История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

АКАДЕМИЯ-Ф

Нерегулярный ньюслеттер по вопросам фантастиковедения

ФЭНЗИНЫ ФАНТАСТИКИ

© Е. Харитонов, 2003

Академия-Ф: Нерегулярный ньюслеттер по вопросам фантастиковедения (Москва).- 2003.- 8.- 4 с.

Любезно предоставлено Е. Харитоновым, 2003

№ 8 / 2003 (Май)

Редактор-составитель: Евгений В. Харитонов.
E-mail: josh-kritik@mtu-net.ru; 105187. Москва, ул. Фортунатовская, д. 19, кв. 3.

ПРЕДУВЕДОМЛЕНИЕ: Перед Вами самый большой выпуск "Академии". В самом деле, объем не бюллетеня, а журнала. Но на то есть объективные причины - 22 мая 2003 года исполнилось бы 70 лет Очень Хорошему Человеку. Игорю Георгиевичу Халымбадже (1933-1999) - Последнему Романтику Русской Библиографии Фантастики.

Этот номер "Академии" посвящается ему.


МЕМОРИАЛ

БИБЛИОГРАФ
(К 70-летию И.Г.Халымбаджи)

Какую ипостась этого удивительного человека выделить?

Фэн № 1. Человек, стоявший у истоков отечественного фэндома - еще в начале 1960-х. Неутомимый координатор всего движения. Организатор семинаров - учредитель премий - коллекционер - библиограф - журналист - редактор.

Архивариус Фантастики...

А еще - 40 лет, отданных геологии.

Три библиографически редких тоненьких книжечки (тиражи мизерные - 200-250 экз.) фантастических рассказов.

Да, библиограф Халымбаджа писал рассказы. Собственно, с них все и началось - в далеком 1963 году. В одной из старейших свердловских газет "На смену!" появился фантастический рассказ геолога Игоря Халымбаджи, правда, подписанный как "И.Чебаненко" (один из множества постоянных псевдонимов Игоря Георгиевича).

Не блиставшие словесными изысками, его рассказы были по-своему очаровательны и интересны. Было в них что-то от его любимой фантастики 20-х годов - парадоксальность сюжетной интриги, наличие НФ-идеи. Милые, провинциально тихие короткие рассказы - слепочки фантастической стороны реальности. Ироничные и добрые.

"А библиографией занялся, очевидно, по стечению ряда обстоятельств. Во-первых, в этом отчасти повинна моя склонность все систематизировать. С юных лет собирал все - марки, монеты, минералы, открытки, книги... Всерьез же заниматься библиографией фантастики меня подбил критик, библиограф, редактор отдела фантастики журнала "Уральский следопыт" Виталий Иванович Бугров, с которым мы дружили более 30 лет вплоть до его смерти в 1994 году. Он тогда, в 60-е, высмеял мои самодеятельные библиографические записи и посоветовал заняться библиографией всерьез - создать систематизированную картотеку" (Из интервью журналу "Библиография. 1996. № 5. С. 56).

Вместе с Виталием Бугровым они создали не только уникальную картотеку фантастики, но не менее уникальные, новаторские биобиблиографические указатели, посвященные авторам и произведениям русской дореволюционной и советской довоенной фантастике. Томики межиздательского сборника "Поиск", где публиковались эти материалы, моментально и сами становились библиографической редкостью. Через эти указатели мы открывали для себя богатую, парадоксальную историю фантастической словесности России.

...После смерти друга Игорь Георгиевич учредил Мемориальную премию им. В.И.Бугрова - первую в нашей стране награду, вручаемую за достижения в области изучения фантастики...

А началось все с собирательства, с формирования домашней библиотеки.

О, что это за библиотека! Кто бывал в его двушке на улице Гастелло, тот поймет мои восторги. И как эти сокровища поместились в такой-то маленькой, "густонаселенной" квартирке! Самое ценное хранится в узком, "Г"-образном закутке - поразительная коллекция НЕРЕАЛИСТИЧЕСКОГО искусства. Тысячи томов - утопии, фантазии, готические романы, научная фантастика, фэнтези, литературная сказка. А хронологический диапазон книг библиотеки! От редчайших изданий XVII века до глянцевых томиков конца 1990-х! Он собрал фактически ВСЕ книжные издания отечественной фантастической словесности за почти 400 лет!

Что очень важно: его коллекция - РАБОТАЛА. А это не всегда встречается среди коллекционеров.

Она стала главным источником историко-библиографических разысканий библиографа, легших в основу его многочисленных статей, указателей, заметок.

"Вообще-то я библиограф постольку поскольку. В основном - библиоман (даже не библиофил), собиратель, немножко литературовед, малость сочинитель рассказов, чуточку редактор, издатель...", - с присущими ему скромностью и самоиронией писал мне в 1996 году Игорь Георгиевич.

"Библиограф постольку поскольку"...

...В 1987 году он собирает материалы для фундаментального указателя "В океанах газетных страниц".

В те же годы он затеял масштабный библиографический проект под общим названием "Фантастика, изданная в России, СССР, СНГ". Цель: зарегистрировать ВСЕ книги, ВСЕ публикации художественной фантастики, появившейся в печати на русском языке и языках народов Российской Империи и СССР. По регионам. Хронологически. Конечно, этот проект не мог осуществиться усилиями только одного человека. Были задействованы все фэны, писатели, критики, причастные к библиографии.

В печатном виде вышли только первые три томика по уральскому региону. Но работа не останавливалась вплоть до смерти Игоря Георгиевича.

...Тяжело болея последние годы, Игорь Георгиевич уезжал подлечиться в Казань. Лечился он "своеобразно":

"...Очень плодотворно поработал месяц в Научной библиотеке Казанского университета. Вчерне подготовил [указатель] "Фантастика Сред.[него] Поволжья" (28.09.1997).

"Подготовил для А.Ермолаева [тогда он еще жил в Казани. - Е.Х.] библиогр. указ. "Фантастика и сказка, изданные на территории Татарстана 1872-1998". Конечно, не полный, всего просмотреть не сумел. Да и надеюсь, что хоть у кого-то пробудится интерес и кто-нибудь из фэнов ее пополнит. Хотя библиографов фантастики так мало! Большинство предпочитает размахивать деревянными мечями и кропать слабенькие повествушки".

