История Фэндома
Русская Фантастика История Фэндома История Фэндома

Евгений Харитонов

ЭРОГЕННЫЕ ЗОНЫ ФАНТАСТИКИ. ЭРОГЕННЫЕ ЗОНЫ ВИЛЛИ КОННА.

ФАНТАСТЫ И КНИГИ

© Е. Харитонов

Статья любезно предоставлена автором, 2002

    По тропинке, ведущей к заброшенной баньке, шла совершенно голая девушка.

      В. Конн. "Лили".

Позволю себе начать с очевидного. Фантастика исследует таинственное. В человеке. В Природе. А тайна, как известно, возбуждает. И не только мысль. Область сексуального в неменьшей степени относится к тому таинственному, которое достойно всестороннего исследования (И ведь были удачные опыты. Вспомним того же "Чужака в чужой стране" Хайнлайна или "Межзвездный грех" Фармера, Ле Гуин и ее "Левую руку Тьмы" и мн. др.).

Что ж, имманентно фантастике присущ некий эротизм. Уже хотя бы потому, что - нередко совершенно бесстыдно - позволяет заглянуть под подол Тайны. Ни для кого не является секретом и то, что научной фантастике в основной массе своей свойственно фаллогоцентрическое мировидение (миротворение), которое заложено уже в самой внешней, штампированной атрибутике НФ-текстов: пристрастие к определенной форме звездолетам, недвусмысленно вздернутым к небу архитектурным сооружениям (предлагаю даже ввести специальный термин: футуристическая эрекция) и пр. и пр...

Подобный контекст отнюдь не надуман и имеет под собой вполне явную мифологическую основу, заложенную в генетике фантастики.

Впрочем, это была преамбула.

Еще одна сентенция: грань между эротикой и порно очень тонка. Весьма нетрудно первую одеть в грязноватую одежку второй. Причем, порно совсем необязательно будет выполнять свою прямую функцию - натурализацию половых актов. Порно в литературе - нередко просто неумелая, грубоватая спекуляция на понятиях из сексуальной области человеческого бытия, укрепленная на конструкции из синтаксических и сюжетных штампов наспех скроенного текста. Получается нечто, вызывающее отторжение у эстета, но безотказно воздействующее на эрогенные зоны неприхотливого читателя. Будем объективны, последняя категория читателей, воспринимающих литературу как объект досужего развлечения, количественно преобладает в обществе. Именно на эту прослойку и сделал в конце восьмидесятых ставку некий предприимчивый отечественный автор, укрывшийся под заморским звучным псевдонимом "Вилли Конн". С 1989 г. началось буквально серийное производство под этим именем фантастических текстов с интригующими своей дебильностью заголовками: "Террорист СПИДа", "Похождения космической проститутки", "Сексуальный маньяк"... Выбор названий, кстати, неслучаен: во внешне незатейливых заголовках заложена четкая информация для читателя - крючок с наживой. Тут надо отдать должное автору.

Все повести, собранные воедино (как это и сделало в 1994 г. питерское издательство "Литера", издав сборник "Герой Бродвея") образуют своеобразную "модель мира" по Вилли Конну. Все зло и добро из космоса, то бишь - от инопланетян. Мы, кстати, тоже. Но инопланетяне эти далеко не добродетели (по крайней мере, не все). Как читатель догадывается, вирус СПИДа они занесли к нам не из лучших побуждений ("Террорист СПИДа"). Они же, "желая завладеть Землей", разработали процедуру превращения нормальных людей в гомосексуалистов, ведь тогда прекратится процесс детопроизводства и планета обезлюдеет ("Второе пришествие Сатаны"). Сам Сатана - мутировавший инопланетянин, "пересидевший" в генераторном отсеке звездолета...Адама и Евы ("Сексуальный маньяк"), а все самое гнусное в нас с вами - результат изнасилования Евы (которая, кстати, тоже из этих), совершенного "осатаневшим" инопланетчиком. Более того, сам секс - инопланетного происхождения. Секс - удовольствие. Секс - страх и смерть. Весь спектр охватил В. Конн. Секс - грозное оружие тотального действия. Как, например, в повести "Американский Дон-Жуан", в которой некий безумный ученый, желая вызвать демографический взрыв в США, изобретает летучие сперматозоиды (Вот вам и непорочное зачатие!).

На заостренной грани "двуличия" сексуального в человеке, обществе и даже Космосе и выстраивает свои сюжеты В. Конн. Подчеркну: сюжеты. О каких-то концептах, идеях говорить неловко за отсутствием таковых...

Мир, казалось бы, летит ко всем чертям (возможно, что и эти инфернальные создания - пришельцы). Но на страже нашей планеты стоит мужественный, несгибаемый детектив, обладатель черного (а то!) пояса по каратэ Майк Норман, сумевший перевоспитать даже коварную космическую проститутку ("Похождения космической проститутки", "Второе пришествие Сатаны") и жениться на ней (она оказалась очень милой девчонкой и хорошей добродетельной супругой). В благородном деле борьбы с инопланетными агрессорами Норману чаще помогают не мужчины-коллеги, а пышногрудые красавицы-блондинки, нередко "сопастельницы", стервозный характер которых пришельцы боятся пуще крупнокалиберных кольтов и железных кулаков отважного детектива ("Любовники из сновидений", "Последняя любовь Джека-Потрошителя")...

Литература - любая! - суть ИГРА. Как дети, играя, складывают из кубиков домики, так писатель, эдакий божок за пишущей машинкой (или компьютером), складывает из слов образы, выстраивая свой мир (наш с вами мир, но ПО-СВОЕМУ).

Не скрою, некоторое время я сильно подозревал подвох со стороны В. Конна: уж не играет ли он с наивным, оболваненным еще недавно Дефицитом-На-Все читателем? Что такое повести Вилли Конна? Псевдопорнография всерьез? Безвкусный выброс графомана-удачника? Забавная ИГРА? А может, создавая на утеху себе и читателю миры рафинированных суперменов и "совершенно голых девушек" с летающих тарелочек, автор попросту пытается реализовать таким образом энергию своего мужского либидо?.. Фантастика, она, знаете ли, эротична.

Впрочем, вправе ли я ставить точку над i ?

Пусть уж лучше читатели этим занимаются.

Вполне вероятно возникновение такого вопроса: " Если это плохая литература, то зачем о ней вообще стоит писать?" Нередко бывает так, что именно в плохой литературе лучше всего выражаются те или иные тенденции в обществе, да и в самом искусстве. Как это не парадоксально, но творчество Вилли Конна ( равно как творчество Ю. Петухова или Э. Малышева) - своего рода явление времени, его показатель. А значит, в известной степени, и история.

    Е. В. Харитонов.
    Март, 1995.



Русская фантастика > ФЭНДОМ > Фантастика >
Книги | Фантасты | Статьи | Библиография | Теория | Живопись | Юмор | Фэнзины | Филателия
Русская фантастика > ФЭНДОМ >
Фантастика | Конвенты | Клубы | Фотографии | ФИДО | Интервью | Новости
Оставьте Ваши замечания, предложения, мнения!
© Фэндом.ru, Гл. редактор Юрий Зубакин 2001-2021
© Русская фантастика, Гл. редактор Дмитрий Ватолин 2001
© Дизайн Владимир Савватеев 2001
© Верстка Алексей Жабин 2001