История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Г. Горин

ГЕНЕРАТОР ЧУДЕС. ПУТЕШЕСТВИЕ НА ВЕНЕРУ

ФАНТАСТЫ И КНИГИ

© Г. Горин, 1959

Знание-сила.- 1959.- 12.- С. ?

Пер. в эл. вид А. Кузнецова, 2001

Лед тронулся. Так можно охарактеризовать положение в советской фантастике. Раньше выходили две-три книги в год, раз в пять лет появлялся новый автор. А теперь и книг много и авторов есть немало, много молодых, интересных. Издаются и переиздаются произведения старых мастеров жанра - А. Беляева, Г. Адамова. Вышел в свет роман Ю. Долгушина. Есть новые произведения у маститых авторов - И. Ефремова, А. Казанцева, В. Немцова. Новые повести дали ленинградец Л. Мартынов, Е. Пермяк, И. Фрадкин, киевлянин В. Савченко, М. Ляшенко из Электростали, бакинцы Г. Альтов и В. Журавлева. Вступили в строй молодые авторы А. Днепров, А. и Б. Стругацкие, А. Полищук, Л. Колпаков, Ю. и С. Софроновы. Фантастику публикует Детгиз, "Молодая Гвардия", Профтехиздат, журналы "Нева", "Техника - молодежи", "Юный техник", альманахи "Мир приключений", "На суше и на море", газета "Пионерская правда" и т. д., не говоря уже о нашем журнале.

ГЕНЕРАТОР ЧУДЕС

На темно-зеленой обложке белые буквы "ГЧ". Так называется роман Юрия Долгушина, выпущенный Трудрезервиздатом в 1959 году.

Книгу Ю. Долгушина мы ожидаем давно. Ведь еще в 1939 году в журнале "Техника-молодежи" печатался первый вариант романа. И еще тогда он привлек внимание читателей. "Опять расцветает фантастика, возвращаются беляевские времена", - говорили мы. С нетерпением дожидались следующего номера, чтобы узнать, что будет дальше: сумеют ли фашисты овладеть секретом Гросса, изобретателя передачи энергии без проводов, разгадает ли тайны мозга профессор Ридан, сможет ли он вернуть к жизни свою дочь, утопленную шпионом? Роман Ю. Долгушина привлекает не только широтой и не только занимательным сюжетом. Есть книги, с которыми читатель расстается на последней странице.

Герой поцеловался с героиней, и думать о них больше незачем. Но роман Долгушина не отпускает читателя. Доходишь до конца, и хочется вновь неторопливо перечитывать страницы, следя за рассуждениями автора. В книге сильна философская струя. Она заставляет думать, зовет в библиотеку и лабораторию искать, узнавать, сделать то, о чем мечтали герои.

Дело в том, что в "ГЧ" живет большая мечта. Это роман о проблемах жизни и смерти, о труде ученых, о том, как делаются открытия, о приключениях ищущей мысли. Эти темы волновали читателя в 1939 году, волнуют сейчас и через сто лет будут волновать, потому что и тогда люди будут бороться с природой и тогда ученые будут разведчики нового, и тогда торными и извилистыми путями будет идти мысль, скрывающая загадки природы.

Долгушин выбрал основное направление современной науки. Он пишет о физике и биологии. Физика бурно развивается в наше время, биология находится на пороге больших открытий. Известно, что чаще всего рождаются открытия сейчас на стыке наук. У Долгушина именно так и изображено - самое важное открытие рождается на стыке физики и биологии. И стык этот как бы воплощен в образах: инженер-радиофизик Тунгусов совместно с биологом и медиком Риданом побеждают смерть.

Страницы, рисующие победу над смертью, написаны вдохновенно и убедительно. Мы верим, что автор прав. Смерть может быть побеждена, смерть будет побеждена. Во имя человека борются герои Долгушина, во имя человека написан его роман. Оптимистическая и гуманная тенденция характерна для нашей советской литературы, для фантастики в том числе. Поэтому книга Долгушина может достойно представлять советскую фантастику и перед нашим, и перед зарубежным читателем.

ПУТЕШЕСТВИЕ НА ВЕНЕРУ

Книга называется "Страна багровых туч". На обложке цвета закатного неба два круглоголовых существа тащутся через болото.

Страна багровых туч - это Венера.