А ведь и то верно: нет библиографов. Есть, в лучшем случае, текущие списки. Но нет интересных проектов.

Чуть ранее из Казани он написал мне:

"Пока лечился, все дела свои запустил. Зато просмотрел массу дореволюционной периодики, обнаружил первопубликацию романа Н.Колесникова "Желтый пожар"(считалось, что он только в эмиграции его опубликовал, ан нет!), неизвестный фант. рассказ П.Драверта и еще сотни две-три всяких фант. Юморесок, авторских сказок и всего такого прочего..." (28.08.1997).

Николай Колесников. Русский фантаст и... офицер генштаба Колчака, после революции эмигрировал в Китай, затем в Японию. Еще в России издал небольшой НФ роман-памфлет "Тевтоны. Секреты военного министерства" (1916) - о погруженных в анабиоз армиях. Любопытная вещь была. Увлекательная. По-своему. Оказывается, был еще один роман. Последние два года Игорь Георгиевич "копал" материалы об этом литераторе, уже готовил для журнала "Библиография" большой очерк о Колесникове. Не успел. И что за неизвестный рассказ Драверта я тоже узнать не успел...

Самый "сумасшедший" и самый беспрецедентный проект Игоря Георгиевича уж какой год мурыжат издатели (одни, другие). Из рук не выпускают и в печать не пущают. Жалко сокровище такое выпускать?

В оригинале: 22 толстенных рукописных (мелким, плотным халымбаджовским почерком) тома. 40 000 персоналий. Название: "Сочинители фантазий".

Для издания: 160 авторских листов. 10 000 персоналий и библиографий. Название: "Русские фантасты и сказочники".

Почти пять веков. Все, кто опубликовал хотя бы один рассказ. Даже в районной газетке. Даже в многотиражке. Биография. Библиография.

"Как библиограф, я последователь профессора С.А.Вагнера, который включал в свой "Критико-биографический словарь русских писателей и ученых" даже авторов одиночных статей. Моя задача - дать информацию о максимальном количестве авторов. Сведения, которых практически нигде нельзя отыскать" (Из интервью журналу "Библиография". 1996. № 5).

Годы работы. История не фантастики, история литературы российской. За такую книгу не фантастиковеды, а историки литературы и люди с мозгами отдадут любые деньги. Знаю. Спрашивал.

У издателей своя логика. Финансовая.

И великий труд (действительно - великий, сизифов), набранный и сверстанный устаревает где-то в издательских компьютерах...

И еще:

О таких, как Игорь Георгиевич, А.П.Чехов писал: "Подвижники нужны, как солнце. Составляя самый поэтический и жизнерадостный элемент общества, они возбуждают, утешают и облагораживают. Их личности - это живые документы..."

Я не просто так решил поместить библиографию публикаций И.Г.Халымбаджи. Как-то Курт Воннегут заметил, что библиография - это своеобразный ключ к познанию личности, она способна рассказать о человеке даже больше, чем его биография.

Просмотрите этот указатель. Сотни публикаций - это десятки и десятки поднятых из небытия имен. Из того небытия, куда, увы, однажды канем и мы (ну, многие из нас). И только на таких людей, как И.Г.Халымбаджа или В.И.Бугров приходится уповать: вдруг повезет, раскопают из под толстенного слоя пыли и нас.

Даже не на книжки наши сиюдневные надежда. Они тоже сотрутся из памяти - ну, не Пушкины мы, не Чеховы!

На прекрасно сумасшедших библиографов! Во всяком случае, для фантастов, судя по всему, они единственная панацея от забвения.

Просмотрите эту библиографию. В ней имена, поднятые со дна истории. В ней - подвижничество (да-да!) скромного, фантастически доброго и щедрого библиографа из Свердловска. Одного из тех, кто придумал наш с вами дом - Фэндом.

А теперь обратите внимание - где опубликованы эти многочисленные заметки и статейки - газеты, которые и не в каждой-то крупной библиотеке разыщешь. Только понимающий человек знает им цену.

О писателях - даже самых плохих - не забудут. О них будут помнить историки и библиографы. Но важно, чтобы помнили и незаметных тружеников, хранителей, архивариусов литературной истории - Библиографов, истинных "картографов ада" (Эмис слегка ошибся, назвав таковыми фантастов).

Сознаем ли мы тот тихий, некрикливый подвиг, что совершили для нашей фантастической словесности эти люди - Евгений Брандис, Борис Ляпунов, Виталий Бугров, Анатолий Бритиков, Игорь Халымбаджа?..

Или, все-таки: Умер. Помянули. Выпили. Забыли?

Не праздный вопрос.


БИБЛИОГРАФИЯ И.Г.ХАЛЫМБАДЖИ:
Справочно-библиографические издания

1. Фантастика, опубликованная на Урале в 1881-1991гг.: Библиогр. указ. - М.; Екатеринбург: Стожары,1991-1992. - Вып.1: 1882-1944 гг. - 1991. - 72 с.; Вып.2: 1945-1972 гг. - 1992. - 100 с.; Вып.3: 1973-1985 гг. - 1992. - 95 с. - В соавт.

Статьи и очерки

2. Проданный аппетит: [О фантастике П.Лафарга] // Урал. следопыт. - Свердловск, 1970. - N 2; То же // Алтайская правда. - Барнаул,1970. - 26 февр. - Авт.: И.Чебаненко и В.Губин [В.Бугров].

3. Остров счастья: [О забытой утопии М.Богоявленского] // Вперед. - Троицк,1974. - 13 апр.; То же // Ленинец. - Уфа, 1984. - 1 марта. - Подп.: И.Чебаненко.

4. Вулкан в кармане: [Об одноимен. повести И.Келлера и Б.Липатова] // Урал. следопыт. - Свердловск, 1975. - N 6. - Подп. И.Чебаненко.

5. "Не считаю лестным..." // Мол. дальневосточник. - Хабаровск, 1978. - 12 нояб.; То же // Урал. следопыт. - Свердловск, 1982. - N 10. - Подп.: Х.Алымов.

