дальние звездные рейсы. Например, герои повести А. и Б. Стругацких «Попытка к бегству» на обыкновенном туристском звездолете отправляются к звезде, находящейся в 150 парсеках от Солнца. Но и этот своеобразный рекорд дальности не превышает в принципе уровень современных научно-технических идей.

Пожалуй, лишь в области космической связи фантастика еще опережает науку. Даже самые смелые гипотезы и проекты астрономов не могут пока сравниться с идеей Великого Кольца, изложенной в романе И. Ефремова «Туманность Андромеды» (1).

Какие открытия будут сделаны в космосе? Здесь, казалось бы, открываются неограниченные возможности для фантастики. Однако фантазия ученых намного обгоняет фантазию писателей. Так, мысль об искусственном происхождении спутников Марса сначала появилась в науке и лишь потом, так сказать, в готовом виде была заимствована фантастами. Такова, например, повесть В. Михайлова «Особая необходимость» (2).

Как ни странно, фантастика отстает от науки и в разработке неисчерпаемой темы преобразования космоса. Весьма крупная космическая стройка описана в повести Г. Гуревича «Первый день творения» (3). Герои этой повести решили разрезать планету Уран «как арбуз» и передвинуть «по кускам» на другую орбиту. Между тем, астрономическая наука мыслит сейчас куда большими масштабами. Например, по проекту астронома Дайсона предстоит «распылить» Юпитер и создать из полученного «стройматериала» грандиозную сферу вокруг Солнца. На внутренней поверхности этой сферы, полностью улавливающей солнечные лучи, и поселится человечество... Правда, в № 8 нашего журнала опубликована новая фантастическая повесть Г. Гуревича, в которой фантаст идет дальше ученого, однако отправной точкой служат именно идеи Дайсона.

В ГЛУБИНАХ ОКЕАНА

Роман «20000 лье под водой» (4) написан почти столетие назад. Но «Наутилусу», хоть он во многом и уступает современным подводным лодкам, все еще принадлежит рекорд глубины. Лишь батискафы могут опускаться на дно океана. Зато они не обладают скоростью, которая была у «Наутилуса». Сочетание свойств батискафа и подводной лодки, присущее кораблю капитана Немо, пока остается фантастикой. Впрочем, уже разрабатываются проекты мезоскафов – кораблей, рассчитанных на глубину спуска в несколько километров.

За последние годы – это случилось совсем незаметно – освоение океанских глубин почти нацело перестало быть фантастикой, сейчас это область проектов и гипотез науки. Многие предвидения фантастов тут действительно стали «днем вчерашним». Глубоководная телекамера с руками-манипуляторами, описанная в рассказе И. Ефремова «Атолл Факаофо», успешно применяется при подъеме затонувших кораблей. Испытываются первые подводные танки-роботы, более совершенные, чем в повести Г. Гуревича «Приключения одной машины». Проектируются батиандры – глубоководные аппараты, рассчитанные на одного человека, – более удобные и быстрые, чем скафандры подводников в «Тайне двух океанов» Г. Адамова.

У фантастов, в сущности, остался лишь один плацдарм – спуск в воду... «без ничего». «Человек-амфибия» А. Беляева (5) считался примером чистой фантастики, теперь эта фантастика становится научной (процесс, вообще, характерный для фантастики, ведь и «Наутилус» в свое время был «чистой фантастикой»). «Я нырну на глубину в 1000 метров», – заявил недавно швейцарский профессор математики Ганс Келлер. Он уже опускался на глубину в 156 метров, на очереди трехсотметровые глубины.

Келлер опускался под воду в обычном легководолазном снаряжении. Ихтиандр из романа Беляева дышал кислородом, растворенным в воде, – это намного заманчивее. Пока это фантастика. Подчеркиваем «пока», потому что уже ставились опыты, в которых мыши дышали... водой, специально насыщенной кислородом.

К ГЛУБИНАМ ЗЕМЛИ

Самое глубокое путешествие в недра Земли совершили герои повести Б. Фрадкина «Пленники пылающей бездны» (6): на атомном подземоходе они прошли Землю насквозь! Еще не так давно это было чистой фантастикой. Сейчас это уже почти чистая наука. Ученые обсуждают проекты «подземных спутников» – кораблей, способных передвигаться (автоматически или с экипажем) в глубинах Земли. За рубежом разрабатывается проект подземохода с атомным реактором. Огромная масса реактора, раскаленного до 1000 градусов, будет проплавлять и продавливать земную кору. Под действием силы тяжести подземоход пойдет к центру Земли, оставляя за собой шахту с твердыми оплавленными стенками.

И все-таки «космос № 2» (так иногда называют земные недра) еще остается белым пятном для науки и фантастики. Нет, например, ни одного научно-фантастического произведения о перестройке земных недр. Нет таких планов и в науке. Мы слишком мало знаем «космос № 2».