Венере везет в фантастике. За последние годы о ней написаны "Звезда Утренняя" К. Волкова, "Сестра Земли" Г. Мартынова. Венеру посещают внуки наших внуков в повести Софроновых. Если добавить сюда роман польского писателя С. Лема "Астронавты", новую повесть А. Казанцева "Планета бурь", Л. Оношко "На оранжевой планете" да еще переизданные книги В. Владко "Аргонавты Вселенной" и "Прыжок в ничто" А. Беляева, список получается внушительным. Трудно пришлось молодым авторам А. и Б. Стругацким, решившим написать еще одну повесть о Венере.

Девять произведений о Венере, ни одного о Луне, ни одного о Марсе.

Впрочем, такое предпочтение понятно. Каждый школьник знает, что на Луне только пыль и горы, что на Марсе пустыни и голубоватая плесень. Но никто не ведает, что скрыто под облаками Венеры. Тут полный простор для выдумок. Могут быть и города, и леса, и моря. Фантастика предпочитает страны малоизвестные, почти неведомые. Советская техника сейчас занята Луной, а фантастика - послезавтрашней целью - Венерой. В свое время, когда советские ракеты достигнут Венеры, романы, наверное, будут писаться о Сатурне и Уране.

Что же нового можно сказать в девятом произведении о Венере?

У Беляева на Венеру бегут испуганные надвигающейся революцией миллионеры.

С. Лем находит там руины цивилизации, уничтоженной войной.

Г. Мартынов обнаруживает черепахо-людей... и, кроме того, космический корабль, некогда прибывший с Фаэтона - развалившейся замарсианской планеты.

Для Софроновых Венера - испытательный полигон. Там испытывается искусственное солнце.

Стругацкие сумели найти свою тему. Их тема - люди в космосе, обыкновенные советские люди.

Начальник экспедиции - Ермаков, упорный и педантичный, принципиальный и злой... злой на Венеру, где погибли его жена и друзья.

Геолог Юрковский - поэт, романтик, немного рисующийся, старожил космоса, гордящийся своей принадлежностью к племени покорителей Вселенной.

Молодой пилот Спицын, беззаветно влюбленный в свою специальность и в девушку Веру.

Быков - мастер своего дела, но в космосе новичок; трудолюбивый и скромный семьянин -штурман; геолог - спорщик и энтузиаст науки. Шесть сложных людей, шесть характеров. И один из героев думает о них так: Вся шестерка в целом - отличная сборная... А слабости и недостатки?.. Что же, достоинства этих шестерых чудесно дополняют друг друга. Дорога на Венеру во всяком случае в фантастике проторена. Когда идешь по проторенной дорожке, самая большая опасность - шаблон. Так хочется описать митинг перед отлетом, удаляющуюся Землю, чудеса невесомости, встречу с метеоритом. Стругацкие обходят эти приедающиеся детали. Почти у всех авторов растут на .Венере растения-кровопийцы. У Стругацких тоже есть морские чудища.

Но они вызывают веселый спор - едят ли друг друга звери с разных планет. И тут же вспоминается межпланетный анекдот о глупой земной собаке, которая отъела лапы у драгоценной ящерицы, с трудом доставленной со спутника Юпитера.

Страшно и трудно людям в чуждой стране багровых туч. Люди работают и устают, но шутят. Люди болеют... в том числе заурядным фурункулезом. Люди гибнут... в том числе по-глупому: ушел человек и не вернулся, искали и не нашли. И все же люди выполняют задание, работают, идут, ползут, тащутся... и доходят, потому что воля советского человека сильнее багровых туч.

На книжных полках уже немало книг о людях, осматривающих чудеса космоса, книг приключенческих и экскурсионных. Теперь к ним прибавилась книга о людях, работающих в космосе, работающих буднично и героически.

Фантастика многообразна. Это жанр переходный - он граничит с художественной прозой и с научно-популярной литературой. Поэтому в фантастике много книг популярного направления, где герои действуют, думают, но не живут.

Стругацким удалось изобразить живущих людей. Может быть, термин не слишком удачен, но смысл его таков: живых, реальных людей изобразили писатели. Им, этим людям, веришь. И в их поступки веришь, и в их слабости, и чувства симпатии вызывают эти простые люди, выполняющие важное задание.

Будет ли продолжение у этой удачной повести?



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2021
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001