6. Иктанэр, брат Ихтиандра: [О романе Ж.де Ла Ира "Иктанэр и Моизета"] // Мол. дальневосточник. - Хабаровск, 1979. - 3 нояб.; То же // За знания. - Комсомольск-на-Амуре, 1984. - 29 февр. - Подп.: Х.Алымов.

7. Первый экспресс на БАМе: [О фантазиях А.К.Гастева] // Мол. дальневосточник. - Хабаровск, 1979. - 7 июля; То же // За знания. - Комсомольск-на-Амуре, 1984. - 17 мая. - Подп.: Х.Алымов.

8. Экспедиция "Владыки": [О фантаст. романе П.Орловца] // Мол. дальневосточник. - Хабаровск, 1979. - 20 мая. - Подп.: И.Горев.

9. Вокруг света на электровозе // Мол. дальневосточник. - Хабаровск, 1980. - 6 янв. - Подп.: И.Горев.

10. Кто написал "Записки марсианца"?: [О фантастике Г.Евневича] // Урал. следопыт. - Свердловск, 1980. - N 9. - Подп.: И.Георгиев.

11. Курьезная премия // Мол. дальневосточник. - Хабаровск, 1980. - 28 дек. - Подп.: Х.Алымов.

12. Лжефранцуз из Пермской губернии: [О творчестве И.Г.Ряпасова] // Мол. гвардия. - Пермь,1980. - 17 февр.; То же: Гроза мира: [О творчестве И.Г.Ряпасова] // Мол. дальневосточник. - Хабаровск, 1981. - 27 сент.; То же // Наука Урала. - Свердловск, 1988. - 7 янв. - С.8.

13. Рабочий с Тирляндского завода: [О фантастике М.В.Борисоглебского] // Мол. гвардия. - Пермь,1980. - 24 авг.; То же // Наука Урала. - Свердловск, 1988. - 10 марта.

14. Об авторе "Записок марсианца" (Снова о фантастике Г.Евневича) // Урал. следопыт. - Свердловск, 1981. - N 4. - Подп.: Т.Харламов.

15. Оборванная войной // Мол. гвардия. - Пермь, 1981. - 1 июля. - Подп.: И.Горев; То же // Мест. время. - Пермь, 1993. - 12 авг.

16. Сумеречный рассказ: (О повести А.Иванова "Стереоскоп") // Мол. гвардия. - Пермь,1981. - 18 дек. ; То же // Мол. ленинец. - Ставрополь,1982. - 23 июня. - Подп.: Х.Алымов.

17. Астрономическая одиссея: [О фантастике А.Г.Лякиде] // Мол. дальневосточник. - Хабаровск, 1982. - 8 янв.; То же // Мир чудес. - Хабаровск,1991. - N 3. - с.21.

18. Верь и борись!: [О фантастике Н.Вагнера] // Карпин. рабочий. - Карпинск,1982. - 25 сент. - Подп.: Х.Алымов и В.Хастуниди.

19. "Основываясь на начальных стадиях...": [О фантастике Ф.Булгарина] // Наука Урала. - Свердловск, 1982. - 4 марта.; То же // За знания. - Комсомольск-на-Амуре,1984. - 12 апр. - Подп.: Х.Алымов.

20. Профессор Зворыка в Сибири: [О фантастике Ник.Чуковского] // Молодежь Тувы. - Кызыл,1982. - 24 окт. - Подп.: Т.Харламов.

21. Совершенно невероятное происшествие: [О фантастике А.Числова] // Мол. дальневосточник. - Хабаровск, 1982. - 14 авг. - Подп.: Х.Алымов.

22. У подножия Саян: [О фантастике С.Бельского] // Краснояр. комсомолец. - 1982. - 3 апр. - Подп.: Т.Харламов.

23. И физики и лирики // Наука Урала. - Свердловск, 1983. - 22 сент. - Подп.: И.Георгиев.

24. Иштызаврус озера Кара Нор: [О фантаст. повести В.Яна] // Трикотажник. - Абакан,1983. - 5 нояб. - Подп.: Т.Харламов.

25. Мечта сибирского революционера // Молодежь Тувы. - Кызыл, 1983. - 29 июня. - Подп.: Т.Харламов.

25. Первый послевоенный: [О романе А.Подсосова "Новый Гольфстрим"] // Наука Урала. - Свердловск, 1983. - 23 июня. - Подп.: Т.Харламов.

27. Разведчик с Зентара: [О рассказах Банро-Чун] // Мол. дальневосточник. - Хабаровск, 1983. - 11 июня; То же // Дальневост. ученый. - Владивосток,1990. - N 14. - Подп.: Х.Алымов и В.Хастуниди.

28. Сергей Соломин, он же Мерлин // Наука Урала. - Свердловск, 1983. - 22 сент. - Подп.: Т.Харламов.

29. У истоков фантастики // Веч. Свердловск. - 1983. - 14 февр. - Подп.: Х.Алымов.

30. Ученый, революционер, фантаст: [О П.П.Инфантьеве, авторе романа "На другой планете"] // Наука Урала. - Свердловск, 1983. - 7 апр. - Подп.: Т.Харламов.

31. Фантаст с Дальнего Востока // Мол. дальневосточник. - Хабаровск, 1983. - 8 мая; То же // За знания. - Комсомольск-на-Амуре, 1984. - 25 янв. - Подп.: Х.Алымов.

32. Царская цензура против!: [О П.П.Инфантьеве] // Мотовилих. рабочий. - Пермь,1983. - 9 марта; То же // Наука Урала. - Свердловск, 1988. - 7 янв.

33. Битва теней: (О повести Варта) // Мол. дальневосточник. - Хабаровск, 1984. - 28 янв; То же // Наука Урала. - Свердловск, 1984. - 12 апр. - Подп.: Х.Алымов; То же // Кн. обозрение. - 1990. - N 23. - Подп.: Т.Харламов.

34. Грядущий мир Якова Окунева // Наука Урала. - Свердловск, 1984. - 5 июля. - Подп.: Т.Харламов.