АППАРАТУРА

Не замечен фантастами и стремительный рост исследовательского оборудования, в особенности энергетического. Даже наиболее мощная фантастическая аппаратура в десятки раз скромнее существующей. Пожалуй, самая большая фантастическая установка это мезонатор в повести В. Савченко «Черные звезды» (7). Об управлении мезонатором автор пишет так: «Электронный оператор-шкаф с тысячами радиоламп и сотнями реле – он установлен возле пульта и держит нужный режим работы мезонатора». А вот соответствующие строки из описания советского синхрофазотрона: «...установлено 500 панелей, щитов и пультов, тысячи всевозможных реле, контрольно-измерительных приборов и аппаратов управления».

Без мощного оборудования (хотя бы и фантастического) нельзя проникнуть в тайны материи. Может быть поэтому современная фантастика и не пошла дальше управления гравитацией, о чем писал еще Г. Уэллс в романе «Первые люди на Луне» (8).

В передаче энергии рекордом для фантастики на протяжении трех десятилетий был гиперболоид инженера Гарина; все остальные идеи были скромнее или представляли собой варианты идей энергетического луча. Сейчас созданы квантовые генераторы – в ближайшие годы они превзойдут фантастический гиперболоид. Выдвинут ли фантасты какие-нибудь новые идеи?..

КИБЕРНЕТИКА

«Кибернетическая» фантастика на первый взгляд кажется даже чрезмерно фантастичной. Однако, как правило, кибернетические идеи фантастов светят лишь отраженным светом науки. Типичный пример – киберэкзаменатор, описанный в рассказе К. Фиалкового «Цереброскоп». Первые роботы-экзаменаторы были созданы еще до появления рассказа...

Даже очень совершенная машина, описанная в рассказе А. Днепрова «Суэма» (9), не превосходит проектов, в осуществлении которых (хотя и не близком) твердо уверены кибернетики.

Рассказ А. Днепрова «Крабы идут по острову» (10) – одно из наиболее ярких «кибернетических» произведений, однако идея саморазвивающихся и самовоспроизводящихся роботов была выдвинута и обоснована учеными значительно раньше.

«...если немного помечтать, представляется такое: искусственный мозг подключается к естественному, еще здоровому. Какое-то время они работают параллельно, и искусственный обучается всем привычкам и вкусам «своего хозяина». Потом истощенный живой мозг отключается, и человек продолжает жить с искусственным... Если к тому же представить, что к искусственному мозгу присоединено тело с протезированными органами, то получится, что «сам» человек умирает, умирает его тело и даже мозг, но он продолжает жить как интеллект, передав свое «я» искусственному мозгу, – говорит профессор Н. М. Амосов. И это значительно смелее рассказанного в памфлете С. Лема «Существуете ли вы, мистер Джонс?»

БИОЛОГИЯ

Недавно в «Известиях Академии наук СССР» появилась статья В. Парина и Р. Баевского «Вопросы кибернетики и космическая медицина». В этой статье, в частности, говорится: «...проблема регулируемого анабиоза имеет громадное значение не только для обеспечения межзвездных перелетов, но и для космических полетов большой продолжительности в пределах Солнечной системы, которые, возможно, состоятся еще в нашем столетии. К сожалению, наиболее подробное рассмотрение этого вопроса содержится не в научной литературе, а в романе И. Ефремова «Туманность Андромеды».

Биология – единственная область, где фантастика почти во всем опережает науку. Лишь в самое последнее время ученые подошли к обсуждению проблемы всестороннего управления человеческим организмом, изложенной в романе Ю. Долгушина «Генератор чудес» (11) еще в тридцатые годы.

В современной фантастике много интересных и смелых «биологических» идей. Так, в рассказе А. и Б. Стругацких «Шесть спичек» (12) ставится задача непосредственного превращения энергии мышления в работу. В рассказе А. Днепрова «Происшествие на улице Парадиз» (13) говорится об оживлении давно умершего человека – по одной сохранившейся клетке его тела.

Немало увлекательных идей высказано фантастами и в области космической биологии. Особенно интересны «конструируемые» фантастами обитатели чужих звездных миров. Например, в рассказе И. Россоховатского «Встреча в пустыне» (14) описаны разумные существа, живущие в ином, замедленном темпе времени; человеку они кажутся застывшими статуями.

Человек выходит во Вселенную. Будет ли он переделывать планеты, создавая «Землю № 2», «Землю № 3» и т. д. или предпочтет менять себя, «подделываясь» под новые планеты, чтобы не утратить бесконечного многообразия Вселенной? Эта проблема, возвращающая нас к «космической» фантастике, поставлена, в частности, в рассказе В. Журавлевой «Второй путь» (15).

Итак, наука на многих участках догнала фантастику. Ну, а фантастика? Найдет ли она силы снова уйти вперед или, как считают некоторые, на смену научно-фантастическому жанру придет жанр научно-реалистический?

В сущности, мы уже ответили на этот вопрос. У фантастики есть множество неиспользованных возможностей – во всех направлениях.

Что ж, пусть ложится пыль на пестрые переплеты. Ведь...

каждый день и час на смену павшим

Мечта к мечте плечом к плечу встает.

Вновь книги забегают в даль столетий.

Вновь будоражат дерзкие сердца.

Они нужны нам как для крыльев ветер.

Как песня о победе для бойца.

Алтов Г. Рубежи науки и фантастики



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2021
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001