История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

А. Бушков

ПИРАТЫ В СКАФАНДРАХ

Зачем западные фантасты вооружают своих героев

СТАТЬИ О ФАНТАСТИКЕ

© А. Бушков, 1981

Сов. Хакасия (Абакан). - 1981. - 2 окт. - 227 (14170). - С. 2.

Пер. в эл. вид Ю. Зубакин, 2009

Электронная музыка от англ.

«...В конце рейса, недалеко от звезды Ригель, крейсер повстречался с плоским кольцеобразным кораблем-перехватчиком. Последовала неизбежная схватка».

Эта цитата из рассказа А. Порджеса «Погоня» выбрана наугад, вместо нее легко можно было бы подобрать сотню-другую аналогичных. На страницах западной фантастики космос сплошь и рядом предстает как арена ожесточенных схваток между вооруженными до зубов космическими кораблями. Из рассказа в рассказ, из романа в роман кочуют астрокрейсеры и космоэсминцы. Флотилии военных звездолетов осаждают планеты, как осаждали когда-то крепости и города, противника распыляют на атомы, превращают в газ, вышвыривают в параллельное пространство или в прошлое, изничтожают всеми мыслимыми и немыслимыми способами. Причем противник, разумеется, не остается в долгу. Одним словом, нервных просят не смотреть...

Пионером в деле вооружения космических кораблей, по-видимому, является прочно забытый фантаст начала века Д. Гриффит. Герой его романа «Медовый месяц в космосе» (1901) герцог Редгрейв, отправляясь на Венеру, установил на своем корабле пулеметы «максим» – в соответствии с тогдашним уровнем военной техники. Следует сразу заметить, что пулеметы герцогу не пришлось пустить в ход. Венериане оказались вполне миролюбивыми и «стреляли» лишь бутылки шампанского. Увы, последователи Гриффита рисуют менее идиллические картины...

Фантастика, как и вся литература, неминуемо отражает идеологию общества, к которому принадлежит фантаст. Изучая советскую НФ, мы не увидим ни лихих командиров космических крейсеров, ни апокалипсических битв под далекими солнцами. Иначе не может и быть в стране, где пропаганда войны рассматривается как преступление. Космос не должен стать полем боя – довольно с нас и заметно потяжелевшей из-за обилия оружия Земли. Уродливой противоположностью нашей точке зрения предстает поток книг западной фантастики, механически переносящих в космос, в будущее сегодняшние пережитки, сегодняшних «горилл», сменивших генеральские мундиры на скафандры. Кружит над Землей орбитальная станция с атомными бомбами на борту, рождаются планы превращения Луны и Венеры в ядерные базы. От скорострельных орудий и торпед, способных уничтожить целые планеты (Г. Гаррисон) до таинственного оружия, «основанного на принципе притяжения и отталкивания» (М. Лейстнер), и атомных бомб-роботов (Ван Вогт). Чаще всего, впрочем, присутствуют некие безликие «бортовые излучатели», хотя нет сомнения, что по убойной силе они не уступят «протонным орудиям» и «гравиконцентраторам». Вряд ли авторы «космических опер» (как иронично именуют на Западе подобные опусы) намереваются просто пощекотать нервы читателю. Кое-кому очень хочется, чтобы читатель проникся сознанием, что война неизбежна и вездесуща, что от нее не спастись ни на Земле, ни в космосе. Смирись и будь готов воевать – в Африке или на Марсе, безразлично, главное, будь, готов безропотно напялить мундир...

В космос механически переносится и один из древних земных недугов – пиратство, модернизированное, разумеется, приведенное в соответствие с НТР. Вместо архаического брига – звездолет, вместо примитивных бомбард и каронад – те самые «бортовые излучатели». Вот только пираты остались прежними, неразборчивыми в средствах «джентльменами удачи», способными при случае украсть и продать целую планету (Н. Нильсен «Продается планета») – подвиг, который и пригрезиться не мог какому-нибудь Джону Сильверу.

К счастью, «погоду» в западной фантастике делают отнюдь не создатели «космических опер». В лучших своих произведениях фантасты Запада, если и обращаются к теме космических войн, то лишь для того, чтобы развенчать попахивающую фрейдизмом доктрину «вездесущей, всепроникающей» войны. В рассказе Э. Рассела «Ночной мятеж» на Землю будущего, достигшую наконец благополучия и забывшую войны, прибывает пиратская эскадра, вооруженная по последнему слову техники. Командор, поднаторевший в космическом разбое, уже готов торжествовать победу, но пройдет немного времени, и его собственные солдаты взорвут ощетинившиеся пушками крейсеры, предпочтя честную жизнь среди «туземцев» галактическому флибустьерству. Откажется выполнять задание по захвату Земли герой рассказа Р. Шекли «Экспедиция с Глома». У старейшины американской фантастики К. Саймака в рассказе «Достойный противник» бравый генерал космической пехоты узнает, что ожесточенные сражения с инопланетянами были всего лишь бескровной игрой, и находит в себе силы отвергнуть обветшалые традиции «звездных войн». Яркую антимилитаристскую повесть «Слово для «леса» и «мира» одно» создала У. Ле Гуин. Г. Гаррисон в серии романов «Билл – герой Галактики», «Человек из С. В. И. Н. Ь. И», «Звездные громилы, галактические рейнджеры» язвительно пародирует милитаристские опусы. Удачные пародии создали Д. Бойд, Р. Гуларт, С. Люндвалл. Этим не исчерпывается перечень имен и книг. Прогрессивные фантасты Запада считают своим долгом бороться против перенесения в космос бравых генералов и многопушечных крейсеров.

Космос должен остаться мирным, и тем, кто лелеет мечты о галактических битвах и звездолетах под черными пиратскими парусами, не мешало бы вспомнить, например, заключительные строки рассказа «Чудовище» Ван Вогта, повествующего о бесславном конце космического пирата: «Он еще пищал что-то в микрофон, когда неуправляемый звездолет нырнул в белое горнило Солнца...»

А. БУШКОВ,

член абаканского клуба любителей фантастики «Гонгури».



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2021
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001