35. Таинственный Делэр: [Об авторе романа "Иктанэр и Моизета" Жаке де Ла Ире] // Наука Урала. - Свердловск, 1984. - 9 февр. - Подп.: В.Хастуниди.

36. Фантастика - литература мыслящая: [О Сергее Снегове] // За индустриальные кадры. - Свердловск,1984. - 12 апр. - В соавт. с В.Осетровым.

37. Чистая бомба профессора Штурмвельда: [О фантаст. повести Н.Рубакина] // Наука Урала. - Свердловск, 1984. - 13 дек.; То же // За знания. - Комсомольск-на-Амуре, 1985. - 13 июня. - Подп.: Т.Харламов.

38. Битва за грядущее // Наука Урала. - Свердловск,1985. - 13 июня; То же: Битва за будущее // Молодой дальневосточник. - Хабаровск,1988. - 16 апр. - Подп.: Т.Харламов.

39. Былые прогнозы // Наука Урала. - Свердловск, 1985. - 14 авг.; То же // Мол. дальневосточник. - Хабаровск, 1988. - 12 февр. - Подп.: Х.Алымов.

40. Генерал Дуэ и рядовой Курочкин. // За знания. - Комсомольск-на-Амуре, 1985. - 15 марта. - Подп.: Т.Харламов.

41. Сменив перо на винтовку // Наука Урала. - 1985. - 16 окт. - Подп.: И.Горев.

42. Пути Николая Трублаини // Наука Урала. - Свердловск, 1986. - 29 янв. - Подп.: Т.Харламов.

43. С собственными иллюстрациями: [О фантастике К.С.Петрова-Водкина] // Наука Урала. - Свердловск, 1986. - 9 апр. - Подп.: Т.Харламов.

44. Богатства Золотой Горы: [О фантаст. романе А.Гайдара] // Наука Урала. - Свердловск, 1987. - 11 нояб. - Подп.: Б.Петров; То же // За знания. - Комсомольск-на-Амуре, 1989. - 1 июня. - Подп.: И.Горев.

45. В битве за будущее // За знания. - Комсомольск-на-Амуре,1987. - 19 февр. - Подп.: Т.Харламов.

46. В подземных мирах // Мол. дальневосточник. - Хабаровск, 1987. - 26 дек. - Подп.: Х. Алымов.

47. Достоверность невероятного: [О романе А.Г.Ульянского "Путь колеса" (1930)] // Наука Урала. - Свердловск, 1987. - 7 окт. - Подп.: В.Сизов.

48. Живопись или Литература: (О творчестве К.С.Петрова-Водкина) // Мол. дальневосточник. - Хабаровск, 1987 (Май). - Подп.: Х.Алымов.

49. "Колесо": [О романе А.Ульянского] // Мол. дальневосточник. - Хабаровск, 1987. - 29 авг. - Подп.: Х.Алымов.

50. Литература эпохи НТР // Соликам. рабочий. - Соликамск, 1987. - 24 сент. - Подп.: Х.Алымов.

51. Маршруты будущего // Наука Урала. - Свердловск, 1987. - 8 апр. - Подп.: И.Горев.

52. Предвидения Порфирия Бахметьева // Наука Урала. - Свердловск, 1987. - 27 мая. - Подп.: Т.Харламов.

53. Предчувствие перемен // Мол. дальневосточник. - Хабаровск, 1987. - 11 янв. - Подп.: И.Горев.

54. Три тропы Дмитрия Биленкина // За знания. - Комсомольск-на-Амуре, 1987. - 24 дек. - Подп.: Т.Харламов.

55. Летописец Пахомий в ХХ веке: ["Повесть временных седмиц" В.П.Гожева] // Наука Урала. - Свердловск, 1988. - 16 июня; То же // Урал. следопыт. - Свердловск, 1989. - N 4 - Подп.: Т.Харламов; То же // Мир чудес. - Хабаровск, 1991. - N 3. - C. 21.

56. "Творимая легенда": [О фантаст. романе Ф.Сологуба] // Наука Урала. - 1988. - 16 июня. - Подп.: И.Горев.

57. Автомат-депутат: [О фантастике В.Швейцера] // Мол. дальневосточник. - Хабаровск, 1989. - 2 сент.

58. Вспоминая "Аэлиты"... // За знания. - Комсомольск-на-Амуре, 1989. - 20 апр. - Подп.: Т.Харламов.

59. Осада Порт Артура // Мол. дальневосточник. - Хабаровск, 1989. - 11 февр. - Подп.: Х.Алымов.

60. Еще одно "Зеркало для героя" // Тусовка НС. - Свердловск, 1990. - 10 мая. - Подп.: Т.Харламов.

61. О будущем - из двадцатых: Листая подшивки // На смену! - Свердловск, 1990. - 26 янв.

62. Судьба Уральского Жюля Верна: [Жизнь и творчество И.Г.Ряпасова] // Тусовка НС. - Свердловск, 1990. - 10 янв.

63. Фантазии Чекина // Наука Урала. - Свердловск, 1990. - 23 авг. - Подп.: И.Чебаненко.

64. Беглый Володюша // Тусовка НС. - Свердловск,1991. - 24 мая.

65. В палеолит и в космос: Дальневост. тематика в отечеств. фантастике // Мир чудес. - Хабаровск, 1991. - N 1. - C.19.

66. Взрыв 1945 года: [О фантастике В.Никольского] // Мир чудес. - Хабаровск, 1991. - N 2. - С.19.

67. Гималайские авантюристы: [О романах Эли Тео (Ф.Н.Ильина)] // Мир чудес. - Хабаровск, 1991. - N 3. - C. 21.

68. Да здравствует вымысел! // Мастерская человеков. - Пермь: Кн. изд-во,1991. - С. 410-413.

69. Екатеринбург до 2914 года // За власть Советов. - Екатеринбург, 1991. - N 110 (окт.). - Подп.: И.Горев.

70. И дар воображения... // Тутов А. Загон для льва. - Котлас, 1991.

71. "Идеальная жизнь": [О первом в России фантаст. журн.] // Мир чудес. - Хабаровск, 1991. - N 2. - C.19.

72. Искатели кладов: [О фантастике К.Орловца] // Мир чудес. - Хабаровск, 1991. - N 2. - C.19.

73. Луи Буссенар // Ледяной ад: Сб. - Пермь: Кн. изд-во, 1991.

74. Неизвестный Беляев // Мир чудес. - Хабаровск, 1991. - N 5. - C.19.

75. Немо в России // Мир чудес. - Хабаровск, 1991. - N 2. - C. 19.

76. Один из первостроителей Комсомольска: [О романе А.Подсосова "Новый Гольфстрим"] // Мир чудес. - Хабаровск, 1991. - N 4. - C.21.

77. Пол Андерсон // ПиФ. - Свердловск, 1991. - Вып. 18. - Подп.: И.Чебаненко.

78. Певец космической экспансии:[О прозе А.Ярославского] // Мир чудес. - Хабаровск, 1991. - N 4. - C.21.

79. Утопия и реальность: [О фантастике Н.В.Казанцева] // За власть Советов. - Свердловск, 1991. - 10 сент. - С.6.

80. Фантазии художника: [О фантастике К.С.Петрова-Водкина] // Мир чудес. - Хабаровск, 1991. - N 3. - С. 21.

81. Фантастика поэта: [О фантаст. прозе Н.Асееве] // Мир чудес. - Хабаровск, 1991. - N 4. - C.21.

82. А как... в 20000 году?: [О рассказе аноним. Автора "В 20000 году" (1911)] // На смену! - Екатеринбург,1992. - 4 сент. - Подп.: Х.Алымов.

83. "...Метил в русские Жюль Верны": [О жизни и творчестве И.Г.Ряпасова] // Поиск-92. - Свердловск: Кн. изд-во, 1992. - С.406-416; То же // Урал. следопыт. - Свердловск, 1993. - N 4.

84. Осада Владивостока: [О военных утопиях А.Канкевича-Беломора] // Мир чудес. - Хабаровск, 1992. - N 6. - C.21.

85. Предчувствие войны // Мир чудес. - Хабаровск, 1992. - N 6. - C.21.

86. Трое из Улиты // На смену! - Екатеринбург, 1992. - 4 сент. - Подп.: Х.Алымов.

87. Яков Окунь: что мы о нем знаем? // Тигина. - Бендеры,1992. - 31 янв.

88. А.Вдовин - забытый фельетонист и фантаст // Мест. время. - Пермь,1993. - 27 мая.

89. За томом том...: [Об издании собр. сочин. НФ] // Фантакрим-MEGA. - Минск,1993. - N 5. - C.58-59. - В соавт. С Д.Поручиком.

90. Забытая писательница: (В.И.Крыжановская) // Крыжановская-Рочестер В. Маги: Мист. романы. - Екатеринбург: Старт, 1993. - С.457-460.

91. Мечи и магия в звездно-полосатом варианте // Фантакрим-MEGA. - Минск, 1993. - N 3. - C.63-64.

92. Н.Я.Блиновский - мистер Бумс // Мест. время. - Пермь, 1993. - 15 июля.

93. Поэт Н.Черешнев и фантаст Н.Новиков. Устремленный в будущее (О творчестве В.Каменского) // Мест. время. - Пермь, 1993. - 30 сент. - Подп.: И.Горев.

94. С.Виноградов - фельетонист "Пермских губернских ведомостей" // Мест. время. - Пермь, 1993. - 22 июля.

95. Создатель "Крепости" : [Об А.В.Ольшванге] // Икар. - Екатеринбург,1993. - N 4. - C.60. - Подп.: Т.Харламов.

96. Уральская фантазия Аркадия Гайдара // Мест. время. - Пермь, 1993. - 30 марта.

97. Фантазеры из Улиты //Мест. время. - Пермь, 1993. - 23 марта.

98. Человек, который ненавидел холодную погоду: Штрихи к словесному портрету Говарда Филипса Лавкрафта // Фантакрим-MEGA. - Минск, 1993. - N 2. - C.29-30. - В соавт. с И.Богдановым.

99. Солнце Сергея Тельканова // Мест. время. - Пермь, 1994. - 15 марта. - Подп.: Т.Харламов.

100. Стать русским Жюль Верном (О творчестве М.К.Первухина) // Первухин М. Пугачев-победитель. - Екатеринбург: КРОК-Центр, 1994. - С. 490-492.

101. Уральский утопист // Мест. время. - 1994. - 1 марта.

102. Фэндом: "Аэлита": [История премии и фестиваля] // Галактические новости. - Владимир, 1994. - N 1. - C. 2-3. - Подп.: И.Чебаненко.

103. Вечный Гольфстрим детства: (А.Подсосов - врач и писатель) // На смену! - Екатеринбург, 1995. - 28 июня. - Подп.: Х.Алымов.

104. Гейне из Ирбита: [О творчестве Ф.Ф.Филимонова] // На смену! - Екатеринбург, 1995. - 19 янв. - Подп.: Х.Алымов.

105. Путешествие на остров счастья: [О фантастике М.В.Борисоглебского] // На смену! - Екатеринбург, 1995. - 21 нояб. - Подп.: И.Горев.

106. Журналист, бунтарь, фантаст: Страницы жизни С.Я.Стечькина // Библиогр. - 1997. - N 6. - С. 66-69.

107. Пионеры уральской фантастики: Заметки библиофила // Лавка фантастики. - Пермь, 1997. - N 1. - С. 46-53.

108. Девять жизней "уральского Жюля Верна" : [Жизнь и творчество забытого писателя И.Г.Ряпасова] // Кн. клуб. - Екатеринбург, 1998. - N 12. - С. 6, 8. - Подп.: И.Чебаненко.

109. Писатель-фантаст...Н.А.Рубакин // Библиогр. - 1998. - N 6. - С. 82.

110. У истоков уральской фантастики: Заметки библиофила // Лавка фантастики. - Пермь, 1998. - N 1 (3). - С. 34-35.

111. Фантастический самиздат: [История, эволюция] // Если. - 1998. - N 9. - С. 252-261.

112. Великие монархи космоса: Обзор кн. // Кн. клуб. - Екатеринбург, 1999. - N 5. - С. 4-5.

113. Культурный феномен Фэндома // ЭТНЭ. - Владикавказ, 1999. - № 23 (Июнь). - С. 21.

114. Новая русская фантастика и фантастика новых русских // Кн. клуб. - Екатеринбург, 1999. - 18-24 янв. (N 3). - С. 2-3. - Подп.: Игорь Георгиев.

115. Огненные реки, опаленные берега: Обзор кн. // Кн. клуб. - Екатеринбург, 1999. - N 1. - С. 4-5.

116. Одиссея профессора Подсосова: [Очерк жизни и творчества пионера уральской НФ А.В.Подсосова] // Кн. клуб. - 1999. - N 12. - С. 7-8.

117. Стальные крысы и говорящие мертвецы: Обзор кн. // Кн. клуб. - Екатеринбург, 1999. - N 10. - С. 4-5.

118. Старая уральская фантастика: Заметки библиофила // Лавка фантастики. - Пермь, 1999. - № 1. - С. 54-58.

119. Тени исчезают в полночь: Обзор кн. // Кн. клуб. - Екатеринбург, 1999. - N 12. - С. 4-5.

120. Автор политических сказочек: [Жизнь и творчество забытого урал. писателя и журналиста П.М. Злоказова] // Урал. следопыт. - Екатеринбург, 2000. - № 3. - С. 47-48.

121. Подсудимый Михайлов: [Об Аполлоне Тимофеевиче Михайлове - урал. журналисте и фантасте] // Урал. следопыт. - Екатеринбург, 2000. - № 3. - С. 47.

Библиографические указатели

122. Фантастика в дореволюционной русской литературе: Опыт библиогр. // Поиск-83. - Свердловск: Кн. изд-во, 1983. - С. 328-352. - В соавт. с В.И.Бугровым.

123. Хронология творчества А.Р.Беляева // Мол. дальневосточник. - Хабаровск, 1984. - 17 марта. - Подп.: Х.Алымов.

124. Довоенная советская фантастика: Материалы к библиогр. // Поиск-86; Поиск-89; Поиск-92. - Свердловск: Кн. изд-во, 1986, 1990, 1992. - В соавт. с В.И.Бугровым.

125. Библиография переводов произведений Пола Андерсона // Фантакрим-MEGA. - Минск, 1991. - N 3. - C. 89. - В соавт. с В.Аникеевым.

126. Библиографический список произведений Р.Хайнлайна в русских переводах // Хайнлайн Р. Бездна: Повести. - Екатеринбург: АРГО, 1992. - С.107-111.

127. Дверь с той стороны: Библиогр. список произведений В.Д.Михайлова // Фантакрим-MEGA. - 1992. - N 5. - C. 12.

128. Любовь и тайны черной магии: Библиогр. переводов произведений У.Ле Гуин на рус. яз. // Фантакрим-MEGA. - Минск, 1992. - N 1. - C.71.

129. Сочинители фантазий: Опыт сост. крат. энцикл. фантастики // Икар. - Екатеринбург, 1992. - N 1-3; 1993. - N 4.

130. Библиография произведений В.Пелевина // Фантакрим-MEGA. - 1993. - N 2. - C.95.

131. Библиография фантастических произведений Е.Л.Войскунского и И.Б.Лукодьянова // Фантакрим-MEGA. - 1993. - N 5. - C.4.

132. Г.Ф.Лавкрафт в русских переводах: Библиогр. указ. // Фантакрим-MEGA. - 1993. - N 2. - C. 30.

133. Миллион приключений: Библиогр. список К.Булычева // Фантакрим-MEGA. - 1993. - N 2. - C.4.

134. Сказки склепов: Библиогр. обзор произведений в жанре "хоррор" на рус. яз. // Фантакрим-MEGA. - 1993. - N 2. - C. 65. -В соавт. с Д.Поручиком.

135. Библиография сочинений М.К.Первухина. // Первухин М. Пугачев-победитель: Роман. - Екатеринбург: КРОК-Центр, 1994. - С.492.

136. Библиография произведений М.Успенского // Фантакрим-MEGA. - 1994. - N 2.

137. Провидец: Библиогр. переводов произведений Р.Силверберга на рус. яз. // Фантакрим-MEGA. - 1995. - N 3.

138. С.Я.Стечькин (С.Соломин): Библиогр. // Библиогр. - 1997. - N 6. - С. 69-70.

Проза (Книжные издания)

139. Сказка XXI века: [Фантаст. рассказы]. - Екатеринбург: Радиант, 1992. - 48 с. - 250 экз.

140. Вкус жизни: [Фантаст. рассказы]. - Екатеринбург: АРГО; МИ "Старт", 1994. - 44 с. - 200 экз.

141. Торговцы Солнцем. Экскурсия в Палеозой: [Два цикла фантаст. рассказов]. - Екатеринбург: АРГО, 1997. - 60 с. - 200 экз.

Литература о И.Г.Халымбадже:

142. Харитонов Е. Архивариус фантастики: [Интервью и библиогр.] // Библиогр. - 1996. - N 5. - С. 56- 60: фото.

143. Харитонов Е. Он не успел увидеть чуда.. // Кн. обозрение. - 1999. - 30 марта (N 13). - С. 21: фото.

144. Игорь Георгиевич Халымбаджа (1933-1999): [Некролог] // Библиогр. - 1999. - N 2. - С. 159: фото.

145. От нас ушел Игорь Халымбаджа // Кн. клуб. - Екатеринбург, 1999. - 29 марта - 4 апр. (N 13). - С. 6: фото.

146. Бугрова Н. Притяжение // Урал. следопыт. - 1999. - № 3-6. - С. 142-143.

147. Харитонов Е. Халымбаджа И.Г. // Харитонов Е. Наука о фантастическом: Биобиблиогр. справ. - М.: Мануфактура, 2001. - С. 211-220.

148. Халымбаджа И.Г. // Новая Россия: мир литературы: Энцикл. слов. -справ. / Авт. -сост. С.И.Чупринин. - М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003. - Т. 2. - С. 577.

    © Евг. Х. &"Academia-F"


ACADEMIA (Фонд)

ВСПОМИНАЯ А.И.МИРЕРА...

Зеркалов Александр. Евангелие Михаила Булгакова. - М: Текст, 2003. - 189 с.

Издательство "Текст" выпустило работу А.Зеркалова "Евангелие Михаила Булгакова". Я держу в руках эту изящно изданную книгу и вспоминаю...

С Александром Исааковичем Мирером (под псевдонимом А.Зеркалов он работал в литературоведении) я познакомился весной 1975 года. В середине апреля мне позвонили из Бюро пропаганды Союза писателей РСФСР (была тогда такая форма "шефствования" учреждений культуры над предприятиями и организациями - туда для повышения культурного уровня по линии бюро пропаганды Союза писателей СССР и РСФСР, общества книголюбов, общества "Знания" посылались разные люди - чаще всего, как и я, не бывшие членами СП, - для чтения лекций) и предложили выступить с лекцией о фантастике в каком-то НИИ, занимавшемся, кажется, термической сваркой. Кстати, добавила секретарша, вместе с вами будет выступать писатель Александр Мирер. Буквально за несколько дней до этого звонка я купил его роман "Дом Скитальцев", произведший на меня сильное впечатление, о чем и сказал с удовольствием автору при встрече (а потом, в 1992 году, с таким же удовольствием писал в послесловии к роману, выпущенному издательством "Текст").

...В положенный день я встретился с человеком из клуба книголюбов этого НИИ, и он отвез меня прямо до места. Меня поразила и внешность А.И. - что-то было в нем от жюль-верновского Паганеля (но это с первого взгляда, а потом-то я понял: конечно же, не Паганель, а Дон Кихот...), и манера говорить, держаться - старомодно-учтиво, и при этом удивительно доброжелательно, мягко, так что через несколько минут казалось, что ты знаешь этого человека долгие годы. Поразило меня и то, что сотрудники этого НИИ, в котором, как оказалось, А.И. работал довольно долго (и уже лет десять, как ушел), отзывались о нем с большим уважением и теплотой, добавляя со вздохом каждый раз: как жаль, что он у нас уже не работает...

Думаю, что людей привлекало в А.И. и доброта, и неизменная благорасположенность, и искренний интерес к собеседнику. Что-то было в нем от странника, вечно готового к паломничеству, и от дервиша, поражающего умением обходиться минимальным. Во всем, что он делал, не было ничего наигранного, искусственного - так вести себя мог только человек цельный и гармоничный, чуждый позе. Однажды я, желая польстить А.И., процитировал слова Генри Торо из "Уолдена": "Если мой сюртук и брюки, шляпа и башмаки еще годны, чтобы молиться в них богу, - значит, их еще можно носить, не так ли?.." Вера Леонидовна, его жена, воскликнула: "Шура, это действительно как будто о тебе!.." Сам же А.И., с которым мы были тогда на "вы", только улыбнулся. Потом, когда я уже лучше узнал его, я понял, что это высказывание показалось ему высокопарным, надуманным...

При этом А.И. был человеком весьма земным, очень любил быт, его уютные детали - например, с каким вкусом и удовольствием он заваривал чай!.. Он был поразительно рукастым, умел делать практически все, от починки утюга до изготовления вполне "товарных" ювелирных украшений. Одно время, кстати сказать, он тем и жил, делая перстни, кулоны и проч. на продажу, поскольку с года 1965-1966 (если не ошибаюсь) он не работал, вступив в Комитет литераторов при Литфонде. Члены этой организации имели право официально не работать, но жили только на то, что зарабатывали литературным трудом (в середине 1980-х вступил в этот Комитет и я, по рекомендации А.Н.Стругацкого).

Творческая судьба А.И. сложилась, как и у многих талантливых и честных отечественных писателей, непросто. Печатался он мало, испытывая отвращение к тому, что надо ходить по редакциям, пробивать свои вещи, и не шел ни на какие компромиссы. Дебютировал А.И. в 1965 году рассказом "Будет хороший день!" И хотя опубликовал он немного - несколько рассказов (в альманахах "НФ" и "Мир приключений"), книгу для подростков "Субмарина "Голубой кит", повесть "У меня девять жизней", любители и знатоки жанра отслеживали каждую его публикацию. Книги А.И. безупречно выстроены, действие держит читателя с первой страницы, характеры яркие и запоминающиеся. Но за внешней увлекательностью действия скрываются очень серьезные проблемы.

В 1969 году в журнале "Знание-сила" была напечатана повесть "У меня девять жизней" - о биологической цивилизации, представлявшей собой систему, существовавшую только для себя, превращая людей в покорных исполнителей, лишенных воли и права на свою собственную жизнь... Окончание повести было опубликовано в июльском номере журнала, а в сентябре этого года секретариат Союза писателей РСФСР дружно проголосовал за исключение Солженицына из своих рядов...

Роман "Дом скитальцев" рассказывает о тоталитарном обществе, подавляющем и уничтожающем личность. И не было сомнения в том, реальность какой страны напоминает изображенный А.И. фантастический мир, с его тотальной ложью и демагогией. культом "единственно верной" идеологии, мощным репрессивным аппаратом. А экспансия балогов в космос так напоминала неудержимое стремление советских партийно-государственных лидеров расширить зону коммунистического влияния с помощью "ограниченных контингентов".

После романа "Дом скитальцев" А.И. отошел от художественной прозы и стал заниматься литературоведением. В основном он писал о тех прозаиках, чье творчество, по его мнению, было наиболее важно для развития русской фантастики ХХ века: о Михаиле Булгакове и братьях Стругацких. Две его книги о Булгакове - "Евангелие..." и "Этика Михаила Булгакова" - вышли только на Западе и имели заслуженный успех. От молчания А.И. - здесь, на родине - потеряла, убежден, и наша фантастика, и литературоведение...

Над книгой о "Мастере..." он начал работать в конце 1970-х. Писал он ее долго, перерабатывая горы материала - приходя к нему домой, я видел на письменном столе постоянно стопки книг. Мне выпала тогда редкая возможность - читать эту книгу по главам...

А.И. сосредоточился на исследовании той части "Мастера...", которую сам Булгаков называл "роман о Понтии Пилате". "Ерушалаимские" главы книги А.И. рассматривал через призму обширнейшего корпуса первоисточников, к которым обращался Булгаков: Евангелие, Талмуд, труды древних историков (Флавия, Тацита, Филона Александрийского) и более поздних авторов (Д.Штрауса, А.Древса, Ф.Фаррара). А.И. словно шел вослед Булгакову, реконструируя использованный им метод: скрупулезно-точное воспроизведение исторических деталей, которые в романе словно диффузируют в материал повествования. Отдельные сюжетные ходы и детали действия, ювелирно анализируемые А.И., предстают в совершенно ином, чем при обычном прочтении, свете, наполняются гораздо более глубоком смыслом, обретают историческую и эстетическую многомерность.

При этом книга А.И. лишена однозначности - ведь автор, в отличие от многих историков литературы, не стремится к каким-то заранее сформулированным выводам, не подгоняет исследование под заранее выстроенную теорию. А.И. не стремится к поиску однозначной истины, сущность его работы - в расширении горизонтов познания, ибо, по словам исследователя, "Роман о Пилате не поддается аналитическому давлению, его невозможно свести к односторонней концепции, будь то религиозная или антицерковная. Он в равной мере согласуется с обеими и в той же мере противоречит им, ибо мера у него одна - неприятие духовного насилия".

Книги, подобной работе А.И., не было в отечественном литературоведении (и в булгаковедении), к ней неприменимы обычные жанровые дефиниции. Она настолько же уникальна в своем - литературоведческом - разряде, как уникален в своем - прозаическом - роман Булгакова.

А.И. прожил жизнь, не стараясь быть заметным, не желая уподобляться тем людям в литературном мире (имя им воистину легион...), которые живут с растопыренными локтями. Эта незаметность - внешняя, только внешняя, потому что стоило ему начать говорить, как замолкали все, в любой компании... - была отчасти сродни незаметности того героя Стругацких из "Стажеров", который "держал на плечах равновесие Мира"... Но вот он умер - и стало ясно, что мир обеднел...

...В июле 2001 года, когда А.И. умер, стояла тяжелая, испепеляющая жара, словно обесцвечивающая все вокруг. И теперь, думая о его смерти, я вспоминаю эту погоду - и сразу мир делается поблекшим, похожим на застиранную рубашку. Да, боль утраты неизменна, она остается. Но рядом с ней - и ощущение счастья, которое мне принесла наша дружба длиной почти в четверть века, и благодарность судьбе за то, что эти годы были...

    © Владимир Гопман

Харитонов Евгений, Щербак-Жуков Андрей. На экране - чудо. Отечественная кинофантастика и киносказка (1909-2002): Материалы к популярной энциклопедии / НИИ Киноискусства Мин-ва культуры РФ, журн. фантастики "Если". - М.: В.Секачев, 2003. - 320 с. 500 экз.

Эта книга является первым опытом комплексного отражения информации о кинофантастике и киносказке России, СССР и СНГ в самых широких жанровых аспектах.

Книга состоит из двух основных разделов. В первом - "Через тернии - к фантастике!" - собраны очерки и статьи соавторов, посвященные истории и отдельным аспектам отечественного фантастического кинематографа. Второй раздел - собственно фильмография. Здесь отражена подробная, аннотированная информация о почти 900 лентах в жанрах фантастики, сказки, аллегории, фантасмагории и т.д. - кинофильмы, телефильмы, короткометражки, студенческие работы ВГИКа, выборочно телеспектакли, анимация. Правда, в подразделе "Анимационное кино" соавторы сочли разумным ограничится только фантастической мультипликацией.

Книга снабжена вспомогательным "Хронологическим указателем игровых и анимационных фильмов".

Работа издана специально к прошедшей 21-23 апреля 2003 г. в Москве конференции, посвященной истории и современным актуальным вопросам фантастического кинематографа (организаторы - журнал "Если", НИИ киноискусств и Министерство культуры РФ). Внимание, большую часть тиража забрали издатели (НИИ киноискусства и Минкульт), авторы располагают ограниченным числом экземпляров и не всем имеют возможность подарить просто так J Это - чтобы не обижались J

Электронная версия книги выложена на сайте Fandom.ru по адресу // http://www.fandom.ru/about_fan/kino/index.htm

(c) "Academia-F"

ПЕРИОДИКА (Academia)

Журнал "Библиография" № 6, 2002:

Рубрика "Крупным планом" (С.55-66): интервью с Геннадием Прашкевичем "Потерянного времени не бывает" (Беседу вел Владимир Борисов"; подборка стихотворений Г.М.Прашкевича; Библиографический указатель "Г.М.Прашкевич" (Составитель Вл.Борисов") - 283 назв. за 1962-2002 гг.: авторские книги, публикации в журналах и сборниках (проза, поэзия, публицистика), критическая литература о жизни и творчестве Г.М.Прашкевича.

Раздел "Библиопанорама: Фантастика" (С. 125-128): В.И.Окулов. Жанры всякие важны? Фантасты разные нужны!..: [Лит. портрет Евгения Гуляковского]; Библиография "Евгений Гуляковский" (Составители В.И.Окулов и В.А.Колядин) - 63 назв. за 1962-2001 гг.: авторские книги, публикации в сборниках и периодических изданиях, критические статьи и заметки Е.Гуляковского, интервью, литература о творчестве Е.Гуляковского.

Журнал "Библиография" № 1, 2003:

Раздел "Библиопанорама: Фантастика" (С.147-152): В.И.Окулов. Профессор человечности: [Очерк творчества Севера Гансовского]; Библиография "Север Гансовский" (Составитель В.Окулов) - 81 назв. за 1960-2000 гг.: авторские книги, публикации в периодике и сборниках, критическая литература о С.Гансовском.

Курьер (С. 33): [Харитонов Е.В. Обзор библиографических изданий по НФ за 2002 г.].

BONUS-Academia: На сайте Fandom.ru размещен систематических библиографический указатель "Фантастические маршруты "Библиографии", отражающий деятельность журнала по пропаганде фантастики за 1954 - 2002 гг. Работа снабжена предисловием-обзором // http://www.fandom.ru/about_fan/haritonov_50.htm



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2021
